Особенности развития физической культуры учащихся с ослабленным здоровьем




С момента рождения ребенка, его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть с ним в гармонии.

Физическая культура, как одна из частей общей культуры человека, связана с комплексом научных дисциплин. И при глубоком изучении теории и методики физической культуры выявляются закономерности формирования двигательных навыков, особенности построения движения и развития психофизических качеств: позволяет методически правильно построить процесс обучения и воспитания.

Для оценки здоровья детей и подростков, в соответствии с существующими представлениями, используются следующие критерии:

- наличие или отсутствие отклонений здоровья в дошкольном или школьном возрасте.

Для определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья необходимо знать все о здоровье родителей, что позволяет определить направленность риска:

- уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному,

- уровень физической подготовленности,

- нервно-психическое развитие ребенка. Сюда относятся психические функции и социальное поведение.

- уровень функционирования основных систем организма,

- степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням

- наличие или отсутствие хронических заболеваний,

- адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям.

- улучшение состояния здоровья.

Выявленные критерии позволяют установить не только состояние здоровья детей, но и установить высокую зависимость между физической работоспособностью организма и уровнем его физического здоровья.

Ребенок, имеющий проблемы со здоровьем, не сформирован как личность, не имеет жизненного опыта и сложившегося мировоззрения. Психика ребенка, особенно больного, неустойчива, ранима. Ребенок зависит от окружающих, и прежде всего от родителей, врачей, учителей.

При всех хронических заболеваниях имеются общие закономерности как результат ограничения физической активности при стойком нарушении здоровья. Так, малоподвижность, как вынужденная форма поведения при длительно протекающим заболевании влечет за собой целый ряд негативных последствий: ослабление процессов возбуждения центральной нервной системы (ЦНС), нарушение механизмов регуляции, нарушение ритма деятельности внутренних органов, процессов пищеварения, обмена веществ, снижение адаптационно-компенсаторных возможностей, слабость и быструю утомляемость.

Концепция укрепления здоровья предполагает:

- повышение устойчивости организма к заболеваниям;

- стимулирование роста и гармонического развития;

- формирование двигательных возможностей и физической работоспособности;

- совершенствование реакций терморегуляций и закаливания организма;

- нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем; - повышение деятельности мозга и создание положительных эмоций; способствующих охране и укреплению психофизического здоровья.

Адаптивная физкультура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц, с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержки здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. С полным правом можно сказать, что адаптивная физическая культура, как новая учебная дисциплина представляет творческую деятельность по преобразованию человеческой природы, «окультуриванию» тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, развития высших психических функций, воспитания и самовоспитания личности, самореализации индивидуальных способностей.

Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных групп. Типичные и специфические нарушения двигательной сферы, специально-методические приемы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры.

Чтобы построить педагогический процесс, определить дидактические линии, ставить и решать задачи образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические личностные особенности детей с нарушением в развитии, т.к. характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.

По данным многочисленных исследований аномальное развитие ребенка всегда сопровождается нарушением моторных функций, отставанием и дефицитом двигательной сферы. От своих здоровых сверстников по уровню физического развития и физической подготовленности они отстают на 1-3 года и больше.

Коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий.

Этот принцип, выдвинутый Л.С.Выготским еще в 30-е годы ХХ в. и сегодня является ведущим в отечественной педагогике. Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть направлены, не только на преодоление, выравнивание, ослабление физических и психических недостатков детей аномального развития, но и на активное развитие их познавательной деятельности, психических процессов, физических особенностей и нравственных качеств.

Коррекционно-развивающее направление адаптивной физической культуры имеет широкий диапазон решения педагогических задач, которые условно можно объединить в следующие группы:

1. коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами и др.

2. коррекция и развитие координационных способностей,

3. коррекция и развитие физического развития.

4. коррекция и профилактика соматических нарушений,

5. профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей,

6. развитие познавательной деятельности,

7. формирование личности ребенка.

Основные педагогические принципы работы с детьми, имеющими нарушения в физическом развитии

Единство диагностики и коррекции знания основного дефекта, его проявлений, структуры, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений – основные требования для педагога.

Педагогическая диагностика выявляет состояние отдельных двигательных функций, физических способностей. Задача педагога правильно интерпретировать результаты медицинской диагностики и спланировать стратегический путь и оперативные способы, методы и приемы их коррекции.

Принцип дифференциации и индивидуализации дифференцированный подход в адаптивном физическом воспитании означает объединение детей в относительно однородные группы (по возрасту, заболеваниям, показателям физического развития).

Индивидуальный подход означает учет особенностей, присущих одному человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств, состояния сохраненных функционально-двигательных, сенсорных, психических, интеллектуальных способностей.

Принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий.

Он заключается в возмещении недоразвитых или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохраненных функций и формирования «обходных путей».

Принцип учета возрастных особенностей процесс индивидуального развития всех физиологических функций протекает непрерывно и не одновременно: периоды стабилизации сменяются ускорениями развития.

Важно не пропустить и максимально использовать для развития и личностного роста динамику психических и физических способностей ребенка. Необходимо учитывать «зону актуального развития» и «зону ближайшего развития». Первая отражает реальные возможности на настоящий момент, вторая – может быть выполнена с помощью педагога предполагает ориентироваться в процессе обучения на «зону ближайшего развития» как зону потенциальных возможностей ребенка.

Принцип адекватности педагогических воздействий означает реализацию закономерностей учебно-педагогического процесса: решение коррекционно-развивающих, компенсаторных, лечебно-восстановительных задач, подбор средств, методов, методических приемов должны соответствовать реальным функциональным возможностям, интересам и потребностям ребенка.

Принцип оптимальности педагогического воздействия означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. Физическая нагрузка должна соответствовать оптимальным реакциям организма.

Принцип вариативности педагогического воздействия означает многообразие не только физических упражнений, но и условий их выполнения способов регулирования, эмоционального состояния, воздействия на сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику, интеллект.

Принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребенком, его окружением, прежде всего с родителями. В силу огромной роли семьи в становлении личности ребенка, необходима такая организация микросоциума, которая могла бы максимально стимулировать его развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на физическое и психическое состояние ребенка.

К сожалению, родители недостаточно понимают о положительном влиянии физических упражнений на здоровье ребенка, коррекцию физических и психических нарушений.. Поэтому необходима просветительская работа, консультативная и методическая помощь, соединение специальных программ обучения родителей.

Основной формой организованных занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма. В зависимости от целей программного содержания уроки подразделяются на:

- уроки образовательной направленности – для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям,

- уроки коррекционной- развивающей направленности – для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей,

- уроки оздоровительной направленности – для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной системы,

- уроки лечебной направленности – для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т.п.

- уроки рекреационной направленности – для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

Наиболее типичным для детей с ограниченными функциональными возможностями являются комплексные уроки, включающие в себя элементы обучения, развития, коррекции, профилактики.

Здоровьесберегающая технология, применяемая в специальных медицинских группах, представляют собой комплекс различных средств, методов, форм организации занятий. Чем больше комплекс физических упражнений, методов, различных форм организации занятий в спецмедгруппе (СМГ), тем эффективнее процесс физического воспитания, часто и длительно болеющих детей.

Группы учащихся, отнесенных к СМГ комплектуются для занятий физической культурой по заключению врачебно педагогической комиссии и оформляются приказом директора школы.

Критерии отбора детей с ослабленным здоровьем.

Основным критерием для включения учащегося в специальную медицинскую группу, является:

- установление диагноза с обязательным учетом степени нарушения функции организма. Следует иметь ввиду, что функциональное нарушения системы организма (дыхание, сердечно-сосудистая система, опорно- двигательного аппарата, нервная система и др.) вызывает ослабление и понижение резистентности (устойчивости) к заболеваниям организма.

- выяснение степени физической подготовленности, так как необходимо учитывать индивидуальные особенности больного ребенка.

Такое обследование может проводить педагог на основании данных анализа состояния здоровья проводимых врачом. Особое внимание в этой оценке обращают на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, т.к. объем выполняемых физических нагрузок определяются, чаще всего, именно возможностями органов кровообращения.

- функциональное обследование учащихся с нарушением центральной нервной системы, от деятельности которой, во многом зависят особенности двигательных реакций. Нарушение функций центральной нервной системы проявляются в повышенной утомляемости, раздражительности, частых головных болях.

- оценка внешних факторов, в которых они находятся: условия жизни, особенности питания, психологический климат в школе и дома.

Анализ наличия и отсутствия хронических заболеваний в момент обследования, уровня функционального состояния основных систем организма, степени сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям позволяет разделить учащихся на группы здоровья:

- к группе I относятся здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим и психическим развитием, редко болеющие;

- к группе II относятся здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний морфологического или функционального характера, например: дети с отклонением в физическом развитии, не связанными с эндокринной патологией; с нарушением осанки, уплощением стопы, с близорукостью слабой степени, часто болеющие и т.д.;

- к группе III относятся больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации (реакция организма на повреждение), состоящая в возмещении функции поврежденных тканей и органов за счет не пострадавших органов и тканей. Данную группу составляют дети, которые редко болеют несмотря на наличие хронического заболевания, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность;

- к группе IV относятся дети, имеющие хронические заболевания в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной работоспособностью.

- к V группе относятся дети, имеющие хронические заболевания в стадии декомпенсации. Это означает нарушение деятельности организма, какой либо его функциональной системы или органа, в следствии срыва или истощения приспособительных механизмов.

С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов детей, относящихся к специальной медицинской группе, по тяжести и характеру заболевания, рекомендуется подразделять на две подгруппы – «А» и «Б».

К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.

К подгруппе «Б» относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.)

Перевод из одной медицинской группы в другую производится совместно врачом и учителем, с учетом результатов дополнительного медицинского обследования и результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе.

Критерии диагностики уровня отношения учащихся, с ослабленным здоровьем, к занятиям физической культурой.

Отношение к физическому развитию личности состоит из компонентов: когнитивный, ценностно-ориентированный, деятельностный.

Когнитивный компонент – создание определенного запаса элементарных знаний и умений, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к физической культуре.

Достаточность знаний учащегося о физической культуре характеризуется рядом показателей. Это глубокие разносторонние знания о том, что такое физическая культура, культура и личность, сущность и функции физической культуры, история физической культуры и спорта.

Достаточность знаний о роли гигиены, основ медицины и специальных физических упражнений на развитие личности учащегося. Умение оперировать полученными знаниями, способность анализировать и оценивать факты, высказывать обоснованные суждения.

Информированность в современных оздоровительных системах и возможности их применения.

Были установлены следующие уровни достаточности знаний: высокий, средний, низкий.

Первый уровень – высокий. К этому уровню относятся учащиеся, имеющие разносторонние знания в области физической культуры. У учащихся с этим уровнем достаточно многосторонний интерес к истории развития физической культуры, влияния на развитие духовной и физической личности. Учащиеся этого уровня способны давать анализ, оценку тому или иному явлению в развитии физического воспитания, спорта. У них есть потребность, умение оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из различных источников, творчески их применять.

Второй уровень – средний. У учащихся этой категории интерес к знаниям по физической культуре, спорту неустойчив. В целом уровень знаний недостаточный, чтобы разбираться в физической культуре, спорте. Знания отрывочны и совершенно не основательны. Данная категория учащихся не отличается зрелостью и суждениях в поступках.

Третий уровень – низкий. К этому уровню относятся учащиеся, у которых интерес к физической культуре не выражен, знания отрывочны, бедны. Они не понимают специфики различных физических упражнений, не имеют навыка, способности анализировать, высказывать обоснованные суждения о том или ином достижении в физической культуре. Знаний о физической культуре практически нет.

Следующим компонентом отношения к физической культуре выступает ценностно-ориентированный.

Здесь также различаются те же уровни, что и при характеристике достаточности знаний и кругозора по физической культуре.

Высокому уровню отношения к физической культуре, спорту соответствуют учащиеся с развитым избирательным восприятием, высоким уровнем потребности в духовном и физическом развитии. Таким учащимся характерно наличие разносторонних интересов, индивидуальных предпочтений в области физической культуры, спорта. Потребность систематически следить за развитием в области физической культуры и спорта. Учащиеся вполне четко, обоснованно, обладая необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, могут давать оценку явлению в области физической культуры, спорта, не боясь самостоятельного суждения.

На среднем уровне учащиеся не заинтересованы в эмоциональных впечатлениях, свои ощущения от достижений в физической культуре, спорте высказывают «по требованию». Потребность, интерес, предпочтение обусловлены «корыстными» причинами. В оценке необходимости, полезности физической культуры могут давать лишь простейшие индифферентные характеристики.

У учащихся с низким уровнем отношения к физической культуре, отзывчивость на потребность в занятиях физической культурой проявляется крайне редко, отсутствуют сколько-нибудь четкие, осознанные интересы, потребности, предпочтения. В оценке необходимости физических упражнений нет даже простых умений и навыков.

Деятельностный компонент – является показателем формирования физически активной, творческой, созидательной, а не пассивной личности.

Активная деятельность учащегося проявляется в занятиях физической культурой по личной инициативе, по глубокому убеждению, а не только потому, что это входит в обязанности.

Показателем вовлеченности в занятия физической культурой является развитие таких качеств, потребностей и способностей личности, которые превращают индивида в активного созидателя, позволяют ему не только заниматься физической культурой, но и совершенствовать, улучшать достижения в том или ином, выбранном виде упражнений, виде спорта.

В связи с этим в характеристике физической активности выделяются те же уровни, что и для определения предыдущих критериев развития учащихся.

Учитываются следующие показатели: готовность занимать активную позицию по отношению к занятиям физической культурой, вносить элементы саморазвития.

На высоком уровне физической активности у учащихся выражена самостоятельная жизненная позиция, мотивация и творческий подход в улучшении и совершенствовании физического состояния.

На среднем уровне учащиеся в отношении занятий физической культурой могут иметь лишь простейшую мотивацию, способности развиты слабо.

Низкий уровень предполагает, что обоснование занятиями физической культуры обеспечивается путем контроля, занятие физическими упражнениями минимально.

В связи с выдвинутыми критериями отношения учащихся к физической культуре предлагается диагностическая программа изучения уровней подготовленности учащихся по физической культуре.

Повышение уровня здоровья детей путем воздействия на ведущие стороны физической подготовленности средствами физического воспитания открывает возможности управления здоровьем учащихся в процессе физического воспитания, как на уроках, так и внеурочных форм занятий.

Учитывая специфику физической культуры учащихся с ослабленным здоровьем, следует выделить главные условия деятельности учителя физкультуры:

1. Проектирование развития личности, обучение детей умению применять физические упражнения для восстановления своего здоровья.

2. Содержание деятельности учителя физкультуры состоит из последовательных действий:

- выработки у учащихся положительного отношения к знаниям основ адаптивного физического воспитания;

- трансформация знаний в убеждения о необходимости восстановления здоровья;

- формирование оценочных ситуаций;

- стимулирование двигательной активности в процессе реабилитации;

- реализация знаний и умений в практической деятельности, на уроках и внеурочных занятиях физической культуры.

К уроку физической культуры, проводимому с учащимися специальной медицинской группы, предъявляются следующие требования:

1. Обучение рациональному дыханию

2. Формирование навыков, привычек правильной осанки и коррекция функциональных нарушений позвоночника.

3. Индивидуальный и дифференцированный подход к занимающимся.

4. Урок должен быть эмоциональным, эстетически оформленным.

В связи с тем, что большинство ослабленных детей ведут малоподвижный образ жизни, нормальный двигательный режим для них может на первых порах явиться сильным раздражителем. Поэтому перед учителем и врачом стоит задача: подбирать индивидуальный двигательный режим и убеждать каждого школьника, что только прилежными и систематическими занятиями физкультурой можно избавиться от своего недуга. Это поможет добиться положительной мотивации, активности, воспитания силы воли, необходимой для преодоления трудностей, связанных с возрастающими запросами к организму, а в конечном итоге – максимального оздоровительного эффекта от занятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: