Обязательная самостоятельная работа (для всех)




Раздел История Педагогики

Занятие 1.

Тема: Я.А. Коменский как основоположник классической педагогики

Понятия: дидактика, дидактический принцип, природосообразность и универсальность образования, классно-урочная система, материнская школа.

Вопросы для обсуждения:

1. Как Я.А. Коменский аргументирует необходимость всеобщего и универсального образования подрастающего поколения? На чем основывается предлагаемая автором система школ?

2. В чем заключается «искусство обучения», характеризуемое Я.А. Коменским?

3. Каким образом Я.А. Коменский обосновывает необходимость введения в школе классно-урочной системы?

4. Как Я.А. Коменский характеризует организацию и содержание образования детей в «материнской школе»? Что представляет собой «Мир чувственных вещей в картинках»?

Базовый учебник:

Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – С. 8-21.

Список источников и литературы

Обязательные:

1. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ под ред. А.И. Пискунова. – Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – С. 242-476.

Дополнительно рекомендуемые:

2. Коменский Я.А. Материнская школа // Там же. – Т.1. – С. 201-241.

3. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни // Там же. – Т.2. – С. 234-284.

 

Занятие 2.

Тема: Становление трудовой школы в России

Понятия: трудовая школа, индустриальная школа, деятельностный подход, комплексная программа, детская субкультура.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключаются принципиальные изменения в содержании и методике обучения при переходе к Единой трудовой школе?

2. Чем отличается образ трудовой школы, характеризуемый в официальном проекте, в произведениях П.П. Блонского, С.Ф. Шацкого?

3. Что представляли собой комплексные программы, разрабатываемые ГУС? Какие формы и методы обучения предусматривала их реализация?

Базовый учебник:

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С. 370-397.

Список источников и литературы:

1. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / сост. А.В. Овчинников. – М.: Академия, 2000. – С. 250-263 (С.Т. Шацкий), 292-309 (П.П. Блонский).

2. Основные принципы единой трудовой школы / А. Луначарский // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1988. – С. 45-52.

 

Задания к самостоятельной работе по разделу История Педагогики

Задание1.

Тема: Становление русской педагогической школы

Дополнительная самостоятельная работа

Пороговый уровень

1. Письменно ответьте на вопросы

1. Почему основоположником русской педагогической школы одни авторы называют В.Г. Белинского, а другие – К.Д. Ушинского?

1. В чем, по мнению представителей отечественной педагогической школы, заключается различие ориентиров семейного и общественного воспитания и образования подрастающего поколения?

2. Чем отличается понимание свободы и природосообразности воспитания в произведениях представителей отечественной педагогической школы от известных Вам позиций европейских ученых (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и др.)?

Базовый учебник:

Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – С. 138-167.

Список источников и литературы

Обязательные:

1. Белинский В.Г. О детских книгах / В.Г. Белинский // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 107-110.

2. Лесгафт П.Ф. Семейный период воспитания / П.Ф. Лесгафт // Там же. – С. 303-309.

Дополнительно рекомендуемые:

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие / И.Н. Андреева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С. 281-323 (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой).

Дополнительная самостоятельная работа

Повышенный уровень

Составьте доклад для выступления на конференции на одну из представленных тем

Темы докладов:

1. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии.

2. Развитие идеи свободного воспитания в педагогическом творчестве Л.Т. Толстого.

Список литературы для подготовки докладов:

Тема 1.

- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Педагогическая антропология: уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.И. Максакова. – М.: Академия, 2001. – С. 76-196.

Тема 2.

- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 43-46, 53-62.

- Толстой Л.Н. Воспитание и образование / Л.Н. Толстой // Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 205-232.

Тема: Педагогика экспериментализма Дж. Дьюи

Обязательная самостоятельная работа (для всех)

Составьте опорный конспект по теме, раскрывая в нем вопросы для обсуждения

Вопросы для обсуждения:

1. Как обосновывается выбор целевых ориентиров образования с позиции прагматической философии?

2. Какие негативные черты традиционной школьной системы выделяет Дж. Дьюи? Имеют ли место эти черты в современной отечественной школе?

3. В чем состоит «коперниковский переворот» в педагогике?

4. Каким образом, по мнению Дж. Дьюи, обеспечивается активность, самостоятельность и взаимодействие учащихся в образовательном процессе? Что представляет собой «реальность и проблемность» учебного материала?

 

Базовый учебник:

Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2001. – С. 217-222.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: