Пользователи и обслуживание




УДК 02:63

 

МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РОССЕЛЬХОЗАКАДЕМИИ

 

Москва, 2009

 

Содержание

Введение. 3

1. Основные положения. 4

2. Пользователи и обслуживание. 4

3. Библиотечно-информационные ресурсы.. 6

3.1. Библиотечный фонд. 7

3.2. Справочно-поисковый аппарат библиотечно-информационных ресурсов. 10

4. Информатизация Библиотеки. 11

5. Помещения Библиотеки. Организация библиотечного пространства. 14

6. Персонал. 15

7. Финансирование. 16

8. Библиотека и общественность НИУ. 17

8.1. Библиотечный совет. 17

 


 

Введение

Настоящий документ разработан ГНУ ЦНСХБ Россельхозакадемии совместно с Секцией сельскохозяйственных библиотек Российской библиотечной Ассоциации на основе статистического анализа состояния научных библиотек НИУ АПК России (далее - НИУ) в рамках «Плана научно-исследовательских работ на 2008 год» по разделу 01.01.06.02 «Усовершенствование элементов корпоративного взаимодействия с целью интеграции информационных ресурсов по проблематике АПК в условиях информатизации». Целью стандарта является установление основных принципов, положений, нормативов и правил организации информационно-библиотечного обслуживания научной и инновационной деятельности в научно-исследовательских учреждениях отрасли. В его основу легли положения«Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки» Российской библиотечной ассоциации, принятого на XII Ежегодной сессии РБА (22 мая 2008 года), «Руководства ИФЛА / ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек» (2001г.), а также Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «О библиотечном деле», «О науке и государственной научно-технической политике» и др., стандартов системы СИБИД и отраслевых законодательных и нормативных актов.

Российская библиотечная Ассоциация рекомендует «Модельный стандарт деятельности библиотеки научно-исследовательского учреждения Россельхозакадемии» руководству Россельхозакадемии в качестве документа рекомендательного характера для директората подведомственных НИУ при организации информационно-библиотечного обслуживания деятельности учреждения. Область применения стандарта может быть расширена по решению Минсельхоза России на все НИУ отрасли.

 

Основные положения

1.1. Библиотека научно-исследовательского учреждения (НИУ) Россельхозакадемии(далее - Библиотека) является, как правило, самостоятельным структурным научно-вспомогательным подразделением НИУ, осуществляющим информационно-библиотечное обслуживание его научной и инновационной деятельности.

1.2. Библиотека в своей работе использует традиционные и новейшие информационные технологии и документные фонды, организует доступ в глобальное информационное пространство.

1.3. Стабильная работа и развитие Библиотеки обеспечивается федеральным и региональным законодательством, нормативными документами о науке, сельском хозяйстве и библиотечном деле, гарантированным финансированием, долгосрочными программами информатизации аграрной науки.

1.4. Библиотека поддерживает профессиональные контакты с научными библиотеками НИУ и вузов АПК, ГНУ ЦНСХБ Россельхозакадемии, ГНУ ЦНСХБ СО Россельхозакадемии, участвует в системе корпоративного взаимодействия библиотек по созданию распределённых и сводных информационных ресурсов общегосударственного и отраслевого масштаба.

Пользователи и обслуживание

2.1. Основными принципами организации информационно-библиотечного обслуживания научной деятельности являются:

· безусловная приоритетность информационного сопровождения научных исследований НИУ;

· обеспечение доступа к ресурсам научно-технической информации всех уровней;

· создание комфортных условий для работы пользователей и сотрудников библиотек.

2.2. Престиж и востребованность Библиотеки находятся в прямой зависимости от набора и качества её услуг, комфортности пользования ими.

2.3. Директор НИУ утверждает «Правила пользования библиотекой», определяющие режим работы, контингент пользователей и перечень её услуг в соответствии с профессиональными интересами персонала НИУ, содержанием и характером задач, решаемых в процессе выполнения годовых и долгосрочных планов научной и инновационной деятельности учреждения.

2.4. Контингент пользователей включает научных сотрудников основного персонала, специалистов инженерно-технического, административно-управленческого и вспомогательного персонала НИУ. Контингент пользователей Библиотеки может быть расширен за счёт предоставления услуг научным сотрудникам других НИУ АПК, а также библиотекам и информационным центрам в рамках корпоративного взаимодействия.

2.5. Библиотека на постоянной основе осуществляет мониторинг информационных потребностей пользователей и в соответствии с его результатами корректирует перечень, содержание и форму своих услуг.

2.6. Информационно-библиотечные услуги предоставляются как индивидуальным пользователям, так и коллективам сотрудников лабораторий, конструкторских бюро, других подразделений НИУ в любой доступной форме:

· услуги внутри библиотеки (локальный доступ) – в читальном зале, на абонементе;

· услуги вне библиотеки (удалённый доступ) – через МБА, ЭДД, Интернет.

2.7. Библиотека оказывает пользователям следующие услуги:

· предоставляет информацию о наличии в библиотечном фонде конкретных документов;

· информирует о составе основного и подсобных фондов посредством электронных каталогов, библиографических баз данных и других форм библиотечной информации;

· выдает во временное пользование документы из библиотечного фонда;

· выполняет тематические, библиографические, фактографические, адресные и другие справки;

· оказывает справочную и консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

· осуществляет информирование научных сотрудников о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек по имеющимся каналам межбиблиотечного взаимодействия;

· предоставляет доступ к собственным и корпоративным электронным информационным ресурсам, включая крупные отечественные и зарубежные информационные центры (через удаленный терминал ЦНСХБ Россельхозакадемии и Интернет), а также обеспечивает доставку необходимых документов посредством МБА и ЭДД;

· организует для пользователей занятия по основам библиотечно-библиографических знаний: знакомит с возможностями справочно-поискового аппарата документных ресурсов собственной библиотеки, ЦНСХБ Россельхозакадемии (в том числе, через удаленный терминал), других библиотек и информационных центров, а также с методикой поиска информации в Интернете, правилами составления и оформления списка литературы к научной работе и т.д.

2.8. Оценка качества и эффективности услуг осуществляется самой Библиотекой, научной общественностью и администрацией НИУ по следующим критериям:

· соответствие информационным запросам;

· своевременность и оперативность выполнения;

· информативность и содержательность;

· современные методы и технологии предоставления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: