проблемы культурно-исторического процесса не могу найти ответ , только примерный




Проблема единых сущностных оснований культуры одновре­менно акцентирует вопрос о реальном многообразии форм истори­ко-культурного творчества, поскольку не существует культуры «вообще», она всегда конкретизирована в тех или иных образованиях. Учитывая многомерность феномена культуры, представляется возможным ее классифицировать:

 

а) по типам (устойчивые интег­ральные культурные образования, сохраняющие свою сущност­ную специфику на протяжении длительного промежутка време­ни);

 

б) сферам (большие культурные подсистемы, отличающиеся своей функционально-целевой направленностью);

 

в) культурно- стратификационным подсистемам (уровни и отдельные образова­ния, маркирующие субъектов культурного творчества);

 

г) формам (автономные формы организации культурного творчества, отли­чающиеся целевыми ориентациями, характером используемых средств и языка, природой создаваемых ценностей).

а) По типам деление культуры может быть представлено: в историческом аспекте (например, культура античности, сред­них веков, Возрождения, Нового времени, модерна, постмодерна); в этноцивилизационном аспекте (Запад и Восток; националь­ные культуры).

 

б) По сферам выделяют: материальную культуру (ориентирована на преобразование предметной реальности, удовлетворение материальных потреб­ностей, создание материальных ценностей, спецификой которых является их количественная конечность и «исчерпаемость» по мере потребления); духовную культуру (ориентирована на трансформацию самого человека, его внутреннего мира, удовлетворение духовных пот­ребностей, создание духовных ценностей, характеризующихся ка­чественной бесконечностью смыслов и интерпретаций, что лишь увеличивает их значимость с течением времени)

 

. в) По культурно-стратификационным подсистемам выделяют в вертикальном измерении следующие уровни:
элитарная культура (имеет инновационно-творческий харак­тер, поскольку осуществляет профессиональное производство но­вых культурных ценностей и текстов, становящихся впоследствии каноническими; отличается закрытостью и эзотеричностью (т. е. предназначенностью только для посвященных), что обусловлено необходимостью специальных навыков для продуцирования и оценки создаваемых здесь произведений; выполняет эвристико- прогностические и регулятивно-властные функции в социокультурной динамике); народная культура (характеризуется традиционностью, опо­рой на широкие слои населения, что связано с простотой и доступ­ностью транслируемых здесь текстов; выполняет функции стаби­лизации и интеграции этноса, социализации личности); массовая культура (ориентирована не на творчество, но на потребление; характеризуется демократичностью, поскольку апеллирует к стандартам и вкусам среднего потребителя; возни­кая с развитием СМИ в XX в., наивностью и незамысловатостью сюжетов она напоминает народную культуру, однако в отличие от «вневременности» последней отличается динамичностью и подверженностью моде; выполняет релаксационно-терапевтические и информационные функции)

 

. В горизонтальном измерении культурно-стратификационные подсистемы представлены комплексом субкультур, особое место среди которых занимают маргинальные культуры и контркультура. Субкультура - локальное целостное образование внутри гос­подствующей культуры, отличающееся собственными ценност­ными ориентациями, языком, обычаями, нравами. Субкультуры определяют «мозаичный» характер современных обществ, обус­ловленный дифференциацией и специализацией населения. Они возникают либо как позитивная реакция на социальные запросы (например, профессиональные субкультуры), либо как оппозиция официальным структурам (нонконформистские молодежные суб­культуры).

Эволюционизм

Эволюционизм - это течение, признающее лишь одну форму развития - непрерывную, протекающую без скачков, прерыва постепенности, за счёт количественных изменений.

 

Применительно к культуре эволюционизм утверждает, что:

 

1. Культура создаётся сознательно, осознанно, она "творится", её создатель - "творец". Эволюционизм утверждает постулат "сотворённости" культуры - "креационизм" культуры. У каждого культурного предмета есть свой создатель, творец, утверждает эволюционизм.

 

В художественной форме эти идеи высказывал Томас Карлейль в книге "Герои, почитание героев и героическое в истории". Он выделяет типы героев, отмечает факт их сакрализации: вождь племени, пророк, поэт, священник, писатель, правитель - вот творцы истории.

 

Мы не будем оспаривать тезис о том, что у многих продуктов культуры есть свои творцы. Но есть и мир культуры, который создаётся за спиной человека, где отдельный творец неизвестен. Таковыми являются общественные отношения между людьми, имеющие материальный характер.

 

2. Эволюционизм утверждает также тезис о том, что творцы культуры путём творения, обогащают её, преумножают. И это верно, но лишь частично. Ведь в истории мы встречаем и факты гибели культуры, её умирания.

 

Эволюционизм это признаёт, но сводит процесс отмирания культур, их прехождение к катастрофам. Катастрофа - это внезапное разрушение предметов, в частности, культур. Примерами катастроф могут служить природные катаклизмы, войны, восстания и т. д. Но эволюционизм рассматривает катастрофы как явления, имеющие внешнюю для них причину, всегда проистекающие под влиянием внешних для них факторов, он не выделяет внутренних причин, подводящих явление к гибели, умиранию.

 

Одним из вариантов эволюционизма, в частности, "катастрофизма", выступила теория "регресса" (деградации), упадка. Но опять же, этот упадок рассматривается, как проистекающий под влиянием, вмешательством извне. Идеи катастрофизма уже в 30-50е гг. прослеживаются в творчестве Арнольда Тойнби, в 70-80е гг. - у Л. Н. Гумилёва.

 

В современных условиях идеи эволюционизма включают ещё ряд положений. В частности, утверждается положение о постоянном изменении культуры как процессе усложнения, количественного роста, устранения хаоса, усиления организации, порядка. По мысли сторонников современного эволюционизма, культура - духовное явление, а значит, имеет рациональное, разумное, начало. Поэтому всё иррациональное подлежит устранению из культуры. Так как культура и разум - явления организованные, упорядочивающие, то всё неорганизованное, стихийное подлежит рационализации.

 

Эволюционизм признает, что культура имеет свои стадии, ступени развития. Например, дикость - варварство - цивилизация. Но утверждает тезис о том, что переход от одной стадии к другой - непрерывен и постоянен, ибо движущей силой такого рода переходов является усиление разумности, организованности в обществе, в культуре, Значит, основная линия (и причина) эволюции культуры - нарастание рационализма. В таком случае, сопутствующие культуре явления эволюционизм объявляет её главными источниками развития, то есть внешние факторы объявляет внутренними.

 

Ещё одно характерное для эволюционизма положение, связанное с признанием западной культуры вершиной цивилизации, - европоцентризм. Поскольку западная культура достигла высот в обеспечении благополучия населения, удовлетворении материальных потребностей, то все другие культуры должны взять культуру Запада в качестве образца для подражания. Но опережение "Западом", то есть развитыми капиталистическими странами, остальных государств в культурном развитии - это относительно краткосрочная ситуация. Большую часть своей истории "западные", европейские страны догоняли "восток", азиатские народы. Таким образом, в этом положении эволюционизм не учитывает опыт истории культуры. Ситуация может измениться, и тогда "западу" придётся догонять "восток".

 

Для эволюционизма характерно признание "роста" культуры, при этом перемены допускаются только в сторону "лучшего". Но само "лучшее" понимается упрощённо, как более "сложное". Таким образом, и в этом вопросе эволюционизм абсолютизирует одну сторону развития культуры - её "усложнение", но игнорирует другую, не менее важную - сохранение её "простоты".

 

Таким образом, для эволюционизма характерно упрощённое понимание процессов развития культуры, механистическое, метафизическое их толкование. Он не учитывает всего богатства связей и отношений, с которыми связано развитие культуры, и пытается свести многообразие форм изменения к какой-то одной, наиболее часто встречающейся в истории, зачастую внешней для культуры. Эволюционизм не возвысился в понимании развития культуры до идеи её саморазвития за счёт разрешения внутренних, присущих культуре имманентно, противоречий. Эволюционизм не рассматривает противоречие как источник развития, но считает его помехой, тормозом, случайностью в культурном процессе.

 

Эволюционизм абсолютизирует одну форму изменений в культуре - количественную. Поэтому и прогресс культуры сводится к процессам её усложнения, увеличения количества связей и отношений, прогресс понимается как переход от "простого к сложному", а не как переход от "низшего к высшему".

 

Представителями эволюционизма были Г. Спенсер, О. Конт, Э. Дюркгейм, Э. Тейлор, Д. Фрейзер, Л. Морган, Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.

 

Эволюционизм тесно связан с другими течениями в культурологии, присутствует в тех или иных направлениях и школах.

РЕЛЯТИВИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ (лат. relativus — относительный, лат. cultura — возделывание, воспитание) —

 

1) мировоззренческая тенденция в рамках европейской культуры на рубеже XIX-XX вв., признававшая ограниченность ценностей вероисповеданий, нравственных кодексов, научных теорий и художественных форм, утрату веры в прогресс, справедливость и торжество разума. Идеи культурного релятивизма перерастали в культурный нигилизм, что приводило к расшатыванию общечеловеческих принципов морали и искусства;

 

2) утверждение множественности культур, путей их развития и ценностных систем, культурно-исторических типов. Представители культурного релятивизма (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, М. Мид, Р. Бенедикт и др.) отрицали принципы единства всемирной истории, выступали против теории однолинейного эволюционизма и европоцентризма, полагая, что каждая культура имеет свою доминирующую черту, свой «фокус», вокруг которого собраны остальные её элементы.

 

Культурный релятивизм провозглашает абсолютную самобытность любой культуры.

 

 

.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: