Современная белорусская линогравюра




Техники высокой печати. Линогравюра.

Используя новые материалы, современные мастера применяют различные технологии в обработке печатной формы, тем самым стирая грани между известными графическими техниками. Линогравюра является разновидностью выпуклой гравюры. Сравнительно с другими видами гравюры линогравюра молода – она возникла, видимо, в конце XIX или в самом начале ХХ века, после того как вошел в широкий хозяйственный обиход линолеум, один из первых пластических материалов. Линолеум делался вначале из молодой пробки, перемешанной с линоксином (окисленным льняным маслом) и смолистыми веществами. Эта смесь наносилась на редкую, но очень прочную джутовую ткань и затем проходила термическую обработку. Получался материал высокой прочности, толщиной не менее 5 мм. Поверхность его делалась или гладкой, обычно темно-коричневого цвета, как и вся масса, или на нее наносился масляной краской узор, имитирующий паркет, ковер и т.п. Из-за дороговизны пробки и льняного масла в состав линолеума стали вводить заменители. Сейчас молотая пробка целиком или большей частью заменяется древесной мукой. Но и такой вид линолеума вполне пригоден для гравирования не только учебных, но и серьезных творческих работ. В художественную практику линолеум был впервые введен в Западной Европе. В литературе по линогравюре, вообще чрезвычайно бедной, нет указаний на то, когда, в какой стране и кто из художников первый обратил внимание на новый материал и оценил его художественные возможности. Известно, что в 1907 году русский гравер Н.А.Шевердяев узнал о гравюре на линолеуме в Париже, где она в это время получила уже большое распространение среди граверов. Шевердяев привез новый материал в Москву, где им заинтересовался И.Н.Павлов. Ради гравюры на линолеуме в дальнейшем он совсем отошел от торцовой ксилографии, в которой давно был признанным мастером репродукционного плана.

Вскоре вслед за Павловым на линолеум переходит один из крупнейших в России мастеров цветной гравюры В.Д.Фалилеев, до этого гравировавший на продольных досках.

В последующие годы, в особенности послереволюционные, линолеум становится одним из самых популярных графических материалов. Техникой линогравюры воспользовался в 1926 – 1927 годах в ряде интересных станковых работ Б.М.Кустодиев. Из видных графиков 20-х и 30-х годов работали в этой технике Н.А.Шевердяев, К.Е.Костенко, В.Д.Замирайло, А.И.Кравченко, Н.И.Пискарев, С.М.Колесников, П.Н.Староносов, С.Б.Юдовин, ученик Фалилеева И.А.Соколов (главным образом в цветной гравюре, как и ученик Павлова М.В.Маторин) и многие другие.__ В советской графике 40-х и 50-х годов линогравюра, сначала по преимуществу цветная, а позже черная, занимала первое ме-сто в станковом эстампе по количеству работ на выставках и лишь во второй половине 60-х годов резко пошла на убыль, уступая место офорту.

Современная белорусская линогравюра

Приоритет серьезного изучения линогравюры принадлежит Гомелю. Там в конце 1919 года была организована художественная школа – студия им. М.Врубеля, где существовала графическая мастерская и проводились занятия по изучению графических техник. Мастерской руководил известный гомельский график – А.Быховский – выпускник Петроградской школы поощрения художников.

Известно также, что линолеум широко использовали художники Витебска. В первые годы советской власти из него делали печатные формы для тиражирования агитационных плакатов и листовок.

Первым белорусским графиком, который на протяжение своей жизни оставался преданным этой технике, был А.Тычина (1897–1986). Его первые линогравюры относятся к 1920 году. Им созданы серии гравюр, посвященные Минску и природе Беларуси. которая в поисках собственного стиля идет от лубка; тонким лирико-интимным ощущением белорусской природы обращают на себя внимание листы Ю.Тышкевича, глубоко чувствующего пейзаж; активностью композиции, обостренно-эмоциональной формой впечатляют линогравюры Л.Асецкого с их жесткими контурами.

В 70–90-е годы появился целый ряд интересных, высокохудожественных работ в технике линогравюры таких графиков, как В.Шарангович, братья М. и В.Басалыги, Н.Купава, А.Ильи нов, Ю.Кухарев, Е.Кулик. В творчестве большинства из них, в отличие от графиков старшего поколения, в работах которых присутствовали сюжетно-повествовательные мотивы, очевидно стремление к иносказанию или символике, к постоянному поиску индивидуальной творческой манеры, национальному стилю и новым техническим приемам. Современная белорусская линогравюра – явление сложное и противоречивое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: