В своей простейшей форме анализ знаний подразумевает более подробное описание знаний, перечисленных в квалификационной характеристике. Эта дополнительная информация может быть представлена в письменном виде, в форме диаграмм, карт, фотографий, образцов, описанием процедурных последовательностей и т. д.
Более сложная форма анализа знаний — это анализ предмета, который охватывает не только фактическую информацию, но и интеллектуальные умения. Одна из разновидностей такого анализа описана Дэйвисом (Davies, 1971). Предмет разбивается на составные части, или элементы, которые затем расставляются в виде иерархии. Важно при этом четко определить границы предмета и постараться представить его как можно более самостоятельным.
Дэйвис называет составляющие предмет элементы «правилами». Правило — это «постулирование общности, определение, фактор, единица информации». Чтобы определить правила, из которых складывается предмет, аналитику необходимо ответить на следующие вопросы:
• Что должен делать ученик, чтобы продемонстрировать, что он усвоил предмет?
• На какие вопросы должен уметь отвечать ученик?
• Какие задания и процедуры должен уметь выполнять ученик и какой уровень исполнения ожидается от него?
• Какие различия должен научиться проводить ученик?
• Как должно измениться поведение ученика в целом и каким образом можно зарегистрировать и измерить эти изменения?
Дэйвис указывает, что эти правила должны быть тщательно прописаны и согласованы между собой и должны удовлетворять следующим требованиям:
• Они должны охватывать только один фактор или одну идею.
Виды анализа для тренинга
• Каждое последующее правило должно быть составлено на том же уровне общности, что и предыдущее.
• Правила должны быть сформулированы в форме простых предложений.
• Они не должны содержать отрицательных оборотов, оговорок и союзов.
• В правиле не может быть больше одного глагола в действительной форме.
• Правила должны говорить о том, что является критичным и существенным для выполнения задания.
Очень важно обеспечить логичную и понятную последовательность правил, каждое последующее правило должно естественным образом вытекать из предыдущего. Дэйвис подчеркивает, что при этом необходимо руководствоваться общепринятыми «законами» научения и двигаться
• от известного к неизвестному;
• от простого к сложному;
• от конкретного к абстрактному;
• от наблюдения к размышлению;
• от общего к частному и обратно к общему.
При составлении иерархии правил нужно стремиться к преемственности: «слово, тема или понятие, заявленные в одном правиле, становятся опорной точкой или получают развитие в следующем правиле».
Более детальное описание анализа предмета можно найти у Ромицовского (Romiszowsky, 1981). Он развивает идею категоризации и аранжировки элементов, ссылаясь на работы Блума (Bloom, 1956) и Гане (Gagne, 1965). Первый дал систематику учебных целей в когнитивной сфере, которая начинается с чисто познавательных задач (например, знание терминов, фактов, базовых положений и т. д.), охватывает собой понимание, применение, анализ и синтез и заканчивается оценкой (например, умение оценить обоснованность выводов). О таксономии Блума мы поговорим в главе 6, когда будем рассматривать цели тренинга.
Идея иерархии учебных задач и понятие учебных предпосылок, о которых пишет Гане, также имеют отношение к анализу предмета.
124
Глава 5
Способность (результат научения) | Примеры исполнения |
Интеллектуальное умение | Использует символы, как в следующем примере. |
дискриминация конкретное представление следование определениям и правилам понимание принципов | Различает печатные буквы т и п. Устанавливает пространственные отношения «под—над»; определяет «сторону» предмета. Классифицирует объекты, используя определение. Согласовывает по числу подлежащее и сказуемое в предложениях. Выводит правило для предсказания размера изображения на основе расстояния от источника света и кривизны линзы. |
Когнитивная стратегия | Использует эффективный метод для запоминания имен; находит решение проблемы хранения бензина. |
Вербальная информация Моторные умения | Излагает положения Первой поправки к Конституции США. Находит на клавиатуре букву R. Делает «восьмерку» на коньках. |
Установка | Предпочитает слушать классическую музыку. |
Рис. 5.11. Пять основных категорий «выученных» способностей, включая разновидности и примеры каждой (Gagne, 1977)
Начнем с того, что Гане выделяет пять классов умений, которые могут быть приобретены посредством научения (рис. 5.11).
По мнению Гане, четкое описание и категоризация результата научения (способности) открывают возможность для такой формы учебного анализа, которая позволяет установить «необходимые предпосылки для обучения умениям, представленным в описании задания». Под предпосылками Гане имеет в виду «способности, приобретенные в ходе прошлого научения, которые могут стать отправной точкой для последующего обучения». Так, например, для изучения теоремы Пифагора от ученика требуется знание и понимание базовых понятий и правил (знание о прямом угле, квадратном корне и т. д.). Если говорить об интеллектуальных способностях в целом, то здесь полное освоение темы или предмета невозможно без соответствующей предварительной подготовки. Другими словами, для того чтобы