Установление особенностей психического здоровья студентов




Данные исследования студентов 1 курса (2013 г.): n = 49

Выборка: студенты дневного факультета в возрасте 17 - 21 лет. Лиц муж. пола - 4 чел., женского пола - 45 чел.

Таблица 1 − Уровень невротизации студентов 1 курса

Уровень невротизации Значение в абсолютных величинах, чел. Значение в относительных величинах, %
Нормальный уровень   83,7
Высокая вероятность невроза   16,3
Всего    

 

Как видно из таблицы 1, уровень невротизации среди студентов 1 курса составляет 16,3%. У остальных 83,7%, согласно методике К. Хека - Х. Хесса, невротизация отсутствует.

По данным Н. В. Семеновой (Россия), общее количество зарегистрированных в течение года случаев невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств (F40-F48) у населения Ленинградской области увеличилось за 10 лет почти вдвое (на 85%) с 3677 человек в 2000 году до 6788 в 2009-м. Доля этой диагностической группы в общем контингенте больных психическими расстройствами и расстройствами поведения увеличилась за десять лет с 10,6% до 15,5%. В расчете на численность населения, показатель распространенности невротических, связанных со стрессом и соматоформных расстройств увеличился с 2000 по 2009 год на 85% с 228 до 423 случаев на 100 тысяч населения [25, с. 195]. По сведениям Н. В. Семеновой, Киселева А. С., "доля взрослых в когорте больных невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами, преобладала на протяжении исследуемого периода и постепенно возрастала с 83,5% до 92% к концу десятилетия" [26, с. 197]. Согласно Н. В. Семеновой, И. В. Лупинова, "в группе взрослого населения наблюдается снижение количества лиц молодого возраста (18-19 лет) с впервые выявленными невротическими расстройствами с 8% до 3%" [27, с. 199]. Эти данные показывают, что в Ленинградской области наблюдается рост числа больных, страдающих невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами. Однако, общая заболеваемость расстройствами этой диагностической группы населения России в целом имеет обратную динамику [25, с. 195].

В результате проведенного К. Т. Сарсембаевым (Казахстан) клинико-эпидемиологического исследования городской популяции страдающих неврозами, которые были катамнестически прослежены на протяжении 15 лет, была выявлена распространенность неврозов 2,4 на 1000 населения старше 16 лет (1,2 для мужчин и 3,6 для женщин). Всего были обследованы 497 лиц с невротическими расстройствами (116 мужчин и 381 женщина). Приводимые результаты исследования статистически достоверны [28]. Кроме того, им было выделено два типа течения невротических расстройств: регредиентный и прогредиентный. Наличие у лиц с невротизацией высшего и среднего специального образования было связано с регредиентным (р < 0,05), а неполного среднего - с прогредиентным течением невротических расстройств (р < 0,05) [28].

Таким образом, наше исследование соотносится с данными российских исследователей.

Касательно эпидемиологии невротических нарушений в Беларуси, то нами были проанализированы следующие исследования. Так, за 2008 год в 16-е (психоневрологическое) отделение Гомельской областной клинической психиатрической больницы было госпитализировано 787 человек с различными диагнозами расстройств невротического спектра [24]. Однако, эта цифра отражает лишь количество лиц, обратившихся за помощью в госучреждение. С. О. Хилькевич была отобрана методом произвольной выборки первичная медицинская документация 102 человек (13% от общего числа) в возрасте от 16 до 81 лет. При этом С. О. Хилькевич отмечает, что преимущественно невротическими расстройствами страдают женщины в возрасте от 36 до 65 лет (65,8% от общего количества женщин). Среди мужчин невротические расстройства чаще встречаются в возрастных группах до 25 лет и от 46 до 55 лет (34,8% и 21,7% от общего числа мужчин соответственно) [24].

Газета "Intex-press" (независимая Барановичская газета), со ссылкой на данные медицинской статистики, пишет, что заболеваемость белорусов психическими расстройствами с 2002 по 2010 год выросла более чем наполовину - на 52%. В составе этого показателя количество лиц с невротическими, связанными со стрессом расстройствами, - увеличилось на 58%. При этом первичная психическая заболеваемость выросла в большинстве возрастных групп, но особенно, в группах 20-59 лет - на 142% [29].

Исходя из приведенных данных в России, в Казахстане и в Беларуси практически за один и тот же промежуток времени количество лиц с расстройствами невротического спектра значительно возросло. Если перевести случаи распространенности неврозов на 1000 населения, то в России эта цифра почти в 2 раза больше по сравнению с Казахстаном (4,23 в России и 2,4 в Казахстане). В то же время, в целом по России, если не брать данные Ленинградской области, в последнее время наблюдается тенденция к снижению этой группы расстройств. Кроме того, в России отмечается снижение количества лиц молодого возраста (18-19 лет) с впервые выявленными невротическими расстройствами. На благополучный прогноз невроза (на регридиентность его течения), по мнению К. Т. Сарсембаева, может оказать влияние наличие высшего или среднего специального образования. В Беларуси показатель увеличения невротических нарушений ниже (58%), чем в Ленинградской области (85%) за один и тот же отрезок времени. Однако, увеличение частоты первичной психической заболеваемости интересующей нас возрастной группы в нашей стране продолжает возрастать.

Таблица 2 − Уровень личностной тревожности студентов 1 курса 20

Уровень ЛТ Значение в абсолютных величинах, чел. Значение в относительных величинах, %
Низкий уровень   2,0
Умеренный уровень   63,3
Высокий уровень   34,7
Всего    

и личностной,

Согласно данным таблицы 2, выявлен следующий уровень личностной тревожности (ЛТ). Большинство респондентов имеют умеренный уровень ЛТ - 63,3%. Высокий показатель ЛТ отмечается у 34,7% первокурсников. Учитывая, что исследование проводилось после зимней сессии, то есть, через полгода после начала обучения, можно предполагать, что процесс адаптации для указанной группы студентов затянулся. Следует отметить, что наличие высокой ЛТ прямо коррелирует с высоким уровнем невротизации (Д. Я. Райгородский, 2001).

Таблица 3 − Уровень депрессивности студентов 1 курса

Уровень депрессивности Значение в абсолютных величинах, чел. Значение в относительных величинах, %
Отсутствие депрессивных симптомов   83,7
Умеренно выраженная депрессия   10,2
Критический уровень депрессивности   6,1
Явно выраженная депрессивная симптоматика
Всего    

 

Согласно таблице 3, у 83,7% депрессивные симптомы отсутствуют, явно выраженная депрессия также отсутствует. Тем не менее, у 6,1% человек выявлен критический уровень депрессии.

Среди проблем, связанных с психическим здоровьем студентов, большая доля приходится на расстройства аффективного спектра, а именно - депрессии и субдепрессии. Субдепрессия по А. О. Бухановскому, Ю. А. Кутявину, М. Е. Литваку - это состояние, где "ведущим симптомом выступает нерезко выраженная тоска с оттенком грусти, скуки, некоторой подавленности, угнетенности, легкой тревоги, пессимизма. Обязательные симптомы - гипобулия и замедление ассоциативного процесса - в силу незначительности в большей степени переживаются субъективно и мало заметны при объективном наблюдении. Гипобулия проявляется чувством вялости, утомленности, физической и психической усталости, несколько снижается продуктивность" [12, с. 145].

Таблица 4 − Уровень самооценки студентов 1 курса 20

Уровень самооценки Значение в абсолютных величинах, чел. Значение в относительных величинах, %
Высокая неадекватная   8,2
Высокая адекватная   22,5
Средняя адекватная   57,1
Низкая адекватная   6,1
Низкая неадекватная   6,1
Всего    

Из таблицы 4 видно, что уровень средней адекватной самооценки (57,1%) преобладает в данной выборке. Высокая адекватная самооценка наблюдается у 22,5% человек. Общий показатель неадекватной самооценки (как высокой, так и низкой) составляет 14,3%.

С одной стороны, поступление в вуз помогает поверить молодым людям в свои силы и способности, с другой стороны, юноши и девушки с пониженным самоуважением болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или, если они обнаруживают в себе какой-то недостаток [20, с. 652]. Это период, когда идеальное "Я" еще не окончательно сформировано, а реальное "Я" как следует не оценено самим субъектом. Данное противоречие может привести к внутренней неуверенности в себе, вызвать чувство непонятости [20, с. 355]. Следствием неуверенности в себе и ощущением непонятости может стать формирование неадекватной самооценки (как завышенной, так и заниженной). В свою очередь, данный фактор рассматривается в качестве предиктора возникновения невроза Б. С. Братусем и В. Н. Павленко [14].

Таблица 5 - Уровень личностного адаптационного потенциала студентов 1 курса

Уровень ЛАП Значение в абсолютных величинах, чел. Значение в относительных величинах, %
Низкий уровень   34,7
Удовлетворительный уровень   38,8
Высокий уровень   26,5
Всего    

 

Согласно таблице 5, удовлетворительный уровень личностного адаптационного потенциала (ЛАП) показали 38,8% человек. Высокий уровень ЛАП у 26,5% человек. Однако низкий ЛАП отмечается у достаточно большого количества студентов - 34,7% человек.

А. Г. Маклаков, ссылаясь на Р. М. Баевского, пишет, что адаптация как динамическое образование тесно связана с функциональным состоянием организма [30, с. 17]. Он указывает на то, что "чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективной деятельности при увеличении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды" [30, с. 17].

Согласно Л. И. Козловской, "склонность к фрустрированности и тревожности приводит к ухудшению адаптации на психическом уровне, а это в свою очередь, ухудшает адаптацию пациентов на соматическом и межличностном уровнях.

Можно говорить о дисгармоничном (дезадаптивном) функционировании больных с невротическими расстройствами на соматическом, психическом и межличностном уровнях" [7, с. 82]. "Анализ результатов проведенного исследования и опыт психотерапевтической работы позволяют рассматривать невроз как патологический способ адаптации человека в социуме за счет его ближайшего окружения, в основе которого лежит низкий уровень самоактуализации индивида, как причина его неспособности опираться на самого себя в преодолении жизненных трудностей" [7, с. 82].

Таблица 6 - Уровень самочувствия студентов 1 курса

Уровень самочувствия Значение в абсолютных величинах, чел. Значение в относительных величинах, %
Неблагоприятное состояние   12,2
Нормальный уровень   44,9
Благоприятное состояние   42,9
Всего    

 

В целом, состояние самочувствия первокурсников можно расценивать положительно (таблица 6). Однако, 12,2% респондентов отмечают у себя неблагоприятное самочувствие, это практически каждый восьмой.


Таблица 7 - Уровень активности студентов 1 курса

Уровень активностиЗначение в абсолютных величинах, чел.Значение в относительных величинах, %    
Неблагоприятное состояние   12,2
Нормальный уровень   79,6
Благоприятное состояние   8,2
Всего    

 

Нормальный уровень активности выявлен у 79,6% чел. (таблица 7). Благоприятное состояние активности - 8,2% чел. Показатель неблагоприятного уровня активности, как и в случае с уровнем самочувствия, составляет 12,2% чел.

Таблица 8 - Уровень настроения студентов 1 курса

Уровни настроенияЗначение в абсолютных величинах, чел.Значение в относительных величинах, %    
Неблагоприятное состояние   8,2
Нормальный уровень   18,3
Благоприятное состояние   73,5
Всего    

 

Исходя из таблицы 8, у большинства первокурсников наблюдается благоприятное состояние настроения - 73,5% чел. Неблагоприятное состояние настроения - 8,2% чел.

Э. А. Соколова пишет, что ухудшению настроения может предшествовать возбуждение с негативной реакцией, а также внутреннее возбуждение. Возбуждение с негативной реакцией, как следствие, проявляется в поведении и общении, внутреннее же возбуждение может проявляться еще и в симптомах [31, С. 130 - 131].

Итоговые результаты исследования состояния психического здоровья студентов-первокурсников представлены в таблице 9.


Таблица 9 - Результаты исследования состояния психического здоровья студентов 1 курса в группах с невротизацией (группа I) и без невротизации (группа II)

Наименование групп Группа I Группа II
  Значение в абсолютных величинах, чел. Значение в относительных величинах, % Значение в абсолютных величинах, чел. Значение в относительных величинах, %
Группа с вегетативной симптоматикой   26,0   74,0
Группа малоадаптивных   47,1   52,9
Группа с хронич-ми з-ми   12,5   87,5
Группа с психосоматическими з-ми   33,3   66,7
Группа с субдепрессией     - -
Группа тревожных   47,1   52,9

 

В группу с вегетативной симптоматикой вошли респонденты, которые отмечали у себя следующие симптомы: частые головные боли; жар во всем теле с периодичностью одного раза в неделю или чаще; частые мышечные судороги; частые приступы головокружения; тремор рук во время попытки что-то сделать; сильная потливость во время смущения; частые сильные сердцебиения и затрудненность дыхания. Опросник "Адаптивность" А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина (Д. Я. Райгородский, 2001, С. 549 - 558), который, с одной стороны, показывает уровень адаптивности, с другой - содержат вопросы, отражающие наличие вегетативных симптомов. В. Д. Тополянский указывает, что висцеровегетативные нарушения оказываются непременным компонентом клинической картины при так называемых неврозах органов и субдепрессивных состояниях любого генеза. Он же отмечает, что вегетативная симптоматика является нейрофизиологической основой развития психосоматических расстройств (В. Д. Тополянский, М. В. Струковская, 1986, С. 10 - 11). По словам О. В. Кремлевой, "все чаще только соматические симптомы, особенно сопровождаемые поведенческой картиной страдания, способны на какое-то время привлечь заботу и поддержку значимых лиц к невротической личности, что посредством вторичной выгоды закрепляет соматическое выражение невротического конфликта" [8, с. 96].

В группу малоадаптивных вошли студенты с показателями ЛАП не более 2-х стенов (Г. С.Никифоров, 2001, С. 139 - 140).

Группа с хроническими заболеваниями была образована, исходя из данных паспортички, в которой первокурсники отмечали наличие или отсутствие у себя хронических заболеваний.

Группа с психосоматическими заболеваниями также образована из данных паспортички. В ней студенты указывали конкретное хроническое заболевание, в случае его наличия. Среди указанных заболеваний, к психосоматическим мы отнесли следующие: язву желудка, псориаз, вегетативную дисфункцию.

Б. Д. Карвасарский, ссылаясь на Ю. М. Губачева, пишет, что "развитие невроза чаще всего исключает его коморбидность с "большой" психосоматикой" [32, с. 8]. Согласно проведенным клиническим и катамнестическим исследованиям в их клинике, а также нейрофизиологическим исследованиям В. Б. Захаржевского удалось "ответить на вопрос, почему обычно не наблюдается трансформации невротических соматических расстройств в психосоматические заболевания: "невроза сердца" в ишемическую болезнь сердца, "невроза дыхания" в бронхиальную астму и т.д. Более того, невроз в качестве своеобразного "страхования жизни" даже отдаляет или исключает развитие органических психосоматических заболеваний" [32, с. 8].

В группу с субдепрессией вошли респонденты с критическим уровнем депрессивности (более 19 сырых баллов) согласно опроснику А. Бека.

Группа тревожных представлена студентами с повышенным уровнем ЛТ (более 46 сырых баллов) по шкале реактивной и личностной тревоги Спилбергера - Ханина.

Группа с неврозом состоит из студентов с показателем свыше 24 сырых баллов согласно методике диагностики невротизации К. Хека - Х. Хесса.

Далее нами была проведена математическая обработка данных нашего исследования посредством программы STATISTICA 5.0. В частности, нами было использовано угловое преобразование Фишера.

1. Группа с вегетативной симптоматикой

Доля лиц с вегетативной симптоматикой в группе с невротизацией встречается достоверно чаще, чем в группе без невротизации (p < 0,05).

. Группа малоадаптивных

Доля лиц с низким уровнем ЛАП в группе с невротизацией встречается достоверно чаще, чем в группе без невротизации (p < 0,001 ).

3. Группа с хроническими заболеваниями

Доля лиц с хроническими заболеваниями в группе с невротизацией не больше, чем в группе без невротизации.

4. Группа с психосоматическими заболеваниями

Доля лиц с психосоматическими заболеваниями в группе с невротизацией не больше, чем в группе без невротизации.

. Группа с субдепрессией

Поскольку количество студентов с субдепрессией в группе без невротизации равно нулю, а применение углового преобразования Фишера в этом случае имеет ограничение, для математической обработки этих данных мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Корреляционная связь между уровнем невротизации и уровнем депрессивности является статистически значимой (r = 0,59, p < 0,001).

. Группа тревожных

Доля лиц с высоким уровнем ЛТ в группе с невротизацией встречается достоверно чаще, чем в группе без невротизации (p < 0,001).

Вывод: Разработанная нами концепция здоровья позволяет подойти с позитивной точки зрения к самому понятию "здоровье". Кроме того, в этой концепции учитывается тот факт, что психическое здоровье - это база для здоровья психологического. Для того, чтобы "попасть" в группу здоровых, кроме отсутствия заболеваний, необходимы еще ряд важных факторов, таких как: хороший или удовлетворительный личностный потенциал, хорошая или удовлетворительная поведенческая регуляция и нервно-психическая устойчивость, удовлетворенность общением и хороший коммуникативный потенциал, нормальный или высокий уровень моральной нормативности, адекватная высокая или средняя самооценка, благоприятное самочувствие, активность и настроение, достаточный уровень развития волевых качеств. Только в таком случае можно достичь, по нашему мнению, полного психологического благополучия.

 


Заключение

 

Актуальность: высокая распространенность расстройств невротического спектра, недостаточная изученность проблемы эпидемиологии их в РБ, в том числе у студенческой молодежи, а также необходимость уделять внимание психическому здоровью будущих специалистов.

Выборка: студенты дневного факультета ГГУ им. Ф. Скорины в возрасте 17 - 21 лет. Лиц мужского пола - 4 чел., женского пола - 45 чел.

Цель: Изучение состояния психического здоровья студентов первого курса университета.

Методы исследования: методика экспресс-диагностики невроза К. Хека - Х. Хесса; шкала реактивной и личностной тревоги Спилбергера - Ханина; опросник А. Бека для оценки депрессии; методика самооценки личности С. А. Будасси; тест дифференцированной самооценки функционального состояния САН; опросник "Адаптивность" А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина <https://vsetesti.ru/378/>. Достаточно большой пакет методик обусловлен необходимостью уточнения надежности получаемой информации. Так, например, методики Спилберга-Ханина и САН использовались в масштабном исследовании расстройств невротического спектра В. Л. Филлиповым и Ю. В. Филлиповой [8, с. 239].

Результаты исследования:

1. Количество лиц с невротизацией составило 16,3%;

. Выявлен следующий уровень ЛТ:

низкий уровень - 2%;

умеренный уровень - 63,3%;

высокий уровень - 34,7%;

. Уровень депрессивности составил:

отсутствие депрессивных симптомов - 83,7%;

умеренно выраженная депрессия - 10,2%;

критический уровень депрессии - 6,1%;

явно выраженная депрессия - отсутствует;

. Самооценка студентов-первокурсников такова:

высокая неадекватная - 8,2%;

высокая адекватная - 22,5%;

средняя адекватная - 57,1%;

низкая адекватная - 6,1%;

низкая неадекватная - 6,1%;

. Уровень ЛАП, отражающий общий личностный адаптационный потенциал как сумму нервно-психической устойчивости, коммуникативного потенциала и моральной нормативности оказался следующим:

низкий уровень - 34,7%;

удовлетворительный уровень - 38,8%;

высокий уровень - 26,5%;

. Свое самочувствие первокурсники оценивают:

неблагоприятное состояние - 12,2%;

нормальный уровень - 44,9%;

благоприятное состояние - 42,9%;

. Активность студентов первого курса такова:

неблагоприятное состояние - 12,2%;

нормальный уровень - 79,6%;

благоприятное состояние - 8,2%;

. Уровень настроения респондентов:

неблагоприятное состояние - 8,2%;

нормальный уровень - 18,3%;

благоприятное состояние - 73,5%;

. Доля лиц с вегетативной симптоматикой группе с невротизацией встречается достоверно чаще, чем в группе без невротизации (p < 0,05);

. Доля лиц с низким уровнем ЛАП в группе с невротизацией встречается достоверно чаще, чем в группе без невротизации (p < 0,001);

. Доля лиц с хроническими заболеваниями в группе с невротизацией не больше, чем в группе без невротизации;

. Доля лиц с психосоматическими заболеваниями в группе с невротизацией не больше, чем в группе без невротизации;

. Корреляционная связь между уровнем невротизации и уровнем депрессивности является статистически значимой (r = 0,59, p < 0,001);

. Доля лиц с высоким уровнем ЛТ в группе с невротизацией встречается достоверно чаще, чем в группе без невротизации (p < 0,001);

Выводы:

1. Разработанная нами концепция здоровья объединяет медицинскую и гуманистическую модели здоровья;

. Предложенный пакет методик может применяться в практической деятельности для определения состояния здоровья взрослых, в том числе студентов;

. Проведенное исследование является отражением состояния дел в области невротических расстройств среди студентов университета и дополняет имеющиеся в литературе сведения об эпидемиологии данных нарушений;

. Выявленные данные - предмет размышления о мерах профилактики.

Новизна и практическая значимость: в результате данного исследования сформировалась более четкая картина состояния психического здоровья студентов первого курса, и в частности эпидемиологии расстройств невротического спектра. Представленные результаты необходимы для проведения дальнейших психопрофилактических мер. Проанализировав литературные источники, в частности по современным взглядам на понятия "психическое здоровье", "норма", "патология", "болезнь", "неврозы", "адаптивность" и т.д., были изучены модели здоровья различных авторов. В результате такого анализа предложена, разработанная нами, своя концепция здоровья.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: