Финансово-правовые отношения.




В сфере влияния государства на отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны и образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, возникают, изменяются и прекращаются финансовые правоотношения.

Участники этих отношений выступают как конкретные носители прав и обязанностей, установленных финансово-правовыми нормами и обеспечены принудительной силой государства.

В финансовых правоотношениях выявляются субъективные права их участников, то есть идет непосредственное влияние права на финансы, поскольку предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования средств, составляющих централизованные и децентрализованные фонды, реализуются в поведении людей, которые участвуют в этой деятельности.

Финансовые правоотношения в механизме правового воздействия на государственные финансы выполняют три основные функции:

1) указывают на круг лиц, на которых в конкретное время распространяется действие финансово-правовой нормы;

2) закрепляют конкретное поведение юридических лиц и граждан в области мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств, которой они должны следовать;

3) являются условием для возможности приведения в действие юридических средств обеспечения субъективных прав и правовых обязанностей участников финансовых правоотношений.

Например, финансово-правовые нормы, содержащиеся в нормативном акте о налоге, реализуются в конкретных правоотношениях, возникающих между финансовых органом и предприятием любой формы собственности при внесении им начисленных сумм налога. Модель поведения участников этих правоотношений (правовая норма) сформулирована компетентным органом, который утвердил нормативный акт о налоге. В этом акте установлены права и обязанности участников финансовых отношений при внесении налога, который является одним из важнейших доходов государственного бюджета.

Конкретизируются эти предписания в финансовых правоотношениях, возникающих между финансовым органом и плательщиком, вносящим налог в бюджет. В случаях невнесения платежа в срок или непредставление финансовому органу в срок отчета за соответствующий период в действие приводятся юридические средства обеспечения прав налоговых инспекций, представляющих интересы государства в целом и обязанностей конкретного плательщика. Одновременно с обеспечением юридических прав налоговых инспекций в правоотношениях обеспечивается право второго участника плательщика налога.

В финансовых правоотношениях реализуются все финансово-правовые нормы. Предписания государства по поводу мобилизации, распределения или использования фондов денежных средств, которые содержатся в финансово-правовых актах, являются юридической формой, которая наполняется материальными средствами при осуществлении позитивных действий (внесение платежей, расходование средств), этим и достигается цель финансово-правового регулирования. Финансовые отношения существуют только в форме правоотношений.

Понятно, что фактические (материальные) отношения в области финансов могут отклоняться от предписаний государства (например, сокрытие дохода от налога), но это уже правонарушение, а не финансовые отношения, вне правоотношений.

Материальным содержанием финансовых правоотношений является поведение субъектов (например, внесение платы), а юридическим - субъективные юридические права и обязанности, установленные финансово-правовыми нормами.

Субъективные права это надлежащая финансовому или кредитному органу для удовлетворения его (то есть государства, от имени которой он выступает) интересов мера разрешенного (возможного) поведения, обеспеченная юридическими обязанностями второй стороны отношений например, плательщиком налога. Именно обязанности второй стороны финансовых отношений, которые содержатся в норме, и является гарантией соблюдения прав уполномоченного государством финансового органа. Обязанность другой стороны финансовых правоотношений может заключаться в воздержании от действий (например, запрет расходования средств, назначаемых на оплату труда, на другие нужды), либо, наоборот, исполнение обязанности (внесение платежа).

Юридическая обязанность в финансовых правоотношениях это предписанная обязанному субъекту (налогоплательщику, получателю бюджетных ассигнований) и обеспеченная возможностью государственного принуждения мера необходимого поведения, которой должен придерживаться этот субъект. Им может быть и финансовый орган.
Субъектами финансовых правоотношений являются юридические лица и граждане, которые на основании правовых норм могут быть участниками финансовых правоотношений.

Объект финансовых правоотношений это фонды средств, которые формируются, распределяются и используются в результате реализации субъективных прав финансово-кредитных органов и юридических обязанностей другой стороны финансовых правоотношений.
Объект финансовых правоотношений связан с интересом государства, которое представляет управомоченные органы.

Как видим, финансовые правоотношения имеют те же характерные черты, присущие всем видам правоотношений. Но финансовые правоотношения возникают в специфической деятельности государства, поэтому они имеют и свои особенности.

Специфические особенности финансово-правовых отношений заключаются:

во-первых, они возникают только в сфере финансовой деятельности государства и связанные с мобилизацией, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, то есть они всегда имеют денежный характер;

во-вторых, одной стороной финансовых правоотношений выступает государство в лице органов законодательной или исполнительной власти, особенно часто в лице финансово-кредитных органов, наделяются властными полномочиями по отношению ко второму участнику отношений. В финансовых правоотношениях не бывает равенства сторон. Уполномоченное государством сторона финансовых правоотношений наделена правом привести в действие юридические средства защиты, обеспечивающие финансовые предписания государства, ибо она выступает в интересах государства в целом;

в-третьих, особенностью финансовых правоотношений является также и то, что их возникновение, изменение и прекращение не происходит по волеизъявлением сторон, а связанные с финансово-правовым актом, как говорят юристы, "эх 1еgе" (то есть они возникают, изменяются и прекращаются на основании закона).

Например, налоговая инспекция, а вернее инспектор не может по своему усмотрению НЕ взыскать пеню с предприятия, которое должно перечислить в установленный нормативным актом срок налог. Однако через непоставку сырья предприятие не произвело продукцию и поэтому не смогло ее реализовать, что и привело к нарушению срока внесения обязательного платежа. Плательщик будет обжаловать действия финансового органа, поведение поставщика сырья, но к принятию компетентными органами решения по этой жалобе начисления пени и взыскания ее после реализации продукции не прекращается.

Для возникновения финансовых правоотношений издания закона и подзаконного акта недостаточно, поскольку в них устанавливают только типичные признаки для возникновения финансовых правоотношений. Так, налоговое законодательство устанавливает типичную признак налогового субъекта наличие самостоятельного источника дохода. Для того чтобы гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, был субъектом налоговых правоотношений, необходим определенный юридический факт, а именно индивидуальный финансовый акт декларация о доходах, которые получил этот гражданин.

Юридический факт это жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В финансовых правоотношениях, как и во всех видах правоотношений, юридические факты делятся на действия и события.
Действия в финансовых правоотношениях могут делиться на правомерные и неправомерные.
Правомерные действия как волевое поведение, предусмотренной финансово-правовой нормой, делятся на:

1) индивидуальные акты;

2) юридические поступки;

3) правомерные действия, которые направлены на поддержку финансовых интересов государства.

Индивидуальный акт это правомерное действие субъекта финансовых правоотношений, с которым связаны юридические последствия. Например, представление в налоговую индивидуального акта налоговой декларации о доходах, подлежащих налогообложению.

Юридический поступок это правомерное действие, с которым финансово-правовая норма связывает юридические последствия в силу самого факта волевого действия. Например, налогоплательщик заявляет о сокрытии им дохода, который подлежал налогообложению.

Правомерные действия направлены на поддержку финансовых интересов государства могут быть выражены, например, в спонсорских взносах на финансирование каких-то необходимых для государства или органов местного самоуправления потребностей.

К активным действиям как к юридическим фактам в финансовом праве относятся и неправомерные действия, то есть поведение, которое не соответствует требованиям финансово-правовых норм. Например, нецелевое использование бюджетных средств это неправомерные действия, приводящие к правонарушениям и вызывают защиту государством своих финансовых интересов.

И наконец, юридические факты в виде юридических событий это обстоятельства, которые не зависят от воли людей, но влекут за собой возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений.

Изменение финансовых правоотношений, как видим, осуществляется на основании нормативного акта, в котором предусматриваются различные факты и события.

Прекращение финансовых правоотношений происходит также в строго установленных нормативными актами случаях: например, погашение финансового долга, выход на пенсию и т.п.

Государство для его бесперебойного функционирования должно постоянно управлять финансовой деятельностью, мобилизовывать, распределять и использовать средства, которые являются частью внутреннего валового продукта и национального дохода страны. В связи с этим в финансовых правоотношениях государство выступает как властный субъект, с помощью законодательства распоряжается имуществом (в данном случае это имущество средства), а отношения, возникающие при этом, имеют властноимущественный (денежный) характер.

Государство, осуществляя через систему своих органов хозяйственно-организаторскую функцию, обеспечивает возможность нормальной финансовой деятельности предприятий различных форм собственности.
Финансовые отношения могут носить и преимущественно организационный характер, например, составление финансовых планов, их утверждения, осуществления финансового контроля. На основе организационных финансово-правовых отношений возникают имущественные (денежные). Например, государство устанавливает виды и порядок внесения обязательных платежей, нормирует расходы и тому подобное. На этой основе возникают конкретные финансовые отношения, которые по материальным содержанием классифицируются на:

1. бюджетные - возникают по поводу обязательных выплат предприятий и организаций в бюджет;

2. дополнительные - возникают по поводу государственного имущественного и личного страхования;
государственного кредита; банковского кредитования и расчетов; оперативного регулирования денежного обращения и валютных операций; расходов государственного бюджета.

Тщательная регламентация финансовых отношений с помощью правовых норм способствует расширению и укреплению финансовой базы государства, влияет на рентабельность работы предприятий и организаций, проведению социальных мероприятий.

Итак, финансовые правоотношения это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, которые реализуют предписания этих норм по формированию, распределению и использованию государственных фондов денежных средств.

 

Субъекты финансового права и финансовых правоотношений

 

Финансовое право регулирует отношения, включаемые в его предмет, определяет права и обязанности их участников, то есть юридических и физических лиц, участвующих в финансовой деятельности. Вот эти участники и являются субъектами финансового права и, как правило, они же становятся субъектами финансовых правоотношений.

Но не всегда субъекты финансового права становятся субъектами конкретных финансовых правоотношений.

Субъект финансового права это лицо, участник финансовых отношений, которое по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных прав и обязанностей. Так, в силу статьи 50 Конституции ДНР каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Итак, каждый гражданин является субъектом финансового права и потенциально он может быть субъектом финансовых правоотношений. Каждый гражданин может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей, он реально способен участвовать в налоговых, бюджетных и других финансовых правоотношениях в силу предписаний Конституции ДНР.

Свойство юридического или физического лица быть носителем юридических прав и обязанностей в силу юридических норм называется правосубъектностью. Правосубъектность в финансовом праве включает в себя два элемента: возможность иметь права и нести обязанности (правоспособность) и возможность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность).

Правосубъектность в финансовом праве понятие более широкое, чем субъекты финансовых правоотношений.

Субъекты финансового права это юридические и физические лица, имеющие правосубъектность, то есть могут потенциально быть участниками финансовых правоотношений, а субъект финансовых правоотношений это реальный участник данных правовых отношений.

Так, в нашем примере, гражданин является безусловным носителем финансовых прав и обязанностей в силу действия норм Конституции, то есть субъектом финансового права, но, подавая декларацию в налоговую инспекцию, он вступает в конкретные финансовые правоотношения, поскольку реализует предоставленные Конституцией права и обязанности, становится субъектом финансовых правоотношений, но не теряет своих свойств, как субъект финансового права.

Субъектами финансового права является государство, административно-территориальные образования; юридические лица предприятия и организации всех форм собственности, учреждения, общественные организации, то есть коллективные субъекты и граждане, как индивидуальные субъекты.

Государство выступает, как правило, в лице уполномоченного им своего органа Народного Совета, Главы Республики, Совета Министров, Министерства финансов, ЦРБ. Субъектами финансового права выступают административно-территориальные единицы: города, районы, поселки, села.

Государство и административно-территориальные образования выступают в бюджетных правоотношениях, потому что они Конституцией наделяются правом на бюджет, а отсюда вытекает их право на получение доходов и финансирования расходов, связанных с осуществлением функций, возложенных на них Конституцией.

К коллективным субъектам финансового права относятся органы законодательной и исполнительной власти Народный Совет, Счетная палата (когда будет создана), Совет Министров, Министерство финансов, Департамент казначейства, финансового и бюджетного контроля, бюджетной политики. Эти государственные органы не только могут, но и обязаны принимать участие в финансовых правоотношениях, поскольку это возлагается на них Конституцией.

В финансовых правоотношениях участвуют органы местного самоуправления и их исполнительные органы. Они собирают налоги, финансируют расходы, наполняют и тратят внебюджетные фонды и др.

Большой круг участников финансовых правоотношений составляют предприятия различных форм деятельности и форм собственности. Хозяйствующие субъекты юридические лица активные участники финансовых правоотношений, поскольку они являются налогоплательщиками.

Некоммерческие учреждения получают из бюджета ассигнования для своей деятельности, но они вынуждены добывать денежные средства для своего финансирования и вступают в другие виды финансовых правоотношений. Субъектами финансового права выступают семейные частные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые являются самостоятельными хозяйствующими единицами. Они платят налоги в бюджет, получают финансовую поддержку из бюджета.

И, наконец, индивидуальными субъектами финансового права являются граждане. Статья 50 Конституции ДНР возлагает на всех граждан обязанность платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом. Граждане вступают в правоотношения с государством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: