Основные параметры федерального бюджета РФ в 2011 году




 

Характерная особенность федерального бюджета РФ в 2011году – это восстановление принципов трехлетнего бюджетного планирования, изменение классификации расходов федерального бюджета, усиление программно-целевого подхода при формировании бюджетных расходов.

Динамика снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП с 17,4 % в 2010 году до 16,8 % в 2013 году обусловлена уменьшением объемов нефтегазовых доходов, что свидетельствует как о сохранении зависимости федерального бюджета от нефтегазовых доходов, так и о необходимости реализации системных и последовательных мер, направленных на диверсификацию и развитие доходного потенциала федерального бюджета.

Предусматривается рост расходов федерального бюджета в номинальном выражении в 2011 году - на 4,2 %, в 2012 году - на 5,4%, в 2013 году - на 8,3 %. В реальном выражении общий объем расходов по сравнению с предыдущим периодом в 2011 году снизится на 2,7 %, в 2012 году - на 1,4 %, в 2013 году вырастет на 2,3 %.

В 2011 году более двух третей расходов федерального бюджета предполагается осуществить по разделам «Социальная политика» (5,8 % ВВП), «Национальная экономика» (3,5 % ВВП), «Национальная оборона» (3 % ВВП), «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (2,4 % ВВП).

Расходы на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов увеличатся с 2 432,8 млрд. рублей в 2011 году до 2 899,7 млрд. рублей в 2013 году, в том числе на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации - с 875,9 млрд. рублей, до 1 084,4 млрд. рублей, что свидетельствует о возрастающей зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов от трансфертов из федерального бюджета.

Проект федерального бюджета на 2011 - 2013 годы сформирован с дефицитом, который планируется сократить с 5,3 % ВВП в 2010 году до 2,9 % ВВП в 2013 году.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются выпуск государственных ценных бумаг для размещения на внутреннем рынке и средства от приватизации. В 2011 году также предусматривается использовать все средства Резервного фонда. При этом около трети вновь привлекаемых средств предусматривается направить на погашение имеющейся задолженности.

Государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 года увеличится по сравнению с началом 2010 года в 3,45 раза и составит 11,1 трлн. рублей, или 18 % ВВП. Доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 79 %.

Расходы федерального бюджета по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» увеличатся с 280,3 млрд. рублей в 2010 году до 600,7 млрд. рублей в 2013 году, или более чем в 2 раза. Объем указанных расходов значительно превысит расходы на образование, здравоохранение, межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований общего характера, а также по другим важнейшим бюджетным расходам.

Основными рисками, которые могут оказать негативное влияние на исполнение федерального бюджета в 2011-2013 годах, являются:

· риски снижения мировых цен на нефть и другие товары традиционного российского экспорта ниже прогнозируемых параметров, а также риски укрепления курса рубля к доллару США и евро, что может повлечь снижение доходов федерального бюджета;

· риски необеспечения поступлений средств от приватизации в запланированных объемах для финансирования дефицита федерального бюджета;

· риски повышения уровня инфляции, что повлечет сокращение бюджетных расходов в реальном выражении;

· риски неэффективного расходования бюджетных средств.

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных Счетной палатой, анализ проекта федерального бюджета, а также сравнительный анализ бюджетов стран «семерки», БРИК, СНГ позволяют сделать вывод о том, что в 2011 - 2013 годах существенных резервов сокращения бюджетных расходов практически нет. В то же время существуют значительные резервы и необходимость повышения эффективности использования выделяемых бюджетных средств, развития доходного потенциала бюджетной системы Российской Федерации.

По мнению Счетной палаты, назрела острая необходимость наряду с реализацией Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года в подготовке и реализации специальной программы Правительства Российской Федерации по развитию доходного потенциала бюджетной системы Российской Федерации в объемах, позволяющих обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации.

Формирование федерального бюджета на 2011 - 2013 годы осуществлено на основании федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и на основании Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Анализ прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и законопроекта позволяет сделать вывод о том, что разработанный проект федерального бюджета в целом соответствует основным положениям Бюджетного послания.

Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации в 2008 - 2009 годах и на 2010-2013 годы представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Основные параметры бюджетной системы в 2010 году

и на 2011-2013 годы

 

  2010 год 2011 год (прогноз) 2012 год (прогноз) 2013 год (прогноз)
млрд. рублей доля в ВВП, % млрд. рублей доля в ВВП, % млрд. рублей доля в ВВП, % млрд. рублей доля в ВВП, %
Доходы бюджетной системы 14 978,8 33,2 17 520,1 34,8 19 025,0 34,0 20 538,7 33,2
в том числе: федерального бюджета 7 860,9 17,4 8 844,6 17,6 9 503,5 17,0 10 379,9 16,8
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 4 808,5 10,6 5 238,3 10,3 5 804,8 10,4 6 374,3 11,2
государственных внебюджетных фондов 2 182,4 4,8 3 057,6 6,0 3 345,5 6,0 3 695,6 11,4
территориальных фондов обязательного медицинского страхования 127,0 0,3 379,6 0,7 371,2 0,7 88,9 0,1
Расходы бюджетной системы 17 801,6 39,4 19 620,3 38,9 21 033,0 37,6 22 462,9 36,3
в том числе: федерального бюджета   10 232,8   22,7   10 658,6   21,2   11237,9   20,1   12 175,6   19,7
консолидированных бюджетов субъектов РФ   6 267,8   13,9   6 469,7   12,8   6 722,7   12,0   7 021,7   11,3
государственных внебюджетных фондов   4 705,7   10,4   5 394,4   10,7   5 904,9   10,5   6213,1   10,0
территориальных фондов обязательного меди-цинского страхования     502,8     1,1     789,7     1,6     850,2     1,5     915,4     1,5
Дефицит (профицит) бюджетной системы   -2 822,8   -6,2   -2 100,2   -4,1   -2 008,0   -3,6   -1 924,2   -3,1
в том числе: федерального бюджета   -2 371,9   -5,3   -1 814,0   -3,6   -1 734,4   -3,1   -1 795,7   -2,9

 

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 - 2013 годы характеризуется снижением доходов с 34,8 % до 33,2 % ВВП, общего объема расходов - с 38,9 % до 36,3 % ВВП и дефицита - с 4,1 % до 3,1 % ВВП.

По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2011 году доходы бюджетной системы по отношению к ВВП увеличены на 2,7 процентного пункта, в 2012 году - на 3,1 процентного пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 2,3 и 3,5 процентного пункта соответственно. При этом дефицит бюджетной системы в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,4 процентного пункта и основном обусловлен дефицитом федерального бюджета, который составит в 2011 году 3,6 % ВВП, в 2012 году - 3,1 % ВВП, в 2013 году-2,9% ВВП.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 - 2013 годы представлены в таблице 3.

 

Таблица 3.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

 

Наименование 2010 год 2011 год (прогноз) 2012 год (прогноз) 2013 год (прогноз)
млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП
Источники финансирования дефицита, в том числе:     2 371,9     5,3     1 814,0     3,6     1 734,4     зд     1 795,7     2,9
Резервный фонд 1 419,3 3,2 284,4 0,6        
Фонд национального благосостояния   2,5   0,0   5,0   0,0   7,5   0,0   10,0   0,0
Иные источники финансирования федерального бюджета     950,1     2,1     1 524,6     3,0     1 726,9     зд     1 785,7     2,9

 

При этом планируется привлечение значительного объема финансовых ресурсов с внутреннего финансового рынка: в 2011 году - 1 709,9 млрд. рублей, в 2012 году - 2 023,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2 101,9 млрд. рублей. Объем планируемых заимствований на 2011 - 2013 годы беспрецедентен для российского рынка внутреннего государственного долга он превысит в 2013 году фактические объемы размещения облигаций федерального займа 2009 года (515,9 млрд. рублей) более чем в 4 раза.

Как отмечено в Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2011 - 2013 годы, размещения в крупных объемах на внутреннем рынке пока возможны только на короткие сроки (3 - 5, максимум 10 лет), а выпуск более долгосрочных инструментов будет сопряжен с высокой премией за риск и ограничен в объемах.

В 2011 - 2013 годах предусматривается размещение на внутреннем рынке базовых выпусков государственных ценных бумаг сравнительно крупных объемов со сроками обращения от 1 до 5 лет и 10 лет. Планируемая доходность в 2011 году по краткосрочным инструментам составит до 4,5 - 5,5 %, по среднесрочным и долгосрочным инструментам - до 6 - 7,5 % и до 8 - 8,5 % соответственно. При достижении планируемой доходности предусматривается размещать новые выпуски облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом и государственных сберегательных облигаций.

В качестве одного из основных источников финансирования дефицита федерального бюджета запланированы средства от приватизации крупных госкомпаний и банков в 2011 году в сумме 298 млрд. рублей, в 2012 году - в сумме 276,1 млрд. рублей, в 2013 году - в сумме 309,4 млрд. рублей. Данные поступления увеличены по сравнению по сравнению с 2010 годом более чем в 44,2 раза, а по сравнению с 2009 годом - более чем в 158 раз. По мнению Счетной палаты, существуют риски, связанные с поступлением средств от приватизации в запланированных объемах.

Таким образом, в структуре источников финансирования дефицита федерального бюджета заемные средства (сальдо по государственным ценным бумагам, номинированным в рублях) и средства от приватизации составят в 2011 году 90,3 %, а к 2013 году увеличатся до 99,9 %, средства Фонда национального благосостояния - 0,3 %, 0,4 %, 0,5 % соответственно. Средства Резервного фонда в 2011 году будут использованы полностью.

В результате государственный долг Российской Федерации увеличится по сравнению с началом 2010 года в 3,45 раза и составит к началу 2014 года 11 170,3 млрд. рублей, или 18 % ВВП, в том числе внутренний - 8 826,3 млрд. рублей, или 14,2 % ВВП, внешний - 2 344,0 млрд. рублей (75,6 млрд. долларов США), или 3,8 % ВВП. Наблюдается превышение предельного значения показателя ликвидности бюджета (10%), который характеризует отношение расходов по обслуживанию и погашению долга к доходам федерального бюджета, который составит в 2011 году 10 % и в 2013 году - 12,4 % (табл. 4).

 

Таблица 4.

 

Динамика государственного долга Российской Федерации

(в абсолютных размерах и относительно ВВП)

  1.1.2010 1.1.2011 1.1.2112 1.1.2013 1.1.2014 Изменения 2013 к 2010
Государственный долг, всего млрд. рублей 3 233,1 5 316,7 6 844,7 8 976,8 11 170,3 5853,6
% к ВВП 8,3 11,8 13,6      
Государственный внутренний долг, млрд. рублей 2 094,7 3 726,7 5 148,4 6 976,4 8 826,3 5 099,6
% к ВВП 5,4 8,3 10,2 12,5 14,2  
Государственный внешний долг, млрд. рублей 1 138,4 1 590,0 1 696,3 2 000,4 2 344,0 754,0
% к ВВП 2,9 3,5 3,4 3,5 3,8  

 

В результате роста объемов заимствований в 2011 - 2013 годах предусмотрено существенное увеличение бюджетных ассигнований федерального бюджета на обслуживание государственного долга, которые в 2013 году составят 600,7 млрд. рублей, или около 1 % ВВП и 4,9 % общей суммы расходов, что больше расходов на образование (519,4 млрд. рублей), здравоохранение (432,9 млрд. рублей), межбюджетные трансферты (442,4 млрд. рублей). Таким образом, расходы на обслуживание государственного долга в 2013 году будут превышать аналогичный показатель 2010 года в 2 раза, а за 3 года общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на обслуживание государственного долга, составит 1 509,0 млрд. рублей.

По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4 % в год, а дефицит федерального бюджета будет удерживаться на относительно безопасном уровне до 3 % ВВП, то к 2020 году государственный долг может достигнуть 33 % ВВП против сложившихся в настоящее время 10 % ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3 - 4 % ВВП.

Усиливаются риски обеспечения сбалансированности федерального бюджета следующих бюджетных циклов, поскольку в случае сохранения сложившихся пропорций с доходами и расходами федерального бюджета покрытие его дефицита в долгосрочной перспективе может осуществляться или за счет дальнейшего наращивания заимствований, или за счет реализации комплексных мер по увеличению доходов федерального бюджета и оптимизации расходов.

Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируется в 2011 году в сумме 296,7 млрд. рублей, или 0,6 % ВВП, с постепенным снижением до 136 млрд. рублей, или до 0,2 % ВВП, в 2013 году. В 2004 - 2007 годах консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в целом были исполнены с профицитом. В 2008 году дефицит составил 0,13 % ВВП, в 2010 году ожидается его увеличение до 0,9 % ВВП.

Основными источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются использование остатков денежных средств на счетах региональных бюджетов, привлечение кредитов федерального бюджета и банков, выпуск государственных облигаций (табл. 5).

Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих банков оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 923,9 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - в сумме 827,1 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - в сумме 700,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - в сумме 597,4 млрд. рублей.

 

Таблица 5.

 

Основные показатели по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации (млрд. рублей)

 

Показатели   Темп роста к 2009 % 2011 прогноз Темп роста к 2010 % прогноз Темп роста к 2011 % 2013 прогноз Темп роста к 2012 %
Доходы, всего 6144,8 103,7 6 497,8 105,6 6 828,4 105,1 7 337,6 107,5
в том числе: налоговые и неналоговые доходы     4 811,4     108,4     5 238,3     108,8     5 804,8     110,8     6 374,3     109,8
межбюджетные трансферты   1 333,4   89,6   1 259,5   94,4   1 023,6   81,3   963,3   94,2
Расходы, всего 6 562,4 114,5 6 794,5 103,5 7106,2 104,6 7 473,6 105,2
Дефицит -147,6 126,9 -296,7 71,0 -277,8 93,6 -136 48,9

 

Анализ оценки основных показателей консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2010 год и прогнозных показателей на очередной бюджетный период свидетельствуют о положительной динамике доходной части бюджетов и снижении их дефицита. Кроме того, предусматривается рост собственной доходной базы субъектов Российской Федерации темпами, опережающими увеличение расходов в 2011 году на 5,3 процентного пункта, в 2012 году - на 6,2 процентного пункта, в 2013 году - на 4,6 процентного пункта. Поэтому исполнение расходных обязательств в очередном бюджетном цикле в значительной степени будет зависеть от собственных доходов субъектов Российской Федерации.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: