Принципы налогообложения.




Введение

 

По мере продвижения экономической системы нашей страны к рынку возник обширный спектр проблем в области управления общественным хозяйством. Переходные процессы оказались чрезвычайно сложными и неоднозначными. Идея о стихийном рынке как саморегулирующейся системе хозяйства оказалась ошибочной. Одним из главных инструментов регулирования экономических отношений является налоговая политика. Возник новый вид взаимоотношений между государством, физическими лицами и хозяйствующими субъектами, который осуществляется посредством налогообложения.

Государство не может существовать без взимания налогов, более того, налоги — это органическая часть государства. Там, где существует государство и государственное регулирование экономики, существует и налогообложение. В первую очередь, налоги - это важнейшая финансово-экономическая категория. По словам К.Маркса «в налогах воплощено экономически выраженное существование государства". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т.4. — С.308).

В данной работе мы ставим своей задачей раскрыть структуру налоговой системы и налоговой политики Российской Федерации на сегодняшний день.

 

Налоги и налогообложение в Российской Федерации.

 

Понятие и сущность налогов

.

В Налоговом Кодексе Российской Федерации дается определение налога как «Обязательного индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п.1 ст.8 НК РФ).

Налог основывается на следующих принципах:

- обязательность уплаты всеми лицами, определенными в соответствии с законодательством как субъекты налогообложения, т.е. налогам присущ принудительный характер;

- индивидуальность определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;

- безвозмездность уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ и услуг, прав, документов взамен уплачиваемой суммы;

- отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу, что сопровождается сменой формы собственности; часть собственности индивидуума в денежном выражении переходит в государственную, и при этом образуется централизованный фонд (бюджет) государства.

Отчисления производят главные участники экономического процесса, а именно физические лица, получающие доход, и юридические лица (хозяйствующие субъекты). На макроэкономическом уровне экономическое содержание налога – это доля произведенного валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функции. На микроэкономическом – это принудительно отчуждаемая часть дохода, полученного физическими и юридическими лицами. «Изъятие в пользу общества определенной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога»[8].

 

Функции налогов.

 

Сущность налогов проявляется через их функции. В настоящий момент экономистами однозначно признается существование только фискальной функции, а остальные являются предметом дискуссий. Мы рассмотрим вариант, когда экономистами признается существование трех функций: фискальной, экономической и контрольной.

Фискальная функция обычно рассматривается как основная, присущая всем общественно-экономическим формациям на всех этапах эволюции. Благодаря ее действию у государства формируется единый централизованный денежный фонд. С ее помощью происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме.

Фискальная функция налогов позволяет государственным структурам вмешиваться в хозяйственную и социальную жизнь общества и обусловливает экономическую функцию налогов. Последняя включает в себя ряд следующих подфункций.

1. Налоговое регулирование – составная часть государственного регулирования. Оно признано важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста.

2. Распределительная подфункция реализуется при распределении и перераспределении ВВП путем введения новых и отмены старых налогов, изменения ставок, расширения или сокращения налоговой базы.

3. Стимулирующая подфункция дополняет регулирующую и проявляется в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, для поддержания производства продукции социального и сельскохозяйственного назначения, инновационной и внешнеэкономической деятельности.

4. Действие социальной подфункции выражается в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страховании населения.

5. Воспроизводственная подфункция предполагает зачисление налогов на специальные счета и формирование внебюджетных фондов для осуществления мероприятий природоохранного назначения, содержания дорожного хозяйства и т.п.

Экономисты отмечают наличие связи между двумя основными функциями налогов – фискальной и экономической. Увеличение налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития производства, что ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет государства. А понижение ставок уменьшает фискальный эффект налогов на первых порах, но стимулирует развитие экономике. В долгосрочной перспективе за счет роста деловой активности доходы государства возрастут, и возрастет значение фискальной функции даже при низком уровне налогообложения.

Сущность третьей функции налога – контрольной – состоит в количественном анализе налоговых поступлений и их сопоставлении с потребностями государства в финансовых ресурсах. Она реализуется специальными органами.

Применение всех функций налогов с учетом их взаимосвязи определяет эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики.

 

Элементы налогов.

 

В законе о каждом налоге должна содержаться исчерпывающая информация. В пункте 1 ст. 17 НК РФ говорится, что «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения». Данной статьей предусмотрено обязательное наличие следующих элементов налога:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

Значение элементов налога очень важное, «если законодатель по какой-либо причине не установил и (или) не определил хотя бы один из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной. В этой ситуации в ряде случаев налогоплательщик имеет все законные основания не уплачивать налог, а в ряде случаев – уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом» [6].

Рассмотрим подробнее каждый из указанных элементов.

Налогоплательщик – это организация или физическое лицо, на которых законодательно возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст.19 НК РФ).

Объект налогообложения – это те действия, события или состояния, участие в которых переводит организацию или гражданина в разряд налогоплательщиков. Объект налогообложения законодательно определен по каждому существующему налогу.

Налоговая база – количественное понятие, которое представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения. Порядок определения налоговой базы по каждому виду налога устанавливается отдельно. Определение налоговой базы необходимо для исчисления налога, но сама по себе она не является обстоятельством, порождающим обязанность уплаты налога.

Налоговый период – период времени, по окончанию которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период не стоит путать с отчетным, который является сроком подведения итогов, составления и предоставления в налоговый орган отчетности.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п.1.ст.53 НК РФ). Ставки различают твердые (когда на каждую единицу налогообложения определен фиксированный размер налога) и процентные, которые устанавливаются в виде доли от объекта налогообложения. Процентные ставки делятся на три вида:

1. Пропорциональные (устанавливаются в виде единого фиксированного процента к объекту обложения независимо от его величины). В качестве примера можно привести налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%.

2. Прогрессивные (процент изъятия возрастает по мере роста величины объекта обложения);

3. Регрессивные (процент уменьшается по мере роста облагаемой базы). Например, ставка единого социального налога (ЕСН) уменьшается, если налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года превышает установленные пороги.

Порядок исчисления налога устанавливается конкретно по каждому виду налога. Сумма налога может быть исчислена налогоплательщиком самостоятельно, налоговым органом или налоговым агентом.

Порядок и сроки уплаты налогов зафиксированы в ст. 57 и 58 НК РФ.

Существует три основных способа уплаты налога: по декларации, у источника дохода и кадастровый. При способе уплаты по декларации плательщик сначала получает доход, а потом исчисляет и уплачивает в бюджет налог, а также направляет в контролирующий орган официальное заявления о налоговых обязательствах – налоговая декларация.

Уплата налога у источника дохода означает что плательщик получает причитающиеся ему средства за вычетом суммы налога, рассчитанного и удержанного предприятием или предпринимателем, производящим выплату.

Кадастровый способ уплаты налога предполагает составление реестра, который содержит перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обложения.

Также существуют и другие понятия, использующиеся в правовых документах и экономической литературе: налоговый агент, носитель налогов, источник налога, единица налогообложения, налоговые льготы.

Налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п.1, ст.24 НК РФ).

Носителем налога называется лицо, которое фактически платит налог; именно у этого лица происходит уменьшение доходов на величину налога.

Источник налога – это средства, используемые для уплаты налога. Существуют только два источника, за счет которых может быть уплачен налог – доход и капитал налогоплательщика.

Единица налогообложения – единица измерения налоговой базы, которая может выражаться как в денежной, так и в любой другой форме.

Налоговые льготы – преимущества у отдельных категорий плательщиков перед другими плательщиками не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п.1.ст.56 НК РФ).

 

Принципы налогообложения.

 

Использование налогов в качестве основного источника доходов государства требует разработки определенных правил – принципов налогообложения.

Изначально они были сформулированы шотландским экономистом А.Смитом (1723 – 1790) в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в 1776 г. Принципы Смита актуальны и сегодня, их называют классическими:

- принцип справедливости, который утверждает всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам;

- принцип определенности требует, чтобы сумма, способ и время платежи были точно заранее известны плательщику;

- принцип удобства – при создании налоговой системы должны в первую очередь учитываться интересы плательщика;

- принцип экономии – расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог.

Положения, обоснованные А.Смитом, расширил и систематизировал впоследствии А.Вагнер, немецкий ученый.

1. Финансовые принципы: достаточность и эластичность налогообложения.

2. Народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника и продуманность структуры налогообложения.

3. Этические принципы: всеобщность и равномерность налогообложения.

4. Административно-технические правила: определенность налогообложения, удобство уплаты налога, максимальное уменьшение сопутствующих издержек.

Со временем правила и принципы дополнялись, расширялись и адаптировались. На данный момент можно выделить основные черты налоговой системы:

- экономическая целесообразность всех элементов с точки зрения как государства, так и плательщика;

- отсутствие противоречий в нормативной базе;

- возможность быстрой адаптации к изменениям социальной, политической и экономической ситуации;

- простота и удобства исполнения наложенных обязательств;

- рациональность и экономичность системы в целом.

 

Методы налогообложения.

 

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. На сегодняшний момент известны четыре метода: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

Метод равного налогообложения заключается в том, что все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога независимо от имеющегося в их собственности дохода или имущества. Данный метод считается несправедливым, так как для малоимущих плательщиков такое налоговое бремя является крайне тяжелым, а для лиц с большими доходами незначительным.

Метод пропорционального налогообложения предусматривает одинаковый размер налоговой ставки для всех плательщиков. Величина отчисляемых в бюджет сумм зависит от размера базы обложения. В настоящее время по данному методу построено большинство налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и др.)

Метод прогрессивного налогообложения: размер ставки налога растет одновременно с увеличением дохода или стоимости имущества, то есть плательщики отчисляют налоги по разным ставкам. Данный метод включает в себя три формы прогрессии: простая поразрядная прогрессия, относительная и сложная.

Метод регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов установлены пониженные ставки налогообложения. В явном виде регрессивное налогообложение в настоящее время не встречается.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: