Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения




В процессе логопедической работы над формированием структуры предложения необходимо учитывать этапы фор­мирования умственных действий, выделенные П.Я. Гальпе­риным (формирование действия во внешнем, в речевом, во внутреннем планах).

При построении детьми предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Согласно те­ории поэтапного формирования умственных действий, на начальном этапе работы над предложением необходимо ма­териализовать структуру речевого высказывания. Графичес­кие схемы с помощью значков и стрелок помогают симво­лизировать предметы и отношения между ними. В дальней­шем графическая схема интериоризируется, т.е. переносит­ся из внешнего плана во внутренний, умственный план, заменяется внутренней схемой высказывания.

Первоначально детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам) на материале 1—2 предложений. Например, предлагается картинка, на которой нарисована идущая девочка. С помощью вопросов определяется субъект (кто?), предикат (что делает?). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Логопед уточняет, что слово, которое обозначает предмет и отвечает на вопрос кто или что?, будем обозначать кружком, а слово, которое обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?, будем обозначать стрелочкой. Фишки соотносятся с предметом и действием, изображен­ными на картинке. Дети выкладывают схему предложения под картинкой, составляют предложение.

 

Затем те же фишки соотносятся с изображениями на дру­гих картинках (кошка спит, мальчик рисует, девочка умы­вается). К каждой картинке с опорой на фишки дети со­ставляют предложение самостоятельно.

В дальнейшем предлагаются различные графические схе­мы предложений: из двух элементов ((Девочка умывается), из трех элементов (Мальчик гладит собаку; Девочка рвет цве­ты), из четырех элементов (Девочка гладит платье утюгом; Книга лежит на столе) и др.

Можно использовать следующую систему обозначений:

С ] субъект /\ объект локатив —^. предикатV атрибут

Рекомендуются следующие виды заданий с использова­нием графической схемы:

1) подбор предложений к данной графической схеме;

2) запись предложений под соответствующей схемой;

3) самостоятельное придумывание предложений по дан­
ной графической схеме;

4) составление обобщенного представления о значении
предложений, соответствующих одной графической схеме.
Предложения Девочка бежит, Мальчик рисует можно свес­
ти к одному обобщенному: Кто-то что-то делает (выпол­
няет какое-то действие).

На основе обобщенного представления о предложении в дальнейшем даются задания придумать аналогичные предло­жения. Например, предлагается составить предложение из двух слов, в котором кто-то выполняет какое-то действие.

После усвоения обобщенного значения нескольких струк­тур предложения рекомендуется выбрать предложения, име­ющие одинаковое (сходное) с данным значение. Напри­мер, среди предложений: Девочка читает книгу; Мальчик ловит бабочку; Девочка гладит платье утюгом; Дети ката­ются на горке; Мальчик рисует дом просят указать только те предложения, которые сходны по значению и структуре с предложением Девочка рвет цветы.

Используются и такие виды заданий, как ответы на воп­росы, самостоятельное составление предложений.

Рекомендуется следующая последовательность формиро­вания глубинной структуры высказываний: 1) субъект — пре­дикат (Кошка лежит), 2) субъект — предикат — объект (Девоч ка рвет цветы), 3) субъект — предикат — локатив (На столе стоит ваза), 4) субъект — предикат — объект — объект (Девоч­ка гладит платье утюгом; Дедушка дает коньки внуку) и др.

В процессе логопедической работы по формированию структуры предложения большое значение имеет использо­вание картинок. С целью развития представлений о глубин­но-семантической структуре предложения необходимо рабо­тать над смысловым содержанием ситуации, изображенной на картинке. Детей учат выделять субъект действия (по воп­росу кто это? что это?), объект действия и отноше­ния между ними. Важно научить детей строить предикатив­ное высказывание, т.е. прежде всего определять отношения между изображенными на картинке предметами. В этом плане полезно задание составить предложение с помощью слов, обозначающих предметы. Такое задание способствует актуализации предикатов. Например, предлагается придумать предложения со словами: девочка, платье, утюг; корова, мо­локо; заяц, морковь.

Задание можно модифицировать:

1. Логопед показывает предметы на картинке в определен­
ной последовательности и называет их, а дети придумывают
предложение.

2. Логопед только показывает предметы на картинке, а
дети придумывают предложение.

3. Логопед только называет слова, обозначающие пред­
меты (без использования картинки), а дети придумывают
различные предложения.

Логопедическая работа по формированию поверхностной структуры предложения должна учитывать последовательность овладения различными типами предложения в онтогенезе. В связи с этим она проводится в следующем порядке:

1. Двусоставные предложения (подлежащее — сказуемое),
включающие существительное + глагол 3 лица настоящего
времени (Дерево растет).

2. Другие двусоставные предложения (Это дом; Дом боль­
шой).

3. Распространенное предложение из 3—4 слов:

а) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение (Де­
вочка моет куклу);

б) подлежащее — сказуемое —прямое дополнение —
косвенное дополнение (дательный падеж существитель­
ного), например: Бабушка дает ленту внучке;

в) подлежащее — сказуемое — прямое дополнение —
косвенное дополнение (творительный падеж со значением орудия действия), например: Девочка рисует дом ка­рандашом;

г) подлежащее — сказуемое — обстоятельство места
(предложно-падежная конструкция), например: В лесу ра­
стут грибы;

д) подлежащее — сказуемое — обстоятельство места,
времени, образа действия, выраженное наречием (Солн­
це светит ярко).

Чрезвычайно полезной является работа по распростране­нию предложения с помощью слов, обозначающих призна­ки предмета (Бабушка дает внучке ленту; Бабушка дает внуч­ке красную ленту).

Формирование структуры предложения осуществляется в тес­ной связи с развитием словоизменения и словообразования.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: