Особенности студентов первого курса




Л. Д. Столяренко характеризует студенческий возраст как период развития и достижения интеллектуальных и физических сил. Но случается, что одновременно можно наблюдать "как проявляются "ножницы" между этими возможностями и их действительной реализацией" [20, с. 355].

А. А. Прачева, В. П. Мальцев указывают на то, что "при поступлении в высшее учебное заведение бывшие школьники сталкиваются с рядом совершенно новых особенностей учебной деятельности, а многие - с кардинальными изменениями в условиях проживания" [6, с. 101]. Приводя мнение П. А. Байгужина, А. А. Прачевой, А. А. Прачева и В. П. Мальцев указывают на то, что "изменения условий проживания, учебно-профессиональной деятельности вызывает в организме напряжение адаптационных механизмов" [6, с. 102].

"Предвестники дезадаптации (т.е. нарушения нормального взаимодействия человека с окружающей средой, перенапряжение в связи со сложной житейской ситуацией и психотравмирующими событиями) выявляются психодиагностическим обследованием раньше, чем это станет явным для клинициста или дойдет до сознания самого человека" [21, с. 90]. Л. Н. Собчик отмечает, что зная резервы и компенсаторные механизмы личности, можно выбрать наиболее эффективные "пути ресоциализации выбитого из колеи нормальной жизни человека с травмированной психикой" [21, с. 90].

"Молодые люди очень часто находятся под гнетом определенной ответственности за свои успехи в учебе перед преподавателями, и в первую очередь родителями. Кроме того, в современном мире молодые люди все чаще страдают в связи с неопределенными перспективами трудоустройства после окончания высшего учебного заведения" [22, с. 6]. В. Воротников пишет, что материальные трудности и проблемы в семье также вызывают у молодых людей возникновение гнетущего состояния, провоцируют частые тревоги и депрессии, в связи с чем, студенты оказываются не в состоянии справиться с объемами нагрузок [22, с. 6]. По его мнению, "проблемы с состоянием психического здоровья одних студентов может оказывать соответствующее негативное влияние и на их сокурсников" [22, с. 6]. Данные факторы могут послужить предпосылкой развития пограничных психических расстройств в данной социальной группе.

Как указывает Н. Л. Скворцов, первой группой психологических проблем студента является "ломка" ранее сформированных стереотипов [23, с. 91]. Ко второй группе проблем он относит специфику студенческого возраста; трудности самоопределения; начало самостоятельной или семейной жизни; материальные, жилищные, бытовые проблемы; расширение круга общения; выполнение новых социальных ролей [23, с. 91].

В результате проведенного исследования в областной клинической психиатрической больнице г. Гомеля, С. О. Хилькевич выявил, что из общего числа лиц с невротическими расстройствами высшее образование имеют 21,6% человек. Учитывая, что высшее образование является "вершиной" образовательного процесса, этот достаточно высокий показатель не противоречит "общей концепции о влиянии интенсивного интеллектуального труда на развитие невротических расстройств" [24].

По мнению А. Е. Журавлевой, "…необходимо организовать психологическое и педагогическое воздействие в процессе обучения и досуга, способствующего формированию здоровьесберегающего поведения, которое будет способствовать становлению жизненных целей студенческой молодежи, их профессиональному и личностному самоопределению, повышению эффективности и результативности учебной и трудовой деятельности" [1, с. 61].

"Одной из важнейших задач любого вуза является работа со студентами первого курса, направленная на более быструю и успешную их адаптацию к новым условиям социальной и образовательной среды. От этого зависит успешность обучения в целом: способность справляться с учебной нагрузкой, интеграция в студенческий коллектив, осознание правильности выбора профессии и успешное приобретение навыков, необходимых для освоения выбранной специальности" [6, с. 101].

Подводя итог, можно отметить, что на первом курсе возможен ряд проблем: адаптации, ломки стереотипов, возрастные особенности и т.д. В то же время существует необходимость обеспечения здоровья студентов как будущих специалистов. В том числе предъявляются высокие требования к нервно-психической устойчивости в частности, и к психическому здоровью в целом, как фактора, обеспечивающего лучшую адаптацию в социуме, возможность реализации профессионального и творческого потенциала, высокий уровень качества жизни и субъективного ощущения комфорта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: