Основы правового регулирования отношений, связанных с конфиденциальной информацией.




Содержание

Введение 3

Глава 1. Правовое регулирование отношений, связанных с конфиденциальной информацией.

1.1 Основы правового регулирования отношений, связанных с конфиденциальной информацией. 5

1.2. Правовая защита конфиденциальной информации и ответственность за неправомерные действия в отношении этой информации. 7

1.3. Порядок учёта, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию. 10

Глава 2. Регламентация состава конфиденциальных сведений и документов.

2.1. Документирование конфиденциальных сведений. 14

2.2. Проверка наличия и уничтожение конфиденциальных документов. 24

Заключение 28

Список использованной литературы 29

 

Введение

Процесс выявления и регламентации реального состава информации, представляющей цен­ность для предпринимателя, в том числе составляющей тайну фирмы, является основополагающей частью системы защиты информации.

Необходимо иметь не только полный перечень реальных и потенциальных конкурентов, но и знать слабые и сильные стороны их деятельности, обладать информацией осостоянии дел у каждого конкурента, разрабатываемых новшествах, сотрудничестве со структурами промышленного шпионажа или криминальными структурами. На этой основе можно с полной уверенностью определить, какую информацию фирма не хотела бы раскрывать конкурентам.

Следует учитывать, что вопрос о конфиденциальности информации возникает в случаях: принятия фирмой новой стратегии развития, заключения выгодных контрактов, появления техническою или технологического новшества, установления факта потенциальной или реальной угрозы этому новшеству со стороны конкурента.

Для защиты информации подлежащей коммерческой тайне необходимо правильно учитывать, хранить, использовать документы, а также их документировать, знать какая существует правовая защита и ответственность за неправомерные действия в отношении данной информации.

При соблюдении всех правил можно избежать утечки информации.

Поэтому тема «Методика регламентации состава Конфиденциальных документов является актуальной.

Объект курсовой работы - конфиденциальные документы.

Предмет работы – методика регламентации состава конфиденциальных документов.

Целью курсовой работы является изучение регламентации состава конфиденциальных документов.

 

Исходя, из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи исследования: 1. Изучить основы правового регулирования отношений, связанных с конфиденциальной информацией.

2. Рассмотреть правовая защита конфиденциальной информации и ответственность за неправомерные действия в отношении этой информации.

3. Проанализировать порядок учёта, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию.

4. Определить условия правильного документирования конфиденциальных сведений и документов.

5. Раскрыть правила проверки наличия и уничтожения конфиденциальных документов.

Для исследования использовался метод анализ и синтез вопросов по данной теме.

Для написания курсовой работы была использована методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты, статьи периодической печати по исследуемым вопросам.

Данная работа состоит из двух глав. Первая глава называется «Правовые вопросы работы с конфиденциальной информацией и документами, ее содержащими», содержит три параграфа. Первый параграф - основы правового регулирования отношений, связанных с конфиденциальной информацией, рассматривает основные законы, которыми регулируются отношения связанные с конфиденциальной информацией. Второй параграф - правовая защита конфиденциальной информации и ответственность за неправомерные действия в отношении этой информации. Третий параграф изучает порядок учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию.

Вторая глава называется «Регламентация состава конфиденциальных сведений и документов. В ней рассматривается два вопроса: Документирование конфиденциальных сведений и проверка наличия и уничтожения конфиденциальных документов.

Глава 1. Правовые вопросы работы с конфиденциальной информацией и документами, её содержащими.

Основы правового регулирования отношений, связанных с конфиденциальной информацией.

Порядок обращения с документирован­ной конфиденциальной информацией рег­ламентирован в целом ряде законодатель­ных актов и, в первую очередь, в Конститу­ции Российской Федерации. Так, Конституцией Российской Федера­ции (ст. 23) [ 2, с.9] установлено право граждан на неприкосновенность личной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. При этом ограничение этого права допускается только на основа­нии судебного решения.

Не допускается Конституцией Российс­кой Федерации (ст. 24) [ 2, с.9 ] сбор, хранение, ис­пользование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Обобщенное понятие конфиденциальной информации в значительной мере конкре­тизировано в перечне сведений конфиден­циального характера, утвержденном Ука­зом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188. [ цит. по: 10, с. 53] Согласно данному перечню сведения конфиденциального ха­рактера группируются по нескольким ос­новным категориям.

Во-первых, это сведения о фактах, собы­тиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифициро­вать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой инфор­мации в установленных федеральными за­конами случаях.

Второй категорией указанных сведений является информация, составляющая тай­ну следствия и судопроизводства.

Далее в перечне определена группа слу­жебных сведений, доступ к которым огра­ничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Рос­сийской Федерации и федеральными зако­нами (служебная тайна).

Другой группой сведений в перечне ука­зана информация, связанная с профессио­нальной деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации н федеральными за­конами (врачебная, нотариальная, адвокат­ская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, теле­графных или иных сообщений и так далее).

К следующей группе конфиденциаль­ных сведений отнесена информация, свя­занная с коммерческой деятельностью, доступ к которой ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Фе­дерации федеральными законами (ком­мерческая тайна).

И завершается перечень сведений кон­фиденциального характера информацией о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации о них.

В УПК Российской Федера­ции установлена защита конфиденциаль­ной информации, в том числе документиро­ванной, в ходе следственных действий и проведения судебных заседаний.

Критерии, по которым сведения относятся к служебной и коммерческой тайне, содержат­ся в статье 139 гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, определение конфиденциаль­ности коммерческой информации содержит­ся в ст. 727 ГК Российской Федерации. [1, с.450].

Отношения, связанные с конфиденциальной информацией регулируется такими законами страны как Уголовный кодекс, Конституция РФ, гражданский кодекс. В каждом законе определяются различные права граждан.

Я считаю, что, работая с конфиденциальной информацией нужно знать основы правового регулирования отношений и опираться на основные законы, для того чтобы не нарушить права граждан.

1.2.Правовая защита конфиденциальной информации и ответственность за неправомерные действия в отношении этой информации.

Следующий не менее важный вопрос, правовая защита конфиденциальной информации и ответственность за неправомерные действия в отношении этой информации. Рассмотрев данный вопрос, узнаем в каких кодексах и законах, существуют статьи связанные с защитой конфиденциальной информации.

Защита служебной и коммерческой тайны от неправомерных посягательств может осу­ществляться на основе норм гражданского, административного либо уголовного права.

Поскольку ГК Российской Федерации относит конфиденциальную информацию к нематериальным благам (ст. 150), защита гражданских прав юридических и физичес­ких лиц, связанных с конфиденциальной информацией, регулируется преимущественно соответствующими нормами гражданского законодательства. [1, с.100].

Так, ст. 11 Части первой ГК Российской Федерации предусматривает судебную защи­ту гражданских прав. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав соглас­но этой статье осуществляет в соответствии с под- ведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд [1, с.6 ].

ГК Российской Федерации определены также способы защиты гражданских прав (ст. 12), большинство которых могут приме­няться и в связи с защитой конфиденциаль­ной информации [1, с.6].

Основными способами такой защиты явля­ются следующие:

— пресечение действий, нарушающих пра­во на защиту конфиденциальной информа­ции или создающих угрозу его нарушения;

— восстановление положения, существо­вавшего до нарушения права на защиту конфиденциальной информации;

— признание сделки, связанной с непра­вомерным использованием конфиденциаль­ной информации, недействительной; приме­нение последствий недействительности нич­тожной сделки;

— возмещение убытков в связи с непра­вомерным использованием конфиденциаль­ной, информации;

— взыскание неустойки (если оно было предусмотрено соответствующим договором или соглашением);

— компенсация морального вреда, явившего­ся следствием разглашения конфиденциальной информации

- прекращение или изменение конкретного правоотношения, связанного с конфиденциаль­ной информацией.

УК Российской Федерации также содержит ряд положений, относящихся к защите конфи­денциальной информации и ответственности за ее неправомерное использование (статьи 137, 138, 310).

Так, ст. 13.11 Кодекса АП определяет от­ветственность за нарушение установленного за­коном порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) [цит. по: 10, с. 60].

Статьей 13.12 Кодекса АП предусмот­рена ответственность за нарушение правил защиты информации. [там же, с. 60]

Мера ответственности за разглашение информации с ограниченным доступом, в том числе конфиденциальной информа­ции, установлена статьей 13.14 Кодекса такой информацией. АП. [там же, с. 60]

Ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны устанавливается, в час­тности, статьей 139 ГК Российской Федерации [1, с.80]

Особо следует отметить, что ГК Российс­кой Федерации предусматривает имуще­ственную ответственность лица перед сво­им работодателем за разглашение служебной или коммерческой тайны.

Материальная ответственность за наруше­ние служебной, банковской, налоговой, коммер­ческой тайны и тайны связи предусмотрена также в Федеральном законе "О противодей­ствии легализации (отмыванию) доходов, полу­ченных преступным путем, и финансированию терроризма".

В соответствии со статьей 8 указанного закона работники специального уполномочен­ного органа при исполнении упомянутого за­кона должны обеспечивать сохранность став­ших им известными сведений, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммер­ческую тайну и тайну связи, и несут уста­новленную законодательством Российской Фе­дерации ответственность за разглашение этих сведений [цит. по: 10, с 60].

И в заключение следует упомянуть о пра­вовых нормах, регулирующих использование конфиденциальной информации в судебных раз­бирательствах. Эти нормы установлены в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) Рос­сийской Федерации.

Можно сделать следующий вывод, что защита конфиденциальной информации и ответственность за неправомерные действия в отношении этой информации, существует в Уголовном, гражданском и административном кодексах, и нарушая правила защиты может быть применена уголовная, материальная и имущественная ответственность. К таким документам нужно

относиться ответственно и не допускать разглашения и незаконное использование.

1.3.Порядок учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию.

В законодательных актах Российской Фе­дерации не регламентирован в полной мере порядок учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную ин­формацию.

Вместе с тем, в некоторых законах со­держатся отдельные положения, определя­ющие общие принципы учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию.

Основные требования, предъявляемые к порядку обращения с конфиденциальной информацией в государственных и коммер­ческих структурах, содержатся также в Федеральном законе "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, получен­ных преступным путем, и финансированию тер­роризма" [цит. по: 10, с 61].

В целом же, в Российской Федерации не имеется нормативного правового акта, кото­рый устанавливал бы единый порядок учета, хранения и использования документов, со­держащих конфиденциальную информацию. Это объясняется тем, что понятие "конфи­денциальная информация" включает в себя самые разные категории информации огра­ниченного доступа. По этой же причине край­не сложной и вряд ли целесообразной пред­ставляется разработка какого-либо единого нормативного документа, регламентирующе­го работу с документами, содержащими все виды конфиденциальной информации.

Вместе с тем, в некоторых федеральных органах исполнительной власти и коммер­ческих структурах имеются нормативные акты или методические документы, устанав­ливающие порядок обращения с конфиден­циальной информацией и документами, ее содержащими. Указанные акты могут быть оформлены в виде положений, правил, инструкций и преимущественно носят обязательный для ис­полнения характер.

Как правило, документы, регламентиру­ющие работу с носителями конфиденциаль­ной информации, предназначены сугубо для внутреннего пользования и имеют опреде­ленные ограничения в доступе, часто с ог­раничительным грифом «Для служебного пользования».

Любая организация, независимо от формы собственности, заинтересованная в сохранении того или иного вида информа­ции, принимает меры к регламентации де­ятельности своих подразделений и отдель­ных работников, связанной с этой инфор­мацией. Как правило, при этом устанав­ливается порядок создания носителей ин­формации (документов на бумажной осно­ве, машинных и электронных документов), их учета, режима хранения, доступа к ним, использования информации ограниченно­го распространения, уничтожения носите­лей информации.

Для примера приведем наиболее существен­ные принципы, которыми целесообразно руко­водствоваться руководству той или иной негосу­дарственной организации.

Одним из главных правил работы с до­кументами, содержащими конфиденциальную информацию, является определение катего­рий сведений, подлежащих защите в данной организации. Для этого в организации дол­жен быть разработан типовой или пример­ный перечень сведений ограниченного рас­пространения, которые содержатся в доку­ментах, образующихся в процессе деятель­ности данной организации. В перечень вклю­чаются не только сведения, которые имеют­ся в документах, создаваемых организацией, но и сведения, получаемые из других источ­ников, если необходимо обеспечить их кон­фиденциальность.

Указанный перечень согласуется с заинте­ресованными подразделениями, а также, если будет признано целесообразным, с организаци­ями — партнерами, после чего утверждается руководителем организации и вводится в дей­ствие.

Далее в организации разрабатывается по­рядок оформления, учета, хранения, отправле­ния, использования и уничтожения документов, содержащих конфиденциальную информацию.

Наиболее удобным при оформлении докумен­тов ограниченного распространения является при­своение им соответствующе го ограничительного грифа, например. Для служебного пользования" или "Конфиденциально".

Для внутреннего и внешнего обраще­ния документов, содержащих конфиденци­альную информацию, в организации и под­чиненных ей подразделениях создается си­стема учета этих документов. Эта система предусматривает регистрацию документов на всех стадиях их прохождения, начиная с создания (тиражирования) и завершая их уничтожением. Система учета может быть традиционной - в виде комплекса журна­лов учета, либо автоматизированной (на базе ПЭВМ с ЛВС) с необходимыми элементами защиты информации.

В акте, регламентирующем работу с до­кументами, содержащими конфиденциаль­ную информацию, должен быть определен порядок хранения этих до­кументов у исполнителей, в подразделении документационного обеспечения или режим­ном подразделении организации, порядок отправ­ки и получения документов, выдачи их испол­нителям, тиражирования, исполнения запросов, но данным документам и другие вопросы.

В частности, следует установить порядок сня­тия ранее введенных ограничений в использова­нии документов, содержащих конфиденциальную информацию, а также внесения соответствующих изменений в учеты.

Безусловно, необходимой является рег­ламентация проверок выполнения установленных режимных требований в работе с доку­ментами ограниченного распространении, вклю­чая проверки сохранности документов.

В большинстве организаций негосударственной формы собственности по аналогии с госу­дарственными органами устанавливается порядок допуска работников к различным категори­ям сведений ограниченного распространения. В зависимости от специфики деятельности той или иной организации решение вопросов допуска возлагается на режимное подразделение документационного обеспечения или кадровую службу. Однако в любом случае координирующая роль в решении этих вопросом должна быть у режимного подразделения организации.

Выбор той или иной системы защиты конфиденциальной информации в негосударственных структурах зависит от руководства этих структур, которые, с учётом ценности защищаемой информации, определяют средства и методы охраны указанных сведений, в том числе правила работы с документами. При этом гарантирующим в максимальной степени сохранность информации является порядок работы с документами, близкий или аналогичный тому, который установлен для документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.[ 5, с.25]

Для организации и осуществления ме­роприятий по защите информации в любом учреждении, независимо от формы собственности, требуются определенные условия, важнейшими из которых являются наличие регламентирующей базы, квалифицированного персонала подразделения по защите информации и необходимых материально-технических средств.

Таковы, в целом, основные правила защиты конфиденциальной информации.

Я полагаю, что основная проблема состоит в том, что в Российской Федерации не имеется правового акта, который бы регулировал единый порядок учета, хранения и использования конфиденциальных документов, поэтому крайне сложно разобраться в работе с данной категорией документов.

Государству нужно ввести такой акт, который бы помог работнику правильно обращаться с документами.

И в заключение хотелось бы отметить, что, зная правила учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию можно избежать ее потери.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: