Раздел История Педагогики
Занятие 1.
Тема: Я.А. Коменский как основоположник классической педагогики
Понятия: дидактика, дидактический принцип, природосообразность и универсальность образования, классно-урочная система, материнская школа.
Вопросы для обсуждения:
1. Как Я.А. Коменский аргументирует необходимость всеобщего и универсального образования подрастающего поколения? На чем основывается предлагаемая автором система школ?
2. В чем заключается «искусство обучения», характеризуемое Я.А. Коменским?
3. Каким образом Я.А. Коменский обосновывает необходимость введения в школе классно-урочной системы?
4. Как Я.А. Коменский характеризует организацию и содержание образования детей в «материнской школе»? Что представляет собой «Мир чувственных вещей в картинках»?
Базовый учебник:
Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – С. 8-21.
Список источников и литературы
Обязательные:
1. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ под ред. А.И. Пискунова. – Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – С. 242-476.
Дополнительно рекомендуемые:
2. Коменский Я.А. Материнская школа // Там же. – Т.1. – С. 201-241.
3. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни // Там же. – Т.2. – С. 234-284.
Занятие 2.
Тема: Становление трудовой школы в России
Понятия: трудовая школа, индустриальная школа, деятельностный подход, комплексная программа, детская субкультура.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем заключаются принципиальные изменения в содержании и методике обучения при переходе к Единой трудовой школе?
2. Чем отличается образ трудовой школы, характеризуемый в официальном проекте, в произведениях П.П. Блонского, С.Ф. Шацкого?
3. Что представляли собой комплексные программы, разрабатываемые ГУС? Какие формы и методы обучения предусматривала их реализация?
Базовый учебник:
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С. 370-397.
Список источников и литературы:
1. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / сост. А.В. Овчинников. – М.: Академия, 2000. – С. 250-263 (С.Т. Шацкий), 292-309 (П.П. Блонский).
2. Основные принципы единой трудовой школы / А. Луначарский // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1988. – С. 45-52.
Задания к самостоятельной работе по разделу История Педагогики
Задание1.
Тема: Становление русской педагогической школы
Дополнительная самостоятельная работа
Пороговый уровень
1. Письменно ответьте на вопросы
1. Почему основоположником русской педагогической школы одни авторы называют В.Г. Белинского, а другие – К.Д. Ушинского?
1. В чем, по мнению представителей отечественной педагогической школы, заключается различие ориентиров семейного и общественного воспитания и образования подрастающего поколения?
2. Чем отличается понимание свободы и природосообразности воспитания в произведениях представителей отечественной педагогической школы от известных Вам позиций европейских ученых (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и др.)?
Базовый учебник:
Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – С. 138-167.
Список источников и литературы
Обязательные:
1. Белинский В.Г. О детских книгах / В.Г. Белинский // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 107-110.
2. Лесгафт П.Ф. Семейный период воспитания / П.Ф. Лесгафт // Там же. – С. 303-309.
Дополнительно рекомендуемые:
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие / И.Н. Андреева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С. 281-323 (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой).
Дополнительная самостоятельная работа
Повышенный уровень
Составьте доклад для выступления на конференции на одну из представленных тем
Темы докладов:
1. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии.
2. Развитие идеи свободного воспитания в педагогическом творчестве Л.Т. Толстого.
Список литературы для подготовки докладов:
Тема 1.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Педагогическая антропология: уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.И. Максакова. – М.: Академия, 2001. – С. 76-196.
Тема 2.
- Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 43-46, 53-62.
- Толстой Л.Н. Воспитание и образование / Л.Н. Толстой // Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 205-232.
Тема: Педагогика экспериментализма Дж. Дьюи
Обязательная самостоятельная работа (для всех)
Составьте опорный конспект по теме, раскрывая в нем вопросы для обсуждения
Вопросы для обсуждения:
1. Как обосновывается выбор целевых ориентиров образования с позиции прагматической философии?
2. Какие негативные черты традиционной школьной системы выделяет Дж. Дьюи? Имеют ли место эти черты в современной отечественной школе?
3. В чем состоит «коперниковский переворот» в педагогике?
4. Каким образом, по мнению Дж. Дьюи, обеспечивается активность, самостоятельность и взаимодействие учащихся в образовательном процессе? Что представляет собой «реальность и проблемность» учебного материала?
Базовый учебник:
Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2001. – С. 217-222.