Строительство соборов и храмов на Мурмане




Когда епископ Симон прибыл в Мурманск, то, по его словам, был поражен, что в центре русского города отсутствует православный собор (ни собора, ни даже маленького храма). В то время в Мурманске, областном центре с населением около полумиллиона человек, было всего только два храма - каменный Никольский собор в районе сопок, на отшибе, и небольшой деревянный храм святого Пантелеимона в северной части города. Затем произошло настоящее чудо Божие - возрождение Православия на Кольском Севере, строительство нескольких храмов. Все это происходило на моих глазах, потому скажу несколько слов о себе. Мои родители родились и выросли в Мурманске, я с младенчества тут живу. Наши предки - ссыльные раскулаченные крестьяне. Крещение я приняла в 19 лет в 1991 году в Никольском соборе Мурманска. Работала преподавателем русского языка в техническом лицее, корреспондентом в районной газете. По благословению епископа Симона трудилась в епархиальной газете, затем в паломнических центре "Под сенью Трифона" экскурсоводом. Два года слушала лекции на отделении православной теологии МГТУ.

Город Мурманск был основан Государем Николаем Вторым в 1916 году и по Высочайшему повелению, назван Романов- на - Мурмане в честь 300- летия Дома Романовых. Император Николай Александрович уже в 1915 году в условиях Первой Мировой войны повелел проложить на Мурмане железную дорогу, так как России был нужен здесь незамерзающий порт, а здесь действительно вода не замерзает по причине теплого течения "Гольфстрим". В 1916- 1917 годах была организована Ледовая Флотилия, русские военные корабли довольно успешно участвовали в военных действиях. 4 октября 1916 года архиепископом Архангельским Нафанаилом был совершен молебен на закладку города Романова- на-Мурмане и возведение Никольского храма. Однако из- за революции этот храм так и не был построен. Созданный недалеко от этого места временный деревянный храм был закрыт в 1924 году и передан под общежитие грузчиков. С 1924 по 1947 год Мурманск оставался без храмов.

Все свои силы первый архипастырь Мурмана, Владыка Симон, приложил в двух направлениях - возведение в центре Мурманска каменного православного храма и возрождение древнего Трифонов Печенгского монастыря на реке Печенга в посёлке Печенга. Прежде всего, необходим был храм. Хотели построить не просто храм, а кафедральный собор. Была создана община Преображенского кафедрального собора, настоятелем стал священник Андрей Амелин, в прошлом - офицер Северного Флота. Мы собирались в приходской школе при Никольском соборе, ездили в паломничество на реку Тулома в часовню святой Ксении Петербургской, там священники и миряне проводили молебен с акафистом, просили о помощи в постройке собора. Владыка Симон служил несколько раз литургии прямо на сопке под открытым небом. Был установлен огромный деревянный крест на месте будущего храма. После бесед с архиереем принял Святое Крещение градоначальник Олег Петрович Найденов, которому было уже за 50. Олег Петрович начал активно помогать в постройке храма. В 2002 году небольшой каменный храм Спас на Водах в Мурманске был освящен. Событием огромной важности для города стало создание каменного православного храма в центре города. С самого начала речь шла о постройке кафедрального Преображенского собора. Но в конце концов смогли договориться только о создании небольшого храма Спас на Водах, который должен стать со временем частью Преображенского собора.

 

 

В 1999 году была создана "Православная газета". В разные годы её редактировали священник Василий Вольский, литератор Надежда Большакова, диакон Сергий Гейзатуллин. Отец Василий Вольский в епархиальной газете помещал в основном статьи о Таинствах Церкви, основах вероучения, строительстве храмов, возрождении Печенгского монастыря, о репрессированных в советский период священнослужителям и мирянах. После выхода на пенсию митрополита Симона в 2019 году издание газеты было по непонятным причинам прекращено.

Примерно в 1998 году начались богослужение в маленьком деревянном храме на Печенге, восстановленном из полуразрушенного здания Печенгского монастыря. В здании бывшего магазина на улице Траловой в центре Мурманска открылось подворье монастыря. Затем подворье Трифонов Печенгского монастыря было построено на улице Кооперативной. Храм на улице Траловой был освящен во имя преподобного Трифона, там при храме открылся паломнический центр. В 2005 году священник Сергий Поливцев (капитан второго ранга Северного Флота в отставке) организовал курсы по подготовке православных экскурсоводов при Трифоновском храме. Когда мы прошли подготовку на курсах, то получили благословение проводить паломничества на Печенгу в обитель и по другим маршрутам.

 

 

Подвижники Мурмана

Хотелось был кратко рассказать о подвижниках Кольского Севера. Есть надежда, что со временем к лику святых будут причислены расстрелянный в 1937 году в Левашово протоиерей Константин Мелетиев, настоятель древнего Благовещенского храма города Кола, а также последний настоятель Трифонов Печенгского монастыря иеромонах Паисий Рябов. Он был казнен также в Левашово в день памяти преподобного Трифона Печенгского 28 декабря 1940 года. В 1947 году деревянный храм святителя Николая на улице Зелёной возвел 28 -летний священник Владимир Жохов. Он воевал, священный сан принял после войны. Советские чиновники притесняли священника Владимира Жохова, он был вынужден перейти на новое место служения в Кочпон в республике Коми.

Самый большой в области храм - Вознесенский собор Мончегорска, освященный в 1997 году. Над его созданием трудились протоиерей Георгий Данилец и Василий Михайлович Худяков, директор комбината "Североникель", также архитекторы и строители Мурманской области. Отец Георгий очень почитал святого Трифона и молился ему. Первый храм Мончегорска был совсем небольшой деревянный как раз в честь преподобного Трифона Печенгского. Ему и молились о постройке большого собора. Несколько лет отец Георгий был духовником всей Мурманской и Мончегорской епархии. Прихожане стремились попасть к нему на Исповедь. Это был батюшка благодушный, доброжелательный, у него было трое детей. К сожалению,ещё в Мончегорске отец Георгий попал в аварию. Это подорвало его здоровье. Он скончался в возрасте 43 лет, когда был в отпуске у себя на родине на Украине.

 

Долгие годы в Мурманске был только деревянный храм. Однако трудами и молитвами протоиерея Георгия Козака и по инициативе церковной старосты Марии Михайловны Великановой в 1985 - 1988 годах был построен на месте прежнего деревянного храма каменный Никольский собор. Строила бригада приглашенных рабочих из Карпат и сами прихожанам, которые активно работали на стройке. Одна из них - Ираида впоследствие приняла монашеский постриг с именем Анастасии. До самой глубокой старости она трудилась на церковных послушаниях в Никольском соборе.

Несколько слов о тех, кто жив и сейчас. Мурмаечане с благодарностью вспоминают священника Сергия Поливцева, служившего с 2008 по 2017 годы настоятелем Введенского и Трифоновского храмов Мурманска, ныне клирика города Севастополя Отец Сергий создал Паломническую службу, паломничества совершались на Печенгу, в Иерусалим, на Афон, в Грецию, на Соловки, Валаам, в Оптину. Он издал книгу о Трифонов Печенгской обители с церковным традиционным житием святого Трифона.

 

 

...В настоящее время проблемой Мурманска и Мурманской епархии является отсутствие во многих частях города православных храмов, этим пользуются иностранные западные конфессии и строят свои церкви, большие, каменные. Необходимо построить православный храм в районе Северное Нагорное города Мурманска: здесь, как и везде в Мурманской области, живут православные, но на деньги Ватикана в 2008 году был построен католический костел на 1000 мест, а местные жители вынуждены ездить на службу в православный храм соседнего города Кола. Надо построить православные храмы на месте основания Романова-на-Мурмане в самом центре города, а также в районе Семеновского озёра, там, где Патриарх Кирилл служил 19 августа 2016 года молебен на закладку Преображенского собора. Есть проблемы и в сфере просвещения. В храмах, библиотеках, учебных заведениях нужны православные издания Библии и православные толкования Ветхого и Нового Завета. Лет пять назад в Мурманске продавались при храмах книги святителя Филарета (Дроздова) "Толкование на книгу Бытия ", "Катехизис" и труды других православных авторов, в том числе святых отцов. Но теперь все церковные лавки и сайты заполнены книгой современного автора издательства петербургского "Ладан", пропагандирующей апокрифическую, то есть ложную книгу Еноха - "До и после. Апология книги Еноха". Святой праотец Енох так называемую "книгу Еноха" не писал, она подложная. Книга Еноха особенно почитается у секты мормонов и у современных иудеев. Ни одна из Восточных Православных Церквей, в том числе и Московский Патриархат не принимают книгу Еноха, считая её ложной, эта книга не входит в Библейский канон. Непонятно, зачем ее навязывают православным в Мурманске. Нужны и церковные традиционные книги с житием преподобного Трифона, небесного покровителя Мурманской области.

Необходимо вернуть Мурманску дореволюционное название - "Романов- на - Мурмане", установить памятную доску Императору Николаю Александровичу как основателю города, а также вернуть исторические название улиц, такие, какие были первоначально запланированы до мятежа коммунистов.

Галина Сиротинская, Мурманск

 

Фото

1 Епископ Симон на Екатерининской заставе

2001 год

Владыка Симон за Божественной литургией

в Луостари. 2007 год

3 Трифоновский храм Никольского собора в Мурманске



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: