Работа с проблемными банками начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем устанавливается характер и причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия.
Признаками проблемности кредитных организаций можно подразделить на прямые и косвенные.
К прямым относятся:
- нарушение обязательных экономических нормативов и несоблюдение
резервных требований;
- резкие колебания остатков средств на корреспондентских счетах, особенно при условии, что минимальные остатки составляют критическую величину (близко к нулю);
- установление факторов грубых нарушений правил бухгалтерского учета, предоставление заведомо недостоверной отчетности, проведение рискованной кредитной и процентной политики;
- убыточная деятельность, включая необеспеченные собственными средствами вложения во внутреннюю инфраструктуру;
- выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка;
- отсутствие ежегодной аудиторской проверки деятельности банка;
- резкие изменения состава участников и руководства банка;
- негативная информация министерств и ведомств, граждан, средств массовой информации, жалобы клиентов на работу банка.
К косвенным признакам проблемности можно отнести:
- работу на высокорисковых и ненадежных рынках, которые имеют ограниченные перспективы развития;
- несбалансированность сроков привлечения и размещения средств;
- высокий удельный вес межбанковских кредитов в составе привлеченных банком ресурсов;
- агрессивную рекламу привлечения средств на условиях выше рыночных.
Среди арсенала мер воздействия Центрального банка на проблемные кредитные организации можно было бы выделить следующие меры стабилизационного характера:
|
а) совещания и консультации в надзорных органах, нацеленные на выработку путей преодоления финансовых трудностей;
б) принятие кредитной организацией письменных обязательств об устранении недостатков, исправление которых не предполагает вмешательство органов надзора в обычный режим банковской деятельности;
в) соглашение между кредитной организацией и банком России, которое заключается в целях преодоления более серьезных недостатков деятельности банка, когда адекватные шаги требуется предпринять немедленно, однако степень развития возникших проблем не угрожает платежеспособности банка;
г) письменное предупреждение банка России кредитной организации о выявленных недостатках и возможности применения мер воздействия;
д) предоставление банком России чрезвычайного (7 дней), ломбардного (90 дней) и других видов кредитов.
е) введение Временной администрации по управлению кредитной организацией для оценки реалистичности перспектив стабилизации деятельности или необходимости отзыва лицензии.
При присоединении проблемного банка к надежному банку Центральный банк РФ может создать на определенный срок режим наибольшего благоприятствования объединенной кредитной организации, включая:
а) предоставление кредита под залог ликвидных активов;
б) снижение норм отчислений в фонд обязательных резервов;
в) неприменение санкций за нарушение отдельных нормативов;
г) отсрочку погашения задолженности присоединенной кредитной
|
организации перед Банком России.
Меры административного характера - санкции:
а) штрафы;
б) предписания (распоряжение) об устранении недостатков и проведении мероприятий по финансовому оздоровлению;
в) предписание о замене руководства кредитной организации (филиала);
г) предписание о запрете на осуществление отдельных банковских операций;
д) предписание о запрете на открытие филиалов;
е) отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Таким образом, по данной главе можно сделать вывод, что воздействие ЦБ на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы;
2. Проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику;
3. Установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечения ликвидности банковских балансов.
Во всех крупных банках зарубежья уже давно существует отлично отлаженная, очень сложная система лимитирования активных операций на основе рейтинговой оценки банков, такая как CAMEL. На основании ее большинство банков рассчитывают лимиты на активные операции, управляют кредитными рисками на межбанковском рынке, происходит регулирование деятельности банков.
Работа с проблемными банками начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем устанавливается характер и причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия.