Информатизация Библиотеки




4.1. Информатизация Библиотеки (внедрение интегрированных автоматизированных информационных технологий) осуществляется с целью предоставления пользователям доступа к информации на качественно ином уровне, развития новых форм обслуживания, обеспечения возможности записи, сохранности и доступа к электронной информации, работы в сетевом режиме.

4.2. Процесс информатизации Библиотеки проводится последовательно, по следующим этапам:

· создание материально-технической базы, включая определение необходимого количества автоматизированных рабочих мест (АРМ) для сотрудников и пользователей; приобретение лицензионных программных продуктов, обеспечивающих информатизацию всех библиотечных технологических циклов; формирование локальной вычислительной сети (ЛВС) и подключение её к Интернет.

· модернизация таких основных библиотечных циклов, как комплектование фонда, обработка документов, ведение справочно-поискового аппарата, обслуживание пользователей;

· формирование и наращивание электронных ресурсов, в том числе, через участие в корпоративных проектах;

· обеспечение удалённого доступа к электронным информационным ресурсам.

4.3. Библиотека как составная часть локальной компьютерной сети НИУ оснащается следующими техническими средствами:

· компьютерами, принтерами, сканерами;

· аппаратами для копирования документов;

· средствами связи (телефон, факс, электронная почта);

· программным обеспечением, необходимым для автоматизации библиотечных процессов. К наиболее распространённым программным продуктам такого рода относятся автоматизированные информационно-библиотечные системы (АИБС) MARC-SQL, Библиотека-4.0, ИРБИС и др.

4.4. Уровень обеспечения Библиотеки компьютерной техникой должен зависеть не только от финансовых возможностей, но и от стоящих перед ней задач, от востребованости информационных ресурсов пользователями. Минимальный норматив оснащения Библиотеки включает: 2 АРМа (для библиотекаря и пользователя), объединённых в ЛВС, 1 принтер-копир, устройство для доступа в Интернет, пакет лицензионных операционных и офисных программ на 2 места.

4.5. Рекомендуемое нормативное обеспечение Библиотеки компьютерной техникой для организации автоматизированных рабочих мест представлено в ниже следующей таблице:

 

 

Стандартный комплект техники
Наименование Кол-во
1. Компьютер Intel Celeron 2000 MSI 845E Max <i845E> 256MB/DDR HDD 40 GB Seagate Barracuda 7200 rmp/Video 64 MB GeForce 2 MX 400/CD-ROM SOxASUS/сетевая плата/ колонки, мышь, коврик / 3,5Монитор: SAMSUNG 17  
2. Сканер планшетный Hewlett-Packard Scan Jet 5400C LPT/USB A 4  
3. Источники бесперебойного питания APS Back UPS 650 VA 2  
4. Ксерокс  
5. Принтер лазерный SAMSUNG-1430 14 стр./мин 8 MB A4  
  Стандартный комплект программных средств  
1. Windows XP Professional, OEM  
2. Office XP Standart Edition, OEM  
3. ABBYY Fine Reader 7.0 Corporate Edition 1  
4. PROMT  

 

При этом,

o АРМ библиотекаря включает компьютер и АИБС, позволяющую автоматизировать основные библиотечные процессы;

o АРМ пользователя – компьютер, подключенный к сети Интернет. Количество АРМов для пользователей зависит от оснащенности компьютерной техникой рабочих мест сотрудников НИУ;

o Удаленный терминал ЦНСХБ (один или несколько) с доступом к ресурсам ЦНСХБ по VPN – каналу.

4.6. Информатизация Библиотеки осуществляется на основе стратегического плана её развития в рамках НИУ, разработки поэтапных программ внедрения новых технологий и услуг.

5. Помещения Библиотеки.
Организация библиотечного пространства

5.1. Библиотека размещается в специальном или приспособленном помещении при необходимом соблюдении архитектурно-планировочных и строительных норм, соответствующих функциональному назначению библиотеки.

5.2. В Библиотеке создаются все необходимые условия для лучшего обслуживания и эффективного использования библиотечно-информационных ресурсов. При размещении ресурсов и организации производственных процессов Библиотеки используются различные предметы библиотечной мебели (стеллажи, витрины, кафедры, столы, стулья и т.д.) и средства технического оснащения, обеспечивающие надлежащее качество предоставляемых услуг.

5.3. По размерам и состоянию помещение Библиотеки должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, противопожарным нормам, нормам охраны труда и техники безопасности.

5.4. Площадь библиотечного помещения определяется на основании действующих нормативов.

5.5. Для нормального функционирования библиотека должна иметь (минимально) следующие помещения:

· абонемент с кафедрой выдачи и открытым доступом к подсобному фонду площадью из расчёта 5 кв.м. на 1000 томов;

· читальный зал с открытым доступом к подсобному фонду и числом посадочных мест из расчета 1 посадочное место на 10 пользователей, но не менее 5;

· книгохранилище площадью из расчёта 2,5 кв.м. на 1000 томов, но не менее 20 кв.м.;

· служебное помещение площадью из расчёта 20% от читательской зоны, но не менее 9 кв.м.

5.6. Организация библиотечного пространства при небольших площадях осуществляется с помощью съёмных, сборно-разборных, раздвижных (застеклённых, прозрачных) перегородок, а также предметов мебели. Минимальное нормативное обеспечение мебелью Библиотеки представлено в ниже следующей таблице:

II. Стандартный комплект мебели
Наименование предметов, входящих в комплект Кол-во
  Стеллажи выставочные  
  Стеллажи 2-х сторонние  
  Кресло - стул  
  Рабочий стол  
  Компьютерный стол  
  Столы читательские  
  Стулья читательские  
  Кафедра выдачи  

5.7. В Библиотеке должна быть создана комфортная среда для пользователей и сотрудников.

Персонал

6.1. Персонал Библиотеки должен быть в курсе проблем и перспектив развития НИУ, владеть информацией обо всех направлениях научных исследований, проводимых НИУ, и руководствоваться в своей работе Планом НИР НИУ.

6.2. Все сотрудники Библиотеки обязаны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития Библиотеки, должны быть знакомы со своими служебными обязанностями и правами. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии деятельности Библиотеки, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.

6.3. Нормативная потребность в штатных библиотечных работниках определяется исходя из расчетов трудозатрат на основе «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках»[1]или примерных нормативов:

o нагрузки на одного работника по количеству пользователей (не более 50 человек).

o по фонду (не более 50 тысяч томов).

6.4. Библиотекарь должен обладать профессиональными знаниями и умениями, навыками работы с компьютером в рамках автоматизированных информационно-библиотечных систем и глобальных сетей, соответствовать установленным квалификационным требованиям.

6.5. Каждый специалист библиотеки должен постоянно обновлять свои знания путём самообразования и не менее одного раза в пять лет - в различных системах непрерывного образования (в форме семинаров, курсов, стажировок и т.п., в том числе, в ЦНСХБ Россельхозакадемии).

Финансирование

7.1. Финансирование научной библиотеки осуществляется за счет средств бюджета научно-исследовательского учреждения, а также за счет средств внебюджетных фондов, целевых грантов, пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц, процентов отчислений от договорной и иной приносящей доход деятельности.

7.2. Расходы бюджета библиотеки осуществляются на следующие цели:

· содержание и повышение квалификации персонала библиотеки (оплата труда с начислениями, выплата компенсационных и стимулирующих надбавок и, оплата обучения, командирований и т.п.);

· комплектование, организация и сохранность фондов (приобретение новых книг, подписка на периодику, приобретение документов на CD-ROM, оплата удаленного доступа к сетевым информационным ресурсам, обеспечение оборудованием и средствами сохранности и безопасности фондов);

· внедрение информационных технологий, приобретение, замена и модернизация компьютерного и иного технического оборудования, расходы на сетевое сопровождение и программное обеспечение и т.д.);

· организация библиотечного пространства, оборудование помещений (приобретение мебели и оборудования, материалов, предметов дизайна и т. д.);

· приобретение канцелярских и офисных принадлежностей и расходных материалов, др.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: