Сущность воспитательного влияния средств телевидения на развитие личности




КУРСОВАЯ РАБОТА

По теме «Телевидение как средство воспитания подростков»

 

 

Выполнил: Печатнов Е.В.,

студент гр. ВТ – 061

 

Проверил: Буйнова

 

Кемерово, 2009


Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания подростков средствами телевидения

1.1 Сущность воспитательного влияния средств телевидения на развитие личности

1.2 Воздействие средств телевидения на познавательную деятельность и поведение подростков

1.3 Эффект насилия в средствах телевидения и его влияние на поведение школьников

Глава 2. Исследование воздействия телевидения на воспитание подростков

2.1 Анализ телевизионных программ

2.2 Социологический опрос в Промышленновской общеобразовательной школе № 3

Заключение

Список литературы


Введение

Личность формируется множеством элементов социально-культурной среды. Экранные искусства создают в наших бытовых условиях постоянно действующую информационно-эстетическую среду, которая стихийно формирует ценностные ориентации подростка в области искусства, культуры быта, эстетической организации среды, деятельности, отношений, экологии.

В последнее время коммерческое вещание, предоставленное стихии рынка, рассчитано на усреднённые вкусы молодёжи. Всё чаще мы встречаемся с проявлениями пошлости, отсутствия вкуса, жестокосердия, цинизма. Исчезли познавательные передачи, канули в лета манеры поведения в кадре ведущих и участников передач, воплощающих в прошлом наши представления об истинной интеллигентности.

Вместе с тем, основой нравственности человека являются нравственные качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора и саморегуляции поведения, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственную культуру.

Подростки активно проникают в социальную жизнь общества, устанавливают с ней определенные связи и взаимоотношения, постигают смысл деятельности и поступков. В данный возрастной период происходит чрезвычайно интенсивное усвоение ребенком этических правил, норм и принципов, формирование связанных с ними нравственных привычек поведения и нравственных качеств личности.

Изменение социальной ситуации развития ребенка обусловливает необходимость воспитания определенной совокупности нравственных качеств его личности, которые позволили бы ему быстро адаптироваться в новых социальных условиях и служили бы основой для дальнейшего нравственного воспитания.

Поэтому сегодня как никогда актуально стоит вопрос о влиянии средств массовой информации, и, в первую очередь – телевидения, на духовно-нравственное воспитание подростков.

Целью данной работы является - показать влияние средств телевидения на воспитание молодёжи.

Объектом исследования выступает процесс воспитания подростков.

Предметом является воспитание подростков средствами телевидения.

Задачи:

1. Раскрыть теоретические проблемы воспитания подростков средствами телевидения;

2. Проанализировать подходы к изучению влияния телевидения на воспитание подростков и молодежи;

3. Проанализировать воздействие средств телевидения на познавательную деятельность и поведение подростков;

1.3. Исследовать эффект насилия в средствах телевидения и его влияние на поведение школьников.

Различным аспектам, связанным с проблемой влияния телевидения как важнейшего средства массовой информации в современном российском обществе, посвящены монографии и научные статьи общего, социально-философского и междисциплинарного характера. Ряд научных трудов посвящен техническим особенностям функционирования средств массовой коммуникации. Проблема данной темы была рассмотрена и разработана такими авторами как Р.Ф. Абдеев, Н. Винер, Ю.И. Воронцов. Другое направление представляют труды отечественных и зарубежных исследователей В.Ю. Борева и А. В. Коваленко, Д. Джованнини, П. Кууси, К. Леви-Строса, М. Маклюэна, А.Моля, Л.В Петрова, Г.Г. Почепцова, в которых анализируется процесс исторического развития средств массовой коммуникации, передача информации и ценностей культуры.

Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания подростков средствами телевидения

Сущность воспитательного влияния средств телевидения на развитие личности

 

Впервые телевидение появилось в Лондоне в 1925 г. в результате успешного эксперимента Д. Бэерда. В апреле 1935 года в Берлине появился первый телевизионный салон на 30 человек с двумя телевизорами, а осенью 1935 года открылся телетеатр с проектором на 300 человек. В США в 1946 году телевизор имели только 0,2% американских семей. В 1962 году эта цифра возросла до 90%, а к 1980 году телевизоры имели почти 98% американских семей, причем некоторые семьи имели по два-три телевизора. В Советском Союзе регулярное телевизионное вещание началось в 1931 году из здания Московского радиоузла на Никольской улице (ныне Российская телевизионная и радиовещательная сеть — РТРС). А первый телеприемник появился в 1949г. До середины 80-х гг. в нашей стране существовало два центральных канала, причем, если первый канал могли смотреть почти 96% населения страны, то два канала антенна могла принимать не у всех, в зависимости от региона примерно 88% в масштабах страны. Три канала — было только у третьей части страны. Причем большинство телеприемников (на две трети) еще до 90-х годов оставался черно-белым.

Содержание программ, предоставляемых телевидением, охватывало различные сферы человеческой жизни в целом - сообщения и обзоры на темы политики, культуры и текущих событий, образовательные, развлекательные и художественные передачи, поэтому его влияние на жизнь нации нельзя вкратце назвать иначе как огромным.

При проведении телетрансляции происходит воздействие на психику посредством задействования различных форм передачи информации; одновременное участие органов зрения и слуха активно задействуют пласты подсознания, за счет чего достигается максимальный манипулятивный эффект. Менее чем за полчаса просмотра телевизионной передачи мозг начинает впитывать любую информацию, которая поступает посредством телетрансляции. Вспомним, один из принципов манипуляции массами — внушение. На этом принципе основано действие телерекламы. Например, человеку показывается какой-нибудь рекламный ролик. Предположим, поначалу у такого человека происходит явное отторжение демонстрируемого материала (т.е. представление человека об этом товаре иное). Такой человек смотрит, слушает, оправдывая себя тем, что ничего подобного покупать не будет. Этим как бы успокаивает себя. На самом деле, если на протяжении длительного времени в информационное поле попадает какой-нибудь сигнал, то информация неизбежно откладывается в подсознании. А значит, если в последующем станет выбор между тем, какой товар купить, такой человек бессознательно отдаст предпочтение тому товару, о котором уже «что-то слышал». Более того. Именно этот товар в последующем будет вызывать в его памяти положительный ассоциативный ряд. Как чего-то знакомого. В итоге, когда такой человек оказывается перед выбором товара, о котором ему ничего неизвестно, и товара, о котором он уже «что-то слышал» — то инстинктивно (т.е. подсознательно) потянется к знакомому товару.· Говоря языком нейрофизиологии, у такого человека происходит очаговое возбуждение коры головного мозга, в результате чего появляется доминанта. И если последует повторение раннее показываемой информации, при этом информация будет достаточно эмоционального характера (эмоции необходимо чтобы сломать барьер критичности), то возникнет высокая вероятность того, что в подсознании такого человека возникнет психологическая установка. В итоге подобная информация, отложившись в подсознании и закрепившись там вследствие многократного повторения, сформирует паттерн поведения, тем самым определив в последствие возникновение у такого человека соответствующих мыслей, желаний, и поступков, как результат удовлетворения желаний.·· Если же такая информация откладывается в детском или подростковом возрасте, то в этом случае мы получаем практически стопроцентный результат, так как чем больше проходит времени, тем более действенна (важна и необходима) для подросшего ребенка становится заложенная в детстве в его подсознание информация, потому что для большинства период детства психоаналитически ассоциируется с радостью, поэтому возникновение подобной информации уже будет относиться к воспоминанию, а психика так устроена, что воспоминания о хорошем всегда наиболее приятны.

Количество времени, которое человек тратит на просмотр телепрограмм, поистине впечатляет. В среднем в развитых странах на это занятие у человека уходят три часа в день, больше человек расходует только на работу и сон. Отчасти такое влечение к телевидению объясняется врожденным свойством – так называемым исследовательским рефлексом. Впервые он был описан академиком И.П. Павловым в 1927 году. Исследовательский рефлекс – это инстинктивная, зрительная или слуховая реакция на неожиданный или новый раздражитель. Это часть эволюционного наследия человека, встроенная в сознание чувствительность к движению и возможному нападению хищников.·

Типичная исследовательская реакция включает замедление сердцебиения, расширение кровеносных сосудов мозга и сужение тех сосудов, которые ведут к главным группам мышц. Мозг как бы сосредотачивается на сборе информации, в то время как все остальное тело «отдыхает».

Еще в 1986 году ученые из Университета Миссури начали изучать, как влияют формальные составляющие телевидения – монтаж, планы, наезды, шумы, свет - на исследовательский рефлекс человека. Ученые пришли к выводу, что эти стилистические приемы действительно вызывают у человека непроизвольные реакции и таким образом удерживают его внимание. Природа этих реакций восходит к эволюционной способности человека распознавать и реагировать на движение вокруг. Таким образом, телевидение уникально не столько содержанием, сколько формой.

Формальный язык телевидения влияет на память телезрителя. Увеличение частоты ракурсов, в которых показывается одна и та же сцена, улучшает запоминание. Увеличение числа смонтированных кадров, переходов от одного объекта к другому, фокусирует зрительское внимание лишь до определенного предела: если смена кадров превышает десять за две минуты, зрители уже ничего не запоминают.

Этими законами и руководствуются создатели музыкальных клипов и телевизионных реклам, где используется быстрая смена кадров для удержания внимания, хотя смысл увиденного часто не улавливается.

Исследовательский рефлекс оказывается перегружен. Прикованный к экрану человек чувствует усталость и психологическую неудовлетворенность.·

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: