Анализ знаний и предмета




В своей простейшей форме анализ знаний подразумевает более по­дробное описание знаний, перечисленных в квалификационной ха­рактеристике. Эта дополнительная информация может быть пред­ставлена в письменном виде, в форме диаграмм, карт, фотографий, об­разцов, описанием процедурных последовательностей и т. д.

Более сложная форма анализа знаний — это анализ предмета, ко­торый охватывает не только фактическую информацию, но и интел­лектуальные умения. Одна из разновидностей такого анализа описа­на Дэйвисом (Davies, 1971). Предмет разбивается на составные час­ти, или элементы, которые затем расставляются в виде иерархии. Важно при этом четко определить границы предмета и постараться представить его как можно более самостоятельным.

Дэйвис называет составляющие предмет элементы «правилами». Правило — это «постулирование общности, определение, фактор, единица информации». Чтобы определить правила, из которых скла­дывается предмет, аналитику необходимо ответить на следующие вопросы:

• Что должен делать ученик, чтобы продемонстрировать, что он усвоил предмет?

• На какие вопросы должен уметь отвечать ученик?

• Какие задания и процедуры должен уметь выполнять ученик и какой уровень исполнения ожидается от него?

• Какие различия должен научиться проводить ученик?

• Как должно измениться поведение ученика в целом и каким обра­зом можно зарегистрировать и измерить эти изменения?

Дэйвис указывает, что эти правила должны быть тщательно про­писаны и согласованы между собой и должны удовлетворять следу­ющим требованиям:

• Они должны охватывать только один фактор или одну идею.


Виды анализа для тренинга



• Каждое последующее правило должно быть составлено на том же уровне общности, что и предыдущее.

• Правила должны быть сформулированы в форме простых предло­жений.

• Они не должны содержать отрицательных оборотов, оговорок и союзов.

• В правиле не может быть больше одного глагола в действительной форме.

• Правила должны говорить о том, что является критичным и суще­ственным для выполнения задания.

Очень важно обеспечить логичную и понятную последователь­ность правил, каждое последующее правило должно естественным образом вытекать из предыдущего. Дэйвис подчеркивает, что при этом необходимо руководствоваться общепринятыми «законами» научения и двигаться

• от известного к неизвестному;

• от простого к сложному;

• от конкретного к абстрактному;

• от наблюдения к размышлению;

• от общего к частному и обратно к общему.

При составлении иерархии правил нужно стремиться к преем­ственности: «слово, тема или понятие, заявленные в одном правиле, становятся опорной точкой или получают развитие в следующем пра­виле».

Более детальное описание анализа предмета можно найти у Роми­цовского (Romiszowsky, 1981). Он развивает идею категоризации и аранжировки элементов, ссылаясь на работы Блума (Bloom, 1956) и Гане (Gagne, 1965). Первый дал систематику учебных целей в когни­тивной сфере, которая начинается с чисто познавательных задач (на­пример, знание терминов, фактов, базовых положений и т. д.), охва­тывает собой понимание, применение, анализ и синтез и заканчива­ется оценкой (например, умение оценить обоснованность выводов). О таксономии Блума мы поговорим в главе 6, когда будем рассмат­ривать цели тренинга.

Идея иерархии учебных задач и понятие учебных предпосылок, о которых пишет Гане, также имеют отношение к анализу предмета.


124


 

Глава 5


 

Способность (результат научения) Примеры исполнения
Интеллектуальное умение Использует символы, как в следующем примере.
дискриминация конкретное представление следование определениям и правилам понимание принципов Различает печатные буквы т и п. Устанавливает пространственные отношения «под—над»; определяет «сторону» предмета. Классифицирует объекты, используя определе­ние. Согласовывает по числу подлежащее и сказуемое в предложениях. Выводит правило для предсказания размера изображения на основе расстояния от источни­ка света и кривизны линзы.
Когнитивная стратегия Использует эффективный метод для запоми­нания имен; находит решение проблемы хра­нения бензина.
Вербальная информация Моторные умения Излагает положения Первой поправки к Кон­ституции США. Находит на клавиатуре букву R. Делает «восьмерку» на коньках.
Установка Предпочитает слушать классическую музыку.

Рис. 5.11. Пять основных категорий «выученных» способностей, включая разновидности и примеры каждой (Gagne, 1977)

Начнем с того, что Гане выделяет пять классов умений, которые мо­гут быть приобретены посредством научения (рис. 5.11).

По мнению Гане, четкое описание и категоризация результата на­учения (способности) открывают возможность для такой формы учебного анализа, которая позволяет установить «необходимые пред­посылки для обучения умениям, представленным в описании зада­ния». Под предпосылками Гане имеет в виду «способности, приобре­тенные в ходе прошлого научения, которые могут стать отправной точкой для последующего обучения». Так, например, для изучения теоремы Пифагора от ученика требуется знание и понимание базовых понятий и правил (знание о прямом угле, квадратном корне и т. д.). Если говорить об интеллектуальных способностях в целом, то здесь полное освоение темы или предмета невозможно без соответствую­щей предварительной подготовки. Другими словами, для того чтобы




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: