ЗАПИСКИ АВГУСТА КОЦЕБУ
Неизданное сочинение Августа Коцебу
об императоре Павле I 1).
Подлинная немецкая рукопись этого сочинения, писанная вся рукою автора, поднесена была его сыном, новороссийским (впоследствии варшавским) генерал-губернатором графом H. E. Коцебу, императору Александру Николаевичу осенью 1872 года в Ливадии.
…
2) "Бывший" пастор Зейдер находится в списке лиц, сосланных императором Павлом в Нерчинск и прощенных импоратором Александром указом 16-го карта 1801 года. (П. С. 3. № 19.784).
По возвращении из Сибари, он назначен был приходским паотором в Гатчине. Здесь он умер в 1834 году, где и похоронен.
https://mikv1.narod.ru/text/Kocebu1990.htm
Зейдер Федор (Фридрих Самуил) Николаевич
— пастор в Гатчине, родился 8 февраля 1771 г. (по другим сведениям 1766 г.) в Кенигсберге, образование получил в Kollegium Fridericianum и в кенигсбергском университете и в 1788 г. прибыл в Россию. В 1792 г. он был назначен пастором в Рандене, в Лифляндии, где, между прочим, вместе с соседними помещиками, устроил небольшую библиотеку. В 1800 г. одна из книг этой библиотеки (первый том "Вестника любви" Лафонтена) затерялась на почте; в поисках ее Зейдер поместил в "Дерптских Ведомостях" объявление, которое и послужило поводом к обвинению ранденского пастора в том, будто в его библиотеке имеются "запрещенные и двумысленные" книги. По доносу рижского цензора Ф. О. Туманского Зейдер был арестован, отправлен в Петроград, лишен пасторского звания, подвергнут телесному наказанию и сослан на каторжные работы в Нерчинск. Ссылка однако продолжалась недолго: император Александр I сейчас же по вступлении на престол помиловал) Зейдера и назначил ему ежегодную пенсию в размере 750 руб. Вслед за тем 26 января 1802 г. Зейдер вторично был посвящен в пастора столичным духовенством и в1803 г. назначен к эстонскому приходу в Петрограде, а около 1810 г., по желанию императрицы Марии Феодоровны, переведен пастором в Гатчину, где он одновременно состоял учителем Гатчинского сиротского дома. Скончался Зейдер в Гатчине 24 июля 1834 г. и похоронен в Колпине. Обстоятельства осуждения и ссылки пастора З. были им самим описаны в статье "Die Leiden des Pastors Seider", но при жизни автора рукопись эта не была напечатана, и только впоследствии русский перевод ее, по просьбе г-жи М. Ф. Зубахиной (урожденной Зейдер), помещен был в "Русской Старине" (1878 г., май) под заглавием: "Страдания пастора Зейдера". В том же журнале (1878 г., март) напечатано в русском переводе и письмо З., писанное из ссылки фон Эрцен Клайрону и изданное в виде отдельной брошюры в Лейпциге и Гильдесгейме, в 1803 г. под заглавием: "Der Todeskamf am Hochgerichte. Oder Geschichte des unglucklichen Duldens F. Seider, ehemaligen Predigers zu Randen in Ehstland. Von ihm selbst erzahlt". Зейдер, правда, печатно отказывался от авторства этого письма, но ввиду близости его текста к тексту вышеупомянутой его рукописи, не остается сомнения, что письмо было подлинное. Зейдер известен также, как автор нескольких торжественных од и гимнов на немецком языке. Из них в печати известны: "Flehgesang" — по случаю годовщины посвящения автора в пастора (Юрьев, 1793 г.), ода по случаю заключения мира с Турцией (1793 г.), ода на вступление на престол императора Александра и (Москва, 1801 г.), гимн в годовщину его вступления на престол (СПб., 1802 г.) и ода "An den Genius des neuen Jahres 1804" (Kaffka's Nord. Archiv, 1804 г.). За издание оды Фосса "Hymme der Deutschen in Russland an Kaiser Alexander" Зейдер Высочайше пожалован был перстнем. Не напечатанной осталась: аллегорическая сцена, написанная к празднику коронации императора Александра, "Das Fest der Elfen". "Обвинение и ссылка пастора Зейдера" ("Русская Старина", 1878 г., март, стр. 463—490). — "Страдания пастора Зейдера" (там же, 1878 г., май, стр. 117—166). — "Русская Старина" 1873 г., т. VIII, стр. 589—593. — "Русский Архив" 1873 г., № 5, стр. 684—685. — Recke und Napiersky, "Allgemeines Schriftsteller- und Gelehrten-Lexikon", Митава, 1832 г., т. 4, стр. 180—182; прибавление 1861 г., стр. 188. А. Г. {Половцов}
|
|
https://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=45830
https://www.runivers.ru/bookreader/book57360/#page/512/mode/1up
Малоколпанское кладбище
Кладбище при деревне Малые Колпаны (в прошлом Колпано) существовало с момента возникновения Колпанского лютеранского прихода в 1640 году. Оно находилось у кирхи Святого Павла, построенной в 1800-1801 годах по проекту известного архитектора Андрияна Дмитриевича Захарова на месте старого деревянного храма. На ингерманландских планах XVII века, относящихся к временам шведского владычества, обозначена Колпанская лютеранская кирха и примыкающее к ней с южной стороны кладбище. Так, на одной из карт Дягиленского погоста 1679 года, хранящихся в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве, можно хорошо рассмотреть крупный приходской центр Holpanits. Здесь же обозначена кирха, рядом с которой на карте просматриваются контуры небольшого некрополя, предназначенного для погребения местных прихожан лютеранского вероисповедания. Известно, что с 1753 года Колпанский приход был объединён в единый приходской центр вместе со Шпаньковской лютеранской кирхой Святой Марии. Сохранилось большое количество документов, рассказывающих о строительстве каменного храма, начиная с момента его закладки в 1789 году. Легендарная история возведения кирхи связана с именем императора Павла I, который лично наблюдал за ходом строительства новой церкви, оказывая финансовую помощь и всестороннюю поддержку. Начатые еще при императрице Екатерине II строительные работы по ряду причин были приостановлены и возобновились в 1799 году, в связи с назначением главным гатчинским архитектором А.Д.Захарова, ставшим с этого времени придворным зодчим. В предписании, направленном вдовствующей императрицей Марией Федоровной в Гатчинское городовое правление в октябре 1801 года, указывалось: «...построенную близ Гатчины финского закона кирху наименовать во имя Святого Апостола Павла и по совершенном всего потребного окончании приступить к освещению обыкновенным образом». Архитектору удалось создать запоминающийся художественный образ величественного сооружения. Каменный храм, построенный из парицкой плиты в готическом стиле, украшенный 22-х метровой колокольней, увенчанной остроконечным шпилем, уже в советское время сильно изменив свой архитектурный облик, все же сохранился до настоящего времени. Его история заслуживает отдельного краеведческого исследования. Полностью утрачено старинное кладбище, не уцелело даже каких-либо его следов; то, что произошло в Малых Колпанах, трудно объяснить словами. Преступление, совершенное нашими современниками несколько десятилетий назад, и сегодня заслуживает гневного осуждения. И даже сейчас, когда об этом можно говорить открыто, на месте поруганного некрополя все так же находится гатчинский завод «Авангард» и нет даже скромного памятного знака в память о тех, кто столетиями жил и работал на этой земле, молился за нас, славил наше Отечество... Несмотря на то, что Колпанская кирха часто упоминается в различных исторических источниках дореволюционного периода, имеется ее подробное описание и иконографические материалы, к сожалению, каких-либо описаний лютеранского кладбища не сохранилось. Удалось установить, что в разные годы здесь были похоронены местные пасторы и служители кирхи, коменданты и начальники города Гатчины, представители известных дворянских родов, придворные служители Гатчинского императорского дворца, иностранные подданные... Это был крупнейший провинциальный некрополь, находящийся в окрестностях Санкт-Петербурга, не случайно ряд его захоронений был обследован в начале XX века и в 1910 году взят на учет в список достопамятных захоронений «Петербургского некрополя». В одном из томов журнала «Русская старина» за 1878 год был опубликован очерк, посвященный жизнеописанию бывшего гатчинского пастора Фридриха Зейдера, скончавшегося в 1834 году и погребенного на Колпанском кладбище. Здесь же были помещены его портрет и графический рисунок надгробного памятника. О том, как выглядела территория самого кладбища, можно судить по сохранившимся снимкам, сделанным во время фашистской оккупации в 1943 году. На фотографиях можно различить изображение отдельных памятников, представить общую планировку некрополя и хорошо рассмотреть частично разрушенное здание кирхи. По воспоминаниям местных старожилов, например, Людмилы Александровны Сучковой, урожденной Куттоловой, 1908 года рождения, из деревни Малые Колпаны, на кладбище были похоронены многие представители древнейших лютеранских фамилий нашего края: Сойту, Сюгияйнен, Коугия, Моннонен, Тикка, Куйвонен, Саволайнен, Юронен, Пумолайнен и другие. «Кладбище было очень богатым, с мраморными и гранитными склепами, красивыми памятниками, каменными плитами и чугунными крестами, - рассказывала Л.А. Сучкова. - Здесь были свои отдельные участки для захоронения немцев, финнов, эстонцев. Существовала небольшая, появившаяся перед революцией, русская часть. Кладбище было огорожено невысокой оградой, сложенной из известковой плиты, и обсажено акацией, сиренью и жасмином». Из отдельных захоронении Колпанского некрополя местные старожилы вспоминали:
|
https://history-gatchina.ru/town/nekropol/nekropol15.htm
|