4.1. Информатизация Библиотеки (внедрение интегрированных автоматизированных информационных технологий) осуществляется с целью предоставления пользователям доступа к информации на качественно ином уровне, развития новых форм обслуживания, обеспечения возможности записи, сохранности и доступа к электронной информации, работы в сетевом режиме.
4.2. Процесс информатизации Библиотеки проводится последовательно, по следующим этапам:
· создание материально-технической базы, включая определение необходимого количества автоматизированных рабочих мест (АРМ) для сотрудников и пользователей; приобретение лицензионных программных продуктов, обеспечивающих информатизацию всех библиотечных технологических циклов; формирование локальной вычислительной сети (ЛВС) и подключение её к Интернет.
· модернизация таких основных библиотечных циклов, как комплектование фонда, обработка документов, ведение справочно-поискового аппарата, обслуживание пользователей;
· формирование и наращивание электронных ресурсов, в том числе, через участие в корпоративных проектах;
· обеспечение удалённого доступа к электронным информационным ресурсам.
4.3. Библиотека как составная часть локальной компьютерной сети НИУ оснащается следующими техническими средствами:
· компьютерами, принтерами, сканерами;
· аппаратами для копирования документов;
· средствами связи (телефон, факс, электронная почта);
· программным обеспечением, необходимым для автоматизации библиотечных процессов. К наиболее распространённым программным продуктам такого рода относятся автоматизированные информационно-библиотечные системы (АИБС) MARC-SQL, Библиотека-4.0, ИРБИС и др.
4.4. Уровень обеспечения Библиотеки компьютерной техникой должен зависеть не только от финансовых возможностей, но и от стоящих перед ней задач, от востребованости информационных ресурсов пользователями. Минимальный норматив оснащения Библиотеки включает: 2 АРМа (для библиотекаря и пользователя), объединённых в ЛВС, 1 принтер-копир, устройство для доступа в Интернет, пакет лицензионных операционных и офисных программ на 2 места.
4.5. Рекомендуемое нормативное обеспечение Библиотеки компьютерной техникой для организации автоматизированных рабочих мест представлено в ниже следующей таблице:
Стандартный комплект техники | ||
№ | Наименование | Кол-во |
1. | Компьютер Intel Celeron 2000 MSI 845E Max <i845E> 256MB/DDR HDD 40 GB Seagate Barracuda 7200 rmp/Video 64 MB GeForce 2 MX 400/CD-ROM SOxASUS/сетевая плата/ колонки, мышь, коврик / 3,5Монитор: SAMSUNG 17 | |
2. | Сканер планшетный Hewlett-Packard Scan Jet 5400C LPT/USB A 4 | |
3. | Источники бесперебойного питания APS Back UPS 650 VA 2 | |
4. | Ксерокс | |
5. | Принтер лазерный SAMSUNG-1430 14 стр./мин 8 MB A4 | |
Стандартный комплект программных средств | ||
1. | Windows XP Professional, OEM | |
2. | Office XP Standart Edition, OEM | |
3. | ABBYY Fine Reader 7.0 Corporate Edition 1 | |
4. | PROMT |
При этом,
o АРМ библиотекаря включает компьютер и АИБС, позволяющую автоматизировать основные библиотечные процессы;
o АРМ пользователя – компьютер, подключенный к сети Интернет. Количество АРМов для пользователей зависит от оснащенности компьютерной техникой рабочих мест сотрудников НИУ;
o Удаленный терминал ЦНСХБ (один или несколько) с доступом к ресурсам ЦНСХБ по VPN – каналу.
4.6. Информатизация Библиотеки осуществляется на основе стратегического плана её развития в рамках НИУ, разработки поэтапных программ внедрения новых технологий и услуг.
5. Помещения Библиотеки.
Организация библиотечного пространства
5.1. Библиотека размещается в специальном или приспособленном помещении при необходимом соблюдении архитектурно-планировочных и строительных норм, соответствующих функциональному назначению библиотеки.
5.2. В Библиотеке создаются все необходимые условия для лучшего обслуживания и эффективного использования библиотечно-информационных ресурсов. При размещении ресурсов и организации производственных процессов Библиотеки используются различные предметы библиотечной мебели (стеллажи, витрины, кафедры, столы, стулья и т.д.) и средства технического оснащения, обеспечивающие надлежащее качество предоставляемых услуг.
5.3. По размерам и состоянию помещение Библиотеки должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, противопожарным нормам, нормам охраны труда и техники безопасности.
5.4. Площадь библиотечного помещения определяется на основании действующих нормативов.
5.5. Для нормального функционирования библиотека должна иметь (минимально) следующие помещения:
· абонемент с кафедрой выдачи и открытым доступом к подсобному фонду площадью из расчёта 5 кв.м. на 1000 томов;
· читальный зал с открытым доступом к подсобному фонду и числом посадочных мест из расчета 1 посадочное место на 10 пользователей, но не менее 5;
· книгохранилище площадью из расчёта 2,5 кв.м. на 1000 томов, но не менее 20 кв.м.;
· служебное помещение площадью из расчёта 20% от читательской зоны, но не менее 9 кв.м.
5.6. Организация библиотечного пространства при небольших площадях осуществляется с помощью съёмных, сборно-разборных, раздвижных (застеклённых, прозрачных) перегородок, а также предметов мебели. Минимальное нормативное обеспечение мебелью Библиотеки представлено в ниже следующей таблице:
![]() ![]() | ||
№ | Наименование предметов, входящих в комплект | Кол-во |
Стеллажи выставочные | ||
Стеллажи 2-х сторонние | ||
Кресло - стул | ||
Рабочий стол | ||
Компьютерный стол | ||
Столы читательские | ||
Стулья читательские | ||
Кафедра выдачи |
5.7. В Библиотеке должна быть создана комфортная среда для пользователей и сотрудников.
Персонал
6.1. Персонал Библиотеки должен быть в курсе проблем и перспектив развития НИУ, владеть информацией обо всех направлениях научных исследований, проводимых НИУ, и руководствоваться в своей работе Планом НИР НИУ.
6.2. Все сотрудники Библиотеки обязаны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития Библиотеки, должны быть знакомы со своими служебными обязанностями и правами. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии деятельности Библиотеки, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.
6.3. Нормативная потребность в штатных библиотечных работниках определяется исходя из расчетов трудозатрат на основе «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках»[1]или примерных нормативов:
o нагрузки на одного работника по количеству пользователей (не более 50 человек).
o по фонду (не более 50 тысяч томов).
6.4. Библиотекарь должен обладать профессиональными знаниями и умениями, навыками работы с компьютером в рамках автоматизированных информационно-библиотечных систем и глобальных сетей, соответствовать установленным квалификационным требованиям.
6.5. Каждый специалист библиотеки должен постоянно обновлять свои знания путём самообразования и не менее одного раза в пять лет - в различных системах непрерывного образования (в форме семинаров, курсов, стажировок и т.п., в том числе, в ЦНСХБ Россельхозакадемии).
Финансирование
7.1. Финансирование научной библиотеки осуществляется за счет средств бюджета научно-исследовательского учреждения, а также за счет средств внебюджетных фондов, целевых грантов, пожертвований, спонсорских средств со стороны организаций и частных лиц, процентов отчислений от договорной и иной приносящей доход деятельности.
7.2. Расходы бюджета библиотеки осуществляются на следующие цели:
· содержание и повышение квалификации персонала библиотеки (оплата труда с начислениями, выплата компенсационных и стимулирующих надбавок и, оплата обучения, командирований и т.п.);
· комплектование, организация и сохранность фондов (приобретение новых книг, подписка на периодику, приобретение документов на CD-ROM, оплата удаленного доступа к сетевым информационным ресурсам, обеспечение оборудованием и средствами сохранности и безопасности фондов);
· внедрение информационных технологий, приобретение, замена и модернизация компьютерного и иного технического оборудования, расходы на сетевое сопровождение и программное обеспечение и т.д.);
· организация библиотечного пространства, оборудование помещений (приобретение мебели и оборудования, материалов, предметов дизайна и т. д.);
· приобретение канцелярских и офисных принадлежностей и расходных материалов, др.