Прочитайте правило и выполните задание.
А) Разгадайте ребусы, запишите полученные слова и определите их род.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Назовите слово, запишите его, укажите род.
1.Здание, предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов._____________
2. Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты.
___________________________________________________________________________
3.Спортивная игра в мяч на воде._______________________________________________
4. Низкорослая шотландская лошадь.____________________________________________
5.Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей. ____________________________________
6.Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки.________________________
7. Человек, который любит затевать драки, ссоры._________________________________
Слова: филе, депо, тире, табло, поло, забияка, пони
– Род какого слова вы не определили?Почему?___________________________________
Чтобы определить, какого рода – мужского, женского, среднего – подобные существительные, выполним задание.
Прочитайте, определите род выделенных слов.
· «Умница », – сказала мама Вере.
· «Что же ты за непоседа!» – воскликнула бабушка, глядя на внучку.
· «Ну и копуша же ты, Варя», – не выдержал отец.
Что помогло вам его определить? Ключевые слова, контекст.
УСТНО.
– Как вы думаете, можно ли употребить слова умница, непоседа, копуша, говоря о мальчиках? Попробуйте заменить в этих предложениях женские имена собственными мужскими.
С какими существительными вы познакомились? В чем их особенность? Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде.
Как определить их род? Как вы считаете: можно их род назвать общим?
3. Выпишите существительные общего рода, определите их род, где это можно.
· Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.____________
· Чижа захлопнула злодейка-западня, бедняжка в ней и рвался и метался.__________
· «Ах ты, обжора! ах, злодей!» – тут Ваську повар укоряет. _____________________
· «Как расшумелся здесь! Какой невежа!» – про дождик говорит на ниве камень лежа.__________________________________________________________________
· Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк._____________
Как мы видим, существительные общего рода встречаются в баснях Крылова. С какой целью они употребляются? Дать характеристику герою точно, лаконично, метко. И в разговорной речи употребляются такие существительные.
Значит, сфера употребления этих существительных – художественная литература (дать характеристику герою, оценить характер человека), в быту, в разговорной речи (это оценочные существительные, которые могут давать отрицательную или положительную характеристику).
Распределите существительные в два столбика: в левый – существительные, отрицательно характеризующие человека; в правый – положительно характеризующие человека.
Мазила, тезка, зазнайка, разиня, левша, умница, соня, неряха, растяпа, сирота, малютка, тихоня, работяга, скряга, задира, неженка, недотрога, непоседа, забияка, растяпа, кривляка, юла, трудяга.
Были ли в списке нейтральные слова? Запишите. __________________________________
Можно ли определить род существительного трудяга? Что надо сделать, чтобы можно было определить род этого существительного? Ввести в контекст, то есть в предложение.
Составьте устно предложения со словом работяга, чтобы в одном предложении оно было мужского рода; в другом – женского рода.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как характеризует это слово человека? Положительно. В последнее время в языке появилось много слов с суффиксами -аг-, -яг-: труд яг а, работ яг а, симпат яг а
Они тоже используются в разговорной речи, в художественной литературе как средство характеристики героев.
Повторим и поиграем. Решите кроссворд «Непроверяемые гласные и согласные в корне».
По вертикали: 1. Краски, разводимые водой. 4. Пространство между двумя пунктами. 5. Синоним слова «упражняться». 7.Всё, что нас окружает: лес, реки, цветы. 9. Цитрусовый фрукт. 10. Верхняя одежда, состоящая из двух или трех компонентов: юбка и пиджак, брюки и пиджак. 11. Высшее воинское звание на флоте. 13. Спортивная игра с мячом.
По горизонтали: 2. Свойство человека соблюдать порядок, быть старательным. 3. Человек одного с тобой возраста. 6. Глагол, образованный от существительного «чувство». 8. Синоним слова «большой». 12. Ограниченное пространство.