Незрячие «слухачи» – защитники блокадного Ленинграда




Великой Отечественной войны

С.И. Гвоздарева

заведующая отделом

методико-библиографической информации

 

 

Великая Отечественная война стала особым периодом в жизни Всероссийского общества слепых, как и всего советского государства. Нашего безмерного уважения достойны незрячие люди, которые внесли свою лепту в победу Советского Союза над фашистской Германией. Они служат для нас примером мужества и стойкости, умения не сдаваться в сложных жизненных ситуациях.

В годы Великой Отечественной войны члены Всероссийского общества слепых делали всё, чтобы приблизить победу над захватчиком. Тысячи незрячих пришли на производство, чтобы заменить зрячих, ушедших на фронт. Валяная обувь, бытовые и технические щётки, коробки для мин, маскировочные халаты для армии, трикотажные изделия, хозяйственная верёвка и многое другое изготовлялось тогда руками слепых. Незрячие, проживающие в деревнях, стремились принести посильную пользу в своих колхозах. Они работали у веялок и сортировок, готовили корма на животноводческих и птицефермах. Десятки незрячих музыкантов, коллективы художественной самодеятельности слепых, несмотря на трудность передвижения, выступали с концертами в воинских частях.

Были случаи, когда незрячие герои сражались с фашистами в тылу врага в партизанских отрядах наряду со зрячими.

Немногие знают, что во время Великой Отечественной войны инвалиды по зрению впервые в истории Российской армии были призваны на воинскую службу. Давайте вспомним о героическом подвиге 12 незрячих «слухачей», которые спасли тысячи жителей блокадного Ленинграда!

 

Незрячие «слухачи» – защитники блокадного Ленинграда

 

В первые месяцы Великой Отечественной войны подавляющее большинство незрячих было эвакуировано из Ленинграда в глубокий тыл. Во вражеском кольце осталось около 300 инвалидов по зрению – ученики спецшкол и работники нескольких предприятий.

В 1941 году, когда вокруг Ленинграда сжалось вражеское кольцо, город постоянно подвергался авианалётам и артиллерийским ударам. Чтобы спасти Ленинград от бомбёжек, силам противовоздушной обороны (ПВО) требовалось предотвратить внезапное появление противника. Современных радаров в армии не было, эксперименты с первыми подобными разработками шли, но обеспечить оборону города ещё не могли. В конце 1941 года в Ленинград поступили так называемые звукоулавливатели. Приборы эти состояли из системы труб различного размера, которые позволяли услышать гул приближающихся самолётов противника на большом удалении.

Акустический аппарат для «прослушивания» неба.

Такие звукоулавливатели поступили в конце 1941 года. Но главное в нём, это, конечно, не трубы, а всё-таки человек, который слушает звук с их помощью.

 

Главным в этой системе был человек. Звукоулавливатель мог быть по-настоящему эффективен только тогда, когда с ним работал человек с не просто отличным, а с уникальным слухом. Изначально со звукоулавливателями работали обычные бойцы, но результаты не слишком радовали командование. И однажды в штабе ПВО Ленинграда кто-то из офицеров, вспомнив рассказ Короленко «Слепой музыкант», предложил попробовать в качестве «слухачей» слепых. Большинство отнеслось к идее скептически, но в условиях блокады нельзя было пренебрегать никакими возможностями. На эксперимент было дано «добро».

О том, что при утрате одного из органов чувств человеческий организм способен «компенсировать» утрату за счёт остальных, учёным известно давно, поэтому идея военных была вполне логичной. Весь вопрос заключался в том, насколько слух слепого мог помочь для решения чисто военной задачи.

Когда объявили набор незрячих добровольцев для службы «слухачами» в войска ПВО города, заявления подали практически все слепые, которые на тот момент находились в городе. Однако военные провели строжайший «отсев» кандидатов. Для начала отказали женщинам, потом провели тщательный медицинский отбор. Будущий «слухач» должен был иметь не только очень хороший слух, но и достаточно крепкое здоровье, чтобы переносить многочасовые нагрузки.

Были отобраны тридцать кандидатов, из которых затем выбрали двадцать наиболее способных. Эти два десятка незрячих были отправлены на обучение. Ведь мало просто услышать звук, надо чётко его идентифицировать, определить, на каком удалении от города находятся вражеские самолёты.

В действующую армию 14 января 1942 года были определены двенадцать лучших незрячих «слухачей». В расчёт звукоулавливателя входили два бойца: зрячий и слепой. Первый медленно поворачивал трубы аппарата в разные стороны, а второй должен был слушать и услышать врага. Каждый слухач служил в паре со зрячим бойцом, который медленно поворачивал трубы звукоулавливателей в разные стороны и помогал незрячему товарищу прикладывать ухо к небольшому отверстию в аппарате.

Уже в первые месяцы службы слепым военнослужащим удалось добиться невероятных успехов: они узнавали о приближении фашистских самолётов задолго до того, как те оказывались в зоне видимости. Кроме этого, по шуму моторов слухачи могли определить даже марку самолёта, сообщая зенитчикам о том, Хейнкель или Юнкерс приближается к городу. В результате, противника обнаруживали за несколько десятков километров от города, и к их «визиту» силы ПВО подходили в боевой готовности. Наткнувшись на плотный заградительный огонь, вражеские бомбовозы часто несли потери.

 

Звук «Юнкерса-87» называли самым страшным звуком войны.

Вой, создававшийся небольшими пропеллерами на стойках шасси менялся в зависимости от скорости самолета и, по словам очевидцев, приводил в ужас.

 

 

Служба «слухачей» была очень тяжёлой. Их и без того изматывающие дежурства нередко проходили в условиях артобстрела, и, несмотря на канонаду, они должны были услышать летящие на Ленинград бомбардировщики.

Вот как описывает Семён Бытовой военную службу незрячих слухачей в повести «Ленинградская баллада», опубликованной в журнале «Звезда» в 1974 году: «Сняв свои шапки-ушанки и надев кожаные шлемы, закрывавшие почти всё лицо, слухачи откинулись на спинку сиденья и, упираясь затылком в обтянутые гладкой кожей подголовники, принялись крутить маховички, отчего медленно и настороженно стали поворачиваться рупоры. В воздухе полно было различных звуков, создававших сплошной шум, к нему время от времени примешивались то отдалённая пулемётная дробь, то свист снаряда или густой шлёпающий разрыв мины… Такой поиск в воздухе длился по многу часов подряд, а то и всю ночь, и всё это время надо было поворачивать рупоры и держать в одном положении голову. От напряжения начинало страшно ломить в висках, а шейные позвонки, казалось, вот-вот хрустнут. Требовалось невероятное усилие, собранность, выдержка, чтобы выслушивать небо, где в любую минуту мог возникнуть подозрительный звук».

Вклад незрячих солдат в оборону Ленинграда неоценим. Десятки тысяч горожан уцелели благодаря тому, что авиация противника обнаруживалась на дальних подступах к городу.

По-разному сложилась судьба слухачей. Петр Николаевич Борисов, пропагандист и политинформатор, работавший до войны на заводе электромоторов и экспедиционного снаряжения (ЗЭМЭС), Павел Петрович Петров, рабочий Учебно-производственных мастерских и Эдуард Филиппович Кем были демобилизованы в марте 1942 года по состоянию здоровья. Эдуард Кем эвакуировался, а после окончания войны продолжал работать на ленинградских предприятиях ВОС. Ничего неизвестно о судьбе Фёдора Петровича Борейко.

Аверкий Артемьевич Никонов погиб на боевом посту, прослужив полтора месяца в районе Колпино. В упомянутой выше «Ленинградской балладе» автор приводит донесение с подробным описанием гибели Никонова: «23 февраля 1942 года, в день Красной Армии, прибывшие в подразделение для прохождения службы на звукоулавливателе отличники боевой и политической подготовки красноармейцы Борейко и Никонов были в торжественной обстановке перед строем всего личного состава приведены к военной присяге. Через четыре дня, в ночь на двадцать восьмое, находясь на боевом посту, они обнаружили в воздухе группу вражеских бомбардировщиков «Ю-88», шедших курсом на Ленинград. Несмотря на то, что координаты со звукоулавливателя были переданы на прожектор и на КП зенитно-артиллеристского дивизиона со значительным упреждением, два бомбардировщика «Ю-88» прошли через заградогонь. Один был сразу же схвачен прожектором-сопроводителем в перекрестие лучей и сбит прицельным зенитным огнём. Второму «Юнкерсу» удалось приблизиться к позиции прожекторной роты, спикировать и сбросить бомбы. Одна пятисоткилограммовая фугасная бомба разорвалась в двадцати метрах от звуковой установки. Осколком был ранен в грудь второй номер красноармеец Никонов. Через час сорок минут, несмотря на оказанную ему срочную медицинскую помощь, он скончался. Первый номер Борейко получил контузию и из строя не вышел. Двадцать восьмого февраля 1942 года погибший смертью храбрых на боевом посту красноармеец Аверкий Артемьевич Никонов с воинскими почестями похоронен в Зелёном Бору…»

Иван Филиппович Скробат родился в 1908 году в деревне Столбцы Гродненской губернии в крестьянской семье. Зрение потерял от оспы в раннем детстве. Учился в Смоленской школе для слепых детей. В 1928 году окончил музыкальный техникум им. Фрунзе в Ленинграде. В следующем году организовал духовой оркестр, который под его руководством стал одним из лучших оркестров в Ленинграде в довоенное время. Службу слухачом начал 14 января 1942 года в 189-м зенитно-артиллеристском полку в районе станции Девяткино. С его помощью были сбиты два фашистских самолета. При взрыве эшелона получил контузию и 30 июня 1942 года был демобилизован. После окончания войны снова руководил духовым оркестром при музыкально-эстрадном объединении.

Василий Иванович Цыпленков родился в 1905 году в Царицыне (ныне Волгограде) в семье рабочего. Рано осиротел. Учился в Саратовской школе для слепых детей. После школы поступил на рабфак в Саратове, затем закончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. Работал юрисконсультом на заводе «Красный треугольник». Служил в 189 зенитно-артиллеристском полку. Летом 1942 года был демобилизован и, оставаясь в Ленинграде, умер от дистрофии.

Константин Андрианович Михайлов родился в 1910 году, имел небольшой остаток зрения. До войны работал на заводе «ЗЭМЭС» в Ленинграде, в 1941 году перешёл в Учебно-производственные мастерские. 14 января 1942 года был уволен ввиду ухода добровольцем в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА). После собеседования направлен слухачом в распоряжение 351 роты зенитно-артиллеристского полка. В июле 1942 года взрывной волной был сброшен со звукоулавливателя и получил контузию. После двукратного пребывания в военном окружном госпитале по состоянию здоровья был демобилизован и эвакуирован в Вологодскую область. В 1945 году вернулся в Ленинград и поступил в только что организованную при Домпросвете музыкальную школу баянистов для военноослепших. В 1950 году начал работать на предприятии ВОС и продолжал там трудиться до 1973 года.

Гавриил Фёдорович Серебренников родился в 1895 году в Архангельске. Он был слепым с детства, имел абсолютный слух. С 1931 года и до начала войны работал настройщиком на фабрике «Красный Октябрь», производящей пианино и фортепиано. За успехи в труде в 1936 году его премировали пианино. 14 января 1942 года дополнительно, без прохождения медицинской комиссии, включён в список слухачей. Служил в 189 зенитно-артиллеристском полку. 30 июня 1942 года демобилизован по состоянию здоровья. Вернувшись после эвакуации в Ленинград, поступил в музыкально-эстрадное объединение и проработал мастером-настройщиком музыкальных инструментов до 1960 года, когда был уволен в связи с ликвидацией отдела настройщиков. Стаж работы настройщиком составлял к тому времени 30 лет. Серебренников активно выступал за сохранение для слепых старинной профессии настройщика клавишных инструментов.

Игорь Антонович Заикин родился в 1915 году, получил высшее образование, закончив в 1940 году исторический факультет Ленинградского университета. В армии служил в 351 зенитно-артиллеристском полку до 1944 года. Награждён медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За Оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и другими. После войны несколько лет преподавал историю в Ленинградском институте советской торговли, с 1948 по 1979 годы работал на щёточной фабрике им. XVIII партконференции. Выступал перед рабочими с лекциями, был политинформатором и редактором стенной газеты.

Яков Львович Зобин родился в 1914 году в местечке Яблоки Полтавской губернии. Отец заведовал мастерской по пошиву военного обмундирования, мать была домохозяйкой. В 1930 году закончил семилетнюю трудовую школу и поступил на Ленинградский электромоторный завод Общества слепых. Работал токарем по металлу и сборщиком электромоторов, руководил производственной бригадой. Участвовал в работе рационализаторов, предложил, в частности, для запрессовки статоров приспособление, облегчавшее труд слепых. В 1936-1938 годах посещал занятия на рабфаке при Ленинградском педагогическом институте им. Герцена. В 1938 году поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета, затем перевёлся на политэкономический факультет. Избирался председателем студенческой ячейки. Вместе с другими членами ВОС записался добровольцем и прослужил в действующей армии с 14 января 1942 года по 20 июня 1945. Имел благодарности от командования. В 1944 году был делегатом на первой партийной конференции 84-й бригады. После войны восстановился на четвёртый курс политэкономического факультета и в 1947 году получил диплом преподавателя политической экономии. Работал в Ленинградском кораблестроительном и библиотечном институтах. В 1951 году по состоянию здоровья вынужден был оставить преподавание и перейти на работу в Учебно-производственное предприятие ВОС. Зобин Яков Львович награждён медалями «За боевые заслуги», «За Оборону Ленинграда», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

 

 

Самой колоритной личностью среди слухачей был Алексей Фёдорович Бойко. Он родился в 1906 году в деревне Толмачово Курской губернии. Перед войной работал вязальщиком сетей в Учебно-производственных мастерских. Весёлый, общительный от природы, да к тому же хороший баянист, он быстро освоился с условиями фронтовой жизни и стал своим человеком среди красноармейцев. Всю войну ефрейтор Бойко прослужил в 3-й прожекторной роте 189-го зенитно-артиллеристского полка. Он был награждён двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За Оборону Ленинграда» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

27 июня 1945 года на основании заключения медицинской комиссии Алексей Фёдорович был демобилизован и снова стал работать на учебно-производственном предприятии ВОС. Образ Алексея Фёдоровича Бойко отображён в повести «Я знаю ночь» Виктора Васильевича Шутова.

Мы не должны забывать о героизме и мужестве 12 незрячих «слухачей». Они внесли значимый вклад в оборону Ленинграда. Благодаря их уникальной способности «слышать» приближение вражеских воздужных налётчиков на большом расстоянии, были спасены тысячи человеческих жизней, сохранены сотни стратегически важных объектов, остались невредимыми исторические памятники города Ленинграда.

#маховиков #вов #серкез #ленинград #онислышалисмерть

Смотрите фильм «ОНИ СЛЫШАЛИ СМЕРТЬ»

https://www.youtube.com/watch?v=_k5susLxrHQ

Документальный фильм с тифлокомментариями о службе незрячих бойцов в годы Великой Отечественной войны.

Герои фильма – члены Всероссийского общества слепых, служившие в годы войны слухачами в войсках противовоздушной обороны Красной армии.

Режиссёр фильма Вячеслав Серкез

Текст читает Сергей Маховиков

Слушайте запись радиопередачи «Ленинградские «слухачи» из цикла «Равные среди первых» ГРК «Радио России» от 13 февраля 2020 года https://www.radiorus.ru/brand/58950/episode/2244182

В программе радиопередачи: рассказ о ленинградцах, об уникальной истории, когда слепые люди были зачислены в действующую армию и помогали защищать от фашистских бомбёжек небо великого города, взятого в кольцо блокады. Рассказ ведёт Светлана Феликсовнва Суворова, руководитель Интернет-проекта «Победившие судьбу».

Цикл радиопередач «Равные среди первых» – это авторская программа Олега Николаевича Смолина, вице-президента Всероссийского общества слепых, депутата Государственной думы РФ. Вниманию слушателей предлагают интересные и удивительные истории о знаменитых людях с инвалидностью, которые добились серьёзных успехов в творчестве, науке и общественной жизни, несмотря на ограниченные возможности здоровья.

Песня о слепом баянисте

В мае 1942 года в военной газете «Красная звезда» была опубликована «Песня о слепом баянисте» Алексея Суркова, известного русского советского поэта.

Она посвящена Михаилу Попову, слепому баянисту воздушно-десантной бригады имени Кирова, участвовавшей в боях на реке Наре под Москвой. Об этой балладе и герое рассказал в своих книгах «Год 1942», «Сорок третий» главный редактор газеты «Красная звезда» Давид Иосифович Ортенберг. Он высоко ценил талант Алексея Суркова. В своих мемуарах Ортенберг Д.И. написал: «Алексей Сурков одарил нас – именно одарил! – прекрасной балладой «Песня о слепом баянисте», занявшей в сегодняшнем номере почти три колонки».

Шуршит свинец в несжатой ржи, В некошеной траве. Мы защищаем рубежи На подступах к Москве. Над речкой Нарой чёрный дым, Сечёт железный град. А мы по грудь в земле сидим И ни на шаг назад. Невзрачен день, а ночь длинна, А непогода зла. В такую непогодь война К нам гостя привела. Пришёл парнишечка чудной В наш неуютный стан. Тяжёлый ящик за спиной, В том ящике баян. Сосновой палкой впереди Нащупывает путь. Зовёт и просит: – Проводи К бойцам куда-нибудь! Я на дожде насквозь промок, Шагая налегке. Мой подмосковный городок Отсель невдалеке. Мне не держать в руках ружьё – Глаза мои темны, Но сердце зрячее моё

Не терпит тишины.

Быть может, песенка моя Придётся ко двору! А если надо будет, – я

Со зрячими умру.

О том, как попал Миша Попов в октябре 1941 года на фронт, рассказал Виктор Алексеевич Пителин, служивший в этой бригаде сержантом: «Едем мы на полуторках на передовую и видим: идёт по дороге, постукивая палочкой, слепой человек. Видно, что шёл издалека, продрог, устал. Не представляю, как он наши посты благополучно миновал. Паренёк был в чёрных очках и молод – лет двадцати двух. – Ты куда, чудило, прёшь? – спросил его офицер. – Там же передовая! – Мне туда и надо. – Зачем? – офицер проверил у слепого человека документы. Убедился, что тот не шпион и не диверсант. Родом из Подольска и зовут его Миша. – Не могу я в такое время дома отсиживаться! – хорохорился Миша. – Воевать хочу. – Ну, какой же из тебя вояка? – удивились десантники. – Ты же слепой! – Вот моё оружие! – Миша кивнул на картонный чехол».

В политотделе бригады, куда сержант привёл Мишу, его встретил батальонный комиссар Сергей Николаевич Киреев. Можно представить себе удивление Киреева, когда он увидел в своей землянке слепого баяниста. Вначале комиссар подумал, что баянист попал сюда случайно, просто заблудился. Из разговора с Мишей выяснилось, что он родился в 1919 году слепым в большой семье мастера подольского завода «Зингер», жил в деревне Выползово. Отец рано умер. Тяжёлая доля досталась вдове и её пятерым детям, последним из которых и был Миша. Когда ему минуло семь лет, мать повезла его в Москву, прямо в приёмную М.И. Калинина и упросила определить сына в Московский институт для слепых детей. Учился Миша хорошо, особенно успевал в музыке. В 12 лет он уже играл на многих инструментах. После окончания обучения в 1937 году, Михаил Попов жил и работал в Подольске под Москвой. Давал концерты в школах, детских садах, клубах. Когда пришла война, Михаил принял решение пойти на фронт. Комиссар задумался: никакой закон, тем более в военное время, не имеет такой статьи, которая разрешала бы зачислить в армию слепого человека. Но Сергея Николаевича Киреева покорило неслыханное мужество паренька, и он приказал зачислить его в штат 201-й воздушно-десантной бригады, определить в музыкальный взвод и поставить на довольствие. В Центральном музее Великой Отечественной войны хранится продовольственный и денежный аттестат, выписанный на имя рядового Михаила Николаевича Попова за номером 1417, где, кроме всего прочего, обозначено: «Денежное содержание – 11 рублей 50 копеек в месяц».

Михаил Попов своей игрой на баяне поднимал дух солдат, разгонял «окопную тоску», шагая из землянки в землянку, из окопа в окоп, по всем подразделениям бригады. Однажды в политотделе бригады началось необычное оживление, а связано оно было с приездом поэта Алексея Суркова. C воспоминаниями участника этого события Ивана Михайловича Птицына, комиссара артиллерийского дивизиона бригады, нас знакомит Давид Ортенберг в книге «Сорок третий». «Конечно, встретили мы поэта дружно. По-фронтовому собрали стол, выпили помаленьку из солдатской кружки. Завязалась беседа о фронтовой жизни, шли рассказы о боевых эпизодах. Сурков прочитал свои стихи. Настроение было приподнятое. Развеселились. Я предложил пригласить нашего баяниста. В землянку пришёл Миша Попов, здесь Сурков с ним и познакомился. Миша играл полонез, а затем запел песню Суркова: «Пой, гармоника, вьюге назло, заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви...» Затем баянист сыграл плясовую. Несколько товарищей пошли в пляс. Киреев пустился вприсядку с деревянными ложками. Пустился в пляс и Алексей Сурков... Душой нашего веселья был Миша. Я возвращался в свой блиндаж глубокой ночью. На небе сверкали звёзды, светила луна. Крепчал мороз. Под ногами скрипел снег. Было тихо. Изредка тишину нарушал разрыв снаряда или пулемётная очередь. Этот вечер и эта ночь на всю жизнь сохранились у меня в памяти...».

Остался в памяти и сердцах ветеранов бригады и подвиг Михаила Попова. Когда началось наступление, бойцы бригады заняли окопы переднего края и ждали момента вступления в бой. Никто не заметил, как исчез из землянки баянист. А Миша уговорил знакомого солдата отвести его на передовую. Когда роты поднялись в атаку, Попов вылез из окопа, развернул баян и в утреннем воздухе полилась мелодия «Священной войны». Баянист шёл вперёд и пел, воодушевляя бойцов. Отступая, немцы отчаянно отстреливались. Михаила Попова ранило осколком мины. Он упал, но, подхваченный солдатами, поднялся, и снова заиграл его баян. Потом санитары унесли раненого слепого баяниста с поля боя в медсанбат, а потом направили в госпиталь. Узнал об этом Алексей Сурков в свой третий приезд в бригаду, и в балладе появились строфы:

Всё ближе рёв и топот,

Всё резче ветра свист,

На ощупь из окопа

Выходит баянист.

 

Сечёт свинец горячий,

Над полем сталь гудёт,

А он вперёд, как зрячий,

Уверенно идёт.

 

Над полем небо в звёздах,

От залпов ночь глуха,

Баян глотает воздух

В просторные меха.

 

В снегах лощины тесной,

Где берег Нары крут,

Сквозь смертный вихрь за песней

Товарищи идут.

 

Провыла мина волком,

Рассвет качнулся, мглист,

И, раненный осколком,

Споткнулся баянист.

 

Но в грохоте и вое

Та песня не умрёт.

К слепцу подходят двое,

Ведут его вперёд.

 

Как ураган на воле, Как снежных глыб обвал, Бушует в мёртвом поле «Интернационал».

 

Звенит над болью жгучей

И гонит забытье...

Баян ты мой певучий,

Оружие моё!

Судьба была благосклонна к Михаилу Попову. В госпитале она свела его с медицинской сестрой Галиной. Они подружились, а потом и поженились. Галя была дочерью «врага народа». Её отец – Христофор Алексеевич Зеленский, старый революционер был видным борцом за Советскую власть, первым председателем Совета Морозовского округа на Дону. В 1938 году, в период сталинских репрессий, был посажен в тюрьму и там погиб. Ксения Дмитриевна, мать Галины, член партии с 1917 года, тоже была репрессирована. Галя училась в архитектурном институте, но после ареста родителей из института её исключили как дочь «врага народа». Последствия действий репрессивной машины коснулись и Михаила. Командир 5-го воздушно-десантного корпуса, в состав которой входила 201 воздушно-десантная бригада, представил Попова к званию Героя Советского Союза. И вдруг неожиданно к Михаилу в госпиталь явились особисты, увезли его в особый отдел корпуса и потребовали: «Твоя жена – дочь врага народа. Разведись. Не разведёшься – представление на звание Героя будет уничтожено». На раздумье ему дали три часа. Ответ Михаила был резкий и категоричный: «Нет, она человек с большим любящим сердцем. Она мне дороже Звезды... Вы меня не женили, вы меня и не разведёте...». Особисты избили его так сильно, что он потерял сознание. А потом отвезли в госпиталь и пригрозили, что заставят Галину уйти от него, да ещё пообещали «состряпать на него дело». Правда, сделать это они не успели – корпус перебросили на другой фронт, но представление на звание Героя всё-таки отозвали. В результате Михаил Попов был награждён орденом Красной Звезды. Он очень гордился этой наградой и часто любовался ею, с нежностью ощупывая чуткими пальцами гладкие лучи и мельчайшие детали рельефного изображения в центре Звезды.

После ранения Михаила Попова демобилизовали. Вместе с супругой они поселились в маленькой комнатке коммунальной квартиры на Большой Серпуховской улице в Москве. Вскоре у них родился сын. Михаил Николаевич не только выступал с концертами в школах, клубах, домах отдыха, но ещё и писал музыку. Его песни исполнялись, его прослушивали в Институте военных дирижёров, им интересовались известные музыканты, поддерживали его. Дмитрий Шостакович в письме к Тихону Хренникову обратился с просьбой: «Дорогой Тихон Николаевич! Очень прошу Вас найти время для Михаила Николаевича Попова, послушать его сочинения и посоветовать ему, каким образом он смог бы связаться с Союзом советских композиторов, чтобы иметь возможность совершенствовать свои композиторские данные, которые, по моему мнению, у него имеются». Это письмо показала Давиду Ортенбергу при личной встрече Галина Христофоровна, супруга Михаила Попова. Она поделилась с писателем воспоминаниями о своём любимом Мише – удивительном человеке, талантливом музыканте и настоящем, храбром солдате. Галина Христофоровна рассказала и о своей непростой судьбе. После того, как в 1955 году её родители и она сама были реабилитированы, ей назначили персональную пенсию. В конце шестидесятых умер Михаил Николаевич, и Галина Христофоровна всю свою любовь и заботу отдала сыну и внуку. А память о подвиге фронтового баяниста Михаила Попова, оставившем яркий след в истории 201-й воздушно-десантной бригады имени Кирова, навсегда останется в строках баллады Алексея Суркова.

 

СЛУШАЙТЕ

· Запись радиопередачи «Судьбы, ставшие легендами» из цикла «Равные среди первых» ГРК «Радио России» от 8 мая 2015 года https://www.radiorus.ru/brand/58950/episode/1191857

В программе радиопередачи: о фактах из жизни реальных героев Великой Отечественной войны, которые легли в основу «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого и «Баллады о слепом баянисте» А. Суркова. Рассказ ведёт Алла Николаевна Стажарина, учитель школы № 436 г. Москва.

· Аудиозапись очерка «Рассказ о слепом баянисте 201-й воздушно-десантной бригады Михаиле Николаевиче Попове» Дмитрия Дмитриевича Панкова, доктора исторических наук

https://ru357.iplayer.info/song/50792944/Rasskaz_o_slepom_bayaniste_201-j_vozdushno-desantnoj_brigady_Mihaile_Nikolaeviche_Popove_._-_Ocherk_d.i/

· Балладу А. Суркова «Песня о слепом баянисте». Читает Галина Леонидовна Рядинская в рамках акции #ЧитаемВместеоВойне https://www.youtube.com/watch?v=O2KenKVimUQ

Организатор акции – Ставропольская краевая библиотека для слепых и слабовидящих имени В.В. Маяковского. Краевая акция «Читаем вместе о войне» посвящена 75-летию победы в Великой Отечественной войне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: