Полномочия органов финансового контроля в бюджетной сфере




Перечень контрольных полномочий рассматриваемых органов, на которые возложены функции «государевых контролеров над казной», определен положениями российского законодательства, и в частности нормами главы 26 БК РФ.

Финансовый контроль, реализуемый силами органов исполнитель­ной власти и местного самоуправления, непосредственно осуществляют:

Министерство финансов Российской Федерации;

Федеральное казначейство;

финансовые органы субъектов Российской Федерации и муници­пальных образований;

главные распорядители бюджетных средств;

распорядители бюджетных средств.

Рассмотрим, какими контрольными полномочиями наделяет эти ор­ганы бюджетное законодательство.

На Министерство финансов Российской Федерации как контроли­рующий орган возложены обязанности по осуществлению:

внутреннего контроля за использованием бюджетных средств глав­ными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;

финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов Рос­сийской Федерации и местных бюджетов;

контроля и проверок (проводимых в форме ревизий) юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.

Несомненно, для максимального повышения эффективности такой контрольной деятельности Минфина России его контрольно-ревизиоионных подразделениям не обойтись без взаимодействия с правоохранительными органами. Способы и методы, механизмы такой совместной контрольной деятельности определены, например, Положением о порядке взаимодействия Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безо­пасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок), утвержденным совместным приказом Минфина, МВД и ФСБ России от 7 декабря 1999 г. № 89Н/1033/7171. В настоящее вре­мя этот приказ действует в части, не противоречащей Уголовно-процес­суальному кодексу РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.

Свой «участок работы» в сфере бюджетного контроля имеется и у органов федерального казначейства, которое, в частности:

осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распоря­дителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов;

взаимодействует с другими федеральными органами исполнитель­ной власти в процессе бюджетного контроля и координирует их работу.

В свою очередь, главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств осуществляют:

финансовый контроль за использованием бюджетных средств полу­чателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использова­ния и своевременного возврата бюджетных средств, а также представле­ния отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами;

проверку (в форме ревизий) подведомственных государственных и

муниципальных предприятий, а также бюджетных учреждений.

Наконец, контрольные органы законодательных (представитель­ных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления реализуют возложенные на них кон­трольные полномочия в бюджетной сфере путем:

—получения от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при ут­верждении бюджета;

—получения от органов, исполняющих бюджеты, оперативной ин­формации об их исполнении;

—утверждения (или неутверждения) отчета об исполнении бюд­жета;

—создания собственных контрольных органов (таких, как кон­трольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного само­управления) для проведения внешнего аудита бюджетов;

—вынесения оценки деятельности органов, исполняющих бюд­жеты.

Сложность деятельности органов, исполняющих бюджеты, состоит в том, что в бюджетном законодательстве до сих пор не закреплены по­нятия проверки и ревизии, не определены основания их назначения, по­рядок проведения и оформления материалов, права и обязанности субъектов контрольного правоотношения. Даже в Бюджетном кодексе РФ, устанавливающем правовые основы бюджетного контроля, данные вопросы оставлены без внимания, что надо рассматривать как безуслов­ную девальвацию роли этого инструмента бюджетного контроля. Спе­циалисты недоумевают: если ревизия — действие законное, что в об­щем-то ни у кого не вызывает сомнений, если она нужна государству, министрам, прокурорам, следователям, финансистам, что закреплено соответствующими законами, то почему до сих пор не узаконены поня­тие ревизии, ее параметры, права ревизора.

Следует согласиться с мнением А.А. Васильева, который отмечает, что из-за существующей слабости правовых основ бюджетного контроля, связанной с отсутствием развитых механизмов взаимодействия, коорди­нации и в необходимых случаях прямого контроля органов государствен­ной власти вышестоящего уровня бюджетной системы над нижестоящим, возникает замкнутость контроля по уровням бюджетной системы Рос­сийской Федерации. Чтобы это преодолеть, требуются дальнейшие шаги по совершенствованию бюджетного законодательства, которые должны не только оптимизировать механизм осуществления бюджетного контроляно и придать ему качество динамической системы, отражающей многоуровневый характер бюджетной системы страны и одновременно обес­печивающей целостность и единство государственных финансов в дости­жении задач государственного развития.

По мнению А.Н. Козырина, финансовый контроль не следует сво­дить только к способу обеспечения законности в финансовой сфере. Он предполагает наличие обратных связей, выражающихся в активном со­действии контроля более рациональному использованию финансовых ресурсов, в устранении препятствий оптимальному функционированию всех звеньев финансовой системы. Этим целям служат укрепление ре­жима экономного использования денежных средств и материальных ценностей в учреждениях и организациях, а также совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: