Принципы патриотизма —одна из форм выражения духовно-
нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском
обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека,
коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе,
государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.
Принципы патриотизма имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития каждого конкретного общества. К числу основных принципов следует отнести:
Национально-идеологические принципы:
приоритетной ценности и высокой социальной значимости патриотизма в сознании, чувствах, действиях и отношениях индивида;
универсальности и уникальности российского патриотизма; державности, единой и неделимой России; служения Отечеству;
исторической и этно-культурной преемственности; гордости и великодушия к прошлому Отечества; принадлежности к России, её культуре и истории.
Общественно-государственные принципы:
единства личных, коллективных, общественных и государственных интересов;
национальной, социальной и этнокультурной идентичности; культурной укоренённости и самодостаточности; сохранения и воспроизводства отечественных традиций; гражданского и патриотического долга человека; деятельности во благо Отечества.
Социально-педагогические принципы:
повышения социального статуса патриотического воспитания; единства патриотического контекста, смыслотворчества и проблемной конструктивности патриотического воспитания
(требует рассматривать процесс патриотического воспитания в зависимости от того контекста в котором оно применяется. Этот принцип следует из закона со-трансформации педагога и воспи-танника, согласно которому педагог неизбежно транслирует воспитаннику свое миропонимание и предостерегает от механического переноса средств других сфер воспитания);
адекватности символики целям воспитания; сакральности в развитии духовного мира и воспитания
великодушия; природо- и культуросообразности.
Значение патриотизма в начале третьего тысячелетия заключается втом, что он выступает как мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и государства, активизирующий энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития на высокую самоотдачу ради достижения общей цели – сохранения и развития России, стремления сохранить и способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы,
общественных идеалов и ценностей.
Условия наличия патриотизма -возможность репродукции семьи,
этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества,
энергетический, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи, общества, государства.
Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества.
Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение,
ущемление естественной жизни этноса, нации, народа.
Источники патриотизма -территориально-бытовая и природногеографическая среда; чувство Родины, сознание долга перед ней и ответственность за ее судьбу; духовные и материальные связи с Отчизной,
привязанность к родному краю; Родина - как сложное естественно-духовное,
социально-природное образование; природа отечественной цивилизации,
основанная на православии, ценностях величайшей гуманистической культуры, благородных традициях имперской российской государственности; история России; национальные традиции, преданность Отечеству; конкретные люди с деятельным отношением к своей Родине и Отечеству и народ в целом со своим менталитетом, психическим складом;
социально- экономические условия общества, социальные условия жизни,
наука, региональная специфика и т.д. При этом мы исходим из того, что социальность, как и человечность имеют глубокую укорененность в человеке и первичном коллективе (группе). Речь идет, в частности, об архетипическом мире человека (коллективном бессознательном). Обратим внимание на то,
что коллективное бессознательное, имея врожденный характер и становясь тем основанием, на котором выстраивается психика человека, одновременно составляет и основу традиций, к нему восходят определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, присущие данному обществу. В них корни патриотизма любого народа и, в частности феномен соборности российского народа как некоего коллективного бессознательного, имеющего основой ответственность перед живущими рядом.
Рассмотрим более подробно источники патриотизма как духовного и социокультурного феномена.
Коллективное бессознательное есть «живая память» предков,
унаследованная индивидом, ветвь их исторического дерева, потеряв которую, индивид теряет себя. И если случается такое, природа жестоко мстит заблудшим, превращая их в зверей. Только развивая в себе «живую память» предков, человек может обрести себя настоящего, подлинного, того,
что скрыт под наслоением времен и нравов. И в этом смысле патриотизм выступает как своеобразный иммунитет человеческой социальности разных форматов: от конкретного человека, окружающего его коллектива, до общества и государства, от степени включённости в связи которой зависит степень противостояния внутренним и внешним опасностям, а уровень консолидации отвечает уровню безопасности и стабильности.
Воплощением русского духа был и остается великий русский язык,
несущий нравственный и честный взгляд, правду, глубокую философию жизни. Воистину — он говорит о главном. Род — вот коренное слово,
означающее как «дающий жизнь», так и «жизнь продолжавший».
Слова этого корня несут светлое, доброе начало. С приставкой на,
означающей стремление ввысь, внутрь, к сердцу, образуется слово народ.
Хоровод светлых слов рождается из этого корня. Говорим «родимый» (род-
имый — имеющий) и знаем — «дорогой, близкий сердцу». Произнесем
«родник», и воображение рисует нам чистый, животворный, из недр матери-
земли текущий ручей. Скажем «Родина», — мыслим: дорогая, самая близкая сердцу страна.
Язык подсказывает нам: идти к добру—значит идти к народу. Или,
например, в русском языке есть исконное слово «рать» — от ратовать, т.е.
сопротивляться силе, насилию, сражаться, защищать, оказывать помощь в беде. Отсюда — «ратник», «защитник». Вместе с тем в глубоковековой традиции и верованиях восточных славян понятие родины было священно,
ибо это то, что принадлежит Роду: Родина земля, т.е. земля Рода, верховного языческого божества наших далёких предков.
Отечество в мировосприятии наших далёких предков представлялось как ограда истоков социального бытия, и это мировосприятие находит свое воплощение в символике воина как витязя — хранителя и защитника самой жизни (слово витязь образовано от древнего арийского корня «вита» —
жизнь).
Этимология слова «победа» — означает не радость одержащего верх над соперником, а преодоление беды, реализованную потенцию противостоять любой беде. Идея служения Отечеству основывалась во все времена именно на этой парадигме. Российское государство формировалось,
прежде всего, на основе этой идеи «кто с мечом к нам придёт …», как охранительное средство народа от всякого рода бед и носителей беды. В
современных документах по образованию нет ключевых слов, без которых идея служения, идея патриотизма, направляющая весь воспитательный процесс в любой здоровой по духу школе, не может быть ни осознана, ни воспринята. Эти слова: Бог, Россия, народ и Родина. Без них невозможно понятие служения. Служить можно только высшему, определенному,
исторически утвержденному и освященному в сознании поколений, то есть народу, а не обществу, ибо народ — понятие нравственное, а общество может быть поливариантным.
Древнерусская литература, имевшая по словам Д. С. Лихачева, «учительный характер», воспитывала своих читателей, учила их любви к родине, но изъяснялась не на языке понятий, а на языке чувств, образов.
Природа, род, родители, родственники, Родина, народ —неслучайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма,
в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности в ментальной культуре, сопричастности к иному, к миру других,
ответственности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину,
место своего рождения. Ивану Ильину принадлежат такие строки: «По-
видимому, люди приобретают этот патриотический опыт без всяких поисков и исследований: он приходит как бы сам собою».1
Константин Паустовский, гуляя по осеннему лесу, размышлял над словом
«родник». Связав его со словами «родина», «народ», он так записал свои раздумья: «С необыкновенной силой я понял, что все это — родина, родная
1 Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. (Мыслители ХХ века). С. 218
земля, любимая до последней прожилки на лимонном листке осины, до едва уловимого курлыканья журавлей в высоком и прохладном небе»1.
Одним из системообразующих факторов конкретных форм социальности является феномен малой родины — чувственно-