Отношение ГАТТ и ВТО к международным соглашениям по охране окружающей среды




Студент №2. Действительно, противоречия между принципами ВТО и требованиями международных экологических соглашений и договоров – реально существующая проблема.

В настоящее время действуют около 180 многосторонних договоров. Направленных на защиту окружающей среды. Из них по меньшей мере 20 допускают меры, ограничивающие торговлю, если это необходимо для достижения природоохранных целей. В качестве примера можно привести соглашение «О международной торговле видами животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения» (1973), Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый экран (1987). Многие из этих договоров допускают меры, ограничивающие торговлю сильнее, чем это позволяет ВТО, что является источником разногласий и конфликтов между странами – участницами ВТО.

При исследовании данной проблемы надо учитывать, что соглашение ГАТТ при его принятии подчинилось правилам Венской конференции и соответственно международным соглашениям того времени (Венская конференция, посвященная праву международных договоров, была создана в 1968 г, и в 1969 г. она завершилась принятием Венской конвенции «О праве международных договоров». Данная конвенция представляет собой кодекс права международных договоров (включающий 85 статей и приложение), который регулирует все основные вопросы этой отрасли и международного права).

Разумеется, это не означает, что все страны, входящие в состав ГАТТ/ВТО, обязательно подписывали все международные соглашения по охране окружающей среды, заключенные позднее.

С течением времени это привело к возникновению двусмысленностей, поскольку торговые ограничения, направленные на защиту окружающей среды и превышающие уровень, разрешаемый ВТО, могут быть применены лишь в отношении стран, подписавших новые природоохранные соглашения.

Тьютор.

Студент №2. Да, действительно это так, что является следствием различной трактовки данного принципа. В общем плане, согласно этому принципу, государства могу предпринимать меры, ведущие к ограничению торговли, в случае если существует угроза окружающей среде или здоровья человека. Данное требование, в частности, вошло составным элементом в международную Конвенцию по изменению климата. Однако при этом введена оговорка, согласно которой «меры, направленные на предотвращение изменения климата, включая односторонние, не должны быть средством произвольной и необоснованной дискриминации или нежелательных ограничений в международной торговле»». В широко известном Протоколе Киото, направленном на ограничение выбросов парниковых газов, также утверждается, что стороны должны стараться так применять природоохранные меры, чтобы «минимизировать их нежелательное влияние на международную торговлю».

В соответствии с Декларацией Рио по окружающей среде и развитию (1992), принцип предосторожности для защиты окружающей среды должен применяться государствами в соответствии с их возможностями. В случае существования угрозы серьезного или невосполнимого ущерба недостаток научной информации не должен быть причиной откладывания эффективных по затратам мер для предотвращения деградации окружающей среды. Этим государства не призываются к обязательному действию, а только отрицается один из поводов отсутствия действий. Другие причины откладывания действий (например, неэффективность их по затратам) могут быть приняты во внимание.

В международной Конвенции по биоразнообразию принцип предосторожности выражен сильнее: «Недостаток полной научной информации не может служить оправданием откладывания мер, направленных на снижение или избежание угрозы». В этот документ включены ограничения на использование генетически модифицированных продуктов, в последнее время вызывающие оживленные дебаты во всем мире.

Некоторые страны ОЭСР и ЕС рассматривают принцип предосторожности в качестве неотъемлемой части международного права. Так, согласно принятому в рамках ЕС в 1998 г. подходу, принцип предосторожности трактуется как подход к управлению риском, применяемый в условиях научной неопределенности и отражающий необходимость действий перед лицом потенциально серьезных рисков без ожидания результатов научных исследований.

В 2000 г. ЕС уточнил свою позицию по данному важному вопросу: принимаемые меры предосторожности должны быть пропорциональны выбранному уровню защиты, недискриминационны, должны согласовываться с уже принятыми мерами, основываться на изучении потенциальных выгод и затрат в случае принятия мероприятий или их отсутствия.

В практике торговых споров ВТО этот принцип, однако, не принимается безусловно (можно вспомнить известный торговый спор 1998 г. о запрете на ввоз в ЕС мяса скота, при откорме которого использовались гормоны – см., Пахомова Н.В., Эндерс А., Рихтер К., 2008). Все же соглашение СПС допускает его применение в случае, если «правительство считает, что научные обоснования недостаточны для обеспечения окончательного решения о безопасности».

Можно привести также крайнюю точку зрения членов экологических групп и организаций, считающих, что в ситуации наличия риска для окружающей среды государства обязаны принимать все возможные меры по избежанию возможного вреда.

Тьютор.

Студент №2. Охотно. У меня приготовлен для этого специальный слайд. На нем изображена схема, на которой международные договоры и организации распределены в соответствии с их отношением к принципу предосторожности. При этом слева направо значимость этого принципа возрастает.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: