Виды и механизмы внимания. Возрастные особенности внимания. Способы поддержания устойчивого внимания в урочных формах организации занятий.




Внимание – процесс избирательного сосредоточения сознания на предметах и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека.
Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно всегда включено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические, в частности двигательные, действия людей, в их поступки. Это обеспечивает ясность отражения действительности, что является условием успешности любой деятельности.
Виды внимания.
Различают внимание внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.
Внешнее внимание – направленность сознания на предметы и явления внешней среды, в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки.
Внутреннее внимание – направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма.
Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в умении управлять собой.
При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из требований и изменяющихся условий. Пример: на уроке ФК учитель объясняет технику упражнения; задача ученика – понять и запомнить объяснения, основные опорные точки; здесь внимание ученика включено в восприятие речи учителя ФК. Затем учитель просит ученика выполнить данное упражнение; здесь внимание ученика включено в процесс выполнения упражнения и сосредоточено на точности и правильности выполнения элементов и упражнения в целом.
Непроизвольное внимание возникает без предварительно поставленной цели – как реакция на сильный звук (свисток преподавателя), яркий свет (электронное табло с результатами соревнований), новизну предмета (новая
форма маски вратаря в хоккее). Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание сосредотачивается на короткий срок, но непроизвольное внимание может удерживаться и длительно, в тех случаях когда восприятие предмета, даже мысль о нем, вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения.
Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.
Все три вида внимания – это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.
Механизмы внимания
Физиологические механизмы внимания очень сложны.
Главным в механизмах внимания является образование в коре больших полушарий головного мозга очагов «оптимального возбуждения» (по И. П. Павлову) и открытое А. А. Ухтомским (1923) явление доминанты. Доминанта – господствующий очаг возбуждения в ЦНС, определяющий текущую деятельность организма. Доминанта является физиологической основой акта внимания. Доминирующий очаг может возникнуть при повышенном уровне возбудимости нервных клеток, который создается различными гуморальными и нервными влияниями. Он подавляет деятельность других центров, оказывая сопряженное торможение. При наличии доминанты многие влияния внешней среды остаются вне нашего внимания, но зато более интенсивно улавливаются и анализируются те, которые нас особенно интересуют. Таким образом, доминанта является мощным фактором биологически и социально наиболее значимых раздражений.
Например, в предстартовом состоянии активизируются все те нервные центры, которые входили в рабочую систему во время предыдущих тренировок, и, следовательно, усиливаются функции, связанные с работой. Мысленное воспроизведение физических упражнений также активизирует рабочую доминанту – это является основой идеомоторной тренировки.
Для поддержания устойчивого внимания на уроках.

- четкая организация урока, динамическое ведение занятий, логичность и образность изложения материала;
- проводить уроки интересно, эмоционально, с выдумкой, особенно на занятиях с младшим школьным возрастом;
- избегать монотонности занятий, чаще чередовать упражнения;
- применять разные формы организации учащихся, использовать различные перестроения;
- использовать красочные наглядные пособия, видеоаппаратуру, кинопроекторы;
- проводить занятия под музыкальное сопровождение;
- вовлекать учеников в активную работу на уроке: сопоставлять, сравнивать, делать выводы, решать конкретные задачи; постоянно вести диалог с учениками;
- непроизвольное внимание учащихся связано с непосредственным интересом к материалу урока, но это не значит, что каждый урок должен быть занимательным, подлинный интерес зависит от содержания учебного материала, когда ученик сознает, что знания, которые сообщает учитель, имеют большое познавательное и практическое значение.
34 Понятие потребность личности. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Мотивы занятий физической культурой и спортом.
Потребность – это состояние нужды в объективных условиях, предметах, объектах, без которых невозможно развитие и существование живых организмов, их жизнедеятельности.
Потребности:биологические, направленные на обеспечение нужды организма в пище, тепле, безопасности, движении, размножении и.т.д.
Личностные, стимулируют поддержание числом своей самостоятельности и индивидуальности, потребности в самовыражении и самоутверждении.
Социальные, направленные на деятельность и контакты с другими людьми: потребность в общении, включении в какую – либо группу, в деятельность.
Иерархия потребностей по Маслову:
Выглядит как пирамида. В её основании – физиологические потребности, наверху – потребность в самореализации.
Физиологические – потребность в еде, воде, сне, самосохранении и полом удовлетворении.
Потребность в безопасности. Потребность в защите, порядке и стабильности, здоровье, обеспечение старости.

Социальные – потребность любить и принадлежать кому-то. Проявляется в желании иметь друзей, любить и быть любимым, быть кому-то нужным иметь семью.
Потребность в самоуважении, и осознание чувства собственного достоинства. Проявляется в желании признания успеха, и достижений личности со стороны окружающих.
Потребность в самореализации и развитии личности, в самоактуализации, осмысление своего места в мире.
С переходом от более «низкой» к более «высокой» потребности повышается активность личности.
Мотивы школьника, относящихся к урокам ФК, можно представить в виде некоторой последовательности, основанной на выделении главных причин его учебной деятельности, поскольку реализация любой деятельности, в том числе и учебной, соотносится с предварительным появлением потребности, цели.
Мотивы занятий ФК условно делятся на общие и конкретные.
Общие – желание заниматься ФУ вообще.
Конкретные – желание выполнять какие – либо определенные упражнения, предпочтения заниматься каким-либо видом спорта.
Мотивы посещения уроков ФК могут иметь различную основу. Т.е. учащиеся которые довольны уроками посещают их ради физического развития и укрепления здоровья.
Учащиеся не довольные уроками вынуждены ходить на них для того что бы избежать проблем с учителем из-за прогулов.
Мотивы связанные с процессами деятельности, - это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы, и.т.д.).
Мотивы связанные с результатом деятельности вызваны удовлетворением потребностей в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении.
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься ФУ, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышении работоспособности и укреплении здоровья является основной задачей ФВ.
35.Самосознание и самооценка занимающихся и педагогов. Динамика самосознания и самооценки в ФВ и спортивной подготовке.
Самооценка – оценка личностью себя в целом (общая) и отдельных сторон своей личности, деятельности, отношений между людьми (частная).
Бывает устойчивая, неустойчивая; завышенная, адекватная, заниженная. Тесно связана с уровнем притязаний. Сохранение самооценки является важнейшей потребностью для человека.
Самосознание – это осознание ч-ком себя как личности. Это осознанность своих интересов, стремлений, переживаний индивида, его знания о самом себе, другими словами, это более или менее целостное и адекватное понятие о собственном «я» как субъекте, отличном от др-х субъектов.
В процессе формир-я самосознания у ч-ка появл-ся опр-ое отношение к себе (эмоц компонент). Сочетаясь со знаниями о себе (содержательный компонент), отношение к себе образует самооценку ч-ка, кот-я явл результатом сравнительного познания себя ч/з соотнош-е знаний о себе с знаниями о др-х или об идеальном образе личности, существующем в его представлениях. На основании рез-тов этого процесса форм-ся отношение к себе: самоуважение, гордость, тщеславие, презрение, ненависть и др.
Самооценка определяет развитие мнения о себе как о личности, которое находится у истоков самопознания. Следовательно, самооценка – это основополагающий компонент самосознания.
Самооценка имеет ряд ф-ций: познание субъектом себя («чего я стою»), прогностическая («что я могу»), регулятивная («что я должен делать, как себя вести»).
Формирование самооценки связано с прохождением ряда стадий (И.П. Ильин):
1 – формирование самооценки (сравнение себя с др-ми людьми или эталоном, оценка сходства или рассогласования, формир-е отношения к себе);
2 – стабилизация или коорекция самооценки (возникновение удовлетворенности или неудовл-ти самооценкой, включение механизмов защиты личности: изменение уровня притязаний: при неудовл-ти – снижение самооценки, при удовл-ти - повышение).
Самооценка м.б. адекватной (соответствующей имеющимся у ч-ка качествам и возможностям) и неадекватной (завышенная или заниженная). Завышенная самооценка школьника приводит к возникновению конфликта с окружающими при объективной оценке его качеств и возможностей. Такой ученик отличается проявлением множества неоправданных притязаний (получение более высоких оценок и т.п.). Заниженная самооценка сковывает активность и инициативу школьника. Все его успехи он считает случайными.

Адекват самооценка позволяет максимально использовать имеющиеся у ч-ка возможности, полностью раскрыть свои спос-ти и тем самым быть достойным, востребованным членом общества, принося значительную пользу в рез-те своей деят-ти.
Формирование адекватной самооценки – процесс сложного, тщательного и объективного изучения способностей и особеностей школьников и передачи, им полученной инф-ии, чтобы развить у них адекватное отношение к себе.
37.Эмоции и чувства. Функции эмоций. Возрастные особенности эмоциональной сферы личности у детей и подростков. Коррекция и саморегулирование эмоционального состояния в спортивной подготовке.
Деятельность человека, его поведение всегда вызывают эмоции и чувства — положительное или негативное отношение к ней. Отношение к действительности отражается в мозгу и переживается человеком в форме удовлетворения или недовольства, радости, горя, гнева, стыда. Такие переживания называют эмоциями или чувствами.
Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны.
Эмоция — это общая активная форма переживания организмом своей жизнедеятельности.
Различают простые и сложные эмоции. Переживания удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли — это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают к результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.
Чувства — это специфически человеческие, обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции — радость, любовь, гордость или горе, гнев, стыд и т.п.
Эмоции и чувства характеризуются: качеством и полярностью, активностью и интенсивностью.
Возрастными особенностями детей и подростков являются специфические свойства личности (ее психики) закономерно изменяющиеся в процессе возрастных стадий развития под воздействием процессов воспитания и обучения. Каждый возрастной период (этап) развития личности характеризуется определенным уровнем развития ее познавательных способностей, мотивационной, эмоционально-волевой и перцептивной сферы.
Основными детскими и подростковыми возрастными периодами являются:
• младенческий возраст - 0-1 год жизни;
• ранний возраст - 1-2 года жизни;
• дошкольный возраст - 3-5 лет;
• младший школьный возраст - 6-11 лет;
• средний школьный возраст - 12-15 лет;
• старший школьный возраст - 16-18 лет.
Младший школьный возраст - 6-10 (7-11) лет. Развитие психики детей этого возраста осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности - учения. Учение для младшего школьника выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный характер. В процессе учебной деятельности младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.
Новообразованием младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий, рефлексия.
Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период считается «кризисным», такая оценка обусловлена многими качественными сдвигами в развитии подростка. Именно в этом возрасте происходят интенсивные и кардинальные изменения в организации ребенка на пути к биологической зрелости и полового созревания. Анатомо-физиологические сдвиги в развитии подростка порождают психологические новообразования: чувство взрослости, развитие интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов.
Юношеский возраст от 14 до 18 лет. В юношеском возрасте происходит интенсивное физиологическое и психическое развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности - учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств.
Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни.
38. Волевая сфера личности. Развитие проявлений воли в ФВ и спорте у людей разного возраста.
Воля – управление своими действиями и поступками.
Волевое усилие – сознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком к какому-либо действию (для преодоления значит-х трудностей).
Хар-ка волевого усилия:
· направленность – функции активации и торможения (когда-то надо активировать деятельность, когда-то затормозить)
· длительность – зависит от силы мотива и от энергетической активности (энергет.ресурсы)
· интенс-ть – от силы мотива, энерг-ой акт-ти и нравственных кач-в
Сила воли – способность чел-ка произвольно регулировать собственную акт-ть (личностное образование, стремление дейст-ть созн-но)
Зависит от уровня развития: *мировоззрения; *убеждений личности; *широты мотивац-ой сферы; *возможность изменять смысл действий.
Волевые кач-ва:
· упорство (терпеливость, настойчивость)
· самообладание (смелость, сдержанность, собранность)
ВК по возрастным группам:
· младший шк.возраст
· до 3 класса волевые действия по указу взрослых
· возм-ть совершать волевые акты
· могут проявлять настойчивость в уч.деят-ти
· проявляют волевые кач-ва, чтобы заслужить одобрение взрослых
· подростки
· увел-ся смелость, но сниж-ся выдержка
· настойчивость только в интересной для них работе
· переход волевой акт-ти от внешней стимуляции к внутренней
· сниж-ся дисципл-ть, увел-ся упорство
· старший шк.возраст:
· определяющий механизм самостимуляции
· высокая настойчивость в достижении цели
· большая способность к терпению (работа на фоне утомления)
· у дев-к сниж-е мелости, след-но, трудности в выполн-е ФУ.
40. Виды памяти и их механизмы. Особенности развития мнемических процессов в физическом воспитании и спорте.
Память – это отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.
В основу видовой классификации памяти положены три основных критерия:
I Объект запоминания; здесь выделяют: образную, словесно-логическую, двигательную (моторную), эмоциональную память;
II Степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают
произвольную и непроизвольную память;
III Длительность сохранения в памяти. Здесь различают кратковременную, долговременную и оперативную память.
1.Образная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.
Различают подвиды образной памяти – зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.
2. Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведение мыслей, понятий, словесных формулировок. Этот вид памяти специфически человеческий.
3. Двигательная (моторная) память проявляется в запоминании и воспроизведении движений и их систем. Она лежит в основе выработке и формировании двигательных навыков. Двигательная память позволяет, например, пианисту играть в полной темноте, гимнасту мысленно ощутить порядок движений в разученной комбинации.
4. Эмоциональна память – память на пережитые чувства. Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств.
II 1. Непроизвольная память. Если не ставят специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то это непроизвольная память.

2. Произвольная память. Если ставят специальную цель запомнить что-либо, применяя соответствующие мнемические (от греч. «мнеме» - память) приемы, производят волевые усилия, то это произвольная память.
III 1. Кратковременная память – это непродолжительное сохранение информации после одно-двукратного его восприятия.
2. Долговременная память характеризуется значительной длительностью сохранения материала после его восприятия и закрепления.
3. Оперативная память сохраняет информацию лишь на то время, которое необходимо для совершения действия (набрать только что названный номер, записать только что пришедшую в голову мысль).
Механизмы памяти.
Существует несколько теорий, гипотетически объясняющих механизмы памяти.
С физиологической точки зрения запоминание и воспроизведение есть образование, закрепление и оживление условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга. Образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой
физиологическую основу ассоциаций.
41 Сравнительная характеристика понятий: "физическая культура", "физическое воспитание", "спорт", "физическое совершенство". Цель предмета «Физическая культура» в образовательных учреждениях.
Физическая культура – это часть общей культуры общества и личности, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей
Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на формирование здорового физически совершенного, социально активного человека, включает в себя обучение двигательным действиям и воспитание физических качеств.
Спорт- вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.
Физическое совершенство – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально совершенствующий требованиям жизни.
Цель предмета ФК в образовательных учреждениях – активное содействие всестороннему и гармоническому развитию членов общества.

43. Понятие системы ФВ. Цель, основы и звенья системы ФВ.
ФВ – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного человека. Включает в себя обучение движениям, двигательным действиям и воспитание Фк.
Система – единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач.,
Система ФВ – это исторически обусловленный тип социальной практики ФВ, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные (нормативно-правовые), и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование ЗОЖ.
Цель ФВ – оптимизация ФР человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому Ф.качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, характеризующих общественно активную личность; обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности.
Основы ФВ:
Мировоззренческие (совокупность взглядов и идей, определяющих направление человеческой деятельности);
Теоретико-методические (все достижения в науке и методические разработки в сфере ФК, н-р, биомеханика);
Организационные основы (госучреждения и общественно-самодеятельные организации);
Нормативно-правовые (регулируют деятельность ФК).
Стратегическая цель – формирование ФК личности как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности
Задачи (общие):
· образовательные:
· формир-е и соверш-е ДУ ДН
· овладение целостной системой знаний
· физич-го развития
· оптимальное развитие ФК (координац-х и кондиционных)
· телосложение
· укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восп-е
· многолетнее сохранение здоровья, увелич-е работ-ти
· Воспитательные
· Формиров-е мировоззрения, убеждения, мотивов, интересов, сознат. онош-я
· Формир-е волевых, нравств-х, эстетич-х кач-в
Принципы:
· непрерывности развития (приемств-ть целей, задач, содержанием на каждом возрастном этапе)
· целостного развития (единство телесного, интеллектуального и соц.психолог-го компонентов)
· деятельного подхода (не только освоение ДУ,ДН но и самоопределение по отношению к творческому овладению ценностями ФК, развитие познавательных способностей)
· вариативности и многообразия содержания форм (основан на индивидуализации и дифференциации)- сниж-е стандартизации и увел-е альтернативных программ
· принцип оптимизации (постоянное приведение в соотв-е форм, средств, методов, нагрузок в соответствии с целями, индивид-ми особ-ми, условиями деят-ти)
Основы сис-мы:
· мировоззренченские (направлены на содействие всестороннему гармоничному развитию личности, реализ-ю возможностей достижения каждым физ-го совершенства и тд)
· теоретико-методические
(разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности ФВ на основе естественных, общественных и педагогических наук)программно-нормативные (ФВ осущ-ся на основе обязательных гос-х программ по ФК и спорту.
42 Основные понятия: "физическая рекреация", "двигательная реабилитация", "физическое развитие". Физическое развитие как функция физического воспитания.
Физическая рекреация – это вид физической культуры, использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для рекреативного отдыха детей
Двигательная реабилитация – направлена на восстановление или компенсацию с помощью физических упражнений, временно утраченных или сниженных в процессе труда или спорт. деятельности, двигат. навыков и физич. способностей.

Физическое развитие – это процесс изменения функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни.

44. Физические упражнения: как основное средство физическуого воспитания. Определение, основные классификации.
Физические упражнения – это двигательные действия, которые направленные на реализацию задач физического воспитания, сформированные и организованные по его закономерностям.
Физические упражнения являются средством физ.воспитания, с помощью них можно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность.
Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физ. воспитания (игры, гимнастика, спорт, туризм)
по анатомическому признаку: по воздействию на мышцы рук, ног, бр.пресса, спины с помощью этой классификации сост-ся различные комплексы упражнений.
по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств:
Сокростно-силовые(бег, прыжки, метание)
Циклич.упр.(плавание, бег не дл. и ср. дистанции)
Координационные (акробатика,гимнастика)
Комплексное проявление (спорт.иргы, единоборства, бокс,игры)по признаку биомеханической структуры: циклические, ациклические и смешанные
по признаку физиологических зон мощности: max,субmax,умеренной и большой мощности по признаку спорт.специализации: соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные
Двигательное действие – это группа движений, объединенных в систему для решения какой-либо двигательной задачи.
При овладении техникой, какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, а затем по мере совершения, умение переходит в навык.
Двигательное действие сформировано путем многократного повторения и доведенное до автоматизма переходит в двигательный навык.
Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого — выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения. Элементы двигательного действия и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения действий, называются основными опорными точками (ООТ). Совокупность ООТ, составляющих программу действия, является ориентировочной основой действия (ООД).Создание ООД является ответственным моментом в обучении. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ.
Эти представления должны включать:
1) зрительный образ двигательного действия, возникаемый на основе опосредованного или непосредственного наблюдения;
2) логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при рассказе, объяснении, комментарии, сравнении, анализе и т.д.;
3) двигательный (кинестетический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта либо на тех ощущениях, которые у него возникают при выполнении подводящих упражнений.
К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда по каждой ООТ сформированы необходимые знания и представления.
Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.
Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.
45. Основные требования общепедагогического принципа сознательности и активности в спортивной тренировке.
Назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.
Реализация принципа приводит к обогащению занимающихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания.
Сознательность – это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность.
Основой сознательности являются предвидение результатов своей деятельности и постановка реальных задач. Сознательность придает обучению воспитывающий характер и в значительной мере способствует формированию высоких морально-психологических и профессиональных качеств личности.
В процессе ФВ прежде всего должно быть обеспечено сознательное отношение к занятиям ФУ в целом. Тогда у занимающихся будут созданы сильные и устойчивые стимулы, побуждающие их годами уделять время для занятий и мобилизовать свою энергию. От преподавателя по ФВ и тренера во многом зависит создание веских мотивов и высоких целей, стимулирующих устойчивый и здоровый интерес его воспитанников к избранному ими виду спорта или виду ФВ в целом.
Также важна сознательная деятельность занимающихся в процессе решения каждой задачи, поставленной преподавателем. При постановке каждого конкретного требования надо доводить до сознания занимающихся его значение.
Эффективность процесса ФВ в значительной мере зависит от того, насколько занимающиеся приучены анализировать свои действия и творчески искать путь их улучшения (при помощи методов: словесный разбор, анализ и самоанализ выполняемых действий). Очень существенна роль сознания занимающихся при овладении ими техникой изучаемых движений (побуждать к мышлению в процессе овладения движениями, предварительное продумывание задания – идеомоторная тренировка).
Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.
Согласно теории деятельности (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев) активность человека является фактором, зависящим от сознания.
Из данного принципа вытекают следующие требования.
1. Постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися.
2. Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педагогическом процессе.
3. Осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений, навыков в практике жизни.
4. Воспитание инициативы, самостоятельности и творческого активного отношения к процессу физического совершенствования.

Повышению сознательности и активности способствует применение преподавателем спец. методических приемов:
- контроль и оценка действий занимающихся;
- направление внимания на анализ выполнения движений;
- обучение самоконтролю за своими действиями посредством мышечных ощущений;
- иллюстрация заданий с помощью наглядных пособий;
- использование зрительных и слуховых ориентиров в обучении упражнениям;
- мысленное воспроизведение разучиваемых движений (идеомоторная тренировка)
- беседа по разбору техники.
46.Понятие о двигательном действии. Содержание и форма двигательного действия. Техника двигательного действия. Основы и детали техники. Характеристики техники.
ДД - состоит из движений необходимых для решения двиг-х задач.
ДУ – степень владения ДД при участии сознания.
Хар-ся неустойчивостью к действиям сбивающих факторов.
ДН – степень владения техникой ДД характеризуется автоматизированным управлением движениями, прочность и надежность управления.
Техника - способ выполнения ДД, с помощью которого двигательная задача решается целесообразно и с большей эффективностью:
· основа техники – совокупность движений необходимых для решения двиг.задач.
· детали техники – второстепенные особенности движений не нарушающие основ техники, но увеличивают рациональность.
· главное звено - наиболее важная часть в решении двиг-х задач.
Характеристики:
· Пространственные:
· Положение тела и частей
· Амплитуда
· Направление
· траектория
· Временные (определяют нагрузку)
· Длительность движения
· Темп (кол-во движений в ед времени)
· пространственно-временные (от скорости движения зависит темп, величина нагрузки, результат)
· временные
· скоростные
· ускорение
· Динамические характеристики (силовые, взаимодействие внешних и внутренних сил)
· Сила тяжести
· Трения
· Реакция опоры
· Инерционные силы
· Сила активного сокращения
· Сила эластичного сопротивления, растягивания
· Реактивные силы
· Ритм – комплексная хар-ка, закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве.
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из его сторон — физическое образование, под которым понимается «системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. В процессе физического воспитания занимающихся обучают i «пличным двигательным действиям в целях развития способности и управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела. Обучают также правильному исполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием. И наконец, учащихся обучают технике двигательных действий, необходимых в спортивной тренировке.
При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.
Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

Для дв



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: