МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР
Класс
Максимальная оценка – 100 баллов
Время на подготовку – 2 часа
I тур — 1 час 30 минут — (максимальная оценка — 85)
1. Дайте краткое обоснование ряда (3 балла):
1. А. С. Шишков, С. Н. Глинка, Ф. В. Ростопчин, -________________________________
_____________________________________________________________________________
2. 1906 г., 1907 г., 1912 г., 1917 г.-_______________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Г. В. Чичерин, М. М. Литвинов, В. М. Молотов -_________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Дайте краткое обоснование ряда и вычеркните лишнее (3 баллов):
1. 1700 г., 1741 г., 1757 г., 1788 г.-_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. А. П. Румянцев, А. В. Суворов, В. В. Долгорукий, Г. А. Потемкин -_________________
_____________________________________________________________________________
3. 1804 г., 1835 г., 1855 г., 1863 г.-________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Соотнесите условное наименование операции с её «географическим» названием и сроками проведения (6 баллов):
1. «Багратион» а. Белгородско-Харьковская операция (январь – февраль 1943 г.)
2. «Звезда» б. Белгородско-Харьковская операция (июль-август 1943 г.)
3. «Малый Сатурн» в. Брянско-Орловская операция (июль-август 1943 г.)
4. «Кутузов» г. Окружение немецких войск под Сталинградом (ноябрь 1942)
5. «Румянцев» д. Белорусская операция (июнь-август 1944 г.)
6. «Уран» е. Наступление советских войск к р. Дон и отражение немецких
деблокирующих действий под Сталинградом (декабрь – январь
1943 г.)
Кодовое название операции | ||||||
Операция, сроки её проведения |
4. Дайте современные названия следующих географических областей и объектов (4 балла):
1. г. Екатеринодар - ____________________ 2. г. Екатеринослав - __________________
3. Угорские горы - _________________ 4. «Дышащее море» - __________________
5. Разведите понятия (6 баллов):
Термин | Общее | Различное |
Черносошные крестьяне | ||
Помещичьи крестьяне |
Термин | Общее | Различное |
Стрельцы | ||
«Полки нового строя» |
6. В истории существует немало устойчивых выражений. Дайте определение некоторым из них (5 баллов):
1. «Антипартийная группа» - ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. «Арзамасцы» - _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. «Курская дуга» - __________________________________________________________
____________________________________________________________________________
4. «Младосимволисты» - _______________________________________________________
____________________________________________________________________________
5. «Полоса признаний » - ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7. Заполните пропуски в тексте (6 баллов):
«В предвоенный период (1939-1940 гг.) происходит значительное продвижение на запад границ Советского Союза. 17 сентября 1939 г. в результате освободительного похода Красной Армии в состав СССР вошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии, отторгнутые в пользу Польши по ____________________ (1) договору, подписанному в марте _______ г. (2). Вслед за этим, в ноябре 1939 г. вспыхнула советско-финская война, получившая также название «___________________ (3) войны». В ходе неё советским войскам пришлось прорывать сильноукрепленную оборонительную полосу финнов – «_____________________________» (4). По итогам этой войны к СССР отошли значительные территории к западу от Ленинграда, и была образована 16-я советская республика в составе СССР - __________________ (5). В июне 1940 г. войска РККА предприняли освободительный поход в __________________________ (6), отторгнутую Румынией в 1918 г. Наконец, осенью 1940 г. в состав СССР были включены три прибалтийских государства – Эстония, Латвия, Литва».
8. Краеведение. Соотнесите литератора XIX в. с имением, в котором он творил (4 балла):
1. Боратынский Е. А. а. Даровое
2. Достоевский Ф. М. б. Мураново
3. Вяземский П. А. в. Середниково
4. Лермонтов М. Ю. г. Остафьево
5. Пушкин А. С.
Литератор | |||||
Усадьба |
9. Да или нет? Неправильные суждения исправьте (3 балла):
1. Идея создания военных поселений принадлежала А. А. Аракчееву _________________
_____________________________________________________________________________
2. Тяжелая промышленность в России была создана только в правление Александра Второго (1855-1881 гг.)____________________________________________________________
3. Экономическое развитие начала XX века характеризуется преобладанием синдикатов над остальными формами монополистических объединений, что говорит о среднем уровне развития капитализма __________________________________________________________
10. Назовите даты (точный год) следующих событий (5 баллов):
1. Когда Россия построила первую крепость-порт на Балтийском море- ________ г.
2. С которого прекратила функционировать «Избранная рада» - __________ г.
3. Когда на Руси избрали первого патриарха - _________ г.
4. В котором началось российско-турецкое противостояние в Причерноморье - ________ г.
5. Когда Средняя Азия окончательно вошла в состав Российской империи - _________ г.
11. Кратко ответьте на вопросы (4 балла):
1. Известно, что сокращенное название членов Конституционно-демократической партии – кадеты. Однако у этого слова в дореволюционной России было и еще одно значение. Какое? __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Известно, что пионеры в СССР – члены детско-юношеской коммунистической организации. Однако, в XVIII-XIX вв. в России у этого слова было совершенно другое значение. Какое? ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Известно, что в 1054 г. внутри Христианской церкви произошел раскол на католиков и православных. В итоге это вылилось в многовековую борьбу двух ветвей христианства. Скажите, а как называли в XII-XVII вв. а) католики православных; б) православные католиков?______________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Ниже дана таблица. Ответьте на вопросы к ней (6 баллов):
Состояние земельного фонда в 47 губерниях Европейской России в 1905 г.
Собственники земли | Площадь, находящаяся в их распоряжении | Распределение земли среди категорий крестьян | Средний размер земельного надела на одну семью |
В собственности помещиков | 47 млн. десятин | _ | 471 десятина |
В собственности крестьянских хозяйств, в том числе | 136, 4 млн. десятин | 100 % | - |
Крестьянская община | 99,6 млн. десятин | 73 % | 11 десятин |
Казаки | 15 млн. десятин | 11 % | 53 десятины |
Подворные землевладельцы | 20,5 млн. десятин | 15 % | 7,5 десятин |
Не была распределена | 1,3 млн. десятин | 1% | - |
1. С Вашей точки зрения, достаточно ли обеспечены землей большинство крестьянских хозяйств по состоянию на 1905 г.? Почему?_______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Почему обеспеченность казаков землей в несколько раз выше, чем у остальных категорий крестьянства? ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Исходя из данных таблицы, куда больше земель, пригодных для сельскохозяйственного оборота, находилось в руках крестьян, а не помещиков. Почему же крестьянство требовало передела земли? ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Как Вы думаете, какие показатели изменились в данной таблице в ходе проведения аграрной реформы П. А. Столыпина 1906-1914 гг.? Свой ответ объясните. ______________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему (5 баллов):
«Во всех ротах, батальонах, полках … немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов…
Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т. п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т. д. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов, в частности, обращение к ним на «ты», воспрещается…»
1. Назовите документ, отрывок из которого перед Вами____________________________
____________________________________________________________________________
2. Назовите точную дату создания документа _____________________________________
3. Назовите авторов/автора данного документа ____________________________________
4. В результате каких процессов в России стало возможным написание этого документа? _
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. К каким последствиям привело опубликование и прочтение в войсках этого документа?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Соотнесите события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах двух лет) (3 балла):
1. Начало Гражданской войны в США а. Советско-польская война
2. Версальский мирный договор б. Полет Ю. А. Гагарина в космос
3. «Год Африки» в. «Пражская весна»
4. «Гуамская доктрина» Р. Никсона г. Окончание II пятилетки
5. Оккупация Италией Абиссинии д. Отмена крепостного права
Событие отечественной истории | |||||
Событие всемирной истории |
Ниже даны изображения советских полководцев в 1918-1945 гг. Разделите их на 2 группы по 3 полководца. Дайте критерий выделения групп. Назовите полководцев (7 баллов).
1. 3.
5.
2. 4.
6.
Название группы (критерий выделения) | ||
Номера полководцев (в скобках назовите их) | _________________________ _________________________ _________________________ | _________________________ _________________________ _________________________ |
16. В следующем году мы отмечаем 70-летие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, а также предшествовавших этому тяжелых оборонительных боев 1942 г. В связи с этим внимательно прочитайте следующий отрывок из поэмы А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Ответьте на вопросы и вставьте слова в пропуски (4 балла):
Я убит подо Ржевом, Подсчитайте, живые,
В безымянном болоте, Сколько сроку назад
В пятой роте, на левом, Был на фронте впервые
При жестоком налете. Назван вдруг ___________________ (1)
Я не слышал разрыва, Фронт горел, не стихая,
Я не видел той вспышки, – Как на теле рубец.
Точно в пропасть с обрыва – Я убит и не знаю,
И ни дна, ни покрышки. Наш ли Ржев наконец?
И во всем этом мире, Удержались ли наши
До конца его дней, Там, на Среднем ______________ (2)?..
Ни петлички, ни лычки Этот месяц был страшен,
С гимнастерки моей. Было всё на кону.
1. Какой «месяц был страшен» в 1942 г.? Объясните почему. ________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Какой операции Великой Отечественной войны посвящена эта поэма? Как эта операция повлияла на начало коренного перелома в войне? _________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В 2012 г. исполняется 250 лет с момента подписания Манифеста о вольности дворянской. В связи с этим распределите положения этого указа, а также указа 1785 г. о правах дворянства в таблицу (4 балла).
1. Монопольное право собственности на крестьян и на землю
2. Освобождение от подушной подати
3. Отмена обязательной военной службы
4. Освобождение от телесных наказаний
5. Право поступать на иностранную военную службу
6. Право торговли и мануфактур
7. Право ухода в любое время в отставку
8. Необходимость получения образования
9. Освобождение от рекрутских наборов
Положения Манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» 1762 г. | Положения Жалованной грамоты дворянству 1785 г. |