Коммуникативные возможности телевидения, такие как оперативность, «эффект присутствия» делают его наиболее действенным инструментом управления личности. Исследовав продукцию современного российского телевидения и проведя ее сравнительный анализ телевизионной продукцией США, исследователи приходят к выводу, что телевидение США своими программами и фильмами подтверждают ценности и нормы, установленные обществом, в отличие от телепродукции России. Телевидение играет сегодня, так же, как и в последнее десятилетие, немаловажную роль в социализации личности. В числе обычных, ежедневных занятий оно остается наиболее распространенным видом проведения досуга.
Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно широк и разнообразен. Предпочтение (также как и в чтении книг), часто отдается юмористическим передачам (их отметили 53% опрошенных). В этом контексте весьма красноречивым выглядит сравнение сегодняшних юмористических программ и тех, которые были созданы больше 20 лет назад. Передача «Вокруг смеха», к счастью, частично осталась в архивах, и отрывки из нее транслируются до сих пор. Вел ее известный, талантливый литературный пародист Александр Иванов, человек, обладавший тонким вкусом и чувством меры. Эти качества позволяли ему приглашать в студию действительно интересных юмористов и сатириков. Особенное внимание передача получала за счет сквозившего в некоторых юмористических выступлениях острого сатирического и даже политического подтекста. «Качество юмора» было таким, что с Ивановым охотно сотрудничали создатели 16-й, юмористической полосы «Литературной газеты», благодаря которым пополнялась рубрика «Нарочно не придумаешь». Она состояла из подлинных заявлений, объявлений, часто настолько абсурдных и смешных, что эти материалы вызывали настоящий восторг у аудитории
|
«Кривое зеркало» с Е. Петросяном, «Аншлаг» с Р. Дубовицкой, конечно, ни в какое сравнение ни по интеллектуальному, ни по культурному, ни даже по нравственному уровню с этой давней программой «Вокруг смеха» не идут. Разные интересы, разные мотивы. Комедийность и многомерные напластования смешного сменились двухмерными, примитивными комиксами, гримасами и кричащей, неприкрытой пошлостью. Раньше улыбались, обмениваясь символами культуры и образования, сегодня хохочут над собственными физиологическими отправлениями. Показательна в этом смысле попытка создания «альтернативной» юмористической передачи на телеканале «ТНТ» – «Камеди клаб» (своеобразный маркетинговый ход – коммерческая реакция на возникшую «нишу» на «рынке смешного»). Ее жанр был определен как Standup-comedy, как «протест против всего официального и скучного». Однако кроме матерщины и ограниченного круга тем, связанных с однополой любовью, ненавязчивой популяризацией наркотиков и все той же грубой физиологией здесь не найти ничего «бунтарского».
Практически полный переход телевидения на коммерческую основу не привёл к желаемым результатам, делать юношеские, образовательные программы стало невыгодно. Не выделяются средства государственной поддержки на создание качественного Российского кино. В связи с этим телевизионные канала закупают за рубежом телефильмы и телевизионные сериалы очень низкого качества.
|
Порой на телеэкраны попадает информация, просто не допустимая для широкой огласки. В наши дни программы новостей стали, практически: "Пособием молодого подрывника". С телеэкранов звучат названия взрывчатых веществ, способы их изготовления и наиболее грамотного применения. Откровенно рекламируется безнаказанность насилия и произвола в таких программах как «Программа Максимум», «Репортерское расследование», «Чрезвычайное проишествие». Ежедневно сообщается о заказных убийствах и очень редко говорится об их раскрываемости и задержании преступников.
Даже в детских игровых, развлекательных программах пропагандируется внезапное материальное обогащение. Почему-то всё меньше и меньше вспоминают о духовности. Например, в такой замечательной программе, как "Что? Где? Когда?" раньше, в качестве вознаграждения, давали хорошие книги, теперь это интеллектуальное казино, с мощнейшим культом денег.
Но не все на нашем телевидении так плохо и, конечно же, по телевидению можно увидеть и другие программы. Например, передачу «Умники и умницы». Хотелось бы верить, что ее смотрят тысячи ребят, любящих историю, и тоже могут найти ответы на сложнейшие вопросы, которые не всем взрослым под силу. Ведь это поистине очень интересная передача, с помощью которой можно узнать много нового, того, что в будущем действительно пригодится. На нашем телевидении сейчас очень много познавательных передач, но в каждой из них можно найти много «минусов». По-нашему, только две из таких программ, где нет «минусов» или, по крайней мере, их не сосчитать. Вторая такая программа – «Своя игра». Даже несмотря на то, что в нее играют взрослые посмотреть ее можно. Также не очень плохая передача на Первом канале «Кто хочет стать миллионером?». Вопросы и ответы в этих программах совсем не о том, что показывают по популярным молодежным каналам.
|
А игра «Поле чудес»? Когда она только появилась, она занимала одно из первых мест среди интеллектуальных игр. А сейчас эта игра настолько испортилась, точнее ее испортили сами зрители, которые в каждой передаче дарят г-ну Якубовичу алкогольные напитки и соленые огурцы на закуску. Теперь это дарение подарков в программе заняло первое место, а угадывание слова – на второе, порой игроки забывают вопрос, на который они должны отвечать.
Сейчас в России стало возможным просмотр такого канала как «Discovery». На этом канале рассказывается о том, что нас окружает, многие люди, никогда не смотревшие этот канал, считают, что там только рассказывается о природе и экологии. Но это не так, ведь здесь показывают интересные исторические события, рассматриваемые с неординарной точки зрения, а эта тема, зачастую очень интересна многим современным подросткам (молодым людям – о войне, об оружии и т.д.; девушкам – о королевах, балах и т.д.). Современным подросткам очень интересна тема НЛО, на телеканале «Discovery» почти каждый день рассказывают об этом удивительном явлении, а молодые люди в это время в очередной раз смотрят какое-нибудь MTV.
Если бы более 50% подростков в нашей стране смотрели телеканал «Культура», вряд ли бы у нас было так много неучей. Этот канал смотрят всего лишь примерно 15% подростков из всей страны. Этот канал действительно патриотичный, замечательные программы и фильмы показывают там. Очень обидно, что никто не может заставить посмотреть хотя бы раз этот замечательный канал наших подростков. Очень много опер и балетов показывают на «Культуре», а ведь мало кто из современных подростков знает кто написал, например, оперу «Евгений Онегин».
В 2004-2007 гг. в Смоленском государственном университете было проведено исследование по вопросу как использовать позитивный потенциал телевидения на воспитание ценностных отношений школьников. Исследование проводилось в три этапа. На первом выяснялись наиболее популярные у молодежи телевизионные передачи. На втором проводился их ценностный анализ. Третий этап состоял в определении уровня подготовленности будущих педагогов к использованию воспитательного потенциала телепродукции.
Исследование позволило выяснить, что в последние три года наибольшей популярностью у подростков используются такие телеканалы, как ТНТ, СТС, РЕН-ТВ, НТВ, Муз-ТВ. Из телевизионных передач наиболее популярными были: развлекательные (музыкальные и юмористические): «Танцы со звездами», «Ледниковый период», «Фабрика звезд», КВН, «Дом-2» и др. Далее по популярности следуют познавательные телепередачи: «Поле чудес», «Слабое звено», «Что? Где? Когда?». Около 60% голосов получили передачи о живой природе и путешествиях: «Вокруг света», «В поисках приключений». 40% школьников с удовольствием смотрят фильмы (в т. ч. боевики). Пользуются популярностью информационные и спортивные передачи. У нас в стране существуют три спортивных канала – 7TV, ЕвроСпорт и НТВ+футбол, но, к сожалению, не один из этих каналов не считается общедоступным. И, конечно, многие из них смотрят кинофильмы, причем предпочтение отдается зарубежным художественным фильмам перед отечественными (40% и 20% соответственно). Почти каждый третий из опрошенных смотрел телесериалы и мультфильмы. Примерно четвертая часть опрошенных предпочитала также время от времени смотреть игры, конкурсы, викторины.
На втором этапе исследования названные школьниками передачи были подвергнуты анализу с точки зрения их воспитательного потенциала, который содержит транслируемые образцы отношения к человеку, труду, природе, родине, профессии и его влияния на ценностную, интеллектуальную и волевую сферу зрителей.
К сожалению, отношение к другому человеку как к средству достижения личной цели, в том числе как к средству развлечения, сегодня широко представлено на телевидении. Достаточно посмотреть «Дом-2» (ТНТ), «Испытание верности» (ТНТ), «Правила съема» (ТНТ). Опасность этих примеров в том, что в представлении у подростков утверждается принципиальная возможность отношения к человеку как к средству достижения цели, что неизбежно перенесется ими на отношения с другими – в школьном классе, военной казарме, семье. В последние годы на телевидении появился целый ряд коммерческих телепроектов, которые культивируют отношения, не согласующиеся с нормами морали, несут в себе негативный воспитательный потенциал. Яркие примеры подобных «находок» таботников телевидения – проекты «Бешеные деньги», «Веселые баксы», «Бремя денег» и др.
Юноши и девушки далеко не всегда выбирают передачи с высоким ценностным потенциалом. Телепродукция ведущих каналов («Первый канал»), («Культура»), («Россия») предоставляет возможность всем желающим стать зрителем глубоких и несущих в себе высокие ценности телепередач: («Встань и иди»), («Линия жизни»), («Отечество и судьбы»), («Очевидное – невероятное») и др. При соответствующей работе педагога они могли бы стать действенным средством воспитания ценностных отношений личности.