Лекция 1. Безопасность жизнедеятельности как наука и учебная дисциплина.




Процесс видовой и социальной эволюции человека всегда сопровождался действием разного рода опасных факторов, находящихся в среде его обитания или проникающих в нее из различных источников, находящихся вне ее. Поэтому сначала возникла функция защиты человека, семьи, рода, которая по мере развития человечества эволюционировала в соответствии с потребностями человека. С формированием простейших социальных систем функция защиты от опасностей стала социальной функцией, а в последующем – государственной.

Безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина появилась не так давно: в 1991 г. она была введена в ВУЗы. Однако этому событию предшествовало преподавание учебных дисциплин в школе, которые, по своему характеру, были частными разделами БЖД. Это дисциплины в разные времена были введены в систему общего образования, такие как «Гражданская оборона», «Начальная военная подготовка», «Основы труда», «Экология», «Технология».

Как учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» должна иметь научный базис, то есть, целевую ориентацию, научные задачи, содержание, источники формирования научных знаний и другие важные аспекты.

Наиболее обобщенно цель науки «Безопасность жизнедеятельности» можно обозначить как достижение безопасности человека в процессе его существования в организованной социальной системе, удовлетворения им своих потребностей и выполнения предназначенных ему функций, не противоречащих интересам общества (авт).

Таким образом, безопасность жизнедеятельности представляет собой комплексную научную дисциплину, изучающую возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в организованной социальной системе.

Безопасность жизнедеятельности решает три взаимосвязанные задачи:

1. Идентификация опасностей, т.е. распознавание вида опасности с указанием ее количественных характеристик и координат опасности.

2. Защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.

3. Предотвращение и ликвидация возможных опасностей и их последствий.

Рассмотрим некоторые понятия и термины, необходимые при изучении этого предмета.

Опасность – это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически, физически или биологически активные компоненты и др.

Данное определение опасности в БЖД является наиболее общим и включает такие понятия как опасные, вредные факторы производства, поражающие факторы и пр.

Для обозначения источника и уровня опасностей, присутствующих в различных областях пространства, в которых человек осуществляет свою деятельность, а также для поиска способов обеспечения безопасности необходимо разделить пространство (окружающую человека среду) на две основных области - ноксосферу и гомосферу.

Ноксосфера – это область пространства, в которой постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Гомосфера – это область пространства, в которой находится человек в процессе осуществления трудовой, социальной или обывательской деятельности.

Совмещение гомосферы и ноксосферы с позиции безопасности недопустимо, но это трудно достижимо, как при выполнении трудовой, так и социальной и обывательской деятельности.

Как известно в современном мире разнообразие опасностей очень велико. Первый шаг к изучению их природы – их классификация. Существует несколько способов классификации опасностей:

- по природе происхождения:

а) природные;

б) технические;

в) антропогенные;

г) экологические;

д) смешанные.

- по локализации:

а) связанные с литосферой;

б) связанные с гидросферой;

в) связанные с атмосферой;

г) связанные с космосом.

- по вызываемым последствиям:

а) утомление;

б) заболевание;

в) травма;

г) летальный исход и др.

Согласно официальному стандарту опасности делятся на физические, химические, биологические и психофизические.

Физические опасности вызывают движущиеся природные и антропогенные объекты (предметы, машины и механизмы), повышенная запыленность и загазованность воздуха, аномальная температура, повышенный уровень шума, вибраций, звуковых колебаний и т.д. Например, движущийся автотранспорт может вызвать увечье или даже смерть. Падающая с высоты строительная балка может привести к травмированию или даже гибели людей.

Химические опасности возникают при попадании опасных химических веществ в окружающую среду, в организм человека или другие организмы, связанные с человеком общей средой обитания и другими прямыми или косвенными связями. Химические опасности могут также возникнуть при превышении концентрации веществ, содержащихся в средах или организмах в естественных условиях. Примером химической опасности может быть избыточное содержание оксидов углерода, серы, бензопирена в составе выхлопных газов, что может ухудшить качества воздуха и опосредованно привести ухудшению здоровья населения. Или, например, повышение концентрации нитратов в арбузах может привести к непосредственному, химическому отравлению потребителей арбузов. Это примеры иллюстрируют влияние химических опасностей на качество жизненной среды и здоровье людей.

Биологические опасности возникают от организмов (в том числе, микроорганизмов - бактерий, вирусов, патогенных грибов), продуктов их жизнедеятельности, способных вызывать заболевания, токсическое или организменное поражение. Примером может служить ежегодная активизация деятельности клещей - переносчиков опасных инфекционных заболеваний, вызванная наступлением теплого периода. Или эпидемия гриппа, которая ежегодно уносит жизни тысячи человек. Так, за три месяца 2013 года на территории России вследствие осложнений, полученных от гриппа, скончались больше 10 тысяч человек [Интернет-ресурс: https://doctorpiter.ru/articles/6394/].

Психофизические опасности – опасности, исходящие от человека вследствие физических, нервно-психических перегрузок, срывов и заболеваний. Примером может служить случай, произошедший 19 октября 2016 г. в рабочем кабинете администрации Красногорского района: были расстреляны первый заместитель главы района и руководитель ОАО "Красногорская электрическая сеть". Другой пример, иллюстрирующий последствий психологического срыва: ночью 27 апреля 2009 года начальник ОВД "Царицыно" открыл стрельбу из табельного пистолета. В результате девять человек получили огнестрельные ранения, трое раненых скончались [ Электронный ресурс: https://ria.ru/trend/firing_policeman_tsaritsino_Moscow_27042009/#ixzz3zyIoPE5L ]. 27 апреля 2009 года начальник отдела внутренних дел по району Царицыно в состоянии алкогольного опьянения убил двух и ранил ещё семь человек в московском супермаркете «Остров» [Электронный ресурс: https://tass.ru/proisshestviya/2359992].

Вышеназванные классификации опасностей носят частный характер, поскольку объединяют опасности в группы только по какому-либо одному признаку.

По способу воздействия опасные факторы можно разделить на три группы:

1 - факторы, непосредственно влияющие на оператора, степень воздействия которых может накапливаться или релаксировать во времени – факторы инкубационного действия;

2 - факторы мгновенного действия, носящие случайный характер, воздействие которых распространяется на оператора или локализовано ноксосферой;

3 - факторы экологического воздействия, как правило, опосредованного действия, проявляющиеся вне оператора, вне данного производства, но являющиеся следствием реализации конкретного технологического процесса на данном производстве.

Такая классификация является наиболее удобной в производственной системе для идентификации различных опасных факторов, анализа характера опасностей и выявления приоритетных направлений защиты людей, т.к. позволяет выявить, спрогнозировать и дать количественную оценку возможным опасностям еще на ранних стадиях технологической подготовки производства, чтобы в последующем разрабатывать системы защиты оператора (работника производства), рассчитывать возможные последствия для окружающей среды и здоровья населения, риски и экономический ущерб от производственной деятельности.

На основании анализа различных опасностей и последствий их реализации выявлены три общих направления защиты от опасностей:

I - Пространственное и (или) временное разделение гомосферы и ноксосферы.

Это достигается методами специальной организации трудового процесса, когда осуществляется разделение опасной зоны и работников, управляющих или организующих производственный процесс, а также - использованием средств дистанционного управления, автоматизации, роботизации и др.

Например, при некоторых видах карьерных разработок с использованием взрывов для дробления породы, людей эвакуируют из опасной зоны (пространственное и временное разделение). Другой пример – современный прокатный стан. Рабочий-оператор контролирует режим работы прокатного стана с помощью автоматизированной системы. С ее помощью он регулирует параметры обжатия листов, степень натяжения барабанов и др. технологические режимы.

II - Нормализация ноксосферы путем исключения или уменьшения количественных характеристик опасности.

В рамках этого направления используются мероприятия и средства, защищающие человека от шума, газа, пыли и пр. средствами коллективной защиты.

Например, использование вентиляционных установок и фильтров для очистки воздуха на ткацких производствах, или использование демпферов, для погашения колебаний в машинах и механизмах, кондиционирование воздуха в рабочей зоне т. п. Сюда можно также отнести мероприятия по санитарной обработке помещений на предприятиях, перерабатывающих органическое сырье – на мясокомбинате, консервном заводе, а также - в больницах, школах и др.

III - Адаптация человека к условиям соответствующей среды, где возникают или постоянно существуют опасности, и повышение его защищенности.

Это направление включает возможности профессионального отбора, специального обучения, психологического тренинга, применение средств индивидуальной защиты. Например, для многих опасных профессий, таких как, спасатели, водолазы, летчики, космонавт и др. существует профессиональный отбор по физическим и психологическим параметрам, они проходят специальное обучение, профессиональные тренинги, моделирующие возможные исходы развития событий в разных профессиональных ситуациях и выбор решений, также отрабатывают навыки на симуляционных или имитационных устройствах (авиасимуляторах, установках, имитирующих невесомость, замкнутое изолированное пространство, перегрузки и т.п.), затем - в смоделированных условиях, приближенных к естественных. К этому направлению относится использование средств индивидуальных средств защиты, спецодежды, водолазных костюмов, противогазов и т.п.

В реальных условиях реализуется комбинация наиболее эффективных средств и методов относящихся к всем перечисленным направлениям.

Средства обеспечения безопасности делятся на средства коллективной (СКЗ) и индивидуальной защиты (СИЗ). В свою очередь, СКЗ и СИЗ делятся на группы в зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области применения и т.д.

Одной из основных задач БЖД является определение количественных характеристик опасности (идентификация). Оценка существующих технических систем и объектов с точки зрения их безопасности для работников и для населения ставит задачу разработки адекватных мер защиты. Зная характеристики опасности, на базе вышеназванных направлений, на предприятиях, в социальных учреждениях и в других сферах социальной жизни, разрабатываются обязательные мероприятия по обеспечению безопасности, в которых применяются сочетание частных методов, способов и средств защиты от опасностей. и.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: