Налоговая система и классификация налогов.




 

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации были заложены в 1991 г., когда был принят большой пакет законов по отдельным видам налогов, которые были введены в действие с 1 января 1992 г. В настоящее время налоговые отношения регулируются НК РФ, согласно которому налоговая система Российской Федерации представлена совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков (юридических и физических лиц) на территории страны. Все налоги и сборы «питают» бюджетную систему Российской Федерации. Современную налоговую систему РФ можно определить как совокупность:

- налогов и сборов, взимаемых государством;

- принципов, форм и методов их установления;

- форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Согласно положениям НК РФ и теоретических разработок экономистов, можно определить следующие квалификационные группы налогов:

- по способу обложения;

- порядку установления;

- плательщикам;

- объекту обложения;

- назначению;

- учетно-экономической целесообразности.

Исторически сложилась наиболее общая дифференциация: по способу обложения и взимания. Согласно ей, все налоги делятся на прямые (налагаются на имущество и доход, уплачиваются соответственно собственником и получателем) и косвенные (включаются в стоимость товаров и услуг, фактически плательщиком является конечный потребитель).

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Для реальных характерно взимание платежа с хозяйственного субъекта или объекта, а обложение строится исходя из средней доходности этого имущества, а не фактической – для конкретного налогоплательщика. Прямое обложение в личной форме – это налоги на доход, взимаемые по методу «у источника» или по декларации.

При установлении пропорции налоговых поступлений по прямым и косвенным налогам в бюджет государства необходимо учитывать экономическое развитие страны, социальное положение граждан и т.п. Прямые налоги в большей мере, чем косвенные, отвечают принципам справедливости, так как их уплачивает тот, кто имеет доход, имущество. А косвенные налоги уплачивают все потребители товаров, работ или услуг в одинаковом размере независимо от величины своих доходов при условии приобретения одних и тех же видов товаров. В то же время введение новых прямых налогов или увеличение ставки, перечня объектов налогообложения наиболее явно затрагивают интересы налогоплательщика и вызывают у него негативную реакцию, что может привести к уходу от налогообложения и к социальной напряженности. В отношении косвенных налогов эти тенденции наблюдаются в меньшей мере. Так как они входят в цену товара, их увеличения покупатель явно не видит. Законодательным органам государства следует проявлять великую мудрость и научный подход при принятии изменений в налоговом законодательстве в отношении структуры прямых и косвенных налогов.

Следующая важная классификация – по порядку установления, согласно которой российские налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России всеми плательщиками, действующими в рамках общего налогового режима (п.2 ст.12 НК РФ). Налоги данного вида перечислены в ст. 13 НК РФ:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налоги на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Также к федеральным можно отнести налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных налоговых режимов:

- системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- упрощенной системы налогообложения;

- системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

В отличие от федеральных региональные налоги (на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный) могут быть введены в действие не только через НК РФ, но и законами субъектов Российской Федерации.

По аналогичной схеме устанавливаются и местные налоги – земельный и на имущество физических лиц.

Классификация по плательщикам включает три группы налогов:

1. С юридических лиц.

2. С физических лиц.

3. С юридических и физических лиц.

По объекту налогообложения выделяют следующие группы платежей:

- налоги на доходы;

- налоги на имущество;

- налоги на действия.

По назначению можно выделить налоги общие (обезличиваются и поступают в бюджеты разных уровней), специальные (имеют строго определенную направленность и формируют централизованные целевые фонды) и чрезвычайные (вводятся при наступлении каких-либо особых обстоятельств).

Для практической деятельности хозяйствующих субъектов имеет большое значение классификация налогов по учетно-экономической целесообразности, т.е. по признаку учета начисленных сумм налоговых платежей в соответствии с требованиями бухгалтерского и налогового учета. В соответствии с этим признаком налоги с предприятий и организаций классифицируются по следующим группам:

- налоги, относимые на издержки производства и обращения;

- налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);

- налоги, относимые на финансовые результаты до налогообложения прибыли;

- налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: