России: история и современность




 

Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах таких мыслителей, как Платон, Аристотель, Цицерон, Ф.Бэкон, А.Шартье,

 

Н.Макиавелли, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель,

 

З.Фрейд, Ж.П.Сартр, К. Ясперс и др.

 

Артикуляция «российской национальной идеи» связана с именами Вл.

 

Соловьева, Н.Ф. Федорова, Ф.М. Достоевского, Н.А Бердяева и многих других русских философов, писателей и общественных деятелей. В трудах данных авторов сосредоточена мировоэзренческая позиция как социокультурная модель «Русской идеи», состоящую из понятий

 

«соборности», «эсхатологии», «космизма», «русского мессианизма». Исходя из выводов отечественных мыслителей, можно констатировать, что национальная идея рассматривается как явление культуры, как мировоззренческая парадигма и концепция отражающая национальное своеобразие познания общественной действительности, онтологической картины мира, сущности и предназначения человека и конкретного индивида. Модель национального мировосприятия анализируется исходя из языческой и православной мировоззренческих парадигм, а также их исторически сложившейся интеграции ценностей и идеологических доминант духовной жизни Востока и Запада на основе их межнаучного синтеза.

 

В плеяде отечественных мыслителей, внесших значительный вклад в разработку проблем патриотизма находятся М. В. Ломоносов, А. С. Хомяков,

 

Н. М. Карамзин, Ф. И. Тютчев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А.

 

Добролюбов, Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, Л. Н. Тол-


 

стой, Г. П. Федотов, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Г. В. Плеханов, П. Б.

 

Струве, В. В. Розанов, С. Н. Булгаков и др.

 

Смыслу их творчества прясуще рассмотренне патриотизма как неотъемлемой и в то же время важнeйшeй характеристики бытия гражданина России, любого созидательного коллектива, одной из основ жизни российского обществя, имеющей большое значение для его дальнейшей судьбы.

 

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности

 

- в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм -

 

составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа,

 

как необходимое условие величия и могущества нашего государства.

 

Перед Россией как многонациональным государством в современных условиях стоит задача выработки такого содержания патриотизма, который в наибольшей степени будет способствовать воспитанию российских патриотов XX1 в., а не повторять ограниченные варианты патриотизма прошлых столетий. Идея российского патриотизма в условиях обновления страны должна выйти на качественно новый уровень трактовки и понимания.

 

Российский патриотизм должен выражать интересы государства и граждан России, быть на уровне общегосударственной идеи, занимать доминирующие положение по отношению к любому частному патриотизму.

 

Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага отчетливо звучит и в "Повести временных лет" и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов.


 

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде

 

всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими

 

корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные

 

потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и

 

иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены

 

высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины, что заставляет говорить о патриотизме как о сложном и, безусловно, неординарном явлении.

 

В 40-х и 50-х годах XIX века в острых дискуссиях славянофилов

 

(К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков) и «западников» (Т.Н.

 

Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев) возникла концепция

 

исторического развития России, в которой славянофилы настойчиво проводили мысль о том, что российский уклад жизни уникален и неповторим, принципиально отличен от уклада западных народов. По их мнению, со времен Петра I, произвольно нарушившего гармоничное развитие России, государство потеряло устойчивую связь с народом, интеллигенция оторвалась от народной жизни, переняв западные модели образа жизни.

 

Западники же понятие «Отечество» соотносили с двумя субстанциями формирования патриотического сознания человека – государство и личность.

 

Русскую самобытность они оценивали как отсталость, возвеличивая Петра I

 

за то, что именно при нем были заложены основы государственности,

 

началось освобождение личности от пут родового строя. Оценивая идеи

 

«западников» и славянофилов, Н. Бердяев констатировал, что «русское славянофильство вырождается в национализм самого плохого рода» 1.


 

 

1 Цит. по: Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. – Волгоград,

 

1998. – С.10.


 

В работах славянофилов, а также в рамках «теории официальной

 

народности» министра народного просвещения России С.С.Уварова,

 

выдвинутой в 1830-е годы, значительнее развитие получила и «русскаяидея» 1, содержание которой является одним из компонентовпатриотического сознания россиян. В настоящее время, когда все еще

 

продолжается этап разработки консолидирующей национальной идеи в

 

России, в трудах многих отечественных мыслителей излагаются различные
точки зрения на патриотизм как важнейший компонент «русской идеи»,
призванной служить объединению и упрочению русской нации,
российского общества и государства.      
  За последнее время, по мнению некоторых политологов, "русская
идея" вновь может претендовать на роль духовно-нравственной и

 

социальной ценности. Она может способствовать осуществлению надежды

 

определенной части российского общества на возрождение национальных ценностей и традиций, торжество соборности, равенство прав и возможностей граждан, укрепление семьи. Все более активно обсуждается вопрос об общероссийском патриотическом идеале. Вследствие этого

 

возникает необходимость более глубокого понимания сущности "русской

 

идеи", ее осмысления не только в контексте изменений, происшедших в
России за последнее десятилетие, но и с учетом многовекового
исторического развития опыта нашего Отечества. Вместе с тем, осмысливая
       

 

содержание «русской идеи», необходимо помнить, что современная Россия – многонациональное государство, объединяющее большое количество этносов, представляющих различные религиозные конфессии.

 

Тем не менее, необходимо признать, что жизнеспособность "русской идеи" состоит в том, что она - не продукт искусственного идеологического конструирования, а имманентное народное свойство.

 

1 См.: Бессонов Б.Н. Русская идея. Мифы и реальность. - М., 1993.


 

Исходя из необходимости рассмотрения генезиса идей патриотизма в России, представляется правомерным проанализировать наиболее характерные моменты этого развития в рамках "русской идеи". В понимании

 

ее сущности целесообразно исходить из того, что общенациональный идеал сегодня - это возрождение России, которое начинается с обращения к ее

 

глубинным истокам. Поэтому "русская идея" выступает сегодня в качестве
одной из духовных основ возрождения Отечества, нашей исторической
памяти, национального самосознания, стремления россиян к лучшей

 

действительности, проявления ими высокой духовности и истинного патриотизма1.

 

В основе российской национальной идеи после принятия Руси при князе Владимире православной религии в 988 году лежала идея славянской солидарности. Ее истоки уходят в глубь веков. Еще в эпоху средневековья возникает идея о том, что «Москва – третий Рим», то есть Россия является закономерной преемницей великой Византии и именно ей отведена особая мессианская роль в развитии человечества. В далеком прошлом в основе

 

"русской идеи" было государственно-религиозное мессианство - стремление
быть главной, если не единственной носительницей подлинно
христианских ценностей, а после падения Византии - и православной
государственности. На протяжении веков силы этой государственности были
направлены на сохранение русского народа, развитие у него национального
самосознания и высших патриотических чувств. С расширением границ
Русского государства, присоединением к нему новых народов "русская идея"
трансформировалась в идею российскую. Многочисленные нерусские
народы, получая от русской нации экономическую, культурную и иную
помощь, военную защиту от врагов, стали считать Россию своей общей
исторической родиной. Вследствие этого идея о роли и предназначении
русского народа, то есть русская идея, "... стала общей для всех наций,
                       


 

 

1 Троицкий Е.С. О русской идее: Очерк теории возрождения нации. - М.: АКИРН, 1994. -

 

С.17.


 

народностей, этнических и национальных групп, населявших огромную Российскую Империю"1.

 

Анализ "русской идеи" должен, безусловно, основываться на рассмотрении важнейших взглядов, положений отечественных мыслителей,

в особенности тех, которые в той или иной степени выражали свое отношение к патриотизму и проблеме его развития в обществе. Эти мыслители разрабатывали теоретические основы патриотизма в тесной связи с "русской идеей", в ее общем русле. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в существе целого ряда идей, подходов и позиций по проблеме русского и российского патриотизма у них имеются общие,

 

объединяющие моменты.

 

Когда, после петровских преобразований и разгрома Наполеона,

 

Россия включилась в европейский процесс общественного развития на качественно новом уровне, обострились проблемы ее сосуществования с западными цивилизациями и места в мире. В рамках "русской идеи"

 

обострилась борьба двух тенденций - западничества и славянофильства.

 

Выбор пути, по которому предстояло идти стране и русским в XIX - начале

 

XX в., оказался непростым. К его осмыслению подключились лучшие умы нации - А.С. Пушкин и Н.М. Карамзин, Ф.М. Достоевский и А.И. Герцен,

 

И.В. Киреевский и Н.Е. Данилевский, В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев, И.А.

 

Ильин и П.А. Сорокин.

 

А.Н. Радищев в работе «Беседа о том, что есть сын Отечества» исследовал сущность патриотизма. По его мнению, настоящего патриота характеризует бескорыстное стремление служить делу процветания Родины,

 

установления в ней демократического порядка управления, развития и искусства. «Те, кто гонится за славою и похвалою, не только не приобретают для себя оных, но паче лишаются»2.

1 Воробьев К.А. К вопросу о русской национальной идее // Российская общенациональная идея. - М.: Реалисты, 1996. - Вып. 19. - С.64.

2 Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Антология педагогической мысли России XV111 века. – М.: Педагогика, 1985. – С.380.


 

А.Н. Радищев в работе «Беседа о том, что есть сын Отечества» исследовал сущность патриотизма. По его мнению, настоящего патриота характеризует бескорыстное стремление служить делу процветания Родины,

 

установления в ней демократического порядка управления, развития и искусства. «Те, кто гонится за славою и похвалою, не только не приобретают для себя оных, но паче лишаются»1.

 

Н.М. Карамзин считал, что «всякий должен расти в своем Отечестве» и

 

только «в одной России можно сделаться хорошим русским»2. В статье «О

 

любви к Отечеству и народной гордости» Н.М. Карамзин рассматривал

 

физическую, моральную и политическую любовь к Отечеству.Физическаялюбовь – привязанность человека к месту своего рождения («малая родина»).

 

Моральная любовь к Отечеству включает нормы национального общения,

 

ценности жизни, переданные отцом и матерью и привитые человеку,

 

позволяющие ему любить своих сограждан, делать им добро. Высшую форму любви – политическую - историк связывал с патриотизмом, который есть

 

«любовь к благу и славе России и желание способствовать им во всех отношениях»3. Любовь к Отечеству у Карамзина – это также любовь к своим великим предкам. Он писал: «Пусть греки, римляне пленяют воображение:

 

они принадлежат к семейству рода человеческого…. но имя русское имеет для нас особенную прелесть: сердце моё еще сильнее бьется за Пожарского,

 

нежели за Фемистокла или Спициона»4.

 

Как известно, до начала XIX в. наши отечественные мыслители не испытывали отчетливо выраженной необходимости опираться на "свой,

 

специфически особый путь" развития и свой особняком от мира стоящий взгляд на мир5. Одним из первых, кто обратился к идее самососредоточения

1 Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Антология педагогической мысли России XV111 века. – М.: Педагогика, 1985. – С.380.

2 Антология педагогической мысли России XV111 века. – С.56.

3 Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости // Антология педагогической мысли России первой половины X1X века. – М.: Педагогика, 1987. – С.34.

4 Карамзин Н.М. Предание веков. – М.: Правда, 1989. – С.14.

5 См.: Любомирова Н. Ностальгия по реальности // Общественные науки и современность.

- 1991. - № 6. - С.166.


 

России, проявленности русского "лица" в мировом ансамбле национальных культур, стал известный поэт и критик начала XIX в. Д.В. Веневитинов. Он

 

пришел к выводу о необходимости выработки собственного культурного

 

самосознания. Только в этом случае, считал он, Россия могла избавиться от

 

той подражательности, которую принесла с собой послепетровская

 

европеизация. Весьма определенно выражена у Д.В. Веневитинова идея о

 

необходимости выполнения гражданского, патриотического долга перед

 

Отечеством 1.      
Определенный интерес вызывают патриотические идеи декабристов,
которые стремились освободить страну от крепостного права,
самодержавного произвола и хотели увидеть "новую эпоху любимого
         

 

Отечества" в рамках демократического развития общества. Их заслуга в

 

формировании патриотической идеи страны состоит "... именно в создании совершенно нового для России типа человека" 2.

 

В "Русской правде" - одном из программных документов декабристов,

 

разработанных С.Пестелем, - отчетливо отражены идеи преемственности национальных традиций и героического прошлого нашего народа. "Любовь к

 

Отечеству - источник всех государственных добродетелей и сильнейшая

 

подпора существования и благоденствия царств", - подчеркивал С.Пестель в одном из ранних набросков своего конституционного проекта 3.

 

Декабристы были последовательными сторонниками власти, которая наиболее полно выражала бы интересы народа. "Народ российский не есть принадлежность какого-либо лица или семейства, напротив того,

 

правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага

 

 

1 См.: Веневитинов Д. Русские эстетические трактаты первой трети X1X века. - М., 1974. -

Т.1. - С.609-610.

2 Лотман Ю.М. Декабристы в повседневной жизни // Литературное наследие декабристов. - Л., 1975. - С.69.

3 Восстание декабристов: (Материалы по истории восстания декабристов): В 8 т. - Л.,

1927. - Т.7. – С.24.


 

народного, а не народ существует для блага правительства", - отмечалось в

 

"Русской правде" 1.

 

Защиту Отечества декабристы считали важнейшей обязанностью каждого члена общества. В проекте Конституции Н.П.Муравьева подчеркивалось, что "каждый русский обязан носить общественные повинности - повиноваться законам и властям Отечества и явиться на защиту Родины, когда востребует того закон"2.

 

В произведениях В.Кюхельбекера патриотическая идея пронизана пафосом русской национальной культуры. По его мнению, культурное величие России должно было послужить подтверждением ее особого предназначения в мире. "Да будет святая Русь не только в гражданском, но и в нравственном мире первою державою во вселенной" – писал русский поэт3. В его понимании гражданский и патриотический долг русских людей не ограничивается служением лишь своему Отечеству, а является первым условием выполнения более высокой, общественной миссии, нашедшей свое выражение в "русской идее".

 

Еще в большей степени идея космополитизма, провозглашающая приоритет интересов человечества по отношению к интересам национальностей, получила свое развитие в трудах П.Чаадаева4. По его мысли, "идея" русского народа есть идея сверхнациональная. Этим самым Чаадаев делал вызов формировавшемуся русскому самосознанию, устремляя его за пределы своего Отечества.

 

В противовес такого рода воззрениям к середине XIX в.

 

сформировался славянофильский взгляд на остальной мир, и, прежде всего,

 

на Европу, как на нечто принципиально чуждое и даже враждебное (что особенно характерно для Н.Данилевского и Ф.Достоевского) глубочайшим духовным основам славян, и в первую очередь России. Революционные

1 Цит. по: Декабристы: В 2 т. - М., 1987. - Т.1. - С.85.

2 Цит. по: Декабристы. - Т.1. - С.86.

3 Кюхельбекер В.К. Путешествие. Дневник. Статьи. - Л., 1979. -С.458.

4 См.: Чаадаев П.Я. Сочинения. - М., 1989. - С.377.


 

события 1848-1849 гг. в Западной Европе явились для славянофилов убедительным подтверждением того, что форма социальной организации славян, известная как "община", есть наиболее совершенное образование,

 

присущее лишь славянофильскому миру и России как его центру.

 

Ключевой принцип славянофильского понимания "русской идеи" как альтернативной для Запада "... заключается в утверждении самобытных

 

начал обеих цивилизаций, пропасть между которыми все расширяется по

 

мере исторического развития (преимущественно западного) и приводит в

 

итоге к конфликтному противостоянию"1. Насаждение же основ,
достижений западной цивилизации на русской почве возможно, по

 

убеждению славянофилов, только через ее неизбежное разрушение (как в

 

процессе петровских реформ). При таком подходе, когда российское,

 

отечественное рассматривается как превосходящее по сравнению с западным, патриотизм приобретает особое значение. Однако такое его

 

возвеличение, основанное на принижении другой стороны (как
противостоящей), деформирует национальную идею, привносит в нее
элемент противоречия, разрушает ее целостность.      
Более последовательно, на основе философско-исторического
подхода раскрыл неизбежность и смысл противостояния "русской идеи"
             

 

западной Н. Данилевский, написавший известную книгу "Россия и Европа".

 

Рассматривая историю как среду проявления различных национальных идей,

 

он пришел к выводу, что "каждая историческая национальность стремится осуществить собственную задачу... свою отдельную сторону жизни"2.

 

Для Ф. Достоевского характерно свое видение "русской идеи",

 

отвергающее панславизм во всех его формах. Главный тезис этой идеи находится, по его мнению, не в сфере национального, а в сфере православного христианства. В этих рамках патриотизм русского народа

1 Поляков Л. Логика "русской идеи" // Общественные науки и современность. - 1992. - №

3. - С.78.

2 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. - 5-е изд. - СПб.: Изд-во П.Страхова, 1895. -

С.23.


 

основывается на духовно-религиозных началах и выражается в стремлении

 

наиболее полно и последовательно воплотить истинный божественный
замысел в России.          
В отличие от Ф.М. Достоевского, Н.Ф. Федоров отказывает русскому
православию в особых преимуществах перед «извращенным»
христианством Запада и не признает богоизбранности и судьбоносности
русского народа в мире. Н. Федоров обращается к естественно-
             

 

историческим предпосылкам, благодаря которым, по его мнению, может укрепляться Россия, развиваться национальное самосознание. Среди этих предпосылок он выделяет, в частности, особый тип организации общественных связей, базирующийся на "родовом быте", "общине", "бессловесности", особый тип государства, характерными чертами которого являются "земельный быт" и ландшафтно-климатическое своеобразие России, и др.1

 

Весьма плодотворное развитие патриотический компонент "русской идеи" получил в космизме отечественных мыслителей, особенно у В.

 

Соловьева. Для него понятия общества и человечества имеют не только социологический, исторический, но и нравственный смысл. Раскрывая всечеловеческую природу патриотизма, Соловьев писал: "...Мы должны любить все народности, как свою собственную. Этой заповедью утверждается патриотизм как естественное и основное чувство, как прямая обязанность лица к своему ближайшему собирательному целому..."2.

 

В лице В. Соловьева патриотизм был поднят на новую высоту,

 

представлен перед народами в виде высшего идеала, цели их развития, в

 

виде объединяющего начала, способствующего преодолению национальной ограниченности, эгоизма и нравственных пороков.

 

Патриотические мотивы звучат и в письмах А.И. Герцена к своему сыну Александру: «Ты никогда не забывай, - писал он, - что ты должен быть

1 См.: Федоров Н.Ф. Сочинения. - М., 1982. - С.306.

2 Соловьев В.С. Оправдание добра: Соч.: В 2 т. - М., 1988. - Т.1. - С.378.


 

русским, твои руки, чуткие руки врача…. должны быть на ранах родной страны»1.

 

Анализ взглядов отечественных мыслителей в дореволюционный период развития России позволяет констатировать, что в них достаточно полно реализовались формирующие начала русского национального самосознания, в котором значительное место занимал патриотизм. Это проявилось, прежде всего, в трех принципах становления и развития

"русской идеи" на протяжении рассматриваемого столетия (начало XIX в. -

 

начало XX в.). К этим принципам относятся: религиозный (православие,

 

Киевская Русь), политический (самодержавие, "священное царство",

 

Московская Русь) и социальный (европейская цивилизация, Российская Империя) 2.

 

Таким образом, в результате анализа содержания патриотических взглядов мыслителей нашего Отечества с начала XIX в., включающих и

 

"русскую идею", можно утверждать, что патриотизм был органически вплетен в канву ее развития. И это несмотря на проявление крайних позиций

 

– от рекомендаций изолироваться "русским миром" от всего нерусского окружения во имя собственного возрождения (всмотреться "в себя", найти дремлющие потенции и дать им новую жизнь) до стремления представить национальное самосознание лишь в качестве духовного выражения, пусть и своеобразного, но не высшего по уровню развития цивилизации и культуры Запада. Были попытки и вовсе растворить самобытность русского народа в космизме "общечеловеческих ценностей", то есть, по существу,

 

денационализировать его под видом универсализации и всеобщности духовных, нравственных, культурных и иных ценностей.

 

Патриотизм рассматривается как имманентное духовно-нравственное состояние, от уровня развития и степени реального проявления которого во

1 Педагогическое наследие / Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.Г. / Составитель А.Ф. Смирнов. – М.: Педагогика, 1985. – С.129.

 

2 См.: Поляков Л. Логика "русской идеи" // Общественные науки и современность. - 1992. - № 3. - С.72.


 

многом зависит положение России на международной арене и стабильность

 

внутри страны.

 

Характерно, что рассмотрение проблемы патриотизма почти всегда находилось под воздействием немалого числа оппонентов, которые в различных формах ограничивали возможности ее конструктивной и более

 

основательной разработки.

 

Особое место в разработке проблемы патриотизма занимает советский период отечественной науки. В этот период исследования проблем патриотизма велись по самым различным аспектам. Большинство из них были подвержены воздействию господствующей идеологии и отражали

 

одностороннее официальное понимание сущности патриотизма.

 

Октябрьская революция 1917 г. размежевала духовную жизнь российского общества на «красных» и «белых». Своим подходом к

 

патриотической идеологии, принципиально отличным от советского,

 

отличались представители так называемого "белого движения",

 

эмигрировавшие после окончания гражданской войны за рубеж. Русская эмиграция сама по себе - явление уникальное уже потому, что ей удалось в более чем семидесятилетний период сохраниться как относительно самостоятельному духовно-нравственному и национально-религиозному образованию1.

 

Конечно, среди представителей «белого движения» было немало офицеров и солдат, искренне любящих свою Родину и желающих ей процветания. Но для объективности необходимо отметить, что среди них было и немало тех, кто стремился сохранить свои привилегии дворянского и казачьего сословия, усадьбы, богатый образ жизни, материальный достаток,

 

обеспечиваемый по фамильной наследственности. Кроме того, это движение существовало в основном за счет финансовой поддержки англо-французско-

 

японско-американских интервентов, мечтавших расчленить Россию на экономические зоны своего влияния: США – Север России, Великобритания


 

1 См: Российский военный сборник: Русское Зарубежье. - М.: ГА ВС, 1994.


 

– нефтяной Кавказ, Япония – Дальний Восток и Сибирь, Франция – юг Украины. В этой связи, уместно привести оценку направленности патриотических действий, данную Г.В.Ф. Гегелем. Он писал: «…издавно считалось, что партия, обращающаяся в ходе внутренней борьбы за помощью к иностранной державе, виновна в совершении наиболее враждебного актапо отношению к своей стране »1.

 

Сформировавшееся после поражения в гражданской войне в России в самостоятельный отряд контрреволюции, объединяющее самые различные слои российского общества, прежде всего офицерства, белое движение исповедовало идею возрождения "единой и неделимой" самодержавной России, сохранения культурных и религиозных ценностей, накопленных многовековой историей русского народа"2.

 

Борьба белых с большевиками велась как бы исходя из двух начал:

 

веры и государственности на основе цивилизационных прерогативдальнейшего развития России. Белые считали,что отстаивают неклассовые или партийные интересы, а "... дело России, родины, дело русского государства" 3. На самом деле, как показывает анализ социального состава эмигрировавшей части белого движения, это были в основном представители потомственного дворянства и других привилегированных классов России 4. Им было что терять в революции. Офицеры, ставшие служить интересам Советской власти, "в основном были разночинцами,

 

представителями различных слоев российской интеллигенции, выходцами из крестьян или казаков, и терять им в революции было нечего5. Они составили

 

60 процентов нового кадрового состава офицеров Красной Армии, понимая патриотизм как служение интересам большинства народа.

1 Гегель Г. Политические произведения. – М.: Наука, 1978. – С.126.

2 Рыбников В.В., Слободин В.П. Белое движение в годы гражданской войны в России: сущность, эволюция и некоторые итоги. М.:ГА ВС, 1993. - С.45.

3 См. там же. – С.30.

4 См. более подробно: Военная мысль в изгнании: Творчество русской военной эмиграции / Составитель И.В. Домнин. – М.: ВУ, Русский путь, 1999.

5 См.: Лившиц И.И. О роли кадровых офицеров в гражданской войне // Вопросы истории. - 1993. -

№ 6. - С.188.


 

Идеологом белого движения в эмиграции стал философ с мировым именем И.А.Ильин. Олицетворяя главное предназначение армии с высшим патриотическим долгом, с идеей наиболее самоотверженного и последовательного служения великой России, Ильин писал, что "русская армия всегда была школой патриотической верности", выступает как "наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования. Армия невозможна без патриотизма и жертвенности. Ее лозунг - " Жить для России и умереть за Россию"1.

 

Российская трагедия, проявившаяся в русской эмиграции после граж-

 

данской войны, отражена в трудах целого ряда замечательных мыслителей,

 

которые выразили несогласие с политикой, ориентированной прежде всего на создание мощной административно-командной системы, пытались сохра-

 

нить национальные, исторические и культурные корни нашего общества,

 

найти опору для возрождения новых всходов на русской почве. Среди имен этих мыслителей, продолжавших разработку и развитие патриотизма в русле Русской идеи в самый сложный период жизни нашего общества в завершаю-

 

щемся XX в., можно выделить Иоанна Кронштадского, Н.И. Алексеева, Н.А.

 

Бердяева, Г.В. Плеханова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, А.В. Карташева,

 

С.А. Левицкого, Н.О. Лосского, А.Н. Толстого, Л.И. Шестова, Е.С.

 

Троицкого, О.А. Платонова и других.

 

Идеи российского патриотизма в годы советской власти публиковались в зарубежных издательствах рядом русских мыслителей,

 

эмигрировавших за пределы России после революции. Среди них выделялись, в частности, Н. Бердяев, Н. Алексеев, Л. Карсавин, И. Ильин, В.

 

Вышеславцев, А. Карташев, С. Левицкий, С. Троицкий, О. Платонов, Г.

 

Федотов, Г. Флоровский, П. Сорокин и другие.

 

Значительное внимание проблеме национального самосознания, его патриотическим началам уделяется в трудах Н.А. Бердяева, таких как

"Судьба России", "Русская идея", "Душа России" и др. Само понятие


 

 

1 Ильин И.А. Спутник Русского Христианского Националиста. - Женева, 1937. - С.36-37


 

"национальное самосознание" рассматривается им как отношение нации к самой себе и к другим нациям, представление о ее достоинствах и недостатках. По мысли Н. Бердяева, национальная идея - это осознание нацией Божьего замысла о ней, т.е. осознание своей роли в истории, своего призвания, которое может возвышаться до мессианского назначения1.

 

Большое значение в развитии национального самосознания, русского патриотизма имели, по мнению Н. Бердяева, традиционные формы коллективной жизни. Он полагал, что "коллективизм духовный", "духовная соборность" представляют собой самый "высокий тип братства людей". За таким коллективизмом он видел будущее. Результаты исследований векторов жизненных предпочтений (интровертивный и экстравертивный типы личности), обобщение социокультурных языческих (Б.А.Рыбаков, Д.В.

Кандыба, Аполлон Коринфский), религиозных и философских особенностей российской действительности позволяют сделать вывод, что одним из принципов идентификации духовной жизни российского социума является соборность (коммунитарность), ибо с позиций социума оно обладает коллективистскими, объединяющими началами ведущими к социокультурной интеграции. Соборность-это этн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: