Пост слежения за движением подводных лодок 9 глава




В ночь на 8 декабря итальянцы сделали первую попытку атаковать два авианосца и два линкора в Гибралтарской гавани. Из трех человеко-торпед, принявших участие в атаке, возвратилась только одна, при этом один из двух членов экипажа последней погиб. Атака не удалась из-за неточных данных; человеко-торпеды попали под глубинные бомбы, сбрасываемые в предупредительных целях через каждые три минуты вместо десяти, как доложила разведка. Операторы торпед рассчитывали, что смогут приподнять сеть, закрывающую вход в гавань, и пройти под ней, но оказалось, что на дне, кроме того, было заграждение из колючей проволоки. Один экипаж затопил свою торпеду и попал в плен. На допросе пленные заявили, что действовали с подводной лодки, ничем не выдав роли «Олтерры». В апреле 1943 года в результате более успешной атаки в Гибралтаре были повреждены три торговых судна общим водоизмещением около 20 000 тонн, а в июле — водоизмещением около 24 000 тонн.

Несмотря на отрицание пленных, разведка в Гибралтаре подозревала, что на испанской стороне залива противник располагает плавучей или береговой базой. Хиллгарту предложили выяснить это и, если необходимо, заявить протест. Испанское морское министерство произвело осмотр «Олтерры» от клотика до днища, но никаких признаков, указывающих на то, что она используется диверсантами, обнаружено не было, а старший офицер заявил, что все подозрения необоснованны. Поскольку доступ в отсек был только со стороны моря, ничего обнаружено не было. Хиллгарт понял, что ему следовало бы настоять на обследовании корпуса танкера с помощью водолазов.

Однако после капитуляции Италии Хиллгарт сумел склонить на свою сторону одного сотрудника итальянского посольства в Мадриде, и тот раскрыл ему тайну отсека в форпике танкера, из которого выпускались человеко-торпеды. Располагая этой информацией, Хиллгарт настоял на том, чтобы морское министерство отбуксировало танкер в Кадис с целью установления истины. При тщательном осмотре танкера секретный отсек был обнаружен. Разумеется, смущенные испанцы ожидали, что адмиралтейство, если не само английское правительство, заявит резкий протест по поводу фактов, которые имели место вследствие прямого попустительства или непростительной небрежности. Однако адмиралтейство мудро решило не давать этому делу большой огласки.

В истории разведывательного управления ВМС вряд ли был более яркий пример того, как военно-морскому атташе приходилось переходить от простой дипломатии к разведывательной деятельности, затем контрразведывательной, потом опять к дипломатической и, наконец, добиваться успеха, в данном случае, однако, слишком запоздалого.

Среди полезных разведывательных данных, добытых Хиллгартом, были сведения о контролируемом Германией вишистском французском военно-морском флоте, который в течение трех лет являлся причиной неослабевающего беспокойства адмиралтейства. Наблюдение за Северной Африкой являлось одной из задач Хиллгарта в военное время. Он имел личную договоренность с некоторыми французскими офицерами о том, что ему будут сообщать о предстоящих передвижениях французских кораблей. Идея заключалась в том, чтобы избежать инцидентов в море и поддерживать какую-то связь с обеими сторонами. Обычно сообщения французских офицеров не имели большого значения, но 10 сентября 1940 года, перед проведением операции «Менэс» по захвату Дакара для генерала де Голля, Хиллгарт узнал, что три французских крейсера и три эсминца выходят из Тулона и направляются через Гибралтарский пролив в Дакар.

Хиллгарт срочно донес об этом адмиралтейству и командующему эскадрой в Гибралтаре; он сообщал о выходе кораблей в море и о вероятной, по его мнению, цели их перехода. Он понимал, что этот маневр кораблей должен был иметь стратегическое значение (хотя ему ничего не было известно о планах захвата Дакара), так как французы не могли бы провести его без согласия немцев. К сожалению, ни дежурный офицер в Лондоне, ни оперативно-информационный центр разведывательного управления ВМС не поняли важности этого сообщения или, возможно, не сочли информацию достоверной, и первый морской лорд узнал об этом только утром следующего дня.

Из этого инцидента Хиллгарт делает вывод, что слишком большая секретность операций может свести на нет все усилия разведки, а иногда привести и к более печальным результатам. Если бы Хиллгарт знал, что против Дакара планируется операция, он сослался бы на нее и, несомненно, еще лучше понял бы важность своего донесения. Хиллгарт упрекает также министерство иностранных дел и адмиралтейство (об этом должно было бы позаботиться разведывательное управление ВМС) за то, что они не поставили соответствующей задачи должностным лицам за границей (например, генеральному консулу в Танжере) и не обязали их доносить без промедления о любом передвижении вишистских кораблей. Фактически, насколько известно, никто из них не получил такого предупреждения. Позже во время войны такие недостатки оперативной разведки были бы немыслимы.

Если в настоящей главе проскальзывают некоторые характерные черты концепции Холла по ведению разведки, то это вовсе не потому, что посол в Мадриде был главой английской секретной службы в России во время первой мировой войны, и не потому, что Хиллгарт провел семь предвоенных лет в роли, которая сочетала в себе дипломатические, военно-морские и разведывательные функции в лучшем стиле Холла. Оба они очень ценили значение неофициальной деятельности, которая позволяла говорить здравомыслящим испанцам о нейтралитете их страны и о том ущербе, который мог быть нанесен немецкими махинациями. Необходимо подчеркнуть, однако, что понимание Хиллгартом своей роли в Мадриде имело огромное значение, ибо он должен был не только правильно вести себя как дипломат, но и делать это так, чтобы все видели, что он ведет себя как дипломат; тайна отношений с испанцами. сохранялась одинаково, и в тот период, когда мы были сильны и шли к победе, и тогда, когда мы были слабы и терпели поражение; чтобы завоевать истинное доверие испанцев, надо было показать, что Лондон понимает их взгляды, уважает их чувства национальной гордости и знает об их неприязни к большинству иностранцев. Искусство Хиллгарта, возможно, подвергалось самому трудному испытанию во время проведения дезинформационной операции, известной под кодовым названием «Минсмит»; сложность англо-испанских отношений показана в ней наилучшим образом.

Подробно эта операция описана в книге Ивена Монтэгю «Человек, которого не было». Здесь же необходимо только напомнить, что целью операции было передать немцам через их агентов и друзей в Испании сведения, которые могли бы быть приняты за чрезвычайно важную и достоверную информацию (письменный эквивалент радиоперехвату) о направлении, в котором союзники намеревались двинуть свои силы из Северной Африки зимой 1943 года. Документы с информацией по этому вопросу находились у убитого английского офицера (якобы погибшего при атаке самолета, на котором он летел), тело которого было «выброшено» на берег неподалеку от Уэльвы. На самом деле труп был сброшен в море с английской подводной лодки.

Для успеха операции было чрезвычайно важно, чтобы местные испанские власти предоставили немецким агентам достаточно времени для тщательного фотографирования документов и проверки личности убитого офицера. Чем тщательнее они сделали бы это, тем вероятнее, что немецкая разведка в Берлине приняла бы на веру историю, о которой сообщалось в бумагах, находившихся в портфеле мертвого морского офицера. В то же время английский военно-морской атташе, направивший энергичного и находчивого Гомеса-Беаре руководить проведением операции на месте, должен был настаивать на самом быстром допуске к телу убитого и его бумагам и требовать, чтобы никаким неуполномоченным лицам, и особенно немецким агентам, не разрешали такого доступа. К счастью, немецкий агент не хотел привлекать внимания слишком долгим решением своей задачи; испанцы, с которыми он тайно сотрудничал, не хотели вызывать недовольства в Мадриде, а Мадрид не любил, когда его торопили.

Ничто не требовало от военно-морского атташе и его посла такого упорства в достижении цели, как обращение с жалобами на то, что испанские министры и официальные лица помогают немцам (что в самом деле имело место в 1939–1943 годах). Имея на севере простирающуюся на сотни миль часть побережья Бискайского залива, через который шли маршруты в Атлантику и Средиземное море, испанцы могли предоставлять немецким подводным лодкам возможность пополнять запасы топлива, производить ремонт, покупать свежие продукты. Они могли также доставлять беспокойство адмиралтейству тем, что отправляли драгоценную железную руду в находящиеся в нескольких часах плавания порты оккупированной Франции, а фрукты и другие товары из южных портов в Марсель и Геную. Возможности использования разведкой противника движения судов по этим маршрутам никогда нельзя было исключать. На многих судах имелись секретные немецкие агенты. При этом важно было, чтобы английская разведка добывала такие сведения, которые давали возможность посольству в Мадриде обосновывать свои жалобы. Иногда, конечно, министр иностранных дел не знал, что делает министр ВМС, или Мадрид не знал, что делают его служащие в Кадисе или в Корунье. Администрация портов не всегда выполняла свои обязательства по соблюдению нейтралитета, причем даже в тех местах, где англичане вели тщательное наблюдение за этим.

По какой-то причине, так никогда и не ставшей ясной, слухи указывали на Виго — коммерческий порт на северо-западе Испании; говорили, что этот порт интенсивно используется немецкими подводными лодками. В начале мая 1940 года английское посольство в Риме сообщило, что, согласно данным заслуживающего доверия американского журналиста, порт Виго является немецкой базой, которой пользуются около двадцати немецких подводных лодок. Это сообщение вызвало озабоченность Лондона, и 18 мая первый лорд адмиралтейства доложил военному кабинету, что донесения о расширении использования противником Виго проверяются. Необходимо помнить, что это было время падения Франции и время, когда Черчилль сменил Чемберлена на посту премьер-министра. Тщательная и детальная проверка, в ходе которой военно-морской атташе в Мадриде сыграл определенную роль, убедила разведывательное управление ВМС, что это была еще одна «утка», возможно распространяемая умышленно, чтобы ввести англичан в заблуждение.

5 августа разведывательное управление ВМС доложило первому морскому лорду, что в основном слухи не подтвердились и что они противоречат данным о передвижении немецких подводных лодок, имеющимся в оперативно-информационном центре адмиралтейства. Никто из английских официальных лиц немецких подводных лодок там не видел. «Если они как-то и используют Виго, то можно с уверенностью сказать, что из этого порта они не действуют. По всей видимости, одна или две немецкие подводные лодки заходили в Виго со специальными целями, но регулярно этот порт ими не используется».

Деятельность противника в испанских портах продолжала вызывать беспокойство и недовольство в адмиралтействе до 1944 года, хотя немецкие военно-морские архивы показывают, что в первые три года войны немцы использовали их не так уж активно, как полагали.

С начала войны ни в Виго, ни в каком-либо другом испанском порту не получала топлива и других запасов ни одна немецкая подводная лодка. Лишь 30 января 1940 года подводная лодка «U-25» дозаправилась топливом в Кадисе. В архивных материалах есть ссылка на «легкость, с которой была осуществлена эта первая операция пополнения запасов немецкой подводной лодки вне пределов территориальных вод Германии». 19 февраля 1940 года немецкий военно-морской атташе в Мадриде доложил своему командованию, что «когда посол Германии посетил испанского министра иностранных дел, последний сообщил ему со смехом, что английский посол проинформировал его о том, что в период между 16 и 18 февраля в Виго намечена передача топлива с танкера на немецкую подводную лодку. Министр согласился послать английского военно-морского атташе в Виго, чтобы он посмотрел сам».

Однако происшедший в следующем месяце инцидент с «Альтмарком» заставил испанцев менее охотно идти на риск, а немецкие архивы показывают, что немецкий военно-морской атташе докладывал, что испанцы вряд ли «допустят использование Понтеведра и Ароса в качестве заправочных пунктов». В апреле тот же атташе доложил представителю немецкого штаба руководства войной на море, что если тайна операций по снабжению откроется, то испанцы, вероятно, перестанут смотреть на такие операции сквозь пальцы.

Тем не менее немцы провели соответствующие подготовительные мероприятия. Например, в феврале 1940 года на судах «Брейк» и «Нордатлантик» в Виго было 100 тонн смазочного масла; 270 тонн топлива и продуктов для двух немецких подводных лодок находилось в Корунье; 800 тонн топлива, четыре тонны смазочного масла и продукты для одной немецкой подводной лодки — в Эль-Ферроле.

В письме, посланном военно-морскому атташе немецким штабом руководства войной на море 6 июня 1940 года, детально описываются приготовления, сделанные для дозаправки немецких подводных лодок с немецких торговых судов в ночное время, и содержится указание о том, что это должно быть сделано без сотрудничества с Испанией. «В любом случае дозаправка должна производиться в гавани у борта торгового судна в ночное время таким образом, чтобы была гарантирована скрытность подхода и отхода подводной лодки (под водой, если это необходимо)».

В действительности немцы всегда настаивали лишь на том, чтобы Испания попустительствовала их действиям. Тем не менее иногда они наталкивались на сопротивление отдельных испанцев, которые делали это самостоятельно или под воздействием английских агентов.

В ноябре 1939 года немцы запланировали операцию по снабжению подводной лодки с торгового судна «Лэндро», но были вынуждены отменить ее, потому что в последний момент испанский капитан отказался что-либо делать из-за угрозы мятежа своей команды. Неприятности с командой имели место также на парусном судне, которое было куплено немецкими агентами и отведено в Пуэрто-де-Санта-Мария для реконструкции. Оборудованное тремя цистернами, емкостью по семь тонн каждая, судно должно было принять топливо в Сеуте и затем отправиться в устье реки Гвадалквивир, где под предлогом строительства лодок для рыболовов была оборудована небольшая плавбаза. Здесь судно подлежало дооборудованию еще тремя или четырьмя цистернами, что довело бы его общую емкость до 40–50 тонн, и оно могло бы быть полезным для обеспечения нужд подводных лодок. Любопытным фактом, подтверждающим неподготовленность Гитлера к войне с Англией в 1939 году, явилось то, что многие немецкие торговые суда оказались в начале войны в нейтральных портах. В марте 1940 года, когда английская блокада обрела реальную силу, 222 судна общим водоизмещением 1 100 000 тонн находились в портах Европы, Китая и Японии, Восточной и Западной Африки, а также в Индийском океане. По мере того как потери союзников в судах возрастали, а нужда в них в Германии росла, эти суда становились все более и более ценными то ли в качестве призов для союзников, то ли в качестве потенциальных блокадопрорывателей (или актива, предназначаемого для продажи) для стран оси. В одной только Испании находилось 55 судов общим водоизмещением 219 500 тонн, часть из них — танкеры, которые Черчилль, тогда первый лорд адмиралтейства, мечтал захватить любыми средствами. Много энергии и бумаги было затрачено в комнате 39 на то, чтобы завладеть этими; судами на законном основании, не сделав при этом денежного подарка немцам.

В сентябре 1939 года к Годфри прибыл с визитом Дон Жуан Марч — банкир и промышленник, который сделал большое состояние, начав с малого, и был одним из богатейших людей, если не самым богатым, в Испании. Он заявил начальнику разведывательного управления ВМС, что помогал английской морской разведке в 1914–1918 годах и что надеется быть более полезным и теперь. Он объяснил, что поступает так потому, что восхищается английскими институтами и взглядами и не видит хорошего будущего ни для себя, ни для своей страны в случае, если Германия выиграет войну. Эта встреча положила начало ценному сотрудничеству Марча с Уайтхоллом, длившемуся на протяжении военных лет. Он был заинтересован в делах, связанных с нефтью и судоходством, и поэтому часто помогал посольству как посредством передачи ценной информации, так и своим влиянием на испанцев с целью убеждения их в том, что победа Англии совпадает с интересами их страны.

Теперь мы подходим, вероятно, к наиболее важной операции разведывательного управления ВМС в Испании, которая привела комнату 39 к временному союзу с новым управлением специальных операций.

Заманчиво добавить еще одно к тысяче «если», рассмотренных историками, задавшись вопросом: что произошло бы с планом операции «Торч» (высадка союзников в Северной Африке в ноябре 1942 года, явившаяся первым шагом на пути возвращения в Европу), если бы весной того же года части «коммандос» Маунтбэттена были использованы для уничтожения немецких и испанских наблюдательных постов в Гибралтарском проливе. Расположение этих постов было известно. Но не послужило бы нападение на них предлогом для вторжения Германии в Испанию и захвата ею воздушных и морских баз, которые она смогла бы использовать для действий в Атлантике и Средиземном море? Если так, то повлекло ли бы это за собой ответное вторжение англичан и американцев в Португалию и на острова Атлантики? Почти наверняка.

Сколько времени вынашивался этот гибралтарский план? После падения Франции деятельность немецкой агентуры в районе Гибралтара носила эпизодический характер, но в 1941 году усилия агентов стали более интенсивными: лишь в марте 1942 года на основе многочисленных донесений своих агентов и других источников комната 39 оказалась в состоянии представить подробную схему организации немецких наблюдательных постов на обеих сторонах Гибралтарского пролива и на острове Альборан, с которого поддерживалась прямая радиосвязь с Парижем и Берлином через Мадрид. Используя преимущественно ночное время суток и различные вводящие в заблуждение тактические приемы, англичане сохраняли в Гибралтаре сильные позиции в борьбе двух разведок, в которой участвовал сам Вильгельм Канарис (глава немецкой военной разведки). Немцы начали работы по созданию двух постов — одного на территории Испании (западнее залива Гибралтар), другого напротив (на побережье Африки), — с которых предполагалось использовать комбинацию инфракрасной и радиолокационной аппаратуры.

Адмиралтейство обсудило множество возможных вариантов использования противником этих постов. Но для принятия решения требовалась более подробная информация. Поэтому пришли к выводу о необходимости послать научного сотрудника с задачей более детального изучения постов и фотографирования их. Однако это нужно было обставить так, чтобы противник не мог догадаться, что мы знаем о его планах. На самом же деле приготовления противника были известны многим, так как прокладывались дороги, расчищались площадки, эвакуированным жителям выдавалась денежная компенсация.

Ведущую роль в организации противодействия немцам сыграл Флеминг. Он смог убедить начальника разведывательного управления в том, что управление планирования и начальники оперативных управлений полностью на его стороне. Очень важно было свести на нет действенность, как называл Флеминг, «тщательного и чрезвычайно опасного наблюдения», которое противник вел в Гибралтарском проливе. Даже осторожные сотрудники отдела внешних сношений адмиралтейства, которые выиграли большую часть поединков ВМС с министерством иностранных дел, считали, что дипломатические действия могут оказаться бесполезными. Первый лорд адмиралтейства (Александер) настаивал на разработке оперативного плана.

Убедить же адмиралтейство поставить всю проблему на рассмотрение комитета начальников штабов и, следовательно, военного кабинета удалось лишь председателю объединенного разведывательного комитета господину Кэвендиш-Бентинку.

19 мая комитет начальников штабов решил не прибегать к военным мерам. В данном случае, по-видимому, сыграл свою роль все тот же аргумент: существовала опасность того, что испанцы качнутся в сторону Германии из-за увеличения влияния на Франко его пронацистских министров, которые воспользуются вмешательством англичан для разжигания национализма. Министерство иностранных дел сумело доказать (впрочем, это хорошо понимало и разведывательное управление ВМС), что из-за своих экономических интересов Испания остерегалась раздражать англичан (а с 1941 года и американцев) тем, что она якобы «не замечала» злоупотреблений Германии испанским нейтралитетом. Итак, было решено, что посол снова попытается что-то предпринять.

Хор получил инструкцию 23 мая 1941 года. Он немедленно попросил о личной встрече с Франко, но не сообщил министру иностранных дел о целях этой встречи. Это вызвало тревогу в высокопоставленных кругах, и в тот же день Хора попросили прибыть в Прадо. Беседа длилась больше часа. Хор старался излагать свои мысли так, чтобы испанцы не чувствовали угрозы или ультиматума.

Франко утверждал, что англичане заблуждаются, так как принимают за что-то иное самые обычные испанские фортификационные работы.

Хор заявил, что, по его мнению, Франко, возможно, не информирован об истинном положении, и подчеркнул, что англичане располагают абсолютно достоверной информацией. Посол намекнул даже на то, что знает о немецком плане использования испанской военной формы техническим персоналом, обслуживающим наблюдательные посты, и высказал мысль, что нейтралитету Испании угрожает серьезная опасность. Хор указал также, что дефицитный бензин, поставка которого зависит от снисходительности англичан и американцев, должно быть, используется для строительных и транспортных операций в том месте, где создаются эти посты.

Генерал Франко обещал заняться этим вопросом лично и срочно все выяснить. Тремя днями позже испанский морской министр сообщил английскому военно-морскому атташе, что немцы предложили испанцам радиолокационную станцию для обучения, которую испанские военно-воздушные и сухопутные силы по глупости приняли, не подумав, к чему это может привести. Он, морской министр, конечно, считает, что от этого предложения нужно было отказаться. Министрам видов вооруженных сил и сенату все известно об этом деле, и влиятельные круги не хотят идти на риск, связанный с потерей нейтралитета.

Из немецких архивов теперь известно, что меньше чем через месяц после этих событий адмирал Канарис был принят Франко, который сообщил ему, что все работы на объектах должны быть прекращены, а немецкие агенты отозваны. Испанские наблюдатели и итальянские агенты, правда, оставались, по этими действиями был положен конец операции немцев, которая могла бы оказать влияние на всю средиземноморскую стратегию союзников. Отрадно также, что Канарис потерпел фиаско в поединке с английской разведкой в той самой стране, где, как он полагал, его репутация и влияние были самыми прочными.

Этот эпизод помог Годфри понять, что на его деятельность накладывает ограничения и создает препятствия как раз та самая объединенная система консультаций, которую он в свое время поддерживал с таким энтузиазмом.

Холл двадцать пять лет назад, конечно, смог найти и деньги, и людей, и авторитеты, чтобы справиться с угрозой в Гибралтаре. Начальник же разведывательного управления ВМС в 1942 году в своей двойной роли как член штаба ВМС, ответственный за разведку и контрразведку, мог только убеждать и настаивать на принятии мер. Но контрразведка это нечто такое, чем разведка руководить не могла.

Более того, Годфри натолкнулся на нежелание высокопоставленных лиц понять, почему аппаратура обнаружения в этом районе была чрезвычайно опасным оружием, а не только еще одной уловкой в войне умов. Если бы была допущена установка радиолокационных станций, то за ними последовали бы дальнобойные орудия, установленные на железнодорожных платформах для обстрела аэродрома в Гибралтаре. Следующими могли бы оказаться торпедные аппараты, используемые с берега. При эффективной системе донесений (например, следящей за движением кораблей оперативной группы «Н» или конвоев на Мальту) немецкие и итальянские подводные лодки, действующие из Бордо, могли бы заблокировать Средиземное море.

Использование разведывательных данных государственным аппаратом — дело деликатное, а иногда даже опасное. Бесполезно заявлять иностранному государству протест на основании достоверности своей информации, как это делал Хор, если нельзя подтвердить эту достоверность или хотя бы дать намек, достаточный, чтобы убедить другую сторону, что скрываемое ею уже известно. Но поступить так — значит пойти на риск раскрытия источников информации и, следовательно, нанесения серьезного ущерба собственной разведке.

Это было особенно справедливо в отношении Испании, где английские источники информации — как правило, антинацисты — могли рассматриваться (всего три года после гражданской войны) как антифранкисты. Показав слишком большую осведомленность в отношении происходящего в Испании, мы, несомненно, дали бы ей основание обвинить нас во вмешательстве в ее внутренние дела.

Как Испания на карте нависает над Гибралтарским проливом и Северной Африкой, так и Швеция смотрит вниз, на военно-морские базы и порты Северной Германии и на выходы из Балтики в Северное море, а вверх — на северные воды, которые обеспечивают России выход в Атлантику, к ее военным союзникам. Это была бы ключевая позиция для операций, если бы Швеция присоединилась к одной из противоборствующих сторон. Пока Швеция оставалась нейтральной, она являлась ключевой позицией и для сбора сведений не только о Германии и России, но и об оккупированной Европе. В пределах самого Балтийского моря торговый обмен мог продолжаться, так как английская блокада ему не мешала, хотя постановки мин английской авиацией вызывали некоторые трудности и приводили к нарушению сроков поставок. Вместе с товарами в ту и другую сторону шли сведения, а иногда и люди из Польши и Восточной Европы.

Капитан 1 ранга Дэнхэм организовал в Стокгольме обширную сеть для добывания сведений по военно-морским и общим военным вопросам. Его люди работали не только в дипломатических союзных миссиях (из которых норвежская миссия, руководимая полковником Рошером Ландом, была наиболее эффективной и имела тесный контакт со шведами), но и среди проанглийски настроенных лип. Эти мужчины и женщины иногда с большим риском для себя сообщали сведения, которыми они располагали благодаря своему служебному положению, в том числе о конструкции немецких кораблей, строительстве подводных лодок, военных перевозках, промышленных и научных разработках. Однако лишь изредка военно-морской атташе получал и доносил в Лондон ценную информацию, на основании которой можно было бы немедленно действовать. Например, своевременную информацию о планах немцев атаковать арктические конвои можно было получить только от шведского объединенного разведывательного управления или под благовидным предлогом из контрразведки. Начальники этих организаций были на редкость преданными своей стране людьми, и, хотя их лояльность к шведским интересам никогда не колебалась, они питали большую симпатию к Англии.

Перед изложением некоторых трудностей, возникавших из-за особого положения Швеции между Германией и Россией (особенно в период между 1939 и 1943 годами), необходимо объяснить истоки этих трудностей. В то время как шведский народ в целом не сочувствовал немцам и делал четкое различие между опытом своих взаимоотношений с немцами и отношением к нацистам, в офицерском корпусе имели место сильные симпатии к Берлину. Они проявились у многих высших чиновников в министерствах Стокгольма, но, к сожалению, наиболее явственно — среди адмиралов, и шведское военно-морское министерство сделало несколько глупых уступок немцам.

Дэнхэм, разумеется, знал об этом, и протесты, которые он выражал, давали двоякий результат: причастные к делу офицеры и чиновники были вынуждены прекратить действия, противоречащие нейтралитету, и это шло на пользу Англии. В то же время они чувствовали, что их авторитет подрывается, и что за их действиями следят. Понятно, что их взаимоотношения с Дэнхэмом из-за этого усложнялись.

Англичане прилагали мало усилий к тому, чтобы развивать добрососедские взаимоотношения со шведами в период между двумя войнами. Стокгольм рассматривался ими как вспомогательная миссия военно-морского атташе в Берлине, несмотря на тесные связи между шведским и вновь возрождающимся немецким военно-морскими флотами. Одного этого было достаточно, к тому же ВМС Англии создали дополнительные трудности своими действиями, вызвавшими отрицательную реакцию шведов. В июне 1940 года четыре шведских эсминца, следовавшие курсом в Швецию по согласованному маршруту, были перехвачены превосходящими силами английских ВМС и получили приказ следовать за ними в порт. Этот удар по чувству собственного достоинства шведского военно-морского флота долго не забывался. Как записал в то время в своем дневнике немецкий военно-морской атташе, «были заметны гнев или уныние — в зависимости от индивидуального темперамента». За этим последовали препятствия в отношении перевозивших руду конвоев Джорджа Бинни в Гётеборге (см. главу 12), разрешение немцам установить в районе Хельсингборга противолодочную сеть, чтобы воспрепятствовать проникновению на Балтику наших подводных лодок, эскортирование немецких транспортов в шведских территориальных водах и траление английских мин в нейтральных водах.

В случаях когда информация Дэнхэма использовалась с оперативными результатами, следовало ожидать протестов со стороны немцев. В седьмой главе уже описывалось, как сообщение из Стокгольма от 20 мая 1941 года положило начало охоте за «Бисмарком».

Немцы неистовствовали из-за использования донесения с «Готланда» и заявили серьезные протесты шведскому правительству и шведскому военно-морскому атташе в Берлине по поводу «поведения, противоречащего нейтралитету». Некоторые штабные офицеры предупредили Дэнхэма, уже не в первый раз, что он вмешивается в дела, которые не входят в «признанную сферу его интересов». Дэнхэм стал замечать, что за его передвижениями и личными контактами, которые были самым полезным средством получения информации, ведется пристальное наблюдение. В том году меры шведской полиции были не очень эффективны, но позднее они были усилены и стали угрожать уменьшением полезности Дэнхэма для Лондона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: