Тема: География населения
Задание 1 [1]. Составить график «Динамика численности населения земного шара с начала нашей эры», используя следующие данные (млн. чел.) в таблице 1. Выявите особенности роста численности населения за указанный период, объяснить причины наблюдаемого процесса.
Таблица 1
Динамика численности населения земного шара с начала нашей эры
0 г. | 1950 г. | ||
1000 г. | 1980 г. | ||
1500 г. | 1990 г. | ||
1800 г. | 2000 г. | ||
1900 г. | 2050 г. (прогноз) |
Задание 2. Используя данные о численности населения в табл. 2, составить таблицу 3 «Среднегодовые темпы прироста населения». (необходимо вычислить этот прирост в млн. чел. и в % (т.е. в абсолютных и относительных показателях)). Выделить регионы мира с высокими темпами прироста населения (выше общемирового) и с низкими темпами (ниже общемирового). Сопоставить темпы прироста населения отдельных регионов и изменение их доли в населении земного шара по табл. 1. О чем свидетельствуют эти цифровые показатели? Сделать выводы.
Таблица 2 [2]
Численность населения мира
Регионы мира, весь мир | 2050 (прогноз) | |||||||
Россия, СССР, СНГ | ||||||||
Зарубежная Европа | ||||||||
Зарубежная Азия | ||||||||
Африка | ||||||||
Северная Америка | ||||||||
Латинская Америка | ||||||||
Австралия и Океания | ||||||||
Весь мир |
Методические пояснения к заданию
Необходимо отличать темпы роста от темпов прироста. Темпы роста характеризуют изменение численности населения в последующем указанном году относительно предыдущего указанного года. Например, численность мира в 1990 г. составляла 1656 млн. чел., а в 1920 г. – 1811 млн. чел. Темпы роста населения мира с 1990 по 1920 гг. составили: 1811 × 100: 1656 = 109%.
Абсолютный прирост населения мира показывает, насколько изменилась численность населения. Так, за этот период он составил: 1811 млн. чел. – 1656 млн. чел. = 155 млн. чел., а относительный: 155 × 100: 1656 = 9%, или 109 – 100 = 9%, т.е. насколько процентов выросла численность населения за указанный период.
Для расчета среднего за год прироста численности населения следует как абсолютный, так и относительный прирост разделить на количество лет указанного периода времени: 155 млн. чел.: 20 лет = 7,75 млн. чел. или 9%: 20 лет = 0,45%. Абсолютный среднегодовой прирост численности населения мира с 1900 по 1920 гг. составил 7,75 млн. чел., а относительный – 0,45%
Таблица 3
Среднегодовые темпы прироста населения
1900-1950 | 1950-1980 | 1980-2000 | 2000-2050 | |||||
млн. чел. | % | млн. чел. | % | млн. чел. | % | млн. чел. | % | |
Россия, СССР, СНГ | ||||||||
Зарубежная Европа | ||||||||
Зарубежная Азия | ||||||||
Африка | ||||||||
Северная Америка | ||||||||
Латинская Америка | ||||||||
Австралия и Океания | ||||||||
Весь мир |
Задание 3. По картам плотности населения мира в атласах за 10 класс, выделить наиболее крупные плотнозаселенные территории мира и большие районы без постоянного населения или почти незаселенные. Сравнив эту карту с физической картой мира и с картами использования земельных ресурсов, сельского хозяйства и промышленности, объяснить особенности размещения населения мира.
Задание 4. Решить демографические задачи на сочетание процессов естественного и механического движения населения.
1. Рассчитать сальдо миграции за год, если в начале года в стране проживали 10 млн. человек, в конце года – 11,5 млн. чел., а естественный прирост за год составил 250 тыс. чел.
2. Определить величину годового естественного прироста населения, если в начале года в стране проживали 6 млн. чел., а в конце года – 6,2 млн. чел., а миграционная убыль составила 40 тыс. чел.
3. Рассчитать, как изменится численность населения в городе, если в год рождаемость составила 600 чел., смертность – 800 чел., количество выбывших – 1200 чел., количество прибывших – 700 чел.
4. Найти годовое сальдо миграции, если в начале года в стране проживали 7 млн. чел., в конце года – 8,5 млн. чел., а естественный прирост населения за год составил 26%.
Методические пояснения к заданию
Численность населения, помимо факторов естественного движения, изменяют и миграции. При изучении миграций, или механического движения населения, также используются количественные показатели. Величину оттока определяют числом выбывших (для перемещений из одной страны в другую – эмигрантов) – Э, притока – числом прибывших (иммигрантов) – И. Разность между количеством прибывших и выбывших за определенный период времени составляет сальдо миграции (СМ): СМ = И – Э. При преобладании иммиграции над эмиграцией сальдо принимает положительные значения, что указывает на миграционный прирост, т.е. на увеличение численности населения в ходе миграции. В противоположном случае говорят о миграционной убыли населения.
Реальное изменение численности населения за определенный период, например за год, в результате воспроизводства и миграции может быть определено как сумма естественного прироста и сальдо миграции: ЧН2 = ЧН1 + ЕП + СМ, где ЧН1 – численность населения на начало рассматриваемого периода, ЧН2 – численность населения на конец рассматриваемого периода.
Задание 5. Составить схему «Виды миграций», выделив миграции по причинам, направлениям, продолжительности, форме.
Задание 6. Выделить преимущества и недостатки миграций иностранной рабочей силы для стран экспортеров и импортеров высоко- и низкоквалифицированных трудовых ресурсов.
Виды миграции | Страны – экспортеры (доноры) | Страны – импортеры (рецепиенты) | ||
Достоинства | Недостатки | Достоинства | Недостатки | |
«Утечка мускулов» | ||||
«Утечка умов» |
Задание 7. Дать сравнительную характеристику процессу урбанизации в экономически развитых и развивающихся странах
Задание 8. Нанести на контурную карту крупнейшие агломерации мира, крупнейшие мегаполисы развивающихся и высокоиндустриальных стран
[1]Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. – М.: Просвещение, 2003. – С.56; Демография: Учебное пособие /Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2004. – С.287.
[2] Источник: Демография: Учебное пособие /Под ред. В.Г. Глушковой. – М.: КНОРУС, 2004. – С.286-287.