Социально-правовое обеспечение многодетных семей




 

Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство на территории России, в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю от общего количества семей. В связи с ухудшением демографической ситуации в мире, в том числе и в России, в настоящее время большое внимание стали уделять многодетным семьям.

Внимание к многодетным семьям в современном обществе объясняется тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и духовно-психологического шока среди других травмированных категорий они занимают одно из первых мест. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе ложных стереотипов относительно массовой деивантности многодетных семей, а так же отсутствия перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации [12, с. 68].

При существующих формах социальной поддержки многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях углубления социально-экономических трудностей. Хронический дефицит бюджетов соответствующих уровней препятствует выделению достаточных средств для выплаты пособий. Статус просителей отрицательно действует на социальное самочувствие личности и семьи.

В то же время многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичной самообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою субъективность, а так же обеспечить хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости

Усилия по стабилизации уровня рождаемости, постепенное формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержки рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным семьям, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей [12, с. 43].

Проблемой социально-правового обеспечения современной многодетной семьи занимаются отечественные ученые Зубкова Т.С., Зверева О.Л., Кархлина С.Э. и другие. [17, с. 54; 18, с. 86; 19, с. 72].

Они провели ряд исследований по теме «Механизм социальной защиты многодетной семьи» в Москве, Сочи и девяти других регионах – от Якутска до Сочи. Результаты исследований показали, что социально-экономическое положение и самочувствие многодетных семей отягощены многими проблемами. На первом месте самой главной проблемой является неудовлетворенность жилищными условиями. 98,9% опрошенных респондентов имеет жилплощадь ниже нормы, определенной жилищным законодательством. Затем идут финансовые проблемы и проблемы со здоровьем, как родителей, так и детей.

Респондентам были предложены для оценки несколько вариантов действий по разрешению комплекса социальных проблем. По результатам исследования было установлено, что большинство многодетных семей видят возможности повышения уровня своей жизни, прежде всего, на пути расширения государственных выплат и льгот.

Чтобы выжить в современных условиях, многодетным семьям необходима поддержка, и в первую очередь со стороны государства. Но в то же время данные результаты исследования заставляют задуматься о целесообразности стимулирования многодетности сверхопределенного предела, о выработке критериев и параметров здоровой многодетной семьи, о путях и способах ее поддержки, включая пропаганду рациональных жизненных установок. Следует интенсифицировать помощь на предварительном этапе, профилактическую, когда здоровая многодетная семья не перешла в разряд «проблемных».

Для того, чтобы регулировать отношения государства и общества с многодетными семьями с соответствующими ведомствами, учреждениями, в целом с государством и обществом нужна правовая база, опирающаяся на определенные законы. Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых нормах и международных пактах о правах и свободах человека [12, с. 75].

В самом общем виде можно представить законодательную, нормативно-правовую базу как совокупность правовых документов, отражающих четыре уровня субъектов их издания.

Первый уровень – регламентирующие, рекомендательные документы мирового сообщества: учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, ОНЕСКО ЮНИФЕС и другие.

Второй уровень – внутригосударственные юридические акты федерального значения: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, приказы Министерства труда и социального развития.

Третий уровень – исполнительные акты регионального значения: указы, распоряжения главы региона. Четвертый уровень – муниципальные акты районного значения: постановления, распоряжения главы муниципального образования. Именно на таких уровнях должна обеспечиваться социально-правовое обеспечение многодетных семей. Упомянутые выше и другие законодательные акты призваны регулировать отношения государства и общества с многодетными семьями.

В России создана система социальной помощи многодетным семьям. В эту систему входят разные службы и организации: служба занятости, органы народного образования, органы социальной защиты, органы здравоохранения, благотворительные организации, торговые организации, исполнительная городская власть. В настоящее время большая часть помощи многодетным семьям осуществляется государством, причем ее размеры сильно варьируют по регионам. На сегодняшний день помощь в решении проблем многодетных семей призваны оказывать различные властные структурные подразделения [16, с. 87].

Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности, привлечение к работе подростков из многодетных семей, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.

Специалисты Управления социальной защиты населения совместно со специалистами отделения по проблемам семьи, материнства, и детства ежегодно проводят перерегистрацию многодетных семей, в том числе с выделением категории нуждающихся семей, имеющих доходы ниже утвержденного прожиточного минимума.

Органы социальной защиты занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, своевременной информацией о льготах. Соответствующая социальная поддержка многодетных семей путем оказания материальной помощи, а так же назначением социального пособия оказывается управлением социальной защиты населения городов и районов [19, с. 89].

Адресная социальная помощь оказывается семьям с душевыми доходами ниже регионального прожиточного минимума. Согласно действующему законодательству, право на получение государственной социальной помощи имеет семья, доход которой ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации [19, с. 48].

Органы социальной защиты населения формирует базу персонифицированного учета получателей мер социальной поддержки и выдают справку установленного образца для получения мер социального обеспечения и получения льготных проездных документов учащимися общеобразовательных школ [19, с. 56].

Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов. Специалисты из комиссии по делам несовершеннолетних разрабатывают и осуществляют комплекс мер по обеспечению общественного и социального патронажа неблагополучных многодетных семей, обратив особое внимание на оказание действенной помощи детям и подросткам из этих семей [19, с. 64].

На органы народного образования возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение учебников; организация дополнительного образования для развития детей, бесплатную или со скидкой путевку в дома отдыха или в оздоровительном лагере [16, с. 90].

Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент. Органы здравоохранения представляют скидку на приобретение лекарств, организует выезд специалиста на дом, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.

Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования.

Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей, оказывает помощь в организации ассоциации многодетных семей.

Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации многодетным семьям, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.). Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выходной день, гибкий график работы, возможность переквалификации.

Ассоциации многодетных семей организует взаимопомощь многодетным семьям, которая производится поэтапно. Она имеет территориальную структуру управления и проводит количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей. Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, более осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать личность своих детей. [17, с. 57].

Реализация мер социального обеспечения многодетных семей производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен на федеральном уровне был принят Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Соответствующая социальная поддержка многодетных семей путем оказания материальной помощи, а так же назначением социального пособия оказывается управлением социальной защиты населения городов и районов. Оказывается так же адресная федеральная социальная помощь семьям с душевыми доходами ниже регионального прожиточного минимума. При назначении таких пособий органы социальной защиты обязаны постоянно учитывать рост инфляции, а так же материальное положение семей с одинаковым количеством и составом работающих до и после выплаты пособий [17, с. 64].

С каждым годом в Российской Федерации наблюдается тенденция увеличения выделения федеральных бюджетных средств на социальную помощь многодетным семьям. Социальная работа в многодетных семьях этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности. Абсолютизация подхода может привести к тому, что после выплаты пособий в худшем материальном положении окажутся семьи, не имеющие в своем составе установленных категорий лиц, которым требуется поддержка государства, но с аналогичным количественным и качественным составом работающих, что и получатели адресной поддержки. Социально-правовая защита многодетных семей этична в своей сущности и является проявлением высокого гуманизма [17, с. 70].

В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен на федеральном уровне был принят Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в котором излагалось следующее:

- определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-демографическом развитии региона;

- установить многодетным семьям скидки на коммунальные услуги;

-осуществлять бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а так же в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь; бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

-бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой, либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а так же спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча, либо иных внебюджетных средств;

- один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а так же выставок.

Социальные службы обязаны оказывать необходимую помощь многодетным родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, обеспечивать выделение для этих целей земельных участков, а так же предоставлять льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения от налога на определенный срок, либо понижения ставок налога. Они так же должны предоставлять безвозмездную материальную помощь либо беспроцентные ссуды для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. Учреждения социальной защиты должны обеспечить первоочередное выделение для многодетных семей садово-огородных участков; содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья [17, с. 82].

При разработке региональных программ занятости учитывать необходимость трудоустройства многодетных родителей.

Правительству РФ проводить регулярные обследования уровня жизни доходов малообеспеченных групп населения, включая многодетные семьи, с целью осуществления мероприятий по оказанию им необходимой социальной поддержки.

Необходимо создавать равные получения социальных пособий для семей с одинаковым количеством и составом работающих и одинаковыми первичными доходами (зарплата, предпринимательский и другие доходы). При назначении таких пособий органы социальной защиты обязаны постоянно «оглядываться» на материальное положение семей с одинаковым количеством и составом работающих до и после выплаты пособий. Абсолютизация «категорийного» подхода к определению получателей государственной помощи может привести к тому, что после выплаты пособий в худшем материальном положении окажутся семьи, не имеющие в своем составе установленных категорий лиц, которым требуется поддержка государства, но с аналогичным количественным и качественным составом работающих, что и получатели адресной поддержки.

Для получения права на меры социального обеспечения многодетные семьи, один раз в год представляют в органы социальной защиты населения по месту жительства семьи, следующие документы: заявление, справку о составе семьи, справки о доходах членов семьи, справку об обучении ребенка в общеобразовательной школе.

Управлением социальной защиты населения проводится работа с базой персонифицированного учета неблагополучных семей (федеральная программа). База данных по этой программе предназначена для накопления и хранения информации, используемой в процессе деятельности органов и учреждений социальной защиты. Существует телефон доверия, организуются горячие линии, по которым многодетные семьи могут задавать интересующие их вопросы и получать профессиональные ответы. Все сведения специалисты отражают в паспорте многодетной семьи, в который закладывается очень много информации. Работать специалистам с паспортом легче. Взяв его из картотеки, любой специалист может получить полное представление о многодетной семье.

Проверка жилищно-бытовых условий многодетной семьи, беседы с соседями, родителями, учителями дает полную картину об образе жизни несовершеннолетнего, отношение родителей к его воспитанию. Специалисты изучают, проверяют каждый сигнал, поступивший из школы, больницы, инспекции по делам несовершеннолетних, от глав администраций разных уровней, чтобы оказать действенную помощь по правовому обеспечению многодетной семьи [19, с. 75].

Министерство социального развития региона, области, на основании полученных заявок перечисляет необходимое количество финансовых средств на реализацию указанной льготы, осуществляет контроль в установленном порядке за целевым использованием выделенных средств в части предоставления льгот по бесплатному проезду, анализирует результаты работы и обеспечивает методическое руководство в части реализации социального обеспечения многодетных семей.

Отдел образования, Управление защиты населения организует летний отдых для детей школьного возраста из многодетных семей, обеспечивает в первую очередь льготными путевками в лагеря отдыха, оздоровительные лагеря, санатории и детские площадки детей из многодетных семей.

Определенная работа проводится по принятию дополнительных мер по преодолению беспризорности. Комиссия по делам несовершеннолетних координирует экстренные действия и органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а так же экстренные меры по оказанию помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе детям из неблагополучных малообеспеченных многодетных семей.

Работа с неблагополучными многодетными семьями проводится в постоянном взаимодействии с основными партнерами – комиссией по делам несовершеннолетних, центральной больницей, органом опеки и попечительства, отделом образования, отделом внутренних дел, администрациями (города, округа, и т.д.) [19, с. 67].

Значительную финансовую помощь для реализации мероприятий по оказанию адресной социальной поддержки многодетным семьям оказывают промышленные предприятия, индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью, общественные организации. Льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляется многодетным семьям либо по месту регистрации, либо по месту фактического проживания по выбору получателя мер социальной поддержки.

Трудоустройство для многодетных семей остается одной из самых сложных проблем. В наше время нередки случаи, когда многодетным матерям отказывают в предоставлении рабочих мест на различных предприятиях, опасаясь, видимо возможных проблем связанных с семьей. В частности, с детьми (частые отгулы, выход на больничный). Трудовое же законодательство запрещает отказывать многодетным матерям в приеме на работу или снижать заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей [19, с. 67].

Одной из приоритетных программ семейной политики является совершенствование в подготовке специалистов по социальной работе и оказанию услуг, предоставляемых многодетной семье (в том числе и платных): развитие доступных услуг психологической поддержке семьи; кабинетов для индивидуальных консультаций у психологов; анонимных «телефонов доверия».

Во всех регионах организуются социально-защитные акции, являющиеся одной из самых массовых форм социальной поддержки многодетной семьи. Виды и формы работы с многодетными семьями можно подразделить на экстренные, направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семей детей, находящихся в опасности и т.п.); направленные на поддержание стабильности семьи, и на социальное развитие семьи и ее членов [11, с. 65].

Но в то же время можно сказать, что органы власти не достаточно оказывают внимание и в неполной мере реализуют социальную политику в отношении сельской многодетной семьи. Проблема многодетных семей, имеющая зачастую негативные последствия для развития личности ребенка, непосредственно затрагивают и интересы общества в целом.

Решение этой проблемы приобретает в настоящее время особую актуальность, так как постепенно происходит сокращение числа многодетных семей, и происходит депопуляция их среди населения.

Депопуляция – это такая убыль населения, при которой уровень рождаемости недостаточен для компенсации даже очень низкого уровня смертности. В Российской Федерации депопуляция на 98% зависит от чрезмерно низкой рождаемости и на 2% от чрезвычайно высокой смертности. Преодолеть депопуляция за счет сокращения смертности невозможно, так как нынешняя рождаемость способно компенсировать лишь бессмертие. Депопуляция не является необратимой, она создана людьми и может быть устранена ими. Вопрос лишь в сроках и эффективности демографической политики. Если приступить в Российской Федерации в ближайшее время к активизации просемейной политики, увеличить социальное обеспечение многодетных семей, тогда постепенный рост доли семей с тремя детьми способен остановить убыль населения лишь в 2040-2050 годах. Если же все оставить как есть, то население страны сократится наполовину через 45 лет.

Таким образом, перед нашей страной стоит острая проблема, при которой складывается такая ситуация, что при условиях, которые происходят в настоящее время в нашем государстве, может произойти непоправимое. В частности, что через несколько сот лет Россия исчезнет из геополитической карты мира как государство, и это произойдет при условии, что не будет осуществляться каких-либо боевых действий, или из-за какого-либо смертельного заболевания. Это произойдет из-за малодетности российских семей и их нежелания иметь больше одного ребенка.

Эту ситуацию можно исправить, срочно предпринимая социальные меры для развития популярности среди населения многодетной семей. А для этого нужно усилить внимание на социально-правовое обеспечение многодетных семей, создать более современные механизмы социальной защиты многодетных семей, заставив боле эффективно работать существующие законы.

 

Выводы по I главе

 

Семейная политика в нашей стране рассматривается как система мер, в центре которой семья с ее проблемами жизнедеятельности, и, прежде всего с семейной культурой в отношении воспитания детей в самых разных случаях, включая разводы, усыновление, их рождение вне брака. Провозглашена благородная цель семейной политики: создание условий, необходимых для достижения семьей благополучия, защиты ее институциональных интересов, обеспечивающих социальную безопасность в процессе общественного развития. Урегулированию отношений «семья - общество» служат принятые Указом Президента Российской Федерации «Основные направления государственной семейной политики» (1996 г.) [1, с.6].

В настоящее время исследованиями по проблемам современной семьи, которыми занимаются центр семьи и детства, институт развития личности, центр эстетического воспитания, институт коррекционной педагогики, различные университеты и институты.

Проблемой семейного воспитания в условиях рыночной экономики занимаются отечественные ученые Азаров Ю.П., Корхлина С.Э., Капралова П.М. и другие [26, с. 32].

Информация о современном семейном воспитании, ее проблемах, о методах, средствах воспитания детей в многодетной семье, освещается не только в современной педагогической литературе, но и средствами массовой информации.

Уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости – одна из особенностей современной семьи. Типичной для города и для села стала семья, воспитывающая одного-двух детей. Сокращение рождаемости выдвигает новую проблему – оказание действенной помощи многодетной семье в современных условиях социально-экономической нестабильности, создав новые механизмы, заставляющие работать Законы, направленные на социально-правовое обеспечение многодетных семей.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: