Проверка на нормальность распределения результатов тестирования




Результаты психометрической проверки уровня невротизации.

Выбранная популяция: студенты 1 курса.

Выборка стандартизации: 49 человек.

Результаты тестирования уровня невротизации представлены в таблице А.1

Таблица А.1 - Частота встречаемости уровня невротизации и перевод сырых баллов в стены

Сырые баллы Частота встречаемости признака Стены
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Показатели моды, медианы, генерального среднего, дисперсии, стандартного отклонения, ассиметрии и эксцесса вычисляются в программе Excel.

Таблица А.2 - Значения мер изменчивости в тесте по определению уровня невротизации

Наименование мер изменчивости Цифровое значение
Мо (мода)  
Ме (медиана)  
S² (дисперсия) 61,5
σ (стандартное отклонение) 7,8
А (ассиметрия) 0,27
Е (эксцесс) -0,6

 

Проверка на нормальность распределения по методу Пустыльника:

А кр. = 3* √6* (n-1) / (n+1)* (n+3)

E кр. = 5*√24*n(n-2)*(n-3) / (n+1)²*(n+3)*(n+5)

А кр. = 0,99

Е кр. = 3

Т.к. А не превышает А кр., и Е не превышает Е кр., то распределение признака в выборке можно считать нормальным.

3σ = 23,4

16,6 + 23,4 = 40

,6 - 23,4 = -6,8

Результаты психометрической проверки уровня ЛТ

Результаты тестирования отражены в таблице А.3

Таблица А.3 - Частота встречаемости уровня личностной тревожности и перевод сырых баллов в стены

Сырые баллы Частота встречаемости признака Стены
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Таблица А.4 - Значения мер изменчивости в тесте по определению уровня личностной тревожности

Наименование мер изменчивости Цифровое значение
Мо  
Ме  
М 42,2
70,9
σ 8,4
А 0,45
Е -0,63

 

Т.к. А не превышает А кр., а Е не превышает Е кр., то распределение признака в выборке можно считать нормальным.

3σ = 25,2

42,2 + 25,2 = 67,4

,2 - 25,2 = 17

Таблица А.5 - Частота встречаемости уровня депрессивности и перевод сырых баллов в стены

Сырые баллы Частота встречаемости признака Стены
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Таблица А.6 - Значения мер изменчивости в тесте по определению уровня депрессивности

Наименование мер изменчивости Цифровое значение
Мо  
Ме  
М 6,3
24,1
σ 4,9
А 1,4
Е 2.35

 

Т.к. А превышает А кр., а Е не превышает Е кр., то распределение признака в выборке нельзя считать нормальным.

3σ = 14,7

6,3 + 14,7 = 21

,3 - 14,7 = -8,4

Результаты психометрической проверки уровня самооценки Результаты тестирования отражены в таблице А.7

Таблица А.7 - Частота встречаемости уровня самооценки и перевод сырых баллов в стены

Сырые баллы Частота встречаемости признака Стены
-1.18    
-0.5    
-0.48    
-0.21    
-0.07    
-0.06    
0.02    
0.03    
0.09    
0.13    
0.15    
0.24    
0.28    
0.29    
0.32    
0.36    
0.4    
0.44    
0.47    
0.48    
0.5    
0.51    
0.55    
0.62    
0.66    
0.68    
0.7    
0.75    
0.8    
0.84    
0.85    
0.87    
0.92    
0.95    

Таблица А.8 - Значения мер изменчивости в тесте по определению уровня самооценки

Наименование мер изменчивости Цифровое значение
Мо 0.5
Ме 0.5
М 0.3
0.1
σ 0.4
А -1.42
Е 3.22

 

Т.к. А не превышает А кр., а Е превышает Е кр., то распределение признака в выборке нельзя считать нормальным.

3σ = 0.9

0.3 + 0.9 = 1.2

- 0.9 = -0.6

Результаты психометрической проверки уровня ЛАП

Результаты тестирования отражены в таблице А.9

Таблица А.9 - Частота встречаемости уровня личностного адаптационного потенциала

Стены Частота встречаемости признака
   
   
   
   
   
   
   

Таблица А.10 - Значения мер изменчивости в тесте по определению уровня личностного адаптационного потенциала

Наименование мер изменчивости Цифровое значение
Мо 1;3
Ме  
М 3.3
3.3
σ 1.8
А 0.44
Е -0.63

 

Т.к. А не превышает А кр., а Е не превышает Е кр., то распределение признака в выборке можно считать нормальным.

3σ = 5.4

3.3 + 5.4 = 8.7

- 5.4 = -2.1

Таблица А.11 - Частота встречаемости уровня самочувствия и перевод сырых баллов в стены

Сырые баллы Частота встречаемости признака Стены
1.9    
     
3.6    
3.7    
     
4.1    
4.4    
4.6    
4.7    
4.8    
4.9    
     
5.2    
5.3    
5.4    
5.5    
5.6    
5.7    
5.9    
     
6.1    
6.2    
6.3    
6.4    
6.5    
6.6    
6.9    
     

 

Таблица А.12 - Значения мер изменчивости в тесте по определению уровня самочувствия

Наименование мер изменчивости Цифровое значение
Мо 5.2
Ме 5.5
М 5.2
1.2
σ 1.1
А -1.12
Е 1.72

 

Т.к. А не превышает А кр., а Е не превышает Е кр., то распределение признака в выборке можно считать нормальным.

3σ = 3.3

5.2 + 3.3 = 8.5

- 3.3 = 1.9

Результаты психометрической проверки уровня активности

Результаты тестирования отражены в таблице А.13


Таблица А.13 - Частота встречаемости уровня активности и перевод сырых баллов в стены

Сырые баллы Частота встречаемости признака Стены
1.9    
     
3.5    
3.6    
3.7    
3.8    
     
4.1    
4.2    
4.3    
4.5    
4.6    
4.7    
4.8    
4.9    
5.1    
5.3    
5.4    
5.5    
5.7    
     
6.4    

 

Таблица А.14 - Значения мер изменчивости в тесте по определению уровня активности

Наименование мер изменчивости Цифровое значение
Мо (мода) 4.2
Ме (медиана) 4.6
М (среднее) 4.5
0.6
σ 0.8
А -0.27
Е 0.29

Т.к. А не превышает А кр., а Е не превышает Е кр., то распределение признака в выборке можно считать нормальным.

3σ = 2.4

4.5 + 2.4 = 6.9

- 2.4 = 2.1

Результаты психометрической проверки уровня настроения

Результаты тестирования отражены в таблице А.15

Таблица А.15 - Частота встречаемости уровня настроения и перевод сырых баллов в стены

Сырые баллы Частота встречаемости признака Стены
1.6    
3.1    
3.5    
3.8    
     
4.6    
     
5.1    
5.3    
5.4    
5.5    
5.6    
5.7    
5.8    
5.9    
     
6.1    
6.2    
6.3    
6.4    
6.5    
6.6    
6.7    
6.8    
6.9    
     

Таблица А.16 - Значения мер изменчивости в тесте по определению уровня настроение

Наименование мер изменчивости Цифровое значение
Мо 5.8
Ме 5.9
М 5.7
1.1
σ 1.1
А -1.82
Е 3.89

 

Т.к. А не превышает А кр., а Е превышает Е кр., то распределение признака в выборке нельзя считать нормальным.

3σ = 3.3

5.7 + 3.3 = 9

- 3.3 = 2.4


Приложение В

Описание методик

1. Опросник невротичности и склонности к невротическому реагированию К. Хека - Х. Хесса, или шкала жалоб (BFB)

Это - наиболее типичных опросников для скрининга неврозов. Он стандартизован на возраст от 16 до 60 лет. При его создании авторы исходили из того, что жалобы больных носят специфический характер и в них, в отличие от больных с органической соматической патологией, преобладают указания на вегетативные расстройства и жалобы психического характера. Обследуемому дается лист с перечнем телесных и психических жалоб. Методика дает предварительный и обобщенную информацию о наличии у индивида предпосылок к неврозу. Невроз является нарушением нервной деятельности и может иметь в своей основе болезненную реакцию на воздействие стрессора (психической травмы) в процессе обеднения адаптационный резервов организма (Д. Я. Райгородский, 2001).

Опросник крайне прост, длительность исследования с его помощью составляет 5-10 мин. Обработка данных является медико-психологической экспресс-диагностической методикой, предназначенной для выявления степени выраженности невротизации. Предельные значения для разграничения лиц с неврозами и лиц контрольной группы, определенные после стандартизации теста, составляют для мужчин 7 жалоб, для женщин 10 жалоб. Чувствительность теста 87%, а его специфичность достигает 82%. Метод нашел широкое применение в ГДР в скриннинговом выявлении неврозов и оказании амбулаторной помощи (В. М. Блейхер, 1989).

Методика состоит из 40 вопросов - высказываний, на которые надо ответить положительно или отрицательно. Подсчет результатов представляет собой простое суммирование утвердительных ответов. За каждый ответ "да" дается 1 балл, за каждый ответ "нет" - 0 баллов. Надо подсчитать количество баллов: если получено более 24 баллов говорит о высокой вероятности невроза [28].

Следует иметь ввиду, что тесты не могут достаточно хорошо дифференцировать моносимптомные невротические нарушения: заикание, ночные страхи, сексуальные нарушения (В. М. Блейхер, 1989). В. М. Блейхер, со ссылкой на А. Кокошкарову, указывает, что на практике скриннинговые методы не отграничивают неврозы и неврозоподобные нарушения при различных неврологических и соматических заболеваниях. Однако, с другой стороны, это уже задача врачей. "Психологическое исследование может помочь синдромальному уточнению невроза" (В. М. Блейхер, 1989, С. 234 - 235).

2. Методика Ч. Спилбергера - Ю. Ханина

Для уточнения гипотезы мы использовали методику диагностики самооценки тревожности Ч. Д. Спилберга, т.к. высокая ЛТ коррелирует с наличием невротического конфликта. Кроме того, это методика позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности) (Д. Я. Райгородский, 2001).

Под ЛТ понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Высокая ЛТ повышает вероятность эмоциональных и невротических срывов, риск психосоматических заболеваний (Д. Я. Райгородский, 2001).

СТ характеризует особенности текущего состояние человека, вызванное выполнением им какой-либо деятельности в тех случаях, когда он напряжен, беспокоен, нервозен. Высокая выраженность СТ может служить показателем наличия определенных проблем при выполнении конкретного вида деятельности; она вызывает нарушения внимания, общения, снижение способности быстро и надежно решать профессиональные задачи. СТ как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Низкая СТ требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в "лучшем свете" (Д. Я. Райгородский, 2001).

В 1976 - 1978 г. был Ю. Л. Ханиным адаптирован, модифицирован и стандартизирован русскоязычный вариант, который известен как шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера - Ю. Ханина.

Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Экспериментатор предлагает испытуемым ответить на вопросы шкал согласно инструкциям, помещенным в опроснике, и напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно. Каждая из частей шкалы снабжена собственной инструкцией, заполнение бланка ответов несложно, продолжительность обследования составляет примерно 5 - 8 мин.

Бланк шкал самооценки Ч. Спилберга включает инструкции из 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня СТ и 20 - для оценки уровня ЛТ. На каждый вопрос возможны четыре варианта ответа по степени интенсивности. Первая шкала предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть для диагностики актуального состояния, а задание второй шкалы направлена на выяснение того, как субъект диагностирует тревожность как свойство личности. Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по четырехбалльной шкале. Вербальная интерпретация позиций оценочной шкалы в первой и во второй частях различна (Д. Я. Райгородский, 2001).

Для СТ: "нет" - 1 балл, "скорее нет" - 2 балла, "скорее да" - 3 балла, "да" - 4 балла. Для ЛТ: "почти никогда" - 1 балл, "иногда" - 2 балла, "часто" - 3 балла, "почти всегда" - 4 балла.

РТ = Е1 - Е2 + 50,

где Е1 - сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

Е2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 15, 16, 19, 20).

Для ЛТ: 1 балл - почти никогда; 2 балла - иногда; 3 балла - часто; 4 балла - почти всегда.

ЛТ = Е1 - Е2 + 35,

где Е1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

Е2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39) [28].

Ю. Л. Ханин получил нормативы поуровневой выраженности тревожности: от 20 - 34 баллов: низкий уровень; от 35 - 44 баллов: средний уровень; выше 45 баллов: высокий уровень (Д. Я. Райгородский, 2001).

Значительные отклонения показателей тревожности от "зоны психологического комфорта" (31 - 45 баллов) требуют специального внимания.

Высокая тревожность вызывает появление неприятного и затрудняющего деятельность состояния человека, в этом случае необходимо сменить акценты с боязни неудачи и неодобрения окружающих на содержание деятельности, ее смысл, процесс осуществления. Можно, например, спланировать деятельность по отдельным подзадачам, которые легче осуществить и тем самым уменьшить чувство тревоги за конечный результат.

Низкая тревожность, наоборот, требует пробуждения активности личности, заинтересованности и чувства ответственности (Д. Я. Райгородский, 2001).

Этот опросник широко распространен в прикладных исследованиях, особенно в области клинической психодиагностики и высоко оценивается за достоверные диагностические данные.

3. Опросник А. Бека для оценки депрессии

Депрессивность и тревожность занимают все большее место в клинической картине неврозов, поэтому использование методик выявления депрессивных и тревожных симптомов просто необходимо для оценки состояния психического здоровья студенческой молодежи.

Методика предназначена для диагностики наличия и выраженности депрессивных состояний. Депрессия проявляется в невротических реакциях - в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, суждении и ограничении контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества. Предназначен для оценки наличия депрессивных симптомов у обследуемого на текущий период (И. Г. Малкина-Пых, 2005).

Шкала депрессии А. Бека (Beck Depression Inventory) предложена А. Беком в 1961 г. и разработана на основе клинических наблюдений, позволивших выявить ограниченный набор наиболее релевантных и значимых симптомов депрессии и наиболее часто предъявляемых пациентами жалоб. После соотнесения этого списка параметров с клиническими описаниями депрессии, содержащимися в соотвествующей литературе, был разработан опросник, включающий в себя 21 категорию симптомов и аттитюдов (жалоб): грусть, пессимизм, чувство провала, неудовлетворенность, вина, чувство кары, неприязнь к себе, самообвинения, суицидальные мысли, периоды плача, раздражительность, уход от контактов с другими, нерешительность, искаженный образ тела, застой в работе, нарушение сна, быстрая утомляемость, потеря аппетита, потеря веса, озабоченность соматическими симптомам и утрата либидо (И. Г. Малкина-Пых, 2005).

Депрессивные шкалы сконструированы по синдромологическому принципу. Однако, в задачу не входит нозологическое разграничение депрессивных состояний. Данные исследования помогают оценить степень выраженности депрессивных состояний и его симптоматическую характеристику (В. М. Блейхер, 1989).

Каждая категория состоит из 4 - 5 утверждений, соответствующих специфическим проявлениям / симптомам депрессии. Эти утверждения ранжированы по мере увеличения удельного вклада симптома в общую степень тяжести депрессии. В соответствии со степенью выраженности симптома, каждому пункту присвоены значения от 0 (симптом отсутствует, или выражен минимально) до 3 (максимальная выраженность симптома). Некоторые категории включают в себя альтернативные утверждения, обладающие эквивалентным удельным весом. В первоначальном варианте методика заполнялась при участии квалифицированного эксперта (психиатра, клинического психолога или социолога), который зачитывал вслух каждый пункт из категории, а после просил пациента выбрать утверждение, наиболее соответствующее его состоянию на текущий момент. Пациенту выдавалась копия опросника, по которому он мог следить за читаемыми экспертом пунктами. На основании ответа пациента исследователь отмечал соответствующий пункт на бланке. В дополнение к результатам тестирования исследователь учитывал анамнестические данные, показатели интеллектуального развития и прочие интересующие параметры. В настоящее время считается, что процедура тестирования может быть упрощена: опросник выдается на руки пациенту и заполняется им самостоятельно. На данный момент опросник депрессивноcти А. Бека широко применяется в клинико-психологических исследованиях и в психиатрической практике для оценки интенсивности депрессии. Преимущества этого опросника заключаются в возможности прицельной оценки степени тяжести как депрессивного синдрома в целом, так и отдельных симптомов, его составляющих.

Опросник обладает хорошей дискриминативной валидностью (различительной способностью) в отношении различной степени тяжести депрессивных состояний. BDI также чувствителен к изменениям тяжести депрессии во времени и поэтому может использоваться для оценки динамики депрессивного состояния и эффективности терапии. В случаях, когда пациент не способен самостоятельно заполнить шкалу (при значительной выраженности депрессии) - требуется участие квалифицированного эксперта, и тестирование приобретает характер стандартизированного интервью. При интерпретации результатов рекомендуется дополнительно воспользоваться любыми другими источниками информации (от родственников, знакомых, врачей). Измерения с помощью шкалы можно проводить через любые промежутки времени, однако их продолжительность необходимо фиксировать. BDI применялся в комплексном исследовании, которое проводилось лабораторией психологии посттравматического стресса и психотерапии ИП РАН.

Обработка. Показатель по каждой категории рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 3 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Суммарный балл составляет от 0 до 62 и снижается в соответствии с улучшением состояния.

Интерпретация. При интерпретации данных учитывается суммарный балл по всем категориям.

-9: отсутствие депрессивных симптомов; 10-15: легкая депрессия (субдепрессия); 16-19: умеренная депрессия; 20-29: выраженная депрессия (средней тяжести); 30-63: тяжелая депрессия.

Градуально оценивается выраженность 21 симптома депрессии.

Пункты 1-13: когнитивно-аффективная субшкала (C-A)

Пункты 14-21: субшкала соматических проявлений депрессии (S-P).

4. Методика исследования самооценки личности

Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное исследование самооценки личности, т. е. ее измерение. В основе данной методики лежит способ ранжирования (Н. С. Глуханюк, 2003).

Предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности (аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм), из которых необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее "мой идеал"). Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления "Я идеальное" и "Я реальное". Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции.

Коэффициент ранговой корреляции г может находиться в интервале от - 1 до + 1. Если полученный коэффициент составляет не менее - 0,37 и не более + 0,37 (при уровне достоверности равном 0,05), то это указывает на слабую незначительную связь (или ее отсутствие) между представлениями человека о качествах своего идеала и о реальных качествах. Такой показатель может быть обусловлен и несоблюдением испытуемым инструкции, но если она выполнялась, то низкие показатели означают нечеткое и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и Я реальном.

Значение коэффициента корреляции от + 0,38 до + 1: свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от + 0,39 до + 0,89, как тенденция к завышению. Значения же от + 0,9 до + 1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от - 0,38 до - 1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к 1, тем больше степень несоответствия.

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. Процесс самооценивания может происходить двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми.

Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, самооценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень.

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

Сведений о валидности и надежности этой методики не было найдено, но она широко используется в исследованиях самооценки личности.

5. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния САН

Тест назван по первым буквам слов "Самочувствие", "Активность", "Настроение", разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И. М. Сеченова: В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, М. П. Мирошниковым и В. Б. Шарай и впервые опубликован в 1973 году.

"САН" предназначен для определения функционального состояния человека и его изменений в течение определенных интервалов времени (например, рабочей смены, этапов обучения и тренажа или различных периодов социальной или медицинской реабилитации). При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.

При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением. Опросник состоит из 30 пар слов, являющихся полярными характеристиками (по 10 пар слов для каждой категории). На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая семибалльная шкала. Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. Сфера применения:

. Динамический контроль готовности персонала к работе;

. Оценка функционального состояния организма человека в процессе профессиональной деятельности;

. Оценка переносимости информационной и физической нагрузок в процессе психофизиологической подготовки (Л. Ф. Бурлачук, 1989).

6. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) "Адаптивность" А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина (сокращенный вариант)

Этот опросник был разработан в 1993 А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным. Предназначен для изучения адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающих интегральные особенности психического и социального развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендуется к использованию для решения задач профессионального психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности. Результаты тестирования по МЛО могут быть интерпретированы от простейших суждений ("годен - не годен") до подробной личностной характеристики. Опросник "Адаптивность" состоит из 165 вопросов и имеет 4-е структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объёма и характера (Г. С. Никифоров, 2003).

. Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют получить типологические характеристики личности, определить акцентуации характера;

. Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН ("Дезадаптационные нарушения"), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений преимущественно астенических и психотических реакций и состояний;

. Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР}, коммуникативный потенциал (КП) и моральная нормативность (МН);

. Шкала 4-го уровня - личностный адаптационный потенциал (ЛАП) (Г. С. Никифоров, 2003).

Теоретической основой теста является представление об адаптации, как о постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социальной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Каждый человек по-разному относится к одним и тем же событиям, а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, а также можно определить некоторый "интервал" отношений человека к тому или иному явлению. Степень соответствие этому "интервалу" психической и социально-нравственной нормативности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал (ЛАП), являющейся важнейшей интегративной характеристикой психического развития. Характеристику личностного потенциала адаптации можно получить, оценив поведенческую регуляцию, коммуникативные способности и уровень моральной нормативности (Г. С. Никифоров, 2003).

Поведенческая регуляция (ПР) - это понятие характеризующее способность человека регулировать своё взаимодействие со средой деятельности. Основными элементами поведенческой регуляции являются: самооценка, уровень нервно-психической устойчивости, а также наличие социального одобрения (социальной поддержки) со стороны окружающих людей. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляции поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, "Я-концепции" и др. (Г. С. Никифоров, 2003).

Коммуникативные качества (коммуникативный потенциал - КП) является следующей составляющей личностного адаптационного потенциала (ЛАП). Поскольку человек практически всегда находится в социальном окружении, его деятельность сопряжена с умением построить отношения с другими людьми. Коммуникативные возможности (или умение достигнуть контакта и взаимопонимания с окружающими) у каждого человека различны. Они определяются наличием опыта и потребности общения, а также уровнем <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: