Глава V. Итоги развития транспорта и торговли.




С развитием транспорта, а следовательно, и экономических связей, во внутренней торговле России первой половины XIX века происходят ка-чественные сдвиги.

Падает купеческая прибыль. Прежде купечество получало неэкви-валентно высокие прибыли именно из-за слабых торговых связей и гигант-ской разницы цен в разных городах. Теперь торговые связи растут, стано-вятся все более стабильными, и разница цен все более уменьшается. К тому же в процессе имущественного расслоения деревни появляется мощный слой "торгующих крестьян", которые конкурируют с купцами, сбивая цены. В связи со всем этим купеческая прибыль падает. Продавать товары намного дороже стоимости уже невозможно.42

Неэквивалентно высокие прибыли были характерны для периода перво-начального накопления, и падение прибыли свидетельствовало, что этот пе-риод заканчивается. Теперь для увеличения прибыли надо было включаться в производство. И в первой половине XIX века купеческие капиталы пере-ливаются в промышленность. В середине века свыше 90% купцов 1-й гильдии, т.е. богатейших купцов России, владело промышленными пред-приятиями.43

Теряют свое значение ярмарки. В середине столетия через ярмарки проходило меньше 10% внутреннего товарооборота страны. Теперь купец через своих комиссионеров закупает товары на месте производства и до-ставляет потребителям, минуя ярмарку, чтобы получить торговую прибыль полностью. Ведь при ярмарочной торговле прибыль делится между двумя купцами: тем, который доставил товар на ярмарку, и тем, который привез его с ярмарки на место потребления. Когда прибыль достигала 50-100 % на ка-питал, её можно было делить между двумя контрагентами, но когда она падала до 7-9%, это уже теряло смысл.44

Правда, крупнейшие ярмарки Нижегородская (бывшая Макарьевская) и Ирбитская увеличивали обороты. Но характер торговли на этих ярмарках существенно изменился - теперь это были, в сущности, временные товарные биржи, где заключались предварительные торговые сделки без товара. "За одним обедом или чаем, - писал экономист Безобразов о Нижегородской ярмарке, - принимаются важнейшие решения, заключаются миллионные сделки, самое выполнение которых будет вовсе не на ярмарке, а у себя дома, или, скорее, в Москве".45

Внешняя торговля по-своему отразила кризис феодально-крепостни-ческой системы: в экспорте резко сократилась доля промышленных товаров (железа, парусины). Главной статьей экспорта, составив его третью часть, стал хлеб. Россия стала господствовать на европейском хлебном рынке (только в 50-х годах с ней начинают конкурировать США).

Пока в мировой промышленности господствовала мануфактура, про-дукция, производимая в России дешевым крепостным трудом, легко завое-вывала заграничные рынки. Но теперь эта продукция уже не могла конку-рировать с фабричной продукцией Запада. К тому же внутренний рынок быстро расширялся и поглощал все больше промышленных товаров.

Прогрессивными были изменения в составе импорта. Если в XVIII веке ввозились, в основном, потребительские товары - предметы роскоши, ткани и т.п., то теперь на первое место выдвинулся хлопок, на второе - машины, т.е. товары производственного потребления. Это изменение состава импорта отражало рост российской промышленности.

Итак, итогом полувекового развития российской экономики этого пе-риода стало значительное расширение масштабов товарно-денежных отно-шений, усиление торговых связей между различными регионами страны вследствие развития транспорта, появление качественно новых особенностей функционирования рынка в направлении его дальнейшей капитализации. Однако до полного исчерпания феодализма в России дело еще не дошло, так как, несмотря на желание довольно существенных сил, не поддавался рефор-мированию.

Заключение

Итак, мы рассмотрели особенности развития внутренней и внешней тор-говли России, а также транспорта на протяжении первой половины XIX века. Каковы же основные выводы в этом отношении?

Во-первых, время 1801-1850 годов стало временем становления единого национального рынка России. Критерием, позволяющим дать подобную оценку, является, к примеру, согласованность изменения уровня цен на те или иные товары в различных регионах России в тот период.

Система взаимосвязанных местных рынков, которую в это время уже представлял внутренний рынок страны в целом, включала три сферы торгов-ли - периодическую (ярмарочную и базарную), стационарную и развозно-раз-носную. Причем, вследствие примерно равномерного развития ярмарочной, базарной, лавочной и развозно-разносной торговли на протяжении большей части первой половины XIX века относительное значение отдельных сфер российского рынка радикально не изменилось. Роль периодических форм торговли оставалась ведущей, и только во второй трети XIX века удельный вес стационарной торговли увеличился.

Отдельные сферы внутреннего рынка при этом мало конкурировали между собой и потому не подавляли, а скорее дополняли друг друга на основе разделения сфер деятельности: стационарная торговля обслуживала преимущественно город, а развозно-разносная и периодическая - деревню.

Важно заметить, что внутрероссийскому рынку было присуще единство, несмотря на то, что он, являясь весьма сложным и громоздким организмом, создавал условия для широкого распространения многоступенчатой посред-нической торговли, а также, вследствие этого, замедленного товарооборота. Это единство обеспечивалось складыванием специализации хозяйств отдель-ных районов страны, формированием территориального разделения труда.

Здесь важно заметить, что образование единого внутрероссийского рын-ка ещё не означало победы капиталистических отношений, а лишь, по-ви-димому, совпало со складыванием в недрах феодально-крепостнической эко-номики России базиса нового хозяйственного уклада и содействовало его развитию.

В первой половине XIX века были заложены основы дальнейшего фор-мирования единого товарного рынка России и его преобразования в единый капиталистический. Факторами этих процессов и стали углубление общест-венного и территориального раздления труда, а также прогресс в области транспорта и передачи информации.

В это время российская экономика продолжает интегрироваться в миро-вую. Развиваются экспортные отрасли торговли. В первую очередь - хлебная. Свои торговые обороты увеличивают черноморские и балтийские порты страны (как я уже указал, за полвека они возросли в 50 раз), развивается торговля с Европой (лидирующее место здесь принадлежало Англии), Азией (торговля здесь по-прежнему сохранялась преимущественно в меновой и караванной форме), Америкой (посредством торговых договоров и деятель-ности Российско-Американской компании, главным предметом импорта в Россию отсюда постепенно стал хлопок).

К основным промблемам, возникавшим в это время у России в отно-шении развития международной торговли, стоит отнести неконкуренто-способность отечественных товаров в сравнении в дешевыми и качествен-ными импортными, а также часто возникавшие факты притеснения российс-ких торговцев за рубежом, выражавшиеся, к примеру, в накладывавшихся на российские суда дополнительных таможенных пошлинах (корабельных сбо-рах).

Итак, в целом первую половину XIX века можно оценить как период значительного качественного и количественного роста внутренней и внеш-ней торговли, чему в значительной степени способствовало развитие транс-порта, период серьёзного шага вперед к дальнейшему капиталистическому развитию российской экономики, шага в том числе и со стороны власти (вспомним первые годы торгового либерализма в период правления Алек-сандра I), а следовательно и к дальнейшему укреплению позиций России на международной арене, в международной торговле, что в свою очередь неиз-бежно ведёт к дальнейшему внутреннему росту.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. "Экономические развитие России" (В.Т. Рязанов) - Санкт-Петербург, 1999 год.

2. См. выше.

3. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) - Москва,

1998 год.

4. См. выше.

5. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) - Санкт-Петербург, 1994 год.

6. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) - Москва, 1998 год.

7. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) - Санкт-Петербург, 1994 год.

8. См. выше.

9. "Экономические развитие России" (В.Т. Рязанов) - Санкт-Петербург, 1999 год.

10. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) - Санкт-Петербург, 1994 год.

11. “История СССР” (И.А. Федосов) - Москва, 1992 год.

12. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва, 1958 год.

13. См. выше.

14. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) - Санкт-Петербург, 1994 год.

15-24. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва, 1958 год.

25. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) - Москва, 1998 год.

26. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) - Санкт-Петербург, 1994 год.

27. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва, 1958 год.

28. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) - Москва, 1998 год.

29. "Городское гражданство дореформенной России" (П.Г. Рындзюнский) - Москва, 1958 год.

30. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) - Санкт-Петербург, 1994 год.

31. См. выше.

32. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва, 1958 год.

33. См. выше.

34. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) - Санкт-Петербург, 1994 год.

35. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва, 1958 год.

36. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) - Санкт-Петербург, 1994 год.

37. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва, 1958 год.

40-45. "История экономики" (М.В. Конотопов, С.И. Сметанин) - "Академический проект", 2001 год.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. "Гермес: торговля и реклама" (В.А. Бутенко, М.И. Соболев, В.В. Уперов) - Санкт-Петербург, 1994 год.

2. "Экономические развитие России" (В.Т. Рязанов) - Санкт-Петербург, 1999 год.

3. "История экономики" (М.В. Конотопов, С.И. Сметанин) - "Академический проект", 2001 год.

4. "Первоначальное накопление капитала в России" (Ф.Я. Полянский) - Москва, 1958 год.

5. "История предпринимательства и меценатства в России" (Е.П. Хорькова) - Мос-ква, 1998 год.

6. "Внутренний рынок России во второй половине XVIII - первой половине XIX века" (Б.Н. Миронов) - Ленинград, 1981 год.

7. "История экономических учений. Экономическая история России” (Н.Н. Хме-левский) - Москва, 1995 год.

8. "Лекции по русской истории XIX века" (Н.А. Троицкий) - Саратов, 1994 год.

9. "Городское гражданство дореформенной России" (П.Г. Рындзюнский) - Москва, 1958 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Баланс внешней торговли России в первой половине XIX века

(в тыс. руб., в среднем за пятилетие)

Годы Вывоз Ввоз Сальдо
1801-1805 75 108 52 765 22 343
1806-1810 43 169 31 819 11 350
1811-1815 61 986 39 106 22 880
1816-1820 91 712 70 049 21 663
1821-1825 81 372 72 250 9 122
1826-1830 85 715 79 687 6 028
1831-1835 94 319 80 999 13 320
1836-1840 118 435 101 096 17 339
1841-1845 132 323 119 864 12 459
1846-1850 151 757 131 522 20 235
1851-1855 133 173 129 962 3 211
1856-1860 225 594 205 866 19 728

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: