ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И КОНТРАБАНДЫ
ПЛАН
Введение
Понятие нарушения таможенного законодательства
Виды взысканий, налагаемых за нарушение таможенного законодательства
Понятие контрабанды и ответственность за контрабанду.
Заключение
Список использованной литературы.
Введение
Наиболее распространённым и общественно опасным преступлением, предотвращающим таможенные органы, является контрабанда. Наряду с этим ТК содержит ряд составов нарушений таможенных правил, предусматривающих способы совершения правонарушений таможенных правил, аналогичные способам контрабанды. Например, ТК устанавливает ответственность за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу помимо таможенного контроля; квалифицируется сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу. В случае же обманного использования документов или средств идентификации при перемещении через таможенную границу действия виновного содержат состав нарушения таможенных правил, предусмотренный. Все эти действия характерны для контрабанды, но не являются преступлением, поскольку лишены обязательных для контрабанды-преступления признаков: крупного размера либо особенностей перемещаемых товаров (наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия и т.д.), в значительной степени воспринял понятие контрабанды, согласно которому контрабандой признаётся перемещение через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием определенных средств, веществ, товаров. Согласно ТК наказывается контрабанда в соответствии с УК. Приняв за основу понятие контрабанды, данное в ТК, УК тем не менее внесло в него существенные коррективы. И таможенное и уголовное законодательство едины в определении способов контрабанды. Используемая ранее в большинстве стран концепция старого «чемоданного» таможенного регулирования, нацеленная на выполнение системой «полицейских» функций (что зачастую связано с идеологической подоплекой), наряду с фискальной, уступает место современной идеологии таможенного регулирования, в которой преобладают методы экономического характера. Таможенное законодательство все в большей степени интегрируется с экономическим правом. Развитие таможенного законодательства теперь основано не только на фискальных мотивах, но и на осознании того, что оно может быть эффективно использовано как инструмент поддержки и развития предпринимательства.Таможенное законодательство как часть национального экономического законодательства и отражение международного таможенного права, должно разрабатываться с применением унифицированных общепринятых терминов и предусматривать эффективные механизмы разрешения споров. Это позволит защитить права и интересы, как субъектов ВЭД, так и обеспечить стабильную работу самой службы.
|
1. Понятие нарушения таможенного законодательства
|
В числе основных функций таможенных органов Республики Узбекистан законодательством закреплена функция борьбы с контрабандой, нарушениями таможенного законодательства и уклонениями от уплаты налогов и иных обязательных таможенных платежей, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Узбекистан. Вышеназванной функцией определено и положение таможенных органов, отнесенных законодательством к числу правоохранительных, что, безусловно, расширяет право таможенных органов в решении их функциональных обязанностей.
Реализуя задачу борьбы с таможенными правонарушениями, таможенные органы применяют методы правового принуждения, санкции с целью пресечения нарушений таможенного законодательства.
Правоприменительная практика таможенных органов Республики Узбекистан в сфере привлечения к административной ответственности за таможенные правонарушения в законодательном порядке регламентируется положениями разделов IX и Х Таможенного кодекса Республики Узбекистан, на основании которых формируется нормативная база по вопросам, касающихся мер воздействия за нарушения таможенного законодательства.
Понятие нарушения таможенного законодательства. Таможенный кодекс дает развернутое определение понятия нарушения таможенного законодательства, которое приводится в ст.129. Согласно названной статье, нарушением таможенного законодательства признается виновное противоправное несоблюдение таможенных правил, установленных Таможенным кодексом и иными актами законодательства Республики Узбекистан.
|
Согласно названной статье, нарушение таможенного законодательства - это носящее противоправный характер действие либо бездействие лица, посягающий на установленный Таможенным кодексом, Законом Республики Узбекистан «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Республики Узбекистан по таможенному делу и международным договорам Республики Узбекистан порядок перемещения (включая таможенные режимы), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Узбекистан, обложение таможенными платежами и их уплата, предоставление таможенных льгот и пользование ими, за которое (т.е. противоправное действие либо бездействие) Таможенным кодексом предусмотрена ответственность.
Субъекты ответственности. При определении субъектов ответственности за нарушение таможенного законодательства следует иметь в виду, что к административной ответственности могут быть привлечены как лица Республики Узбекистан, так и иностранные лица:
а) граждане (по достижении ими к моменту совершения правонарушения шестнадцатилетнего возраста);
б) должностные лица (если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований ТК и других актов законодательства Республики Узбекистан по таможенному делу);
в) юридические лица (предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности);
г) лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В ст.132-133 гл.15 Таможенного кодекса Республики Узбекистан содержится описание видов нарушений таможенного законодательства и ответственности за их нарушение. (Прил. 1)
Ответственность граждан и должностных лиц. Граждане и должностные лица, нарушившие таможенное законодательство, несут административную, а при наличии в их деяниях признаков преступлений - уголовную ответственность.
Нарушения таможенных правил квалифицируется как совершенные гражданином тогда, когда возникают взаимоотношения между ним (физическим лицом) как правонарушителем и таможенным органом (юридическим лицом), а предметами нарушения являются товары, принадлежащие гражданину.
За нарушение таможенного законодательства у лиц, может быть отозвана лицензия или квалификационный аттестат, выданный таможенным органом на осуществление определенных видов деятельности.
Должностные лица несут ответственность за нарушение таможенных правил, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных Таможенным кодексом, а также иными актами законодательствами.
Ответственность юридических лиц. К юридическим лицам и лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, за нарушение таможенного законодательства, предусмотренные ст.137- 172 Таможенного кодекса, применяются штрафы, отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом на осуществление определенных видов деятельности, конфискация товаров и транспортных средств, являющихся орудием совершения или непосредственным предметом нарушения таможенного законодательства.
Нарушение таможенного законодательства, совершенное работниками предприятий и организаций при исполнении ими своих служебных обязанностей, то есть действий, связанных с работой и совершаемых в интересах и с товарами предприятия или гражданина (получателя, отправителя, перевозчика, хранителя Республики Узбекистан), квалифицируется как нарушение таможенных правил, совершенные предприятием и организаций (юридическим лицом). В этом случае возникают взаимоотношения между таможенным органом и предприятием, организацией как юридическими лицами.
Предметами нарушения являются товары, принадлежащие предприятию, организации или гражданину.
При невозможности конфискации товаров и транспортных средств с лиц, совершивших нарушение таможенного законодательства, взыскивается стоимость в порядке, предусмотренном законодательством.
Привлечение к ответственности юридических лиц не освобождает от ответственности их должностных лиц и иных работников за совершение ими нарушений таможенного законодательства.
Привлечение к уголовной ответственности должностных лиц и иных работников юридического лица за контрабанду и совершение иных преступлений в сфере таможенного дела не освобождает юридическое лицо от ответственности, предусмотренной таможенным законодательством.
Виды взысканий, налагаемых за нарушение таможенного законодательства
За совершение нарушений таможенного законодательства налагаются следующие виды взысканий (согласно ст.132 ТК):
1. Штраф. Штраф есть денежное взыскание в доход государства, налагаемое на лицо, виновное в нарушение таможенных правил. Размер штрафа определяется исходя из минимальной заработной платы, установленной на момент совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - на момент его обнаружения.
При наложении взыскания в виде штрафа, исчисляемого исходя из стоимости товаров и транспортных средств, под стоимостью этих предметов понимается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения.
2. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных ТК. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата может применяться к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения, а также к таможенным брокерам, таможенным перевозчикам или специалистам по таможенному оформлению за нарушение ими таможенных правил, если эти правонарушения совершены в связи с осуществлением указанными лицами деятельности, предусмотренной лицензией или квалификационным аттестатом.
3. Конфискация товаров и транспортных средств, являющихся орудием совершения или непосредственным предметом нарушения таможенного законодательства.
Конфискация - принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства товаров и транспортных средств, являющихся объектами нарушениями таможенных правил, производится в порядке, определяемом законодательством.
Взыскание в виде штрафа применяется в качестве основного, а взыскания, указанные в п.2 и 3 ст.132 ТК, могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных взысканий.
При совершении юридическим лицом или лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, нескольких нарушений таможенного законодательства взыскания налагаются за каждое правонарушение в отдельности.
Применение взыскания за нарушение таможенного законодательства не освобождает лиц, привлекаемых к ответственности, от обязанности уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных таможенным кодексом.
Сроки наложения взыскания за нарушение таможенного законодательства. Взыскание в виде штрафа и отзыва лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенным органом на осуществление определенных видов деятельности, могут быть применены не позднее шести месяцев со дня обнаружения нарушения таможенного законодательства, но не позднее трех лет со дня его совершения, а по делам, связанным с неуплатой в бюджет таможенных платежей не позднее пяти лет.
Взыскание в виде конфискации товаров и транспортных средств налагается независимо от времени совершения или обнаружения нарушения таможенного законодательства и независимо от того, является оно основным или дополнительным взысканием.
Днем незаконного перемещения товаров и транспортных средств считается день их фактического перемещения через таможенную границу Республики Узбекистан.