Воздействие средств телевидения на познавательную деятельность и поведение подростков




 

Рассмотрим психологию подростка и определим, насколько сильно подвержен влиянию человек в этом возрасте. Этот период завершает подготовку к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

В результате психологических исследований установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой. В различные периоды жизни человека соотношение между социальным и биологическим неоднозначно. С возрастом влияние социального фактора на психологическое развитие человека усиливается.
Разновременная последовательность биологического и социального созревания находит выражение в противоречиях, которые чаще наблюдаются в подростковом возрасте.

Вот что пишет Н.Ф. Добрынин: "Можно считать, что возрастные особенности выражаются, прежде всего, в анатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития. Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, к самому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этого для данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности, интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всему окружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяется взаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт, учится и действует. Человек не только входит в данные общественные отношения, но и сам составляет часть этих отношений. Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому выраженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли".·

Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника. И. С. Кон подметил: "Рост самосознания и интереса к собственному "Я" у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: "Кто Я?"··

Физическое формирование уже почти закончилось, но при всём этом появляется "ценнейшее приобретение - открытие своего внутреннего мира". Происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Как уже было сказано, для управления необходима информация, которую юноша начинает искать, как в своём внутреннем, так и во внешнем, окружающим его, мире. Поэтому вполне естественно, что в этом возрасте нередко возникает сильная тяга к массмедиа — своего рода подзорной трубе, сквозь которую можно с расстояния заглянуть в далекий мир, не поступаясь изолированностью своей глубоко личной сферы.·

Долгое время телевидение считалось безопасным занятием, однако в последнее время много говорится о том, что частый и бессистемный просмотр телепередач может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движения, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных» детей, эти последствия становятся все более очевидными.

Отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых – готовых – развлечений.

Как уже говорилось, особенно чувствительны к влиянию телевидения дети и подростки. Во время полового созревания подростки обращают все больше внимания на свой внешний вид. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порою и страха.

Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в нарождающуюся половую роль, они ищут для себя ролевые модели среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, известных благодаря средствам массовой информации. Роль средств массовой информации в формировании половых ролей широко исследуется. Подростки, которые подолгу смотрят телевизор, имеют более стереотипные установки по поводу половых ролей, чем подростки, проводящие меньше времени у телевизора.

Другим тревожным симптомом, согласно данным обзора научных исследований, является прямая зависимость между значением коэффициента интеллекта (КИ) тинэйджера и временем, которое он проводит у телевизора. В среднем оказалось, что чем больше дети смотрят телепрограммы, тем ниже значение их КИ. Оказалось, что этот простой критерий – количество часов, ежедневно проводимых подростком у телеэкрана, - позволяет предсказать результат тест на определение КИ значительно точнее, чем подавляющее большинство прогнозов, учитывающих разнообразные социальные, личные, демографические и семейные факторы. Множество исследований подтверждают наличие у тинэйджеров связи между пристрастием к телевидению и менее развитыми по сравнению с остальными тинэйджерами воображением и творческим потенциалом. Пока неясно, чем именно обусловлены полученные результаты – действительно ли многочасовое сидение перед экраном сказывается на умственных способностях, или же просто менее развитым подросткам больше нравится смотреть телевизор, чем их более способным сверстникам. Однако совершенно очевидно, что чем больше внимания подросток уделяет телевидению, тем меньше у него остается времени на чтение художественной, исторической и др. литературы, приготовление уроков, развитие склонностей и интересов, которые способствовали бы обучению. Таким образом, чрезмерное увлечение телепередачами зачастую означает недостаточно высокий показатель интеллекта и низкую успеваемость в школе.

Еще одна проблема, возникающая у детей в связи с телевидением, - неправильное питание, последствия которого осложняют далекие от реальности представления о том, как влияют определенные продукты на человеческий организм. Чем больше ребенок смотрит телевизор, тем он меньше двигается и больше «перекусывает» вместо того, чтобы нормально питаться. Это, в свою очередь может привести к ожирению и другим неприятностям. К сожалению, в формировании нездоровых привычек существенная роль принадлежит телевизионной рекламе, поскольку главным образом именно она предлагает нам разного рода блюда быстрого приготовления, продукты с высоким содержанием жира, холестерина, сахара и соли. Большинство рекламных роликов, идущих во время различных программ, посвящены всевозможным сластям и лакомствам, тогда как во многих сладких хлопьях по весу содержится больше сахара, чем, например, в торте. Ученые утверждают, что реклама оказывает на подростковую аудиторию заметное влияние. Дети, например, часто всерьез полагают, что какие-либо хлопья могут сделать их сильными и здоровыми. В некоторых странах действуют законы, регулирующие воздействие рекламы на подростков и предотвращающие тем самым неправильный рацион их питания. Например, в Голландии при рекламе любых сладостей в углу экрана обязательно должна присутствовать зубная щетка, а в канадском штате Квебек вообще запрещено адресовать любую рекламу детям, не достигшим двенадцати лет.

Психологи полагают, что телевидение развивает нездоровый интерес к сексу и служит источником соблазна. Откровенные намеки, сексуальный внешний вид и обольстительно поведение женщин превалирует как в рекламных роликах и музыкальных клипах, так и в большинстве других программ. Секс на экране часто предстает нам в форме насилия, жестокости или преступлений, и относительно нечасто интимные отношения любящих друг друга людей изображены нежными и постоянными. Около 70% всех телевизионных эпизодов, посвященных сексу, касаются либо внебрачных связей, либо проституции. Например, на канале MTV в 17-00 идет подростковый сериал «Факультет», где кроме секса больше ничем не занимаются, и это смотрят подростки и повторяют то, чем занимаются в их любимом сериале. А заканчивается все это абортами и тому подобными ситуациями. А в музыкальных клипах сейчас практически во всех присутствует секс. Также сейчас во многих фильмах и др. телепередачах идет пропаганда однополой любви. Как думают многие критики клипы группы «Тату» вообще нельзя было пускать на телевидение, а если уж показывать, то только после 23-00. Многие девочки подражают этой группе и сейчас уже вообще не интересуются мальчиками, а это уже психическое расстройство. Так что как секс на телевидении сказывается на тинэйджерах, к сожалению, нам остается только догадываться.·

Телевидение формирует стереотипы в отношении черт, присущих определенному полу, возрасту или расе. Так, в качестве главных героев мужчины появляются на экране примерно втрое чаще, чем женщины. Они доминируют в деловом мире, в то время как женщины часто не имеют профессии и положения в обществе, или занимают более низкое положение на служебной лестнице, чем их начальники-мужчины. Мужчины представлены, как правило, более умными, сильными и постоянными, нежели женщины. Последние, в свою очередь, спокойны, добросердечны, уязвимы, их мысли и интересы в основном сосредоточены на семье, любви и человеческих взаимоотношениях. В некоторых исследованиях утверждается, что дети, проводящие перед телевизором много времени, относятся к различным профессиям и занятиям с позиции, предопределенных стереотипами, касающимися пола.··

В телевизионных программах дети и пожилые люди представлены в значительно меньшей мере, чем это обусловлено естественной структурой населения. Старики в телефильмах чаще всего бывают злодеями или жертвами, упрямыми, капризными или выжившими из ума. Исключением из этого правила являются, разве что, мыльные оперы, где почтенные отцы и матери семейств симпатичны, румяны, счастливы и уважаемы в обществе. Поэтому у молодого зрителя часто формируется отрицательный стереотип отношения к пожилым людям. По аналогичному механизму возникают и расовые предубеждения, так как в большинстве фильмов негры и латиноамериканцы по сравнению с белыми чаще бывают безработными или выполняют неквалифицированную работу, в их семьях чаще возникают ссоры и конфликты, чем в семья белых людей. Негров в фильмах представляют не такими как белых людей, белые часто бьют в фильмах негров и т.д. Подобные фильмы показываются на центральных каналах в «детское» время и подросткам нравятся такие фильмы. А потом наше правительство задается вопросом: «Откуда в нашей стране так много скинхедов?».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: