РОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА СОВЕТСКИХ




ГЕРОИЧЕСКИЕ ДЕЛА ОСОАВИАХИМОВЦЕВ

Издание: ДОСААФ. МОСКВА, 1956 г.

Сайт: «Палеонтологическая правда палеонтологов»: https://www.vairgin.com/

Редакция: « Библиотека Алексея Меняйлова»: https://vk.com/veterputorana

 

 

СТРАНИЦЫПРОШЛОГО

Перелистывая «Толковый словарь великорусского языка» и находя в нем немало интересного и поучительного, я испытал чувство некоторой неудовлетворенности, когда увидел, что слово «традиция» истолковывается лишь как «предание, все, что устно перешло от одного поколения на другое».

Конечно, создатель словаря Владимир Иванович Даль неповинен в том, что в его книге так скупо сказано о значения этого слова. Только в наши дни оно приобрело весомость и значение.

История нашей Родины богата множеством примеров героизма, традиций которого мы бережно храним и приумножаем. Совершенный во имя Отчизны подвиг — в бою или в труде — всегда вызывает у советского человека безграничное уважение и любовь к тому, кто совершил этот подвиг.

Когда я пишу эти строки, мне вспоминается один погожий день 1954 года. По шумной и многолюдной центральной магистрали Киева — возрожденному Крещатику идет человек в морской шинели, на которой блестят ярко начищенные пуговицы. На голове его бескозырка с матросской лентой, на которой золотом горят буквы родного и близкого нам слова — «Варягъ». Из-под бескозырки выглядывает седина. Человек идет, опираясь на палку и стараясь держаться как можно прямее, точно желая этим сказать, что не хочет поддаваться давно пришедшей старости.

Глядя на моряка, гордо шагающего по Крещатику, думаешь, будто совсем недавно произошел бой крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с превосходящими силами японской эскадры у Чемульпо. А между тем минуло пятьдесят лет со времени этого события, и легендарное морское сражение навеки вписано в славную историю России.

Вот почему одни прохожие останавливались, чтобы ласковым взглядом проводить старого моряка, другие догоняли его, желая поближе всмотреться в мужественные черты его лица. И это не было праздным любопытством. Люди хотели выразить чувство огромного уважения ветерану славной морской битвы.

Моряк этот — бывший подшкипер «Варяга», ныне пенсионер, Андрей Иванович Шкетник. Ему семьдесят пять лет, но годы не помешали ему сохранить в памяти до мельчайших подробностей события у Чемульпо.

— Я погибал вместе с «Варягом», в моем теле было двадцать восемь осколков вражеских снарядов, — рассказывал Андрей Иванович группе молодежи, окружившей его у скамьи, на которую он присел отдохнуть. — Но мы, русские моряки, не сдались. Вот и матросскую форму, полученную на «Варяге», сохранил. Надеваю ее в праздники и в воскресные дни.

Старый воин вспоминал боевые подвиги своих товарищей, с гордостью говорил, что «Варяг» жив. Это славное имя носит теперь один из советских боевых кораблей. Он рассказывал молодежи, как заботится правительство о тех, кто выдержал на своих плечах бой у Чемульпо, благодарил партию и правительство за награду, которую недавно получил вместе с группой оставшихся в живых моряков-ветеранов «Варяга».

Встреча со старым моряком тронула меня до глубины души, вызвала чувство еще большей гордости за нашу Отчизну.

Мы законно гордимся ратными подвигами Александра Невского, Минина и Пожарского, учимся мужеству и доблести у Суворова, Кутузова и Багратиона, восхищаемся Ушаковым и Нахимовым и многими другими выдающимися русскими полководцами и флотоводцами.

Наши люди с огромной любовью произносят имена выдающихся советских полководцев, воспитанных Коммунистической партией, — Фрунзе и Ворошилова, Буденного и Чапаева, Щорса и Пархоменко.

Традиции Советской Армии, боевые знамена которой овеяны бессмертной славой исторических побед, дороги каждому советскому человеку. Советская Армия является могучим оплотом мира. Она пользуется огромным уважением и авторитетом у трудящихся всех стран. В этом мне приходилось убеждаться, бывая за рубежом.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны я с группой советских партизан по приглашению прогрессивных организаций приехал в Италию.

В Риме, на одной из площадей, когда мы осматривали памятники зодчества, к нам подошел молодой рабочий. С нескрываемым восторгом пожимал он каждому из нас руки, с восхищением смотрел на советских партизан, грудь которых украшали Золотые Звезды Героев Советского Союза, боевые ордена и медали.

При помощи переводчика завязалась беседа. Молодой итальянец был хорошо осведомлен о боевых делах Советской Армии и партизанских соединений во время Отечественной войны. Он благодарил Страну Советов и ее героическую армию за избавление от фашистской чумы, говорил о бессмертных подвигах наших воинов в боях за Ленинград и Сталинград. Когда мы прощались, наш собеседник на ломаном русском языке сказал:

— Хорошая Советская Армия, справедливая армия.

В Италии у нас было много трогательных встреч, искренних рукопожатий, крепких поцелуев с рабочими и крестьянами, трудовыми интеллигентами — друзьями Советского Союза. И каждый из них считал своим долгом высказать симпатию к нашей великой стране, ее миролюбивому народу, вспомнить о победах, одержанных Советской Армией.

Находясь вдали от родной страны, мы, ее посланцы, с особой силой чувствовали огромный международный авторитет нашего государства и любовь, с какой относятся зарубежные друзья к нашей героической армии.

Советский человек считает для себя большим почетом службу в рядах своей армии. Он прекрасно понимает, какую великую миссию выполняет она, защищая честь и независимость социалистической Родины, оберегая мирный созидательный труд народ.

Могут ли пользоваться такой поддержкой народа, иметь такие благородные задачи капиталистические армии, призванные помогать империалистам в грабеже чужих стран? Конечно, нет. Ведь все «боевые традиции» этих армий основаны на захвате чужих земель, закабалении народных масс, грабеже колоний.

Совершенно понятно, почему ни в одной капиталистической стране народ не может гордиться своей армией так, как мы, советские люди, гордимся нашими Вооруженными Силами.

Людям моего поколения особенно дорога Советская Армия. Взять хотя бы меня самого. Десятилетним мальчишкой после церковно-приходской школы начал я трудовую жизнь на службе у лавочника в слободе Котельва, на Полтавщине. Потом мне пришлось работать в Саратовском порту грузчиком. Потом я был чернорабочим в трамвайном депо. С такими же бедняками, как я, служил я и в царской армии.

Я уже немолод, за плечами седьмой десяток. И мне, с малых лет познавшему всю горечь бедняцкой жизни, участнику трех войн, человеку, на долю которого выпала большая честь служить под командованием прославленных советских полководцев Александра Пархоменко и Василия Чапаева, особенно дороги боевые традиции нашей армии и флота.

И дороги они мне потому, что я был не только свидетелем рождения первой в мире справедливой армии, но и ее бойцом — одним из сотен тысяч тех, кто по первому зову Коммунистической партии выступил на защиту завоеваний Великого Октября.

Помню март 1918 года. Заседает VII съезд партии. В. И. Ленин вносит предложение ввести в стране всеобщее военное обучение, делегаты единодушно одобряют ленинское предложение. А спустя несколько недель ВЦИК издает декрет, которым обязывает все взрослое население начать изучать военное дело, чтобы быть готовым к решающим схваткам с врагом.

Отвечая на призыв партии, трудящиеся молодой Советской Республики в те дни с удесятеренной энергией работали для фронта, для победы и одновременно изучали винтовку, пулемет, гранату, овладевали военным делом, чтобы с оружием в руках защищать власть Советов.

В годы гражданской войны В. И. Ленин писал: «Во всякой войне победа в конечном счете обусловливается состоянием духа тех масс, которые на поле брани проливают свою кровь. Убеждение в справедливости войны, сознание необходимости пожертвовать своей жизнью для блага своих братьев поднимает дух солдат заставляет их переносить неслыханные тяжести... Говорят, что наши красноармейцы переносят такие тяготы, какие никогда не вынесла бы армия царского строя. Это объясняется тем, что каждый рабочий и крестьянин, взятый под ружье, знает, за что он идет, и сознательно проливает свою кровь во имя торжества справедливости и социализма».

 

РОЖДЕНИЕ ОБЩЕСТВА СОВЕТСКИХ

ПАТРИОТОВ

С первых дней своего образования Советская Армия выступила на защиту трудящихся. В героической борьбе против врагов нашего государства росло и военное мастерство Советской Армии, укреплялся ее боевой дух, рос ее авторитет в народе. Благодаря заботам народа она крепла, мужала, победно прошла сквозь величайшие испытания и стала самой могущественной армией в мире.

Коммунистическая партия всегда воспитывала и воспитывает в нашем народе дух зоркой бдительности, готовность дать сокрушительный отпор всем, кто попытается посягнуть на честь и независимость нашей великой Родины.

Ярчайшим проявлением любви советских людей к своей Отчизне и ее армии может служить история Добровольного оборонного общества.

В наши дни, когда Всесоюзное добровольное общество содействия, армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР) объединяет в своих рядах миллионы советских тружеников, среди которых значительную часть составляет молодежь, уместно будет вспомнить историю Осоавиахима.

Дата рождения нашего патриотического Общества относится к 1920 году. Тогда по инициативе коммунистов Академии Генерального Штаба в Москве было создано Военно-научное общество (ВНО), которому суждено было превратиться в многомиллионную организацию советских патриотов.

Организаторами и руководителями Общества были М. В. Фрунзе, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный.

С каждым днем росла популярность, укреплялся авторитет молодого оборонного Общества. Вскоре его ячейки были созданы во многих уголках страны. Началась широкая пропаганда военного дела.

Когда партии и правительство поставили перед народом как одну из первоочередных задач создание могущественного Военно-Воздушного флота, в Москве в 1923 году было организовано Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ).

«Трудовой народ, строй Воздушный флот!» — такой был девиз ОДВФ.

Общество стало организующим центром сотен тысяч трудящихся, решивших помочь созданию Воздушного флота. Страна собирала средства на строительство авиационных эскадрилий. Все советские люди принимали участие в создании фонда авиации. Они вносили в этот фонд деньги и ценности, работали сверхурочно и полученное вознаграждение отдавали на постройку самолетов.

Воспитанники одного подмосковного детского дома, занимаясь раскопками на приусадебном участке, нашли зарытые в землю драгоценности, среди которых были и бриллианты. Ни минуты не задумываясь, они принесли их в Общество друзей Воздушного флота и передали находку в фонд строительства советской авиации.

В те дни крестьяне Советского Союза отдали на строительство Воздушного флота полмиллиона пудов хлеба. По стране было собрано 3.5 миллиона рублей наличными деньгами и передано ОДВФ. На эти средства Общество строило самолеты.

В тяжкий для народа 1924 год — год смерти гениального вождя и основателя Коммунистической партии и Советского государства Владимира Ильича Ленина — Общество друзей Воздушного флота передало XIII съезду партии эскадрилью, названную бессмертным именем «Ленин». В связи с этим съезд принял специальное постановление о работе и задачах ОДВФ.

Вслед за тем трудящиеся построили и передали Красному Воздушному флоту несколько сот самолетов (вторая эскадрилья «Ленин», эскадрилья «Красный Урал», «Ультиматум», «Наш ответ Чемберлену», «Ответ папе римскому» и др.).

Одновременно Общество развернуло среди населения пропаганду авиационных знаний, началось строительство аэродромов и ангаров. Большие размеры приняла авиационно-спортивная работа. В июле 1925 года ОДВФ организовало знаменитый перелет самолетов из Москвы в Пекин. Этот перелет превратился в ярчайшую демонстрацию быстрого роста советской авиации и мастерства ее летчиков.

Президиум ЦИК СССР, отмечая выдающиеся достижения участников перелета, наградил их орденами Красного Знамени. Это было выражением благодарности всего советского народа Обществу за его ценную работу.

Вскоре в стране была создана еще одна патриотическая организация — Добровольное общество друзей химической обороны и химической промышленности (Доброхим), призванное содействовать росту отечественной химической промышленности и обучать народ противохимической защите.

Оборонные Общества росли и крепли, объединяя в своих рядах сотни тысяч трудящихся.

В 1925 году ОДВФ и Доброхим объединились в единое Общество друзей авиахимической обороны и промышленности СССР (Авиахим), а спустя год по предложению М. И. Калинина Военно-научное общество (ВНО) было переименовано в Общество содействия обороне (ОСО). Такое название более соответствовало целям и задачам Общества, приближало его к решению важнейших задач укрепления военной мощи страны.

Деятельность оборонных Обществ приобрела к тому времени поистине грандиозный размах.

Спортсмены-авиаторы Общества демонстрировали перед всем миром свои достижения. Поныне мы бережно храним в памяти историю выдающегося по тому времени спортивного достижения известного советского авиатора, впоследствии Героя Советского Союза М. Громова, который совершил трехдневный перелет по государствам Европы. Об втом перелете, организованном Авиахимом, говорил тогда весь мир.

В январе 1927 года в жизни Обществ произошло большое и знаменательное событие: по предложению К. Е. Ворошилова они объединились в единое Общество содействия обороне и авиационно-химической промышленности (Осоавиахим), чтобы сообща решать огромные и ответственные задачи укрепления экономической и оборонной мощи страны.

Выступая на Первом Всесоюзном съезде Осоавиахима СССР, К. Е. Ворошилов говорил, что Общество только тогда будет иметь смысл и принесет пользу, если оно будет действенным и если все его члены будут заняты полезной работой. Задача заключается в том, чтобы сделать Общество могущественнейшим по количеству и четко работающим по качеству. Только при условии, если каждый член Общества будет чувствовать себя винтиком в большом механизме, Общество будет развиваться, крепнуть и приносить пользу.

На знамени Общества были начертаны слова: «Осоавиахим — опора мирного труда и обороны СССР».

Члены Осоавиахима получили все возможности для овладения различными военными, авиационными и военно-морскими знаниями, для широкого участия в спортивной работе.

Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно следили за деятельностью Осоавиахима, направляли ее, оказывали Обществу практическую помощь. Все это благотворно влияло на Осоавиахим. Росло количество его первичных организаций, в ряды членов Общества шли новые и новые тысячи советских патриотов.

Еще свежи в памяти нашего народа благородные дела Осоавиахима. По его инициативе во всей стране были созданы аэроклубы, развернута большая сеть кружков, где изучались авиационные знания, правила противохимической и противовоздушной обороны, стрелковое дело и т. д. Участвуя в работе этих кружков, советские люди изучали военное дело, готовили себя к обороне страны.

Спорт! Одно это слово вызывает как бы зримое ощущение физической красоты и силы, выносливости и смелости. Миллионы советских юношей и девушек в гимнастических залах и на футбольных полях, на ледяных дорожках и водных станциях закаляют себя, прославляют советский спорт за рубежами Родины.

Неудивительно, что с первых дней существования Осоавиахима в его многочисленных организациях спортивная работа заняла одно из ведущих мест.

Советские спортсмены — летчики, парашютисты, планеристы, авиамоделисты, стрелки, — подготовленные в организациях Осоавиахима, много раз выходили победителями на международных соревнованиях.

Сейчас нельзя представить себе историю советской авиации без выдающихся агитационных перелетов, проведенных Осоавиахимом. Среди них широко известны перелеты Шестакова по маршрутам Москва — Токио, Москва — Нью-Йорк, второй перелет М. Громова по европейским столицам.

В 1928 году, когда экипаж дирижабля «Италия» во главе с генералом Нобиле потерпел катастрофу в далекой Арктике, в его спасении приняли участие осоавиахимовцы. Подвергая себя опасности, они с исключительным героизмом провели ледокольно-самолетную экспедицию и спасли экипаж итальянского дирижабля.

Эта экспедиция убедительно продемонстрировала перед всем миром огромное мастерство наших летчиков, превосходную техническую оснащенность молодой советской авиации, большую гуманность наших людей.

На всех этапах развития советской авиации — шла ли речь об изучении стратосферы или о постройке дирижаблей, о создании новых самолетов или о первых опытах применения авиации в сельском хозяйстве — во всем и всегда самое деятельное участие принимал Осоавиахим.

Проводя огромную по своим масштабам разъяснительную работу среди широких масс трудящихся советской страны, Общество собрало миллионы рублей на постройку самолетов, дирижаблей, аэродромов, ангаров и посадочных площадок.

Можно с уверенностью сказать, что Осоавиахим сделал свой большой вклад в дело развития советского воздушного флота и подготовки для него опытных летных и технических кадров.

Известный призыв Осоавиахима — «От авиамодели — на планер, с планера — на самолет» воодушевил десятки тысяч молодых патриотов — рабочих и учащихся взяться за изучение авиационных специальностей. Из числа этой молодежи многие впоследствии стали отличными летчиками, конструкторами, авиаинженерами, механиками.

Среди населения нашей страны Осоавиахим осуществлял большую работу по противохимической защите. Нельзя не сказать о том, что создание первого советского гражданского противогаза является заслугой патриотического Оборонного общества.

В проводившихся в ту пору по всей стране «Неделях обороны» участвовали миллионы людей. Эти «недели» способствовали росту рядов Общества. Трудящиеся Советского Союза вступали в члены Осоавиахима, будучи глубоко заинтересованными в укреплении оборонной мощи страны.

В те годы Общество организовало в стране широкую сеть стрелковых клубов. В них молодежь изучала основы стрелкового дела, училась владеть оружием. Эти клубы были центрами организации и развития стрелкового спорта в Советском Союзе, способствовали воспитанию сотен тысяч мастеров меткого огня — ворошиловских стрелков.

Вскоре наши стрелки вышли на международную арену. Воспитанники Бауманского стрелкового клуба Московской городской организации Осоавиахима приняли участие в первых заочных стрелковых соревнованиях со спортсменами Портсмутского стрелкового клуба США. Эти соревнования принесли советским стрелкам блестящую победу.

А тем временем к своему знаменитому конному переходу Ашхабад— Москва готовились осоавиахимовцы Туркмении. Прошло совсем немного времени, и по всей стране разнеслась весть: ворошиловские всадники Туркмении начали героический переход.

Маршрут его был сложен и труден. В значительной части он проходил по бездорожной в безводной местности!

Туркменские осоавиахимовцы с честью выдержали все испытания, показав свою могучую волю, отличную военную подготовку, выносливость и спортивное мастерство. В Москве они рапортовали руководителям Коммунистической партии и Советского правительства об окончании беспримерного в истории конницы перехода и были награждены орденами Красной Звезды.

Огромна роль осоавиахимовских аэроклубов в воспитании замечательной плеяды советских летчиков.

Широкие слои молодёжи, стремившейся овладеть авиационным делом, получили разносторонние знания в аэроклубах Осоавиахима. В них воспитывались сотни советских летчиков, обессмертивших свои имена в годы Великой Отечественной войны героическими подвигами. Достаточно сказать, что аэроклубы страны выдвинули таких отважных летчиков, как трижды Герои Советского Союза А. Покрышкин и И. Кожедуб, дважды Герои А. Молодчий, А. Алелюхин, Д. Глинка, В. Сафонов и многие другие.

Осоавиахим заслужил у народа любовь и признательность. Первичные организации Общества, созданные на заводах и фабриках в колхозах и совхозах, учебных заведениях и в учреждениях росли и крепли. В них проводилась агитационно-пропагандисткая, учебная и спортивная работа. Осоавиахимовцы воспитывались в духе безграничной преданности великому делу Коммунистической партии. Осоавиахим был достойным помощником Советского государства в решении ответственной задачи воспитания нашей молодежи, физически выносливой, закаленной, способной по первому зову Отчизны стать на оборону ее рубежей. Комсомол был душой Осоавиахима. Комсомольские организации совместно с осоавиахимовскими ячейками, под руководством партийных организаций постоянно заботились о воспитании молодых защитников Родины.

В 1935 году ЦК ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли решение о работе Осоавиахима, определившее дальнейшее направление деятельности Общества.

В связи с этим решением был созван 6-й плену Центрального совета Союза Осоавиахим СССР, на котором с большой речью выступил почетный председатель Общества В. М. Молотов.

Определения значения Осоавиахима как боевого резерва Советской Армии выдвигало перед ним новые, более сложные задачи и среди них основную — учить осоавиахимовцев, особенно молодежь, тому, что нужно знать на войне.

Коммунистическая партия требовала от Осоавиахима помочь армии в подготовке грамотного в военном отношении пополнения, способного с честью нести службу в рядах Вооруженных Сил.

Еще большие размеры приняло массовое движение за овладение военными знаниями. Возросло значение Осоавиахима в жизни нашей страны и ее армии. Миллионы советских людей, движимые своим патриотическим долгом, вступали в ряды Осоавиахима, овладевали военными знаниями. Советские патриоты всегда помнили указания партии о том, что нужно всемерно усиливать и укреплять нашу Советскую Армию, Военно-Морской Флот, авиацию, Осоавиахим, нужно всегда быть в мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения, чтобы никакие происки наших внешних врагов не смогли застигнуть нас врасплох.

Общество добивалось все новых успехов в укреплении обороноспособности страны. Был учрежден нагрудной знак «ЗАОР» («За активную оборонную работу»), которым награждались передовые люди Общества.

Среди первых награжденных знаком «ЗАОР» были К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, президент Академии наук президент СССР С. И. Вавилов, авиаконструктор А. С. Яковлев.

С целью поощрения осоавиахимовцев, добившихся успехов в развитии авиационного спорта, были учреждены почетные звания «Мастер парашютного спорта» и «Мастер планетарного спорта».

Первыми звание мастеров советского парашютизма завоевали спортсмены Н. Логинов. А. Яров. Н. Лобанов. Н. Лобанов, С.Анохин. Почетного звания мастеров планерного спорта—этого увлекательного вида спорта смелых и отважных — были удостоены его пионеры С. Анохин. О. Клепикова. И Карташева.

В больших масштабах развился авиамоделизм. Путь в авиацию многих отечественных авиационных конструктов, летчиков, парашютистов, планеристов проходил через авиамодельные кружки, которых в стране были тысячи. О большом воспитательном значении этих кружков можно судить хотя бы по тому, что в них впервые соприкоснулись с авиацией ныне прославленные авиаконструкторы Герои Социалистического Труда А. С. Яковлев и С. В. Илюшин.

Рост мастерства советских авиационных спортсменов, воспитанных Осоавиахимом, принес нашей стране много славных побед в этой области. Еще перед Великой Отечественной войной из 18 международных рекордов по планерному спорту 13 принадлежали планеристам Осоавиахима. Одновременно с широким развитием спорта в организациях Осоавиахима велась большая учебная работа. В авиационных, стрелковых, кавалерийских, морских и других учебных центрах Общества были подготовлены десятки тысяч военных специалистов. Среди них были летчики, парашютисты, планеристы, снайперы, прибористы, авиамотористы, механики, связисты, морские и другие специалисты.

Соревнования стрелковых команд и команд противовоздушной и противохимической обороны, учебно-тактические игры, походы в противогазах и другие оборонно-массовые мероприятия, проводившиеся в организациях Осоавиахима, делали работу Общества более целеустремленной, приближали ее к условиям боевой обстановки, дисциплинировали членов Осоавиахима.

Понимая, что на Общество возложены ответственные и почетные задачи и что решать их оно сможет только при поддержке всего народа, осоавиахимовцы отдали много сил, знаний и умения созданию крепкой, боеспособной организации советских патриотов.

Большой популярностью пользовался Осоавиахим и у нас на Украине. Республиканская организация Осоавиахима была массовой, в ней проводилась разносторонняя учебная, военно-массовая, спортивная и пропагандистская работа.

В работе многочисленных организаций Осоавиахима активное участие принимали тысячи коммунистов и комсомольцев. Среди них были киевские арсенальцы и харьковские тракторостроители, донецкие шахтеры и днепровские металлурги, одесские моряки и днепрогэсовцы, ворошиловоградские паровозостроители и азовские рыбаки, хлеборобы Полтавщины и Винничины.

Украинская организация Осоавиахима была одной из крупнейших в стране. Не было уголка в республике, где бы не работал Осоавиахим. Большую популярность Общество приобрело и в еще совсем молодых областях республики — Львовской, Дрогобычской, Тернопольской, Волынской, Черновицкой.

В предвоенные годы на Украине имелась широкая сеть осоавиахимовских клубов. В них молодежь овладевала авиационными, морскими и другими военными специальностями. В городах существовали Дома обороны, а в селах — хаты обороны. Члены Общества своими силами строили стрелковые тиры, водные станции, военные кабинеты, парашютные вышки.

В соревнованиях по различным видам военного спорта, многокилометровых конных и шлюпочных переходах, походах в противогазах, военно-тактических играх, учениях команд ПВХО, мотоциклетных пробегах принимали участие тысячи осоавиахимовцев Украины. Многие из них добились всесоюзных и мировых рекордов. Большой отряд осоавиахимовцев был награжден знаком «ЗАОР».

В сотнях украинских колхозов существовали крепкие осоавиахимовские организации. По всему Советскому Союзу славилась первичная организация Осоавиахима колхоза имени В. И. Чапаева, Золотоношского района, Полтавской области. Чапаевцы имели отличный Дом обороны, парашютную вышку, стрелковый тир. Все колхозники села были членами Общества.

Эта организация воспитала десятки отличных парашютистов, стрелков, пулеметчиков, кавалеристов, мотоциклистов, связистов, специалистов морского дела. За успехи в оборонно-массовой работе осоавиахимовская организация колхоза была удостоена высокой чести участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года.

Многие воспитанники организации не раз выходили победителями в различных областных, республиканских и всесоюзных соревнованиях, проводившихся Обществом. В колхоз имени В. И. Чапаева часто приезжали посланцы из других сел и районов, чтобы перенять опыт оборонной работы.

И не удивительно, что с первых же дней войны организация дала десятки обученных воинов, успешно сражавшихся на фронте и удостоенных высоких правительственных наград.

На всю республику славились осоавиахимовские пулеметчики металлургического комбината «Запорожсталь». В заводскую команду пулеметчиков входили инженеру Эмилия Ковалева и Анна Горбачева, начальник металлургического отдела лабораторного цеха Александр Холодов, техник Александр Искра и другие. Они же научились и управлять мотоциклом. В годы войны запорожцы успешно применяли знания, полученные в Осоавиахиме.

Огромное распространение имел в республике авиационный спорт. В аэроклубах и на планерных станциях Осоавиахима выросло много выдающихся спортсменов, некоторые из них впоследствии прославили нашу страну далеко за ее рубежами.

Среди воспитанников украинской организации Осоавиахима — чемпион мира по парашютному спорту Иван Федчишин, мировые рекордсмены — планерист Вячеслав Ефименко и парашютист Павел Калита, парашютисты — заслуженный мастер спорта СССР Анна Кольчугина, мастера спорта СССР Матвей Федоровский, Ирина Орлицкая, Григорий Мартыненко, планерист Януш Рудницкий. Все они поддерживают крепкую связь с Обществом, передают свои знания молодежи, воспитывая достойную смену отважных и смелых воздушных спортсменов.

Украина богата водными просторами. Ее берега омывают Черное и Азовское моря, Днепр и Дунай. Это дало возможность Осоавиахиму проводить большую учебную и спортивную работу по военно-морскому делу. В морских клубах и на водных станциях члены Общества изучали основы военно-морского дела, водолазное мастерство, учились плавать, грести, управлять мотором, ходить под парусами. Все это оказало многим осоавиахимовцам неоценимую услугу в дни их службы во флоте.

Осоавиахим воспитал замечательную когорту отважных и смелых моряков. В дни Великой Отечественной войны они показали себя отличными торпедистами, минерами, подводниками, мастерами артиллерийского огня, умелыми командирами военных судов, организаторами морских сражений. Тысячи моряков — воспитанников украинской организации Осоавиахима проявили беспримерное мужество в боях за Ленинград, Сталинград, Одессу, Севастополь.

Как и по всей стране, на Украине больших успехов достигла массовая подготовка населения по нормам ПВХО. Осоавиахимовцы республики вышли победителями во Вторых Всесоюзных соревнованиях по ПВХО.

Огромное воспитательное значение имели различные учения и соревнования по ПВХО, походы в противогазах, проводившиеся осоавиахимовцами республики. Один из таких походов в противогазах, совершенный донецкими осоавиахнмовцами — рабочими и работницами завода имени К. Маркса, был беспримерным по своей протяженности. За 25 дней они прошли от города Сталино до Москвы. Участники похода были награждены орденами «Знак почета».

Говоря об успехах украинской организации Общества, я не могу не поделиться воспоминаниями о деятельности осоавиахимовцев в моем родном Путивльском районе, на Сумщине.

Возглавлял нашу организацию Семен Васильевич Руднев, ставший затем одним из выдающихся руководителей партизанского движения на Украине. Заместителем председателя Путивльской организации Осоавиахима был активист Общества директор одной из школ Григорий Яковлевич Базыма, тоже будущий партизанский вожак.

Путивльский районный комитет Осоавиахима был крепко связан со множеством первичных организаций Общества, существовавших в районе.

Большую помощь районной организации Осоавиахима оказывали райком партии и комсомол. Коммунисты и комсомольцы были в первых рядах участников оборонно-массовых мероприятий. К работе в Осоавиахиме было привлечено много участников первой мировой и гражданской войн. Весь свой опыт и знания бывалые воины с любовью передавали молодежи.

Осоавиахим помог сотням путивлян овладеть авиационным и стрелковым делом, техническими и морскими специальностями, привил любовь к военным знаниям. Многие воспитанники районной организации Общества в годы войны с гитлеровской Германией успешно несли службу в рядах Советской Армии, совершили немало подвигов во имя победы над врагом.

Путивльская осоавиахимовская организация благодаря помощи райкома партии явилась тем фундаментом, на котором выросло одно из крупнейших на Украине партизанских соединений. Сотни воспитанников Общества совершили беспримерный в истории партизанского движения боевой рейд по тылам противника, пройдя 18 тысяч километров и победно завершив свой боевой путь в далеких Карпатах.

В предвоенные годы «Правда» писала: «Народные массы нашей страны с любовью и энтузиазмом подхватывают всякие начинания, направленные к укреплению обороноспособности своей великой Родины.

Каждый успех и новое достижение Красной Армии в боевой и политической подготовке — радостный праздник народа, гордость за свою Родину и ее несокрушимую мощь. Вот где источник того внимания, с которым вся страна следит за работой Осоавиахима — ближайшего друга и помощника Красной Армии».

И Осоавиахиму выпала великая честь — в дни суровый испытаний на деле оправдать звание помощника Красной Армии, ее боевого резерва.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: