Киев 60-х глазами Жака Дюпакье




  • Apr. 8th, 2010 at 2:44 PM


luckywalrus

Не так давно рунет открыл для себя архив фотографий французского ученого, путешественника, публициста Жака Дюпакье. Являясь членом общества "Франция-СССР", он любил путешествовать по Советскому Союзу. В 1956 г. он посетил Москву, Ленинград и Ташкент по линии общества "Франция-СССР", поскольку работал в тот момент над энциклопедией о СССР и других странах соцлагеря. Его воспоминания об этих путешествиях и сегодня позволяют нам взглянуть на наше прошлое другими глазами. Так, в своих интервью Жак Дюпакье неоднократно отмечал, что такой СВОБОДЫкак в 1956 г., в СССР не было даже во времена Горбачева!

За французской делегацией не было никакого полицейского контроля, сам Дюпакье отрывался от группы и часами бродил в полном одиночестве по улицам Ленинграда (он немного знал тогда русский и мог спросить дорогу). Сам Дюпакье объясняет этот феномен следующим образом. Французы прибыли в Москву в конце августа-сентябре 1956 г. В этот момент, по утверждению Дюпакье, советское общество переживало моральную катастрофу после доклада Хрущева на 20-м съезде. "Никто уже не знал, что можно, а что нельзя", "Я делал всё, что хотел, и это было особенно захватывающим", утверждает Дюпакье. Он снимал пьяных, валяющихся на центральных улицах Москвы, и милиция, вопреки ожиданию самого Дюпакье, даже не пыталась ему помешать или отнять пленку.

Таким образом, в снимках Дюпакье мы можем видеть не только глянцевую сторону нашей истории, но и посмотреть на тот мир глазами обычного прохожего, хотя и иностранного туриста.

В Киев Жак Дюпакье попал уже в 1965 году во время автомобильного турне по городам СССР. Глядя на его снимки можно увидеть то, что и как в Киеве изменилось с тех пор, проследить по фотографиям отголоски дней вчерашних и предтечу дней сегодняшних.

Итак, вперед? Смотреть фотографии?..


Софиевская площадь по уровню зелени напоминает сегодняшние парки и скверы, хотя сама Софиевка выглядит не так парадно как сейчас.

 


Площадь Калинина много уютней нынешнего Майдана. Обращает на себя внимание здание в левой части кадра: вместо него позже построят здание ЦК Профсоюзов из стекла и бетона и наш, киевский "бигбен". Да и смычка улиц Михайловской, Софиевской и Малой Житомирской (они тогда носили имена Постышева, Парижской Коммуны) выглядит совсем не так, как сегодня

 


Московский универмаг по тем временам - глубокая окраина. На этом снимке обращает на себя внимание праобраз нынешних "бигбордов" и "ситилайтов". Замысловатый стенд около дороги "хвастается" успехами отечественной химической промышленности

 


Новостройки. Страна переселялась из послевоенных бараков в первые, еще кирпичные "хрущевки". Похоже на улицу Ванды Василевской, но я боюсь ошибиться. Просто умиляют аккуратненькие деревянные изгороди, клумбы у подъездов. И скромный "автопарк" жителей - Москвич и еще одна машина под чехлом

 


Вид с днепровских круч на строящийся "левый берег": будущую Русановку, Березняки и, уже городскую, Никольскую слободку. Домов еще совсем немного, активно формируется рельеф и намываются площади для будущего строительства. В левом углу кадра видны трубы Дарницкого Шелкового комбината и завода, который тогда называли "Тысячный".

 


Подол и его окрестности. Хотя, окрестностей еще нет - на месте будущих Петровки, Оболони, Минского... озера, поля, заливные луга и леса. Хорошо видны сооружения ТЭЦ-2 (некогда Киевской районной электростанции - КРЭС) 30-х годов постройки)

 

Днепр играл большую роль в жизни в послевоенного Киева. Он был и незаменимой транспортной артерией, по которой перевозились промышленные грузы и важным узлом пассажирских перевозок, ведь левобережная часть города постепенно развивалась, а мостов было совсем немного. Судя по фотографиям, дошедшим до нас, эта активная водная жизнь поразила французского путешественника. Посмотрим и мы на то, как складывались отношения киевлян и их главной водной артерии. Тем более, что многое из того, что видно на этих снимках уже давно стало историей.


В створы еще только строящегося моста Метро мирно расходятся груженая баржа и пассажирский рейсовый теплоход. На заднем плане виден красавец Мост им. Патона - единственный автомобильный мост, связывающий правый и левый берег тогдашнего Киева.

 


Красавица "Ракета" - одна из первых представительниц "крылатого" флота. На заднем плане видна Днепровская набережная, еще не заковання в бетон и станция метро "Днепр". У перрона стоит состав из трех вагонов - больше тогда и не нужно было;-). Ну и, конечно же, купола вечной Лавры...

 


Главный речные ворота Днепра - Киевский речной вокзал еще только построен, но тут всегда многолюдно. Кто-то приезжает, кто-то уезжает или просто коротает время до отправления, рассказывая друг другу истории и анекдоты

 


А эта станция попроще, зато называется громко и красиво: Динамо-Спартак. Вообще же, водными маршртутами тогда связывались и окрестные села (Выгуровщина, Осокорки) и объекты общественного значения

 

Водный транспорт тех времен тоже был достаточно разнообразен и киевляне по-обыкновению придумывали ему прозвища. Этот теплоходик, например - типичный "лапоть". Такие суденышки довольно долго ходили по Днепру: в 90-х я ездил на таком на устье Десны.

 


Общий вид на заводи Труханового острова. Видна "парковка" (РОП) с моторными лодками и катерами, принадлежащими "частникам". На заднем плане - строящиеся дома "новой" Воскресенской слободки перемежаются с уютными хатками "старой". Жилмассивы "Воскресенка", "Радужный" - еще только на столах проектировщиков, а "Троещина" - еще даже и не планируется.

 


Пляж на Трахановом острове. В левом углу видна Парашютная вышка. Мимо берега деловито чешет "бычок" - небольшой катерок с автомобильным (как правило) двигателем.

 


Рыбацкая лодка на выходе из какой-то днепровской затоки.

 


Дачники возвращаются домой на "водной маршрутке" - небольшой лодке, присособленной для перевозки пассажиров.

 


Целая флотилия малого речного флота на приколе около днепровского песчаного берега. Наверное, не случайно так много мальчишек 60-х мечтали стать капитанами;-)

 


На одном из оборудованных киевских пляжей.

 

Tags:

  • История,
  • Киев
  • 2 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Link

if (window.Adf) { window.Adf.banner.showScroll_b('ban_100x240', {'puid3': '','puid4': 'NO','puid21': 'NO','puid10': 'NO','puid14': 'NO','puid1': '','puid6': 'JOURNAL','puid15': 'ENTRY','pct': 'a','puid16': '','puid7': '','p1': 'bryhu','puid9': 'luckywalrus','p2': 'fcuz','puid2': 'ENTRY','puid35': '','puid8': ''},{'begun-block-id': 410692232,'begun-auto-pad': 294385258}); } Надоела реклама? Купите платный аккаунт!

Comments

(2 comments — Leave a comment)

agritura

Dec. 30th, 2013 06:00 pm (UTC)

Спасибо за подписи фотографий, я не все сама узнала - речной вокзал, например. Так интересно видеть частный сектор на месте нынешних районов. Когда я в школе училась, один мой одноклассник в частном секторе жил, на Левобережке, где сейчас Выставочный центр и "Новус".

И мне тоже нравится "заросший" Киев - намного уютнее и приятнее.

Link | Reply | Thread

lsvkiev

Nov. 18th, 2014 03:54 pm (UTC)

Это не Ванды Василевской новостройки, это Батыева Гора.

Link | Reply | Thread

(2 comments — Leave a comment)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: