б) Результаты и анализ второго опроса




Второй опрос был проведен для исследования масштабов коррупции в ГИБДД и оценки ее экономических последствий. Вторая анкета состояла из четырех вопросов. Итак, было опрошено 200 человек, и результатом стала следующая статистика:

 

Таблица 1.

Какое количество претензий было со стороны ГИБДД в течение прошлого года?
не было 1-3 4-6 6-12 итого    
22,50% 25,50% 43,50% 8,50% 100,00%    
             
Какую сумму штрафов вам могли бы выписать за прошлый год, если бы вы не давали взятки.  
0-300 300-1000 1000-1500 1500-3000 3000-6000 6000-10000 итого
30,00% 19,00% 11,00% 27,50% 0,00% 12,50% 100,00%
             
Какое количество взяток взяли у Вас сотрудники ГИБДД за прошлый год?
не было 1-3 4-6 6-12 итого    
42,50% 27,50% 21,50% 8,50% 100,00%    
             
Какова общая сумма взяток (в рублях) полученных от Вас сотрудниками ГИБДД за прошлый год?  
0-300 300-1000 1000-1500 1500-3000 3000-6000 6000-10000 итого
48,50% 19,00% 10,50% 11,50% 0,00% 10,50% 100,00%
             

 

Отметим, что, несмотря на то, что эта отрасль наиболее коррумпирована, почти 50% опрашиваемых за последний год не давали взятки. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов 22,50% респондентов, к которым не было претензий. Однако положительная тенденция в борьбе против коррупции прослеживается. Более того, многие респонденты отмечали снижение взяточничества в этой отрасли за последние два года.

Следующее примечание, которое хотелось бы сделать к таблице данных, связано с сопоставлением коррупции в Москве и Ижевске. Процент не давших взятки за прошедший год в Ижевске был существенно выше, чем среди опрашиваемых в Москве (к сожалению точных данных не могу привести). Это, на мой взгляд, связано с разницей в доходе водителей. Множество водителей в Ижевске просто не могут себе позволить часто нарушать правила и платить значительные суммы по штрафам.

Также среди водителей-москвичей гораздо больший процент обладателей иномарок, дорогих автомобилей. И среди отвечающих многими был отмечен факт, что при смене автомобиля на более дорогой соответственно возрастает как количество претензий, так и количество взяток. Это является еще одним фактором, влияющим на уровень взяточничества.

Также интересно, что те, кто наиболее часто нарушают правила, почти все свои нарушения оплачивают взятками. Об этом говорят одинаковое количество голосов в первом и третьем вопросе с ответом «6-12». Такая тенденция вполне объяснима, так как многие из опрашиваемых на вопрос, почему вы даете взятку, отвечали, что не хотят, чтобы их заносили в реестр ГИБДД. В действительности официальное засвидетельствование частых нарушений ПДД несет большие издержки. Во-первых, значительно повышается тариф при ежегодной страховке. Во-вторых, повышается вероятность потери прав при следующем нарушении. Также сотрудники ГИБДД наиболее внимательны на дороге к таким нарушителям, а в связи с новейшим оснащением распознать их не составляет труда.

Таким образом, в результате коррупции сотрудников ГИБДД общество лишается возможности устранить с дорог наиболее опасных водителей, что в значительной степени повышает аварийность и создает проблемы для остальных участников дорожного движения.

Также стоит отметить, что суммы, которые водители тратят на взятки за год не столь велики: наиболее частый ответ «0-300», но, так как в них входит процент водителей, не нарушавших правил, то имеем наиболее частый ответ «300-1000». Для периода в один год это незначительная сумма для водителей Москвы (если брать в рассмотрение цены на бензин).

Однако, если более глубоко разобраться в этом вопросе, то можно увидеть корни таких сумм взяток. Дело в том, что большинство самых частых нарушений, например, превышение скорости, наказывается штрафом от 50 до 100 рублей. Поэтому большинство водителей предпочитает расплатиться на месте, чем из-за 50 рублей стоять очереди в Сбербанке для оплаты штрафа.

Более того, большинство водителей предпочитает вовсе ни платить штрафов, ни давать взяток, потому как штраф можно взыскать только в судебном порядке, что создает дополнительные издержки для государства чуть ли не большие, чем сам штраф. Поэтому большинство мелких штрафов так и остаются неоплаченными.

Все это говорит о неэффективности и неслаженности как правовой, так и исполнительной системы наказания водителей.

 

в) Расчет издержек

Еще раз отметим, что масштабы коррупции в Москве превышают средний уровень коррупции по России (этот факт также был подтвержден в ходе 2 опроса). Таким образом, расчет экономических потерь бюджета города Москвы в связи с коррупцией в ГИБДД будет более актуален и точнее, чем для страны в целом.

Для расчета экономических издержек коррупции возьмем некоторые дополнительные данные. Интернет газета «Авто Газета»[4] дает нам следующие данные: «Около 18% (3,8 млн. человек) всех водителей легковых автомобилей - это женщины, а непосредственно в Москве количество женщин-водителей - около 600 тыс. человек (27% всех водителей легковых автомобилей)….» Путем несложных математических операций получаем общее количество водителей в России около 21 миллиона и 2,22 миллиона в Москве. Однако имеются и другие данные предоставляемые непосредственно ГИБДД: «На 1 января 2007 г. в Москве зарегистрировано 3 314 377 транспортных средств. Об этом сообщили вчера официальные представители ГИБДД Москвы». [5] Такие расхождения в числах объясняются следующей статистикой: «… в России в год продается около 800 тыс. новых автомобилей…» [6]

Для упрощения расчетов и в связи с тем, что количество водителей не совпадает с количеством транспортных средств, возьмем приблизительное число водителей Москвы равное 3 миллионам. Также за базу возьмем данные результатов второго опроса и применим их в масштабах города Москвы. Для этого я буду брать среднее арифметическое в ответах респондентов. Также примем допущение, что все ответившие на вопрос вариантом 1 вообще не платили взяток. Заменим в своих расчетах общее количество опрашиваемых на количество водителей Москвы, то есть увеличим количество ответов в каждом вопросе в 15 тысяч раз. Таким образом, получим, следующую таблицу:


Таблица 2.

Итак, мы видим, что сумма отдаваемых взяток значительно меньше суммы «номинальных» штрафов (так будем называть те штрафы, которые должны быть назначены). Попробуем разобраться в итогах более глубоко. Для этого я приведу пример с более простой моделью из двух водителей:

В данной таблице видно, что сумма номинальных штрафов можно разложить на три составляющие: штрафы взятые с водителя в пользу государства, взятки взятые сотрудниками ГИБДД и экономия водителей на взятках.

Попробуем оценить долю каждого составляющего на данных опроса. Для этого я буду опираться на гипотезу о прямой зависимости между количеством взяток и их суммой. Тогда можем таблицу разделить на зоны, в которых участвуют примерно одни и те же люди:

     
     
25,50% 43,50% 8,50%
       
       
       
19,00% 11,00% 27,50% 12,50%
       
       
     
     
27,50% 21,50% 8,50%
       
       
       
19,00% 10,50% 11,50% 10,50%

 

То есть мы берем за предположение, что те, кто дают в среднем 9 взяток в год, соответственно в среднем и отдают 8000р, те, кто 5 – 1250 и 2250, и водители, дающие в среднем по 2 взятки в год, тратят на взятки 650 рублей.

Тогда, как мы заметили ранее самые часто нарушающие правила, обычно оплачивают свои штрафы посредством взяток. Таким образом, можно заключить, что вся разница между суммой номинальных штрафов и суммой взяток в правых столбцах это есть экономия водителей на взятках, которая составляет 3000000-2520000=480000 тыс.руб.

Нарушающие правила в среднем 5 раз в год отдавали только 3225/6525*100%= 49,25% своих штрафов взятками (округлим это число до 50%). Следовательно, 50% штрафов и 50% суммы штрафов этой группы было оплачено официально. Рассчитаем экономию за счет взяток у этой группы водителей. Общая сумма номинальных штрафов у этой группы составляет 412500+1856250=2268750 тыс.руб.. 50% от этой суммы было оплачено официально зарегистрированными штрафами, следовательно, 2268750*50%=1134375 тыс.р. не было получено бюджетом из-за взяток. Общая сумма взяток данных этой группой водителей составляет 393750+776250=1170000 тыс.руб. Таким образом видим, что данная группа водителей на взятках не сэкономила свои денежные издержки.

Рассмотрим группу водителей, дающих в среднем 2 взятки в год, очевидно, они не экономят на взятках, так как сумма номинальных штрафов равна сумме отданных взяток.

Итак, в результате нашего исследования, мы можем придти к выводу, что только одна группа водителей, дающих взятки экономят на них материально и эта сумма является незначительной по сравнению с общей суммой взяток (480000/3690000*100%=13,00%). Это значит, что водители, давая взятку, экономят на других издержках связанных со штрафом. Следовательно, именно снижение неявных издержек связанных со штрафом увеличит эффективность антикоррупционной политики.

Г) Неявные издержки

Теперь рассмотрим издержки, которые побуждают водителя давать взятки. Для расчета неявных издержек нам понадобится информация о стоимости одного часа работы водителя. Возьмем среднюю зарплату в Москве в 2007 году за месяц равную 22000 рублей[7]. Всего в среднем рабочих часов в день 8, а в месяце рабочих дней 22. Следовательно, каждый час, потраченный водителем на оплату штрафа стоит для него с экономической точки зрения: 22000/(22*8)= 125 рублей.Как было отмечено ранее, водители отмечали всего две причины побуждающие их давать взятку: занесение в реестр, неудобство оплаты штрафа. Занесение в реестр ГИБДД увеличивает риск потери прав при следующем нарушении. Возьмем, что при утрате прав водитель будет тратить на час больше в день на свои передвижения по городу, то есть издержки составят в среднем 125 рублей в день. В среднем лишают права вождения на 3 месяца или 90 дней, значит, издержки в год составят 125*90=11250. Возьмем, что только 20% нарушений водителей может привести к этому наказанию. Следовательно, для расчета этого вида издержек, умножим на вероятность выпадения этого события 0,2. Итого из-за риска при занесении в реестр потерять права водители потенциально теряют 11250*0,2=2250 рублей в год.Также при занесении в реестр повышается внимание сотрудников ГИБДД к водителю, что в свою очередь повышает вероятность увеличения количества штрафов. Допустим, что водителя занесенного в реестр сотрудники ГИБДД будут проверять в 2 раза чае, соответственно и количество штрафов удвоится. Возьмем результаты таблицы 2, в ней потенциальное количество штрафов в Москве за год равняется 5268750 тысяч рублей. Разделим на количество водителей в Москве 3000 тысяч человек и получим среднюю сумму штрафов, отдаваемых водителем в год: 5268750/3000= 1756,25. Также увеличивается время при простое на дополнительных проверках ГИБДД. Среднее количество претензий, как мы видим из таблицы 2, составляет 5 в год. Для удобства возьмем среднее время простоя при проверке 12 минут, следовательно, водитель несет дополнительные издержки 5*0,2*125=125 рублей в год. Всего из-за повышенного внимания к водителю, он теряет 1756,25+125=1881,25 рублей в год. Именно на эту сумму потенциально увеличиваются издержки водителя из-за повышенного внимания сотрудников ГИБДД к занесенным в реестр водителям.Также издержки простоя водитель несет при нынешней системе оплаты штрафа. Чтобы заплатить штраф водитель обязан доехать до отделения сбербанка, простоять там очередь, заполнить соответствующие бланки. Я оцениваю это в 30 минутном эквиваленте. Так как среднее количество нарушений 5 и еще 5 добавляется из-за повышенного внимания сотрудников ГИБДД. Всего получается 10 раз водитель в год сходит в банк для уплаты штрафов. Итого потери составят 10*0,5*125=625 рублей в год.Также занесение в реестр повышает коэффициент в ежегодной страховке автомобилиста. Если взять в расчет, что автомобилист страхуется только по ОСАГО, то при ее расчете применяется повышающий коэффициент 1,5. При стандартной страховке в 1950 рублей дополнительные издержки составляют 975 рублей в год. Итого водитель несет дополнительные неявные издержки в год:· Риск потерять права 2250 рублей.· Из-за дополнительных проверок сотрудниками ГИБДД ≈ 1880 рублей.· Из-за поездок в Сбербанк 625 рублей.· Из-за повышения тарифа при страховании 975 рублей.

Итого: 5730 рублей составляют неявные издержки.

Эти издержки и являются стимулом дачи взятки со стороны водителя. Для эффективной борьбы с коррупцией следует снизить их снизить.

V Заключение

Варианты решения проблемы

В результате проведенного исследования было выявлено, что, во-первых, коррупция ведет к значительным нематериальным издержкам, во-вторых, перераспределяет доход бюджета узкому кругу нечестных на руку сотрудников ГИБДД. Так как, при решении проблемы коррумпирования, бюджет городов и государства может увеличиться в разы, то экономически выгодно выделить необходимые суммы на борьбу с ней.Методов борьбы с коррупцией за всю историю человечества было придумано много. Конечно, ни один не привел к ее полному исчезновению, однако, если смотреть на пример других стран, можно увидеть, что уровень коррумпированности можно существенно снизить. Также мы выявили причины побуждающие водителей давать взятки, таким образом это дает поле действий по устранению этих причин.Первый метод борьбы направлен на устранение причины дачи взятки: уменьшение транзакционных издержек водителей, путем ввода более удобной системы оплаты штрафа. Необходимо отметить, что в данное время апробируется этот метод борьбы с коррупцией. Так, в Москве появились платежные терминалы, позволяющие осуществлять оплату штрафов ГИБДД в реальном времени. Данная система, возможно, позволит увеличить собираемость оплаты штрафов за короткое время за счет упрощения самой процедуры оплаты штрафов для граждан.Кроме того эффект даст снижение возможности личных контактов водителя и инспектора за счет автоматизации процесса регистрации нарушения и определения мер наказания. В настоящее время широкому распространению этого процесса препятствует отсутствие нормативной базы, позволяющей использовать видеоматериалы камер слежения на дороге в качестве доказательств при установлении вины нарушителя. Также камеры слежения снизят описанные выше издержки простоя водителя.Следующие издержки – лишение прав можно сократить путем перехода на чисто денежную систему наказания нарушителей. Конечно, это можно вводить только как временную меру, потому что иначе повысятся издержки общества в целом. Но если смотреть с чисто экономической стороны решения проблемы коррупции, то этот метод может быть оправдан.Следующей мерой сокращающей долю разрыва между явными и неявными издержками при уплате штрафов может стать повышение самих штрафов. Таким образом, по сравнению с самими штрафами неявные издержки будут составлять меньшую долю и на них водителям станет бессмысленно экономить. Соответственно это снизит стимул давать взятки. Стоит отметить, что в данное время рассматривается законопроект о повышении тарификации, что говорит о разных подходах применяемых государством при решении этой проблемы.В качестве возможных мер борьбы с коррупцией в органах ГИБДД можно предложить используемую в некоторых странах систему провоцирования водителей и инспекторов. Следующий метод, который можно предложить, пожалуй, самый древний: поднять уровень оплаты труда работникам ГИБДД. Эффект от таких мер будет двойственным. Во-первых, снизится заинтересованность сотрудников в дополнительном «заработке», во-вторых, при более высоких зарплатах, можно проводить более тщательный отбор при приеме на работу, повысив таким образом честность и профессиональные качества работников инспекции. Учитывая значительные суммы, приобретаемые в будущем за счет уменьшения коррупции, можно повысить зарплату в несколько раз.Следует отметить, что в судах это один из основных методов борьбы с коррупцией. Как видно из результата первого опроса, такие меры дают ощутимый результат. 2) Заключение Россия сейчас переживает переходный период и поэтому актуальность решения проблемы коррумпированности общества особенно высока, так как все проводимые правительством реформы пробуксовывают.Проведенное исследование показывает, что уровень коррумпированности в нашей стране еще достаточно высок, несмотря на то, что попытки борьбы с коррупцией предпринимались еще с начала перестройки.Однако, во-первых, видно большое количество внимания, уделяемого этому вопросу в настоящее время, как в СМИ, так и на высоком государственном уровне. Во-вторых, ведется формирование правовой противокоррупционной базы, что закладывает фундамент для серьезной работы в этой сфере. В-третьих, видно большое количество принимаемых практических мер и нововведений, что демонстрирует силу политической воли в нашем государстве.Все это дает основание предполагать улучшение ситуации в этой сфере в ближайшем будущем, что позволит выйти на новый качественный уровень экономической, политической и социальной жизни и увеличит эффективность проведения остальных реформ.

VI Источники

Информацию для исследований бралась из следующих источников:· Опрос по телефону

· Форумы:

https://www.mymuzzone.com/

https://forum.mebelbest.ru/

https://www.volchat.ru/

https://forum.avto.ru/

· Чаты и другие форумы· «Известия» газета· Доклад подкомиссии Общественной палаты по проблемам противодействия коррупции· ЗАКОН «О БЮДЖЕТЕ ГОРОДА МОСКВЫНА 2005 ГОД»· Закон «О противодействии коррупции»· Закон «О лоббировании»

[1] «Известия» газета

[2] Толковый Словарь Русского Языка

[3] Доклад подкомиссии Общественной палаты по проблемам противодействия коррупции

[4] Материал опубликован в "Газете" №171 от 21.09.2006г

[5] Источник Автоньюз 01.02.07

[6] Материал опубликован в "Газете" №171 от 21.09.2006г

[7] Риа Новости



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: