Опросник
Описание. Документ, задания которого представлены в виде вопросов (или утверждений) — открытых, закрытых, вопросов, предполагающих выбор одного или нескольких ответов и др.
Цель. Собрать информацию о работе/задании и отношении исполнителей к различным аспектам работы. Опросники позволяют выяснить, как исполнители оценивают уровень сложности и степень важности заданий или как часто им приходится выполнять эти задания. Целью опросника может быть обнаружение тех аспектов работы, которые вызывают неприязнь у исполнителей, или измерение профессионального и образовательного уровня работников, а также их мотивации.
Регистрация информации. Формат опросника сам по себе задает форму регистрации данных. Однако необходимо также подготовить формы для обработки и сопоставления результатов (например, для сравнения ответов разных категорий персонала). Ответы на открытые вопросы должны быть подвергнуты сканированию для выявления общих тем с последующей типовой регистрацией.
Уровень и характер исследования. Опросники применяются для изучения объектов тренинга на организационном и операционно-должностном уровнях в рамках реактивного или проактивного исследования.
Достоинства
• Производство и применение опросника не требуют больших затрат.
• Возможность охвата большого числа респондентов при условии разработки адекватной методики сопоставления результатов.
• Может быть использован на удаленных друг от друга подразделениях предприятия.
• Конструктивное оформление опросника обеспечивает удобство и быстроту работы респондента.
• Данные, полученные с помощью опросника, могут быть положены в основу интервью или серии интервью.
• Простота применения.
• Стандартный формат сбора данных.
Недостатки
• Невысокий процент заполняемости.
Приложение 1
• Нет гарантии, что вопросы охватывают все аспекты исследуемой работы.
• Вопросы могут быть сформулированы неоднозначно или быть неверно поняты респондентом.
• Данный инструмент не допускает гибкого применения.
• Ответы на открытые вопросы плохо поддаются стандартизации и количественному определению.
• Анализ результатов может требовать больших временных затрат.
• Для разработки валидного и надежного опросника необходимы специальные умения.
• Низкий процент заполняемости может вызвать искажение данных и выводов.
Прямое участие
Описание. Период времени, в течение которого исследователь выполняет задания и обязанности, возлагаемые на исполнителя работы.
Цель. Получить более ясное представление об изучаемой работе, особенно о тех заданиях, которые исполнитель не может объяснить на словах, и в тех случаях, когда вводятся новые процедуры, новое оборудование и т. п. и никто из исполнителей не имеет соответствующей квалификации или опыта работы.
Регистрация информации. Обстоятельства, в которых применяется техника прямого участия, зачастую делают невозможной заблаговременную разработку сколько-нибудь определенной схемы регистрации информации. Более-менее определенная форма чек-листа может быть подготовлена, только если объектом исследования является уже существующий вид работы. В отношении новых заданий и процедур анализ и регистрация информации могут производиться по ходу или после выполнения работы.
Уровень и характер исследования. Техника прямого участия используется главным образом на индивидуальном и операционно-должностном уровнях в рамках реактивного или проактивного исследования.
Достоинства
• Позволяет прочувствовать физические, социальные и психологи
ческие условия труда.
Методы сбора информации о проблемах исполнения...
327
• Позволяет прочувствовать трудные и неприятные аспекты работы.
• Исследователь может работать в том темпе, который необходим для лучшего понимания работы.
• Техника полезна для изучения работ с коротким циклом.
• Может быть использована для выборочного испытания заданий.
Недостатки
• Переживания и чувства исполнителей не обязательно совпадают с переживаниями и чувствами исследователя.
• Данные, полученные посредством прямого участия, могут быть неточными.
• В случае работ с длинным циклом исследователь не имеет возможности опробовать все задания.
• Техника неприменима в случае исследования комплексных заданий и тех видов работ, для выполнения которых необходимы длительная подготовка и «сноровка».
• Присутствие исследователя может повлиять на исполнителей и послужить причиной нехарактерных действий с их стороны.