Программа занятий выездной школы АПО
По истории искусств (МХК) для 8–10 классов
(19–28 апреля 2019 г.).
Тематика выездной школы: «Искусство XX века»
Дата | Занятие | Тема | Содержание |
19 апреля | Занятие №1 | Кинематограф XX века. Немецкий экспрессионизм. Постимпрессионизм | Вводная лекция о фильме и анализе кино. Просмотр фильма Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари» (71 мин). |
Занятие №2 | |||
20 апреля | Занятие №1 | Специфика искусства XX века. Искусство модерна | Специфика искусства XX века. Истоки формирования. Проблемы периодизации и терминологизации. Постимпрессионизм и влияние Сезанна. Модерн, мирискусники и «Русские сезоны» Дягилева. |
Занятие №2 | Искусство начала XX века | Экспрессионизм, фовизм. Искусство авангарда в России и за рубежом: экспрессивная абстракция, кубизм, лучизм, футуризм, конструктивизм, примитивизм, супрематизм. | |
Занятие №3 | Искусство начала XX века | Искусство авангарда в России и за рубежом: экспрессивная абстракция, кубизм, лучизм, футуризм, конструктивизм, примитивизм, супрематизм. | |
Занятие №4 | Искусство начала XX века | Ридинг-семинар по авангарду (Манифест футуризма Филиппо Томмазо Маринетти и глава 2.1 книги Германа Люббе «В ногу со временем»). | |
21 апреля | Занятие №1 | Искусство начала XX века | Мастер-класс по конструктивизму. |
Занятие №2 | Искусство начала XX века | Просмотр и обсуждение фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» (68 мин). | |
Занятие №3 | Искусство начала XX века | Обсуждение фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». | |
Занятие №4 | Практическое занятие | Ридинг-семинар по арт-рынку. | |
22 апреля | Занятие №1 | Искусство после Первой мировой войны | Дадаизм. Сюрреализм. Ар-деко. Абстрактный экспрессионизм. |
Занятие №2 | Практическое занятие | Создание дадаистских плакатов в технике коллажа. | |
Занятие №3 | Искусство после Первой мировой войны | Просмотр и обсуждение фильма Луиса Бунюэля «Андалузский пёс» (16 мин). | |
Занятие №4 | Практическое занятие | Игра в «Крокодила» по произведениям искусства. | |
23 апреля | Занятие №1 | Искусство накануне и после Второй мировой войны | Сталинский ампир и соцреализм. Явление всемирных выставок. |
Занятие №2 | Искусство накануне и после Второй мировой войны | История ГУЛАГа, Варлам Шаламов. Просмотр фильма Юрия Кары «Завтра была война» (89 мин). | |
Занятие №3 | Практическое занятие | Просмотр фильма Андрея Тарковского «Солярис» (169 мин). | |
Занятие №4 | Практическое занятие | Просмотр и обсуждение фильма Андрея Тарковского «Солярис». | |
24 апреля | Занятие №1 | Искусство 1960-х гг. | Искусство оттепели, суровый стиль и зарождение нонконформистского искусства. |
Занятие №2 | Искусство 1960-х гг. | Просмотр фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича» (175 мин). | |
Занятие №3 | Искусство 1960-х гг. | Просмотр и обсуждение фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича». | |
Занятие №4 | Архитектура модернизма и постмодернизма | Понятия «модернизм» и «постмодернизм» в архитектуре. Имена главных архитекторов, основные течения, архитектурные концепции. | |
25 апреля | Занятие №1 | Искусство 1970–1980-х гг. | Зарождение концептуализма и московский романтический концептуализм. Соц-арт и поп-арт: сходства и различия. |
Занятие №2 | Искусство 1970–1980-х гг. | Зарождение концептуализма и московский романтический концептуализм. Соц-арт и поп-арт: сходства и различия. | |
Занятие №3 | Виды современного искусства второй половины XX века | Перформанс, инсталляция, лэнд-арт, кинетическое искусство, оп-арт, акция, хэппенинг. | |
Занятие №4 | Практическое занятие | Мастер-класс по концептуализму. | |
26 апреля | Занятие №1 | Актуальное искусство | Искусство протеста: виды граффити и уличное искусство. Российский акционизм. Просмотр документального фильма Джона Рейса “Bomb It” (93 мин). |
Занятие №2 | Профессии в мире современного искусства | Лекция про кураторство. Ридинг-семинар по видам выставок (по третьей лекции «Грамматика выставки» из книги «Пять лекций о кураторстве» Виктора Мизиано). Примеры «авангардистских» выставок. | |
Занятие №3 | Современное искусство в российских регионах | Проблема взаимодействия центра и периферии, главные региональные культуртрегеры и область их деятельности на карте России, центры современного регионального искусства, художники, арт-группы и биеннале. | |
Занятие №4 | Современное искусство в российских регионах | Проблема взаимодействия центра и периферии, главные региональные культуртрегеры и область их деятельности на карте России, центры современного регионального искусства, художники, арт-группы и биеннале. | |
27 апреля | Занятие №1 | Практическое занятие | «Угадайка» по пройденному материалу. |
Занятие №2 | Практическое занятие | Просмотр документального фильма Мэттью Эйкерса и Джеффа Дюпре «Марина Абрамович: В присутствии художника» (106 мин). | |
Занятие №3 | Практическое занятие | Обсуждение фильма Мэттью Эйкерса и Джеффа Дюпре «Марина Абрамович: В присутствии художника». | |
Занятие №4 | Практическое занятие | Итоговая работа в группах. |
|