Для сопряжения 12-6 подобрать стандартную посадку. Шестерня 12 (степень точности 8) имеет с валом 6 неподвижное разъемное соединение Fr=40 мкм с дополнительным креплением при помощи шпонки.
Для такого типа соединения применяют переходные посадки, которые обеспечивают высокую точность центрирования и легкость сборки.
Точность центрирования определяется величиной Smax, которая в процессе эксплуатации увеличивается:
, где (1.11)
Fr - радиальное биение, которое определяем по ГОСТ 1643-81; (таблица 6; 8 степень точности); Fr=40 мкм. КТ - коэффициент запаса точности, берется КТ 2…5. Определяем предельные значения зазора:
мкм,
В системе основного отверстия из рекомендуемых стандартных полей допусков составляем посадки, определяем , по которому и подбираем оптимальную посадку так, чтобы был равен или меньше на 20% .
Такими посадками по ГОСТ 25347-82 будут:
; = 0,033; ; = 0,017
; = 0,023; ; = 0,010
Для данного соединения наиболее подходит посадка .
Сравним посадки и
поэтому посадка обеспечит лучшее центрирование.
= 0,017, = 0,024.
Средний размер отверстия
Средний размер вала
Легкость сборки определяют вероятностью получения натягов в посадке. Принимаем, что рассеяния размеров отверстия и вала, а также зазора и натяга подчиняются закону нормального распределения и допуск равен величине поля рассеяния:
Т= ω = 6 σ
Тогда
σD = σd =
Среднеквадратическое отклонение для распределения зазоров и натягов в соединении:
При средних размерах отверстия и вала получается:
Sс = Dс - dс = -3,5 мкм
Определяем вероятность натягов от 0 до 3,5 мкм, т.е х =3,5:
По значению функции Ø (Z) находим вероятность натягов пределах от 0 до 3,5: Ø (0,7) = 0,2580.
|
Кривая вероятностей натягов и зазоров посадки:
ω = σN,S= 6∙4,99 = 29,94
Диапазон рассеяния зазоров и натягов. Вероятность получения натягов в соединении: 0,7+0,2580 = 0,96 или 96%.
Вероятность получения зазоров соединении:
-0,4 = 0,4 или 4%.
Предельные значения натягов и зазоров:
Smax =3σN,S -3,5 = 14,97-3,5 = 11,47;max =3σN,S -3,5= 14,97+3,5 = 18,47
Рис.2 - Кривая вероятностей натягов и зазоров посадки
1.3 Посадка подшипника качения
Выбор посадок зависит от вида нагружения колец подшипника. Определяем виды нагружения.
По условию работы узла внутреннее кольцо подшипника имеет циркуляционное нагружение, наружное - местное.
Принимаем класс точности 0 и лёгкую серию, по которой в зависимости от диаметров d = 45 мм, D = 85 мм определяем ширину кольца В = 19 мм и r = 2 мм. (ГОСТ 8328-75, таблица 3)
Определяем виды нагружения колец подшипника. Вращается вал 7, внутренняя обойма подшипника вращается вместе с валом и воспринимает радиальную нагрузку последовательно всей окружностью дорожки качения. Следовательно, нагружение внутренней обоймы циркуляционное. Наружная обойма подшипника монтируется в неподвижный корпус и воспринимает постоянную по направлению радиальную нагрузку лишь ограниченным участком дорожки качения. Нагружение наружной обоймы местное.
) Для циркуляционного нагруженного кольца подшипника посадку выбирают по интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности:
РR = , где
- радиальная реакция опоры на подшипник(задано по условию); R= 4000 Н;
-рабочая ширина посадочной поверхности кольца подшипника за вычетом фасок; = В-2r = 19-1∙2 = 17 мм;
|
-динамический коэффициент посадки, = 1;
-коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга, =1;
-коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки, =1;
РR = Н/мм
По величине РR и диаметру d кольца находим рекомендуемое основное отклонение, в данном случае «k».
Номер квалитета зависит от класса точности подшипника, при посадке на вал, если подшипник 0, 6 класса, то вал IT6, следовательно «k6»
2) Для циркулярно нагруженного кольца - отклонение «N», квалитет- IT7, следовательно «N7»
Проставляем посадки: ø45 ; ø85 .
3) Для построения схемы расположения полей допусков находим отклонения наружного и внутреннего колец подшипника по ГОСТ 520-71. Отклонения вала и отверстия корпуса находим из таблиц ГОСТ 25347-82, найденные отклонения наносим на схему.
Схема полей допусков для детали 14:
Рис.3 - Схемы расположения полей допусков подшипника, вала и корпуса.
2.РАСЧЕТ КАЛИБРОВ