Налоговая политика государства.




 

Переход экономики России к рыночному хозяйству объективно требовал проведения налоговой реформы и создания такой налоговой системы, которая бы позволила эффективно управлять экономикой, учитывала интересы государства и населения. При разработке налоговой политики России учитывался международный опыт, а также национальные особенности развития страны. В энциклопедическом словаре А.В.Толкушкина [7] дается определение налоговой политики как системы мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов. Отмечается, что содержание и цели налоговой политики обусловлены следующими факторами: социально-экономическим строем общества, состоянием экономики и государственных финансов.

Проведение налоговой политики основывается на том, что посредством налогов можно влиять на развитие хозяйствующих субъектов и, следовательно, на экономику страны и социальную жизнь общества. Например, устанавливая нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, вывозимых в таможенном режиме экспорта, государство создает экономические условия для успешной внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, укрепляет экономический потенциал страны. С другом стороны, поскольку налоги формируют бюджет на 80-85 %, они создают возможность государству через расходную часть бюджета осуществлять влияние на развитие экономики, например посредством инвестиций.

Если в области налогообложения интересы государства и населения не будут взаимосвязаны, то и реализация налоговой политики будет сопровождаться сопротивлением со стороны налогоплательщиков, а значит, она не будет полностью реализована на практике. Эффективное действие налоговых отношений в обществе невозможно без их правового обеспечения. Правовой аспект отражается в особом разделе юридической науки – налоговом праве, которое находится в неразрывном единстве с конституционным правом. Взаимодействует налоговое право с административным и финансовым правом. Именно положения налогового права служат отправными моментами при осуществлении налоговой политики.

В литературе также встречается определение налоговой политики как «комплекса правовых действий органов власти и управления, определяющего целенаправленное применение налоговых законов» [9]. При проведении эффективной налоговой политики происходит не только обеспечение правового порядка, но и всесторонняя оценка хозяйственно-экономических отношений, которые складываются под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение положений налогового законодательства, а постоянное их совершенствование в соответствии с развитием общества.

Налоговая политика разрабатывается и проводится государством с расчетом как на перспективу (налоговая стратегия), так и на текущий момент (налоговая тактика). Тактика и стратегия должны быть неразделимы. Если тактические шаги, предпринимаемые руководством государства в области налогообложения на текущий момент, являются экономически не обоснованными, это не только препятствует реализации выработанной налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства.

Основными задачами налоговой политики на современном этапе развития России является обеспечение государства финансовыми ресурсами в достаточном объеме, создание условий для развития и регулирования хозяйства страны, сглаживание неравенства в уровнях доходов населения и повышения в целом его благосостояния. Существуют три типа налоговой политики в зависимости от величины налогового бремени:

1. Высокий уровень налогообложения.

2. Низкое налоговое бремя.

3. Достаточно существенный уровень налогообложения.

Тип налоговой политики зависит от экономической и социальной политики, проводимой государством.

При проведении политики первого типа происходит рост налогового бремени как посредством введения новых налогов, так и путем увеличения ставок и облагаемой базы действующих налогов. Это в последующем приводит к снижению объемов производства, применению легальных и нелегальных путей ухода от налогообложения. Как следствие – снижение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Этот тип налоговой политики учитывает временные потребности государства в денежных ресурсах, но не будет способствовать экономическому росту страны в течение длительного периода.

Второй тип политики характеризуется тем, что максимально учитываются не только фискальные интересы государства, но и налогоплательщиков. В результате реализации этой политики экономика развивается быстрыми темпами, особенно реальный сектор, так как создан благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговое бремя на хозяйствующие субъекты снижено, величина прибыли, остающейся в их распоряжении, возрастает, и они имеют возможность расширять производства и увеличивать выплаты работникам. При этом налоговые поступления в бюджет снижаются, и из-за этого может происходить срыв или неполное выполнение государственных социальных программ.

При проведении налоговой политики с достаточно существенным уровнем налогообложения как юридические, так и физические лица несут высокое налоговое бремя. Однако налоговые платежи поступают в бюджет государства в больших объемах, что позволяет ему производить эффективную социальную защиту населения и реализовывать множество государственных программ, направленных на развитие экономического потенциала страны [4].

 

Налоговый механизм.

 

На практике реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Налоговый механизм включает три элемента: налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Прогнозирование служит основой для разработки планов социально-экономического развития страны на определенный период. В процессе налогового прогнозирования решатся вопросы регулирования налоговых взаимоотношений между центром, субъектами Федерации, городами, муниципальными образованиями. В ходе налогового планирования появляется возможность обосновать предложения по изменению положений применения конкретных видов налогов.

Налоговое регулирование способствует повышению уровня экономического развития государства и оживлению деловой активности хозяйствующих субъектов благодаря налоговому воздействию на объемы и эффективность инвестиционных процессов.

Налоговый контроль призван обеспечить полноту и своевременность поступления доходов в бюджет. Важной задачей его является создание условий, препятствующих уклонению от уплаты налогов. Чтобы налоговый контроль был эффективным, необходимо создание соответствующей нормативной, правовой и информационной базы.

Все звенья налогового механизма должны быть тесно взаимосвязаны. Для эффективного осуществление налоговой политики важно принятие оптимального налогового механизма. Это означает оптимальное сочетание выбора разумных налогов и обеспечение соответствующих норм и правил их исчисления и уплаты в бюджет. Два важных вывода о верном применении налогового механизма сформулированы в работах Т.Ф.Юткиной [9].

1. Неправомерно рассматривать налоговый механизм лишь с позиций оперативного вмешательства государства в ход сбора налогов, а также как принятие мер, способствующих соблюдению налогового законодательства. При таком подходе налоговый механизм теряет свой объективный характер и превращается в рычаг часто субъективистского перераспределения денежных ресурсов. Два начала в налоговом механизме – объективное и субъективное – составляют органическое целое, нарушать их равновесие нельзя;

2. С позиции функционального содержания налоговый механизм представляет собой комплекс трех взаимодействующих финансово-бюджетных сфер деятельности: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

 

Заключение.

 

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен; система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Преобразование налоговой системы России в последние годы осуществлялось в тесной связи с проведением бюджетной реформы и преобразованиями в области бюджетного федерализма.

Следует, однако, отметить, что переходный характер российской экономики характеризуется наличием множества специфических для данного этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности). В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь первым шагом на пути формирования конкурентоспособной налоговой системы, определившим базу для ее построения. На среднесрочную перспективу не запланировано реализации мер в области налоговой политики, которые по своему масштабу будут сопоставимы с глобальной перестройкой налоговой системы, произошедшей с принятием Налогового кодекса в первой половине 2000-х годов или налоговой реформой начала 1990-х годов. Однако проведение институциональных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности российской экономики и повышение качества институтов, интеграция России в глобальные процессы, происходящие в мировой экономике, неизбежно требуют внесения изменений в налоговое законодательство. Поэтому эта отрасль законодательства не может считаться окончательно сформированной, а будет вынуждена динамично изменяться вместе с дальнейшим проведением социально-экономических преобразований, включения России в мировые экономические процессы.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-Ф3.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-Ф3.

3. Налоги и налоговое право: Учебно-метод. пособ./Под ред. А. В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 1997

4. Налоги и налогообложение / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, СПб.: Питер, 2003.

5. Налоги и налогообложение: учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина; под общ.ред. В.Ф. Тарасовой. – М.: КНОРУС, 2009

6. Пепеляев С.Г. Законы о налогах: элементы структуры. М.: СВЕА, 1995.

7. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: энциклопедический словарь. М.: Юристъ, 2001.

8. Черник Д.Г. Налоговая система России. М., 1999.

9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: ИНФРА-М, 2000

 

 

Приложение
Класификация налогов  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: