Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках




 

Правовое регулирование вопроса. Статьей 93.1 НК РФ должностным лицам налоговых органов, проводящим налоговую проверку, дано право истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) у контрагентов налогоплательщика или у иных лиц, располагающих необходимыми документами (информацией).

Когда налоговый орган может проводить мероприятия, предусмотренные ст. 93.1 НК РФ? Как следует из положений абз. 1 п. 1 ст. 93 НК РФ, данные мероприятия осуществляют должностные лица налоговых органов, проводящие налоговую проверку. Кроме того, абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ установлено, что истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Как сказано в п. 2 ст. 93.1 НК РФ, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников данной сделки или у иных лиц, располагающих информацией о ней.

Что же касается вопроса истребования документов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ вне рамок налоговой проверки, как отмечают судьи, истребование документов, являясь одним из мероприятий налогового контроля, может быть осуществлено налоговым органом в рамках налоговой проверки и за ее пределами (постановления ФАС ВВО от 25.03.2010 N А31-6931/2009, ФАС ДВО от 07.05.2010 N Ф03-2114/2010).

Порядок истребования документов. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

Форма такого поручения утверждена Приказом ФНС РФ N ММ-3-06/338@ (приложение 6).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать сделку.

Приложением 3 к Приказу ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ утвержден Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов.

Сроки направления поручения и представления документов. Статьей 93.1 НК РФ предусмотрены следующие сроки исполнения данного мероприятия налогового контроля:

- в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации) (п. 4);

- лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией) (п. 5).

Как и ст. 93, ст. 93.1 НК РФ предусмотрена возможность продления срока представления документов.

Ответственность за непредставление документов в соответствии со ст. 93.1 НК РФ. Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Данной статьей установлено, что неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб. Следует отметить, что до вступления в силу Закона N 229-ФЗ ответственность за правонарушения, предусмотренные ст. 129.1 НК РФ, составляла 1000 и 5000 руб. соответственно.

К сведению: в п. 12 ст. 10 Закона N 229-ФЗ говорится, что налоговые санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ (то есть до 02.09.2010), взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого закона. А из пункта 13 Закона N 229-ФЗ следует, что если ч. 1 НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу этого закона, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ (до 02.09.2010), применяется ответственность, установленная ч. 1 НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ). Взыскание ранее примененных налоговых санкций за данное правонарушение со дня вступления в силу Закона N 229-ФЗ может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение ч. 1 НК РФ (в ред. Закона N 229-ФЗ).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: