Пост слежения за движением подводных лодок 12 глава




Штаб руководства службой был бы создан в соответствии с характером деятельности ее сотрудников и работал бы при содействии старшего офицера английской службы специальной разведки, назначенного в Вашингтон для этой цели. «Эти американские офицеры в возрасте 40–50 лет должны обладать навыками наблюдения, анализа и оценки событий, быть честными, трезво мыслящими людьми, преданными своему служебному долгу, владеть иностранными языками и быть широко эрудированными. Отсутствие этих качеств, отмечал Флеминг, снизило бы ценность донесений и поставило бы под серьезную угрозу безопасность наших собственных представителей специальной разведывательной службы. Флеминг даже упомянул фамилии одного или двух офицеров, которых он встретил в разведывательном управлении военно-морского флота США.

Были высказаны и другие пути, благодаря которым нейтралитет США можно было бы использовать с пользой для нас. Надлежало начать разработку планов на случай возможности получения разведывательной информации так называемыми косвенными методами.

Принцип этих действий состоял, например, в том, что одним из лучших источников разведывательной информации о России в то время была Турция, а одним из лучших источников информации о немецких ВМС — Швеция. Если планировалось отозвать американских консулов и дипломатических представителей из стран оси, то следовало позаботиться о немедленной инфильтрации в эти страны офицеров разведки с паспортами граждан тех государств, на которых не окажет отрицательного воздействия разрыв американо-германских отношений.

Далее Флеминг дал умный политический совет. Он указал, что американская специальная разведывательная служба «должна находиться под покровительством сильного правительственного учреждения, и нужно любой ценой добиться того, чтобы она была вне политического влияния или контроля». Специальная разведывательная служба должна быть создана только на время войны. Она может взаимодействовать с ФБР, но ни в коем случае не контролироваться этой организацией, которая, как считал Флеминг, не уполномочена вести разведку и не в состоянии приспособиться к требуемому совершенно новому стратегическому образу мышления. В заключение Флеминг писал:

«Возможно, высшее руководство американской специальной разведывательной службой возьмет на себя президент, которому будет помогать исполнительный комитет в составе трех лиц, не являющихся политическими деятелями и освобожденными от всех других обязанностей.

В состав этого комитета могли бы войти представитель армии, представитель флота и представитель деловых кругов или промышленности».

Трудно сказать, в какой степени лично Флеминг «повинен» в той памятной записке, с которой Донован обратился к президенту. Конечно, он много поработал над ней в течение трех недель своего пребывания в Вашингтоне. Годфри сейчас считает, что он и Флеминг тогда переоценили свое влияние на Большого Билла и недооценили умелой подготовительной работы, проведенной Маленьким Биллом — Стефенсоном. Со всех точек зрения документ, в котором Донован представил свои предложения президенту (смотри ниже), по стилю резко отличался от того, который в то время поощрялся в разведывательном управлении ВМС Англии. Однако главные идеи легко различимы для всех, кто знаком с взглядами английской военно-морской разведки того времени, особенно с рекомендациями, касающимися психологической войны, которые адмиралтейство выдвинуло и осуществило раньше других видов вооруженных сил.

 

ПАМЯТНАЯ ЗАПИСКА ДОНОВАНА ПРЕЗИДЕНТУ

10 июня 1941 года

Без информации, на которую она может опереться, любая стратегия бесплодна. Точно так же информация бесполезна, если ее сбор не направляется умело к достижению определенной стратегической цели. Исход современной войны зависит от экономической базы — от снабжения сырьевыми материалами, мощности и производительности промышленности, масштабов сельскохозяйственного производства, а также от характера и надежности коммуникаций. Стратегические резервы предопределят мощь наступательного удара и прочность обороны. Сталь и бензин являются стратегическими резервами в той же мере, как люди и порох. Ширина фронта и глубина территории, занимаемой современной армией, требуют соответствующей глубины и разветвленности сети оперативных коммуникаций. «Глубина стратегии» зависит от «глубины вооружений».

Использование всех ресурсов страны, моральных и материальных, — вот что такое тотальная война. Предвидеть все, что касается мобилизации и использования этих ресурсов, — нелегкая задача. Генерал Бернарди говорит: «Мы должны попытаться путем правильного предвидения заранее определить развитие событий и добиться преимущества, которое наши противники не сумеют преодолеть на поле боя. Именно этого требует от нас будущее».

Хотя нам грозит непосредственная опасность, у нас нет эффективной службы для анализа, усвоения и оценки такой информации, которую мы могли бы получить (а в некоторых случаях уже получили) относительно намерений потенциальных противников, а также о размерах их экономических и военных ресурсов. Наш аппарат сбора информации слаб. Правда, мы имеем разведывательные органы в армии и на флоте. Можно предположить, что через эти органы наши вооруженные силы могут получить техническую информацию в мирное время, располагать текущей оперативной информацией во время войны, получать сведения о перемещениях войск противника. Однако эти органы в силу своей специфики не могут добывать той точной, полной и далеко идущей информации, без которой невозможно стратегическое перспективное планирование. А сейчас настал момент, когда нам необходим план действий на весну 1942 года.

В делах различных учреждений нашего правительства имеются разрозненные документы и памятные записки, касающиеся численности и состава сухопутных войск, военно-морских и военно-воздушных сил стран оси, а также их экономического потенциала. Если бы эти документы собрали вместе и всесторонне изучили тщательно отобранные специалисты, владеющие соответствующими иностранными языками, то можно было бы добиться очень ценных, а иногда решающих результатов.

Критический анализ этой информации сейчас так же важен для нашей программы снабжения, как если бы мы в действительности вели войну. Нельзя себе представить, чтобы Германия предприняла программу снабжения стоимостью 7 млрд. долларов, не изучив сначала во всех деталях производственные возможности своих действительных и потенциальных противников. Именно потому, что Германия поступает так, она демонстрирует такое мастерство в достижении внезапности и эффективности своих ударов. Даже если мы не будем участвовать в войне в большей степени, чем сейчас, и тогда для нас очень важно создать центральный орган по сбору информации о противнике.

Эта организация собирала бы сама или через существующие правительственные учреждения в США и за рубежом соответствующую информацию о потенциальных противниках, характере и численности их вооруженных сил, структуре экономики, важнейших каналах снабжения, моральном состоянии войск и населения, отношениях с соседними странами и союзниками.

Например, в области экономики имеется много средств, которые можно использовать в борьбе с противником. Однако в нашем правительстве эти средства распылены среди нескольких различных учреждений. Как и когда использовать их — важно не только для главнокомандующего, но и для каждого учреждения, для каждого вида вооруженных сил. Каждое правительственное учреждение, каждый вид вооруженных сил должны пользоваться одинаковой информацией в определении мер экономической войны.

Но в современной войне есть еще один элемент, то есть психологическое воздействие на моральный дух населения страны. В этом важная роль принадлежит радио. Использование радио как оружия, к которому эффективно прибегает Германия, должно совершенствоваться. Однако это возможно только в плановом порядке, а планирование зависит от наличия точной информации. Основываясь на такой информации, соответствующие организации могут предпринять необходимые действия.

Руководство деятельностью в интересах различных учреждений должно осуществляться координатором стратегической информации, подчиненным непосредственно президенту. Помогать координатору должен консультативный комитет, состоящий из директора ФБР, начальников разведывательных управлений армии и флота, а также соответствующих руководителей других заинтересованных правительственных учреждений и ведомств.

На прилагаемой схеме показаны распределение и взаимосвязь общих задач, которые должны быть возложены на соответствующие отделы. Большая часть сотрудников должна быть набрана из армии, флота и других правительственных учреждений. Из схемы видно, что предлагаемый центральный орган не заменяет ФБР, разведывательных управлений армии и флота или других учреждений и не посягает на порученные им задачи.

Основная цель службы стратегической информации — создать орган, с помощью которого президент как главнокомандующий и совет стратегического планирования при нем могли бы получить точную и полную информацию о противнике и на ее основе принимать оперативные военные решения.

(Подпись) Уильям Дж. Донован.

 

Когда после нападения Японии на Пирл-Харбор США вступили в войну, сотрудничество не только облегчилось, но и приобрело жизненно важное значение. Одной из первых реакций немцев на новую обстановку явилось перенацеливание сил подводного флота на действия в прибрежных водах США. Дениц справедливо рассчитывал, что американцы не готовы к таким действиям и не имеют средств борьбы с подводными лодками. Успех немцев был ошеломляющим, и стало очевидно, что изменение маршрутов движения судов и конвоев, которое практиковал оперативно-информационный центр в Лондоне, было единственной спасительной мерой в данной катастрофической обстановке до того времени, пока не будет усовершенствована система авиационного и морского обеспечения судоходства. Было решено направить капитана 3 ранга Роджера Уинна в Вашингтон с поручением убедить американцев принять такую же практику действий, которой пользовались мы, и начать плодотворное сотрудничество в использовании их собственных, наших и канадских разведывательных данных.

Вряд ли удивительно, что американцы не пожелали понять те преимущества, которые открывало наличие органа по сбору оперативной информации и которые адмиралтейство ощущало в течение последних пяти лет. Оперативные органы военно-морского министерства США были не в очень дружественных отношениях с разведывательным управлением. Уинн после прибытия в Вашингтон быстро понял, что английские методы проводки конвоев и слежения за движением подводных лодок могут быть приняты только в том случае, если отдел, ведающий этой деятельностью, будет находиться в составе оперативных, а не разведывательных органов. В оперативном посту разведывательного управления Уинн не увидел ничего, что имело бы действительно оперативное значение. По словам Уинна, никто «не понимал, что разведывательная информация о подводных лодках противника имела и стратегическое и тактическое назначение». Даже при таком способном и энергичном начальнике оперативно-разведывательного поста, как капитан 2 ранга Дайер, потребовались три дня горячих споров, чтобы определить прочную основу для сотрудничества. «Первоначально скептическое и критическое отношение» Дайера удалось преодолеть «путем признания, что английские методы обеспечивают успех лишь немногим в большей степени, чем счастливый шанс или закон средних величин».

После этого Уинну предстояло решить самую трудную задачу: привлечь на свою сторону начальника штаба контр-адмирала Эдвардса. Его считали человеком, любящим повелевать, и младшие офицеры побаивались адмирала. Когда Уинн первый раз объяснил Эдвардсу свои методы, адмирал заметил, что американцы должны учиться на своих собственных ошибках и что они имеют для этого достаточно много судов. Уинн возразил, что если не принять срочных мер и не сократить размеров потерь на американской стороне Атлантики, то вскоре судов не хватит. Во всяком случае, сказал Уинн, «мы очень озабочены вашим нежеланием сотрудничать и не хотим жертвовать нашими людьми и судами из-за вашей некомпетентности и упрямства».

Тогда Эдвардс заявил, что, по мнению многих офицеров, обнаружение подводной лодки — не больше чем счастливый шанс и офицеры не согласны с тактикой определения маршрутов конвоев в зависимости от позиций подводных лодок. Уинн сказал, что, по его мнению, ни один человек с таким опытом, как у Эдвардса, не станет разделять подобных взглядов, познакомившись с опытом, который накопило адмиралтейство за последние два с половиной года. Уинн намекнул, что Лондон поделится разведывательной информацией из специальных источников, если будет убежден, что с этой информацией будут обращаться надлежащим образом. Это заявление произвело благоприятный эффект.

Эдвардс пригласил Уинна в свой клуб, где «проверил способности» капитана 3 ранга на двух бокалах «адмиральского особого» коктейля. Закусив, они вернулись в кабинет Эдвардса в радужном и дружественном расположении духа. В присутствии Уинна адмирал вызвал старших офицеров своего штаба и заявил им, что, по его убеждению, необходимо создать пост слежения за движением подводных лодок противника. Эдвардс приказал офицерам немедленно принять нужные меры.

Затем Уинна принял адмирал Кинг. Он вел себя очень учтиво, внимательно выслушал Уинна и одобрил его предложения. Эдвардс, на которого все это произвело большое впечатление, посоветовал Уинну отправиться в Нью-Йорк и объяснить командующему восточным военно-морским округом, который испытывал серьезные трудности в борьбе с немецкими подводными лодками в подведомственном ему районе, что борьбой с подводными лодками следует руководить из Вашингтона в масштабе всей Атлантики, поскольку эту задачу больше нельзя рассматривать как задачу местного значения.

Уинн, которого строго предупредили в Лондоне и в английском посольстве, чтобы он не вмешивался в какие-либо внутренние споры американцев, запротестовал. Он сказал, что не может давать советов по такому важному вопросу и что это внутреннее дело американского командования. Контр-адмирал Эдвардс, ставший теперь одним из самых ярых поборников английских идей, настаивал, что без помощи Уинна ничего не добьешься.

Итак, Уинн отправился в Нью-Йорк. Ему дали ничего не значащее рекомендательное письмо, в котором говорилось, что он должен рассказать командованию восточного округа о новых методах обнаружения подводных лодок противника. Было известно, что командующий является близким другом адмирала Леги — советника президента по военно-морским делам. Если бы адмирал Кинг решил, что руководство обнаружением подводных лодок будет осуществляться из Вашингтона, вопрос пришлось бы рассматривать на самом высоком уровне.

Следует отметить, что в следующем году адмирал Эдвардс направил первому морскому лорду личную просьбу о том, чтобы Уинна снова командировали в Вашингтон. Паунд и Мур вызвали Уинна и спросили, зачем американцы приглашают его. Уинн ответил, что, насколько он может предположить, кто-то из руководителей торгового флота затрудняет работу поста слежения за движением подводных лодок, и поэтому требуется совет англичан, чтобы избавиться от этой помехи. Уинн отправился на борту «Куин Мэри» (американцы предлагали самолет) в США и снова испытал безопасность плавания одиночных судов, которые он так часто направлял в обход опасных зон.

Окончание истории англо-американского сотрудничества в области разведки относится к военным действиям на Тихом океане и дальнейшим событиям в Атлантике, а также к морским десантным операциям и рейдам, о которых речь пойдет ниже. К концу войны идея полного объединения усилий, которую Годфри выдвинул в 1940 году, была почти реализована, например, в штабе Эйзенхауэра. Однако по мере накопления американцами опыта и разработки ими собственных методов превосходство в материальных и людских ресурсах позволило им в некоторых аспектах обогнать своих учителей. Тем не менее, период обучения, особенно период совместного обучения в 1943–1944 годах, все еще сохраняется в памяти американских разведчиков.

 

Глава 11

Ум хорошо, а три лучше…

 

Теперь перейдем от рассмотрения работы оперативно-информационного центра к деятельности объединенного разведывательного комитета и начнем наше повествование с момента, когда адмиралтейство добилось тесного сотрудничества разведывательных и оперативных органов; в результате разведывательная информация, добываемая всеми тремя видами вооруженных сил и получаемая из других источников, клалась в основу стратегических планов военного кабинета и комитета начальников штабов. Цитадель на Молле (там находился оперативно-информационный центр, обслуживавший штаб ВМС) находилась в пяти минутах ходьбы от правительственных зданий на Грейт Джордж-стрит, где размещался объединенный разведывательный комитет, обслуживавший комитет начальников штабов. Однако разница в характере разведывательной деятельности этих двух органов была огромной. Если сотрудники первого из них заглядывали вперед лишь на несколько часов или может быть на несколько дней, которые требовались конвою, чтобы пройти из Галифакса в Ливерпуль или из Гибралтара на Мальту, то сотрудники второго, возглавляемые советником из министерства иностранных дел Виктором Кэвендиш-Бентинком, часто заглядывали вперед на несколько недель и месяцев, хотя иногда им приходилось выносить важные решения по срочным проблемам или неожиданно поступившей информации. В объединенном разведывательном комитете царил дух взаимодействия между отдельными видами вооруженных сил, какое только было возможно в те дни. А когда союзники перешли в наступление, комитету пришлось выдавать согласованные заключения по важнейшим стратегическим вопросам ведения войны, приемлемые для всех разведывательных служб. Нанесет ли Япония удар по Австралии и Новой Зеландии (январь 1942)? Что предпримет Германия для получения большего количества нефти (январь 1942)? Насколько вероятно вторжение японцев на Цейлон (март 1942)? Какова будет стратегия Германии в ближайшем году (июль 1942)?

Документ, отражающий взгляды на эти вопросы, имел важное значение, потому что предопределил занятие союзниками Северной Африки. Когда начнется обстрел южных районов Англии ракетами и беспилотными самолетами (осень 1943)? И так далее. В решении подобных вопросов три головы были лучше одной.

Предварительная работа по сбору разведывательной информации относительно таких проблем, обсуждение этой информации и составление выводов осуществлялись для объединенного разведывательного комитета (когда он полностью развернул свою деятельность) объединенным штабом (или подкомитетом), который состоял из старших офицеров и их помощников, представлявших начальников разведывательных управлений адмиралтейства, военного министерства, министерства авиации, а также министерства иностранных дел и министерства экономической войны. День за днем члены подкомитета терпеливо и всесторонне обсуждали какой-то вопрос (у их начальников времени для такого обсуждения не было), а когда достигалась договоренность, то требовалось еще в течение часа или двух убеждать начальников разведывательных управлений в правильности общих выводов и в том, что если начальник управления не соглашался, то он явно допускал ошибку. Поскольку начальники разведывательных управлений часто сталкивались с неблагоприятными выводами относительно действий руководителей данного вида вооруженных сил (выводы эти находили отражение в рассылаемых широкому кругу лиц документах), процесс этот не всегда был легким и приятным.

Однако с течением времени адмиралы, генералы и вице-маршалы авиации научились воздерживаться от оценки до того момента, когда капитаны 1 ранга, армейские полковники и полковники ВВС выработают общее мнение. Нет сомнения, что эта работа по совместной оценке разведывательной информации во многом ослабила межведомственное соперничество и создала предпосылки для объективного изучения и рассмотрения общих проблем. Немецким штабным органам и службам добиться этого так и не удалось.

Один из представителей военно-морской разведки в объединенном разведывательном штабе вспоминает, как какой-то документ, в котором было очень заинтересовано военное министерство, пришлось переделать, так как при обсуждении проекта этого документа отсутствовал представитель министерства экономической войны. Нужно было решить, будет ли развиваться немецкое наступление из южных районов России через Кавказ и Турцию к Среднему Востоку. Сделанные выводы казались разумными до тех пор, пока представители министерства экономической войны не указали, что все запасы угля для железных дорог Турции находятся у западной оконечности железнодорожной сети и поэтому недоступны для противника, продвигающегося с востока. Таким образом, все расчеты времени, имеющегося подвижного состава, а также предположения о работе одноколейной дороги и необходимости доставки угля из Центральной Европы оказались ошибочными. Нет, видимо, необходимости отмечать, что второй вариант документа содержал вывод, в корне отличающийся от выводов в первом варианте.

В работе комитета главный вид вооруженных сил был практически не более чем первым среди равных. Перед объединенным разведывательным комитетом и его вспомогательными органами редко вставал сугубо морской вопрос. Однако адмиралтейство внимательно следило за тем, чтобы в том или ином решении не упускались из вида такие вопросы, как абсолютная зависимость Великобритании в доставке нефти от морских коммуникаций и влияние, оказываемое планами десантных операций на количество эскортных кораблей, которые можно было бы при этом использовать для борьбы с подводными лодками противника. Оценка численности сил противника и его намерений, подписанная объединенным разведывательным комитетом, принималась комитетами начальников штабов в Лондоне и Вашингтоне всерьез и, несомненно, влияла на распределение ресурсов союзниками. Если, например, комитеты начальников штабов считали, что действия бомбардировочного командования нанесут серьезный ущерб моральному состоянию вооруженных сил и населению Германии, то попытки адмиралтейства получить большее число самолетов для авиации берегового командования или добиться признания первоочередности военно-морских объектов в числе задач бомбардировочного командования к успеху не приводили.

Таким образом, некоторые оценки военно-морской разведки могли быть сочтены представителями ВВС завышающими дальность действия японской авианосной авиации в Юго-Восточной Азии. Бывали такие случаи, когда практически все министерства и ведомства не соглашались с выводами комитета. Например, комитет по своей инициативе дал прогноз, согласно которому нападение Германии на Советский Союз должно было произойти в период между 20 и 25 июня.

Как заявил представитель ВМС в комитете (в то время капитан 1-го ранга Пэтон), «начальники разведывательных управлений и начальники штабов сочли нас сумасшедшими и лунатиками».

Представитель министерства иностранных дел Кэвендиш-Бентинк, председательствовавший на заседаниях объединенного разведывательного комитета, где присутствовали начальники разведывательных управлений видов вооруженных сил и их коллеги из других министерств, пишет:

 

«В начале 1941 года, в марте или в конце февраля, мое внимание привлекли сообщения из Польши о том, что немцы увеличивают длину взлетно-посадочных полос на аэродромах Польши и укрепляют их покрытие. Я подумал, что это вряд ли делается для нужд гражданского воздушного флота. Чуть позднее мы получили информацию о том, что немцы начали снова субсидировать антисоветские организации на Кавказе. Эти факты побудили меня предложить коллегам по объединенному разведывательному комитету, чтобы наш штаб занялся составлением доклада по вопросу о возможности нападения Германии на Советский Союз.

Доклад был составлен на основе различной информации помимо упомянутых двух фактов. Хорошо помню, как офицер, секретарь объединенного разведывательного комитета, заявил мне, что наш штаб сошел с ума, предсказывая, что немцы в скором времени нападут на Россию.

Когда я сказал ему, что предложение о подготовке доклада — моя инициатива, офицер бросил на меня презрительный взгляд (к таким взглядам я постепенно привык за период с 1939 по 1945 год). Насколько мне помнится, потребовалось некоторое время, чтобы убедить комитет начальников штабов в намерении немцев напасть на Россию.

Примерно 10 июня я провел около получаса в кабинете Антони Идена в министерстве иностранных дел».

 

Как же появился столь влиятельный орган? Сегодня объединенный разведывательный комитет является фактически хозяином английской разведывательной машины. Тридцать лет назад ему было меньше года от роду. В настоящее время даже тем, кто работал в комитете в тот первоначальный период, трудно понять, как можно было осуществлять военное планирование (не говоря уже об обсуждении внутренней и внешней политики) без какой-то «встречи умов», без какого-то фильтра, через который проходила бы вся информация, без какого-то процесса систематизации и обобщения данных. И все же это было так, пока не началась война. Тем или иным путем несогласованная информация из специальной разведки министерства иностранных дел, военных ведомств, из крупных газет доходила через секретариаты до более высокопоставленных лиц.

Однако такой неофициальной системе были присущи серьезные изъяны и недостатки. Слухи, распространяемые враждебной агентурой («одна старушка сказала»), доходили до высших инстанций вместе с донесениями из достоверных источников: информация о союзниках, например сведения о состоянии французской армии, была отрывочной, а иногда совершенно неправильной. В 1938 году не осуществлялось никакой проверки достоверности информации и сделанных из нее выводов. Не составлялось и общих обзоров по военным вопросам, таких, какие составлял объединенный разведывательный комитет пять лет спустя для комитета начальников штабов. Можно с уверенностью сказать, что без подобного контроля военный ум Англии был лишен в известной степени памяти и такого важного элемента, как логика. Умиротворение, что бы ни говорилось в защиту или против этой практики в политике, являлось прямым следствием неосведомленности, которая в свою очередь вызывалась состоянием разведки.

Идея о том, что для разведывательных органов необходим какой-то объединенный руководящий центр, родилась в комитете заместителей начальников штабов в 1935–1936 годах (впервые эта мысль была высказана в 1922 году комитетом по сокращению военных расходов, который возглавлял Черчилль). Рекомендация комитета рассматривалась комитетом имперской обороны, который предложил лишь, чтобы «взаимодействие между разведывательными органами видов вооруженных сил осуществлялось межведомственным разведывательным комитетом, состоящим из поименованных ниже лиц и проводящим свои заседания по просьбе одного из членов комитета». Членами комитета должны были стать заместитель начальника разведывательного управления ВМС, начальник первого отдела разведывательного управления генерального штаба и заместитель начальника разведки ВВС. Это предложение было принято, и 30 января 1936 года появился объединенный разведывательный комитет, являвшийся подкомитетом комитета имперской обороны.

Шесть месяцев спустя комитет начальников штабов разрешил расширить его функции, что открывало для объединенного разведывательного комитета возможность сотрудничества с объединенным комитетом планирования. В принципе это решение было отличным, хотя на практике в течение некоторого времени оно не осуществлялось. Идея, сводящаяся к тому, что разведывательные органы должны быть в курсе дел планирующих органов, была новой.

Затем настала пора «холодной войны» тридцатых годов, принесшая с собой страхи, угрозы, распространение слухов и ложной информации, вызывавшей тревогу и растерянность в высших сферах.

В апреле 1939 года по изложенным ниже причинам сочли необходимым создать информационный центр по обстановке, в состав которого вошли представитель министерства иностранных дел и начальники разведывательных управлений видов вооруженных сил.

Созданный центр должен был:

 

«Анализировать разведывательную информацию, поступающую из зарубежных источников, и составлять ежедневные разведывательные сводки с тем, чтобы любые экстренные меры могли основываться на самой достоверной и согласованной информации».

 

Эта необходимость в ежедневной готовности преодолела, кажется, и первоначальное нежелание начальников разведывательных управлений встречаться для совместной работы каждый день, и их стремление перепоручить взаимодействие своим заместителям. В июне 1939 года начальники разведывательных управлений предложили слить информационный центр по обстановке с объединенным разведывательным комитетом. Позднее был сделан окончательный шаг к консолидации объединенного разведывательного комитета: после начала войны было решено, что он будет постоянным рабочим органом, подчиненным комитету начальников штабов. Людям, которые сумели протолкнуть эту идею (среди них, конечно, Годфри и его предшественник контр-адмирал Трауп), принадлежит заслуга своевременного обеспечения Уайтхолла этим существенным преимуществом над немецкими и итальянскими разведывательными органами.

Типичным в деятельности объединенного разведывательного комитета в 1938 году был следующий случай. Незадолго до пасхальных праздников посланник в Берлине телеграфировал в министерство иностранных дел, что по сообщениям, которые он не в состоянии игнорировать, немецкие бомбардировщики могут подвергнуть внезапному нападению корабли Флота метрополии:

 

«Из достоверных источников мне стало известно, что три цитаты из речи в Вильгельмсхафене, приводимые в моей следующей телеграмме и опубликованные в вечернем выпуске газеты «Ангриф», полностью отражают взгляды Гитлера. Источник, поддерживающий контакт с военным министерством, заявил, что первым признаком немецких намерений, которые будут сохраняться в тайне до последнего момента, явится внезапное нападение на английский флот с целью нанесения сокрушительного удара. Не будет ни ультиматума, ни объявления войны. Официальные лица военного министерства заявляют, что Гитлер сам примет решение о времени действий и отдаст приказ без консультации с компетентными военными советниками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: