Зейдер Федор (Фридрих Самуил) Николаевич




ЗАПИСКИ АВГУСТА КОЦЕБУ

Неизданное сочинение Августа Коцебу

об императоре Павле I 1).

Подлинная немецкая рукопись этого сочинения, писанная вся рукою автора, поднесена была его сыном, новороссийским (впоследствии варшавским) генерал-губернатором графом H. E. Коцебу, императору Александру Николаевичу осенью 1872 года в Ливадии.

2) "Бывший" пастор Зейдер находится в списке лиц, сосланных императором Павлом в Нерчинск и прощенных импоратором Александром указом 16-го карта 1801 года. (П. С. 3. № 19.784).

По возвращении из Сибари, он назначен был приходским паотором в Гатчине. Здесь он умер в 1834 году, где и похоронен.

https://mikv1.narod.ru/text/Kocebu1990.htm

 

 

Зейдер Федор (Фридрих Самуил) Николаевич

— пастор в Гатчине, родился 8 февраля 1771 г. (по другим сведениям 1766 г.) в Кенигсберге, образование получил в Kollegium Fridericianum и в кенигсбергском университете и в 1788 г. прибыл в Россию. В 1792 г. он был назначен пастором в Рандене, в Лифляндии, где, между прочим, вместе с соседними помещиками, устроил небольшую библиотеку. В 1800 г. одна из книг этой библиотеки (первый том "Вестника любви" Лафонтена) затерялась на почте; в поисках ее Зейдер поместил в "Дерптских Ведомостях" объявление, которое и послужило поводом к обвинению ранденского пастора в том, будто в его библиотеке имеются "запрещенные и двумысленные" книги. По доносу рижского цензора Ф. О. Туманского Зейдер был арестован, отправлен в Петроград, лишен пасторского звания, подвергнут телесному наказанию и сослан на каторжные работы в Нерчинск. Ссылка однако продолжалась недолго: император Александр I сейчас же по вступлении на престол помиловал) Зейдера и назначил ему ежегодную пенсию в размере 750 руб. Вслед за тем 26 января 1802 г. Зейдер вторично был посвящен в пастора столичным духовенством и в1803 г. назначен к эстонскому приходу в Петрограде, а около 1810 г., по желанию императрицы Марии Феодоровны, переведен пастором в Гатчину, где он одновременно состоял учителем Гатчинского сиротского дома. Скончался Зейдер в Гатчине 24 июля 1834 г. и похоронен в Колпине. Обстоятельства осуждения и ссылки пастора З. были им самим описаны в статье "Die Leiden des Pastors Seider", но при жизни автора рукопись эта не была напечатана, и только впоследствии русский перевод ее, по просьбе г-жи М. Ф. Зубахиной (урожденной Зейдер), помещен был в "Русской Старине" (1878 г., май) под заглавием: "Страдания пастора Зейдера". В том же журнале (1878 г., март) напечатано в русском переводе и письмо З., писанное из ссылки фон Эрцен Клайрону и изданное в виде отдельной брошюры в Лейпциге и Гильдесгейме, в 1803 г. под заглавием: "Der Todeskamf am Hochgerichte. Oder Geschichte des unglucklichen Duldens F. Seider, ehemaligen Predigers zu Randen in Ehstland. Von ihm selbst erzahlt". Зейдер, правда, печатно отказывался от авторства этого письма, но ввиду близости его текста к тексту вышеупомянутой его рукописи, не остается сомнения, что письмо было подлинное. Зейдер известен также, как автор нескольких торжественных од и гимнов на немецком языке. Из них в печати известны: "Flehgesang" — по случаю годовщины посвящения автора в пастора (Юрьев, 1793 г.), ода по случаю заключения мира с Турцией (1793 г.), ода на вступление на престол императора Александра и (Москва, 1801 г.), гимн в годовщину его вступления на престол (СПб., 1802 г.) и ода "An den Genius des neuen Jahres 1804" (Kaffka's Nord. Archiv, 1804 г.). За издание оды Фосса "Hymme der Deutschen in Russland an Kaiser Alexander" Зейдер Высочайше пожалован был перстнем. Не напечатанной осталась: аллегорическая сцена, написанная к празднику коронации императора Александра, "Das Fest der Elfen". "Обвинение и ссылка пастора Зейдера" ("Русская Старина", 1878 г., март, стр. 463—490). — "Страдания пастора Зейдера" (там же, 1878 г., май, стр. 117—166). — "Русская Старина" 1873 г., т. VIII, стр. 589—593. — "Русский Архив" 1873 г., № 5, стр. 684—685. — Recke und Napiersky, "Allgemeines Schriftsteller- und Gelehrten-Lexikon", Митава, 1832 г., т. 4, стр. 180—182; прибавление 1861 г., стр. 188. А. Г. {Половцов}

https://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=45830


https://www.runivers.ru/bookreader/book57360/#page/512/mode/1up


Малоколпанское кладбище

Кладбище при деревне Малые Колпаны (в прошлом Колпано) существовало с момента возникновения Колпанского лютеранского прихода в 1640 году. Оно находилось у кирхи Святого Павла, построенной в 1800-1801 годах по проекту известного архитектора Андрияна Дмитриевича Захарова на месте старого деревянного храма. На ингерманландских планах XVII века, относящихся к временам шведского владычества, обозначена Колпанская лютеранская кирха и примыкающее к ней с южной стороны кладбище. Так, на одной из карт Дягиленского погоста 1679 года, хранящихся в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве, можно хорошо рассмотреть крупный приходской центр Holpanits. Здесь же обозначена кирха, рядом с которой на карте просматриваются контуры небольшого некрополя, предназначенного для погребения местных прихожан лютеранского вероисповедания. Известно, что с 1753 года Колпанский приход был объединён в единый приходской центр вместе со Шпаньковской лютеранской кирхой Святой Марии. Сохранилось большое количество документов, рассказывающих о строительстве каменного храма, начиная с момента его закладки в 1789 году. Легендарная история возведения кирхи связана с именем императора Павла I, который лично наблюдал за ходом строительства новой церкви, оказывая финансовую помощь и всестороннюю поддержку. Начатые еще при императрице Екатерине II строительные работы по ряду причин были приостановлены и возобновились в 1799 году, в связи с назначением главным гатчинским архитектором А.Д.Захарова, ставшим с этого времени придворным зодчим. В предписании, направленном вдовствующей императрицей Марией Федоровной в Гатчинское городовое правление в октябре 1801 года, указывалось: «...построенную близ Гатчины финского закона кирху наименовать во имя Святого Апостола Павла и по совершенном всего потребного окончании приступить к освещению обыкновенным образом». Архитектору удалось создать запоминающийся художественный образ величественного сооружения. Каменный храм, построенный из парицкой плиты в готическом стиле, украшенный 22-х метровой колокольней, увенчанной остроконечным шпилем, уже в советское время сильно изменив свой архитектурный облик, все же сохранился до настоящего времени. Его история заслуживает отдельного краеведческого исследования. Полностью утрачено старинное кладбище, не уцелело даже каких-либо его следов; то, что произошло в Малых Колпанах, трудно объяснить словами. Преступление, совершенное нашими современниками несколько десятилетий назад, и сегодня заслуживает гневного осуждения. И даже сейчас, когда об этом можно говорить открыто, на месте поруганного некрополя все так же находится гатчинский завод «Авангард» и нет даже скромного памятного знака в память о тех, кто столетиями жил и работал на этой земле, молился за нас, славил наше Отечество... Несмотря на то, что Колпанская кирха часто упоминается в различных исторических источниках дореволюционного периода, имеется ее подробное описание и иконографические материалы, к сожалению, каких-либо описаний лютеранского кладбища не сохранилось. Удалось установить, что в разные годы здесь были похоронены местные пасторы и служители кирхи, коменданты и начальники города Гатчины, представители известных дворянских родов, придворные служители Гатчинского императорского дворца, иностранные подданные... Это был крупнейший провинциальный некрополь, находящийся в окрестностях Санкт-Петербурга, не случайно ряд его захоронений был обследован в начале XX века и в 1910 году взят на учет в список достопамятных захоронений «Петербургского некрополя». В одном из томов журнала «Русская старина» за 1878 год был опубликован очерк, посвященный жизнеописанию бывшего гатчинского пастора Фридриха Зейдера, скончавшегося в 1834 году и погребенного на Колпанском кладбище. Здесь же были помещены его портрет и графический рисунок надгробного памятника. О том, как выглядела территория самого кладбища, можно судить по сохранившимся снимкам, сделанным во время фашистской оккупации в 1943 году. На фотографиях можно различить изображение отдельных памятников, представить общую планировку некрополя и хорошо рассмотреть частично разрушенное здание кирхи. По воспоминаниям местных старожилов, например, Людмилы Александровны Сучковой, урожденной Куттоловой, 1908 года рождения, из деревни Малые Колпаны, на кладбище были похоронены многие представители древнейших лютеранских фамилий нашего края: Сойту, Сюгияйнен, Коугия, Моннонен, Тикка, Куйвонен, Саволайнен, Юронен, Пумолайнен и другие. «Кладбище было очень богатым, с мраморными и гранитными склепами, красивыми памятниками, каменными плитами и чугунными крестами, - рассказывала Л.А. Сучкова. - Здесь были свои отдельные участки для захоронения немцев, финнов, эстонцев. Существовала небольшая, появившаяся перед революцией, русская часть. Кладбище было огорожено невысокой оградой, сложенной из известковой плиты, и обсажено акацией, сиренью и жасмином». Из отдельных захоронении Колпанского некрополя местные старожилы вспоминали:
  • Большой мраморный фамильный склеп немецкого генерала Смедриха в металлической ограде, стоявший напротив входа в кирху. В склепе были похоронены, он сам, его жена и дочь. Смедриху принадлежало имение в селе Никольском.
  • Красивый памятник на могиле инспектора Малоколпанской учительской семинарии,рядом с кирхой.
  • Полуразрушенный склеп коменданта города Гатчины Роппа, рядом с кирхой.
  • Плиты и памятники на могилах бывших пасторов, рядом скирхой.
  • Мраморную плиту на могиле Лелло Сойту, существовавшую до 1950-х годов.
Малоколпанское кладбище неоднократно упоминалось в хронике публикаций уездных газет начала XX столетия. Так, в марте 1913 года газета «Гатчина» сообщала читателям о кончине «госпожи Франкелин, няни Августейших детей Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны» и о перевозе ее тела из Санкт-Петербурга в Гатчину для погребения на лютеранском кладбище. «На вокзале печальную процессию встретила Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Ксения Александровна», - сообщалось в заметке. Массовая борьба с религией, развернутая в советский период, не обошла стороной Колпанский приход, который к 1917 году насчитывал 2544 прихожанина. В тридцатых годах под угрозой закрытия оказалась лютеранская кирха, осквернению подвергались старинные захоронения кладбища. В ноябре 1936 года гатчинцев облетела весть о необычной находке. «В склепе на кладбище в деревне Колпаны обнаружены два трупа в форме офицеров, видимо, времен Павла I, - сообщалось в газете «Красногвардейская правда». - Трупы хорошо сохранились. По словам очевидцев у трупов целы волосы, мышцы и кожа лица...» Эта история имела продолжение. Спустя некоторое время в газетной заметке «Редкая находка» рассказывалось: «В «Красногвардейской правде» от 18 ноября сообщалось о находке в склепе на колпанском кладбище хорошо сохранившегося трупа, в форме офицера времен Павла 1-го. Судя по надгробной надписи, труп погребен в 1842 году и является останками коменданта Гатчины Густава Антоновича Роппа. На лице трупа сохранились кожа, ресницы, брови, носовой хрящ. Уцелели мундир, рейтузы, ботфорты. Труп, как экспонат, имеющий научный интерес, перевезен в районный краеведческий музей». Там необычный экспонат хранился до Великой Отечественной войны. Ворвавшиеся в сентябре 1941 года в город фашисты вскоре изъяли его из музейной коллекции и произвели повторное захоронение трупа на Малоколпанском кладбище. В 1938 году кирха была закрыта, а почти все ее служители арестованы и отправлены в ссылки, лагеря. Здание церкви сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны, находясь на переднем рубеже обороны советских войск в августе-сентябре 1941 года. В послевоенное время в пустовавшем храме размещалось зернохранилище, а в 1949 году здание и прилегающая территория, вместе с кладбищем, была передана артели «Промстроймат», в 1968 году преобразованной в Гатчинский металлообрабатывающий, позднее - завод металлоизделий, «Авангард». Несмотря на то, что захоронения на кладбище совершались вплоть до середины пятидесятых годов, завод упорно наступал на кладбище, разрушал старинные захоронения, глумясь над памятью давно умерших людей. С болью в сердце смотрели на это варварство жители деревни Малые Колпаны, бывшие прихожане лютеранской общины, родные и близкие покойных. Как рассказывали старожилы, их протесты никто не услышал. В пятидесятых годах кладбище официально закрыли, запретив подхоранивать на нем местных жителей. В шестидесятых годах руководство завода «Авангард» подготовило план сноса кладбища для расширения производственных корпусов и территории предприятия. В газете «Гатчинская правда» за 1966 год удалось найти короткое объявление, связанное с этим предстоящим событием: «В связи с расширением своей территории, Гатчинский завод металлоизделий извещает граждан, родственники которых захоронены на кладбище в Малых Колпанах после 1945 года, что перезахоронение завод, по их заявкам, берет на себя. Обращаться по адресу: М. Колпаны, Центральная улица, дом I.» Последние следы старого кладбища были уничтожены в 1975-1976 годах, при строительстве нового здания огромного заводского цеха, протянувшегося вдоль Центральной улицы. Очевидцы утверждают, что его возводили прямо на кладбищенских плитах и полуразрушенных склепах. Разрушенные памятники увозили грузовиками и сбрасывали в ямы, расположенные за деревней Малые Колпаны. Там же еще долго валялись и человеческие кости. После войны, при восстановлении здания кирхи, разрушенный шпиль заменили низкой четырехскатной крышей. Храм долгое время был недоступен для верующих. 25 декабря 1991 года было проведено первое богослужение, а 24 марта 1992 года зарегистрирован лютеранский приход. После долгой и упорной борьбы прихожанам удалось вернуть часть помещений кирхи. В настоящее время храм полностью передан верующим, и теперь им предстоит сложная и объемная работа по возрождению этой духовной святыни. Все эти годы, с момента открытия прихода, пастором кирхи Святого Павла является Арво Сойту. Трагедия Малоколпанского кладбища и сегодня не дает покоя многим жителям этого края. Люди не только вспоминают о прошлом, но и надеются восстановить светлую память о своих дорогих предках. Примером может служить публикация местной жительницы Людмилы Николаевны Шатовой «Свечи горели до рассвета», напечатанная в газете «Гатчинская правда» в 1996 году: «Навсегда останется в памяти участников это шествие в пасхальную ночь со свечами в руках на тот могильный холм, что собран за военным дзотом в Малых Колпанах. После богослужения в старой кирхе Святого Апостола Павла, приходская молодежь и ветераны с пастором Арво Сойту пришли почтить память своих предков, похороненных на этом кладбище... С незапамятных времен у стен старой кирхи находилось древнее лютеранское кладбище. Довольно обширное, с каменными плитами, мраморными надгробиями и ажурными чугунными крестами. Тысячи людей, безвестных и знаменитых, похоронены тут. Казалось, так должно быть всегда. Однако, начавшиеся в пятидесятых годах наступления на кладбища, сначала - артелью, а позднее - администрацией завода, продолжались. Разрушались старинные захоронения, расхищались ценные надгробные памятники. И, хотя здесь еще продолжались захоронения, за дальнейшую судьбу и охрану кладбища уже никто не отвечал. В 1975-1976 годах Малоколпанское кладбище перестало существовать. По рассказа очевидцев трагедии, часть плит и надгробий так и осталась лежать, послужив основанием фундамента многоэтажного цеха, принятого в эксплуатацию в 1979 году. Потревоженные и поднятые из глубины времен старые кости частично были засыпаны землей, частично перевезены в Парицкий карьер и на окраине деревни свалены в глубокий ров. Там они находятся и сегодня... Пришло другое время. Организовав общину, летом 1992 года пастор Арво Сойту, вместе с первыми членами вновь созданной, возрожденной общины, пришли на разоренное кладбище и своими руками собрали кости, черепа и все, что осталось, в эту, теперь уже можно сказать, братскую могилу, где мы впервые поставили зажженные у Распятия свечи, горевшие до рассвета.»

https://history-gatchina.ru/town/nekropol/nekropol15.htm



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: