А.Н. ВЫРЩИКОВ, М.Б. КУСМАРЦЕВ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ
В
СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕ
ВОЛГОГРАД 2006
Рецензенты:
А.К.Быков ,доктор педагогических наук,профессор,ведущий научныйсотрудник ФГУ НИИ семьи и воспитания Российской академии образования;
Г.Ф.Гребенщиков ,доктор педагогических наук,профессор,проректор поинновационным технологиям Таганрогского государственного педагогического института.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б.
Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. … с.
В монографии рассматривается феномен патриотизма и его воспитательный потенциал в укреплении государственности и державности России, обеспечении её национальной безопасности, консолидации современного российского общества, что предполагает реализацию механизмов суверенной демократии и созданию условий для самореализации и жизненного успеха каждого гражданина России.
Авторы обращаются к историко-культурному наследию отечественных мыслителей, а также традиционным духовно-нравственным и идейно-мировоззренческим основам понимания российского патриотизма. Межнаучный синтез и разносторонность исследования позволили авторам создать своеобразную и оригинальную концепцию понимания российского патриотизма и его воспитания в современных условиях.
В книге представлен итог многолетних исследований авторов по разработке основных технологических параметров организации процесса патриотического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений и его технологического проектного сопровождения.
Монография адресована научным работникам, преподавателям и студентам классических университетов по специальности: «Организация работы с молодёжью», педагогических вузов, организаторам системы повышения квалификации работников образования, аспирантам и магистрантам, учителям и работникам системы дополнительного образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЗМ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Патриотизм как ценностное основание национальной идеи России: история и современность
Патриотизм в условиях глобальных реалий начала третьего тысячелетия
ГЛАВА 2. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОНТЕКСТЕ
ОБЩИХ ТЕОРИЙ ВОСПИТАНИЯ
Воспитание как феномен социокультурного воспроизводства патриота России
Концептуальные основы патриотического воспитания поколений ХХ1 века
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
Процессуальные характеристики патриотического воспитания учащейся молодёжи
Технологические параметры патриотического воспитания в условиях модернизации образования ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Большинство людей, размышляющих об окружающем мире и самом себе в этом мире, неизбежно приходят к таинству собственной Вселенной,
собственных корней, смысла жизни и миссии во временных рамках собственного существования. Эти размышления неизбежно группируются вокруг понятий семьи, места рождения, окружающих людей, Родины.
Постижение их глубины приводит к рассуждениям о патриотизме.
Специфика родины в своих глубинных основаниях обусловливается теми социокультурными факторами, формировавшимися на ранних этапах становления человека и общества, которые образуют его достояние в пространстве генетической памяти. В связи с этим важно понять, что такое социальность, как возникает человеческое в человеке, каковы предпосылки того, что складываются в процессе формирования человеческих чувств.
Именно они изначально образуют основания для становления культуры как специфического средства, обеспечивающего идентификацию индивидов в форматах коллектива, общества, государства.
В обыденном сознании патриотизм определяется как чувство глубокое, древнее, запечатанное в человеческом генотипе, что делает характер данного понятия внеисторичным, его объём наднациональным
и метатерриториальным, а содержание кросскультурным,
надконфессиональным, надпартийным, надкорпоративным и т.д.
В Педагогическом энциклопедическим словаре, вышедшем в свет в
2003 году даётся следующее определение патриотизма: «… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение
образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное
значение...»1.
Отсюда исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью