Особенности синтаксической структуры речевых высказываний




В процессе порождения отдельного речевого высказыва­ния (в соответствии с моделью А.А. Леонтьева и Т.В. Рябо­вой) важное место занимают такие этапы: 1) создание внут­ренней схемы, глубинно-семантической структуры выска­зывания; 2) оформление этой глубинно-семантической струк­туры с помощью средств языка в поверхностную структуру предложения.

На этапе глубинного синтаксирования высказывания осу­ществляются анализ элементов ситуации, выделение среди них значимых и существенных, определение характера их связей. На этом этапе выделяются субъект (деятель), дей­ствие (предикат), объект действия, орудие действия, место действия, пространственно-временные характеристики и т.д. Построение глубинно-семантической структуры высказыва­ния осуществляется на доязыковом уровне. На этом этапе происходит создание смысловой программы будущего вы­сказывания.

Глубинно-семантическая структура высказывания пред­ставляет собой структуру, состоящую из предиката (сказуе­мого) и актантов (участников ситуации, обозначенной пре­дикатом).

Можно выделить следующие основные глубинно-семан­тические отношения:

1. субъектное — отношение между субъектом и предика­
том (между деятелем и действием);

2. объектное — отношение между действием и объектом
действия;

3. локативное — отношение между действием и местом
действия;

4. временное — отношение между действием и временем
действия;

5. инструментальное — отношение между действием и
орудием действия;

6. атрибутивное — отношение, выявляющее свойства
субъекта или объекта, и др.

В речевом высказывании отражаются представления ре­бенка о структуре ситуации (понимание смысла ситуации). Ситуация обозначается организованным речевым высказы­ванием сначала на глубинном, затем на поверхностном уров­не, в устной или письменной речи. Организация глубинно-семантической структуры будущего высказывания во мно­гом определяет содержание и поверхностную структуру ре­чевого высказывания. Однако между ними не существует прямого наложения и полной обусловленности поверхност­ной структуры глубинно-семантической структурой.

У умственно отсталых детей отмечается фрагментарность, структурная неоформленность предложений, пропуск глав­ных членов предложения (В лесу; Купаются). Это свидетель­ствует о том, что у них нарушена первичная семантическая организация речевого высказывания. Причем в ряде случа­ев нарушения глубинно-семантической структуры высказы­вания проявляются при достаточной сформированности мор­фологической системы языка, отсутствии аграмматизмов во внешней речи, правильном выборе форм слова (дети пра­вильно согласовывают отдельные слова предложения, пра­вильно употребляют предлоги, падежные окончания).

В процессе речевого развития выделяются три типа пре­дикации: 1) констатация факта действительности; 2) конста­тация действия; 3) выражение некоторого качества.

Анализ речевых высказываний умственно отсталых детей показывает, что они легко используют 1-й и 2-й типы пре­дикации. Они правильно дают названия деятеля, действия. Однако лишь в единичных случаях у них отмечается 3-й тип предикации (выражение некоторого качества).

Фрагментарность высказываний умственно отсталых де­
тей обусловлена нерасчлененностью образа воспринимаемой
предметной ситуации, выделением из нее лишь одного эле­
мента. Фрагментарные высказывания соответствуют нерас­
члененному образу ситуации, они как бы представляют со­
бой ее часть. Умственно отсталый школьник первого класса
выделяет лишь отдельные элементы ситуации (название
субъекта или название действия), но не устанавливает соот­
ветствия между ними.

У умственно отсталых школьников первого класса наблю­даются речевые высказывания следующей семантической структуры: 1) субъект — предикат (Грач прилетел), 2) субъ­ект — предикат — объект (Девочка рвет цветы), 3) субъект — предикат — место действия (Кошка влезла на дерево).

Во втором -классе появляются предложения, включаю­щие четыре семантических компонента и более (Ворона клю­нула кошку в нос; Птичка принесла корм птенцам).

С точки зрения поверхностной структуры наиболее рас­пространенными в первом и втором классе являются пред­ложения из 3—4 слов. У школьников второго класса встреча­ются предложения из 6—10 и более слов, но их количество незначительно.

Увеличение длины предложения происходит за счет пе­речисления событий, объединения предложений с помощью интонации и союза и (Кошка влезла на дерево, грач увидел и полетел, и клюнул кошку).

Средняя длина предложений умственно отсталых школь­ников 1-2 классов не превышает объема кратковременной памяти 7 ± 2. Они используют элементарные типы предло­жений, иногда структурно построенные неправильно. Наи­более сложным для умственно отсталых детей является упот­ребление сложноподчиненных предложений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: