Повторим и поиграем. Решите кроссворд «Непроверяемые гласные и согласные в корне».




Прочитайте правило и выполните задание.

А) Разгадайте ребусы, запишите полученные слова и определите их род.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Назовите слово, запишите его, укажите род.

1.Здание, предназначенное для стоянки, ремонта электровозов и вагонов._____________

2. Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты.

___________________________________________________________________________

3.Спортивная игра в мяч на воде._______________________________________________

4. Низкорослая шотландская лошадь.____________________________________________

5.Кусок мяса или рыбы, очищенный от костей. ____________________________________

6.Знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки.________________________

7. Человек, который любит затевать драки, ссоры._________________________________

Слова: филе, депо, тире, табло, поло, забияка, пони

– Род какого слова вы не определили?Почему?___________________________________

Чтобы определить, какого рода – мужского, женского, среднего – подобные существительные, выполним задание.

Прочитайте, определите род выделенных слов.

· «Умница », – сказала мама Вере.

· «Что же ты за непоседа!» – воскликнула бабушка, глядя на внучку.

· «Ну и копуша же ты, Варя», – не выдержал отец.

Что помогло вам его определить? Ключевые слова, контекст.

УСТНО.
– Как вы думаете, можно ли употребить слова умница, непоседа, копуша, говоря о мальчиках? Попробуйте заменить в этих предложениях женские имена собственными мужскими.
С какими существительными вы познакомились? В чем их особенность? Они могут употребляться и в женском, и в мужском роде.
Как определить их род? Как вы считаете: можно их род назвать общим?

3. Выпишите существительные общего рода, определите их род, где это можно.

· Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.____________

· Чижа захлопнула злодейка-западня, бедняжка в ней и рвался и метался.__________

· «Ах ты, обжора! ах, злодей!» – тут Ваську повар укоряет. _____________________

· «Как расшумелся здесь! Какой невежа!» – про дождик говорит на ниве камень лежа.__________________________________________________________________

· Невежи судят точно так: в чем толку не поймут, то все у них пустяк._____________

Как мы видим, существительные общего рода встречаются в баснях Крылова. С какой целью они употребляются? Дать характеристику герою точно, лаконично, метко. И в разговорной речи употребляются такие существительные.
Значит, сфера употребления этих существительных – художественная литература (дать характеристику герою, оценить характер человека), в быту, в разговорной речи (это оценочные существительные, которые могут давать отрицательную или положительную характеристику).

Распределите существительные в два столбика: в левый – существительные, отрицательно характеризующие человека; в правый – положительно характеризующие человека.

Мазила, тезка, зазнайка, разиня, левша, умница, соня, неряха, растяпа, сирота, малютка, тихоня, работяга, скряга, задира, неженка, недотрога, непоседа, забияка, растяпа, кривляка, юла, трудяга.

   

Были ли в списке нейтральные слова? Запишите. __________________________________

Можно ли определить род существительного трудяга? Что надо сделать, чтобы можно было определить род этого существительного? Ввести в контекст, то есть в предложение.

Составьте устно предложения со словом работяга, чтобы в одном предложении оно было мужского рода; в другом – женского рода.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как характеризует это слово человека? Положительно. В последнее время в языке появилось много слов с суффиксами -аг-, -яг-: труд яг а, работ яг а, симпат яг а

Они тоже используются в разговорной речи, в художественной литературе как средство характеристики героев.

Повторим и поиграем. Решите кроссворд «Непроверяемые гласные и согласные в корне».

По вертикали: 1. Краски, разводимые водой. 4. Пространство между двумя пунктами. 5. Синоним слова «упражняться». 7.Всё, что нас окружает: лес, реки, цветы. 9. Цитрусовый фрукт. 10. Верхняя одежда, состоящая из двух или трех компонентов: юбка и пиджак, брюки и пиджак. 11. Высшее воинское звание на флоте. 13. Спортивная игра с мячом.

По горизонтали: 2. Свойство человека соблюдать порядок, быть старательным. 3. Человек одного с тобой возраста. 6. Глагол, образованный от существительного «чувство». 8. Синоним слова «большой». 12. Ограниченное пространство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: