Рассмотрим исполнение федерального бюджета РФ по доходам по состоянию на 1 сентября 2011 года.
Рассмотрим динамику доходов федерального бюджета РФ в 2011 году в разрезе фактического исполнения и прогнозируемого значения (рис. 1).
Рис. 1. Динамика доходов федерального бюджета РФ
По предварительной оценке исполнение основных показателей федерального бюджета на 1 сентября 2011 года составило:
- объем поступивших доходов – 7220,2 млрд. рублей, или 70% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;
- кассовое исполнение расходов составило 7 трлн. 123,39 млрд. руб. (64,6% к общему объему расходов, утвержденному законом о бюджете).
- профицит федерального бюджета РФ за январь-сентябрь 2011г. составил 1 трлн. 87,7 млрд. руб., или 2,8% от валового внутреннего продукта (ВВП). При этом за сентябрь 2011 года профицит бюджета составил 299 млрд. руб., или 5,9% от ВВП за указанный месяц.
По данным Минфина, за первое полугодие 2011г. профицит федерального бюджета РФ составил 703,5 млрд. руб., или 2,9% ВВП, за июль 2011 г. - 52,7 млрд. руб. (1,2% ВВП), за август - 32,4 млрд. руб. (0,7% ВВП)[17].
Первичный профицит федерального бюджета РФ за 9 месяцев 2011г. составил 1 трлн. 303,17 млрд. руб., или 3,4% от ВВП[18].
Основные поступления в доходную часть бюджета – это поступления от внешнеэкономической деятельности, налоги и сборы за пользование природными ресурсами и налоги на товары, реализуемые на территории РФ (табл. 6, рис. 2).
Таблица 6.
Структура доходов федерального бюджета в 2011 году. Фактическое исполнение по состоянию на 01.09.2011
Виды доходов | млрд. руб. | % к ВВП |
Всего доходов | 7 220,2 | |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | 2 810,6 | 38,9 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1 310,2 | 18,1 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 298,2 | |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ | 950,4 | 13,2 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 327,9 | 4,5 |
Прочее | 523,0 | 7,3 |
Отобразим для наглядности в диаграмме структуру доходов федерального бюджета на 1 сентября 2011 года.
|
Рис. 2. Структура доходов федерального бюджета в 2011 году.
Фактическое исполнение по состоянию на 01.09.2011
Федеральной налоговой службой за январь-сентябрь 2011г. перечислены доходы в федеральный бюджет РФ в сумме 3 трлн. 333,82 млрд. руб., или 80,1% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2011г.; Федеральной таможенной службой - в сумме 4 трлн. 188,59 млрд. руб. (77,2% к прогнозным значениям); Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - в сумме 97,52 млрд. руб. (91,7%).
Другими федеральными органами за январь-сентябрь 2011г. перечислены доходы в сумме 591,14 млрд. руб., или 97,4% к прогнозным показателям доходов на 2011г. Доходы без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составили 375,62 млрд. руб. (78,7% к прогнозным значениям)[19].
Рассмотрим динамику исполнения доходов федерального бюджета по месяцам (табл. 7).
Таблица 7.
Динамика исполнения доходов по месяцам (2009-2011гг.)[20]
Дата | Исполнено с начала года, млрд. руб. | Исполнено за период, млрд. руб. | Темп роста, % к соотв. периоду | Темп роста, % к пред. периоду |
2011 год | ||||
январь | 804,86 | 804,86 | 109,12 | 92,28 |
февраль | 1 505,61 | 700,75 | 122,77 | 87,07 |
март | 2 392,78 | 887,17 | 137,22 | 126,60 |
апрель | 3 339,69 | 946,91 | 142,74 | 106,73 |
май | 4 200,04 | 860,34 | 149,00 | 90,86 |
июнь | 5 306,37 | 1 106,33 | 137,91 | 128,59 |
июль | 6 233,83 | 927,46 | 140,40 | 83,83 |
август | 7 220,20 | 986,37 | 153,63 | 106,35 |
2010 год | ||||
январь | 737,56 | 737,56 | 95,54 | 82,79 |
февраль | 1 308,33 | 570,77 | 127,32 | 77,39 |
март | 1 954,89 | 646,55 | 126,17 | 113,28 |
апрель | 2 618,27 | 663,39 | 135,73 | 102,60 |
май | 3 195,67 | 577,40 | 137,48 | 87,04 |
июнь | 3 997,87 | 802,19 | 151,15 | 138,93 |
июль | 4 658,44 | 660,57 | 104,25 | 82,35 |
август | 5 300,46 | 642,03 | 76,43 | 97,19 |
сентябрь | 6 008,63 | 708,16 | 151,11 | 110,30 |
октябрь | 6 721,54 | 712,91 | 105,90 | 100,67 |
ноябрь | 7 431,67 | 710,13 | 107,88 | 99,61 |
декабрь | 8 303,84 | 872,17 | 97,90 | 122,82 |
2009 год | ||||
январь | 771,98 | 771,98 | 111,67 | 126,40 |
февраль | 1 220,27 | 448,28 | 71,02 | 58,07 |
март | 1 732,69 | 512,42 | 83,98 | 114,31 |
апрель | 2 221,44 | 488,75 | 44,76 | 95,38 |
май | 2 641,42 | 419,98 | 62,16 | 85,93 |
июнь | 3 172,16 | 530,74 | 79,15 | 126,37 |
июль | 3 805,78 | 633,62 | 48,51 | 119,39 |
август | 4 645,78 | 840,00 | 115,43 | 132,57 |
сентябрь | 5 114,42 | 468,64 | 62,38 | 55,79 |
октябрь | 5 787,63 | 673,21 | 71,84 | 143,65 |
ноябрь | 6 445,91 | 658,28 | 115,37 | 97,78 |
декабрь | 7 336,77 | 890,86 | 145,86 | 135,33 |
|
Таким образом, рассмотрев исполнение федерального бюджета по доходам за 2009-2011 годы на 1 сентября можно сказать, что в 2011 году темп роста к соответствующему периоду предыдущего года составил 153,63%, тогда как в 2010 году он равнялся 76,43%, а в 2009 году – 115,43%.
Согласно действующей редакции закона о федеральном бюджете на 2011-2013гг., дефицит федерального бюджета РФ по итогам 2011г. запланирован на уровне 1,3% от ВВП. Однако в соответствии с готовящимися к рассмотрению в Госдуме поправками в закон о бюджете, по итогам 2011г. федеральный бюджет будет исполнен без дефицита - бюджетные доходы будут равны расходам.
|
Заключение
В результате изучения материалов данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:
- Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.;
- Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.
- Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.
- Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.
Бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) и является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Рассмотрев исполнение Федеральнго бюджета РФ по доходам, можно сказать, что профицит федерального бюджета РФ за январь-сентябрь 2011г. составил 1 трлн 87,7 млрд руб., или 2,8% от валового внутреннего продукта (ВВП).
За январь-сентябрь 2011г. в федеральный бюджет поступили доходы на сумму 8 трлн 211,07 млрд руб., или 79,7% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному законом «О федеральном бюджете на 2011г. и на плановый период 2012г. и 2013г.». Кассовое исполнение расходов составило 7 трлн 123,39 млрд руб. (64,6% к общему объему расходов, утвержденному законом о бюджете).
Первичный профицит федерального бюджета РФ за 9 месяцев 2011г. составил 1 трлн 303,17 млрд руб., или 3,4% от ВВП.
Федеральной налоговой службой за январь-сентябрь 2011г. перечислены доходы в федеральный бюджет РФ в сумме 3 трлн 333,82 млрд руб., или 80,1% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2011г.; Федеральной таможенной службой - в сумме 4 трлн 188,59 млрд руб. (77,2% к прогнозным значениям); Федеральным агентством по управлению государственным имуществом - в сумме 97,52 млрд руб. (91,7%).
Другими федеральными органами за январь-сентябрь 2011г. перечислены доходы в сумме 591,14 млрд руб., или 97,4% к прогнозным показателям доходов на 2011г. Доходы без учета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составили 375,62 млрд руб. (78,7% к прогнозным значениям).
Список использованной литературы
Нормативная литература
1. Конституция РФ. ст. 106, п. а). – М.: ИНФРА – 2009.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2010.
3. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». //Российская газета, 2010. - № 34.
4. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2003.
Учебно-методическая литература
5. Акперов И.Г. и др. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: Учеб. пособие / И.А. Коноплева, С.П. Головач. – М.: Финансы и статистика, 2002.
6. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации // Дашков и К˚, 2007.
7. Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ВЗФЭИ, 2006.
8. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.
9. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского. М.: ЮНИТИ, 2009.
10. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие /Л.Г. Баранова, О.В.Врублевская и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2005.
11. Гикиш Л.В. Финансы/ Л.В.Гикиш.- Таганрог: МАУП, 2003.- 92 с.
12. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы/Г.М.Гукасьян.- Москва: ИНФРА-М, 2006.
13. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. – СПб.: Питер, 2010.
14. Крохина Основы казначейской системы // Финансы, 2006. - № 11.
15. Кудрин А.Л. О проекте бюджета // Финансы 2011, - №7.
16. Налоги и налогообложение/ Т.Ф.Юткина. – М.: ИНФРА-М, 2006.
17. Нестеренко Т.Г. Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации // Финансы. – 2004. - № 3.
18. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. Учебное пособие для вузов. – М.: Дашков и К`, 2006.
19. Федоров В.В. Переход на казначейскую систему исполнения обязательств местного бюджета // БиНО: Бюджетные учреждения. – 2009.- № 4.
20. Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.- С. 234.
21. Финансы, денежная обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2005.- С. 164.
22. Финансы: Учебное пособие/ 2-е изд., перераб. и доп./С.Ф.Федулова. – М.: КНОРУС, 2005.
23. Шагжиева Т.С. Дискуссионные вопросы содержания понятия «исполнение бюджета» // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2009. - № 18.
Интернет-ресурсы
24. https://ecsocman.edu.ru/db/msg/24022.html (федеральный образовательный портал)
25. https://info.minfin.ru/kons_doh_isp.php (сайт Министерства финансов)
26. https://www.roskazna.ru/ (сайт федерального казначейства)
[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2010.
[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2010. – С. 4.
[3] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.- С. 14.
[4] Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: Финансы и статистика, 2002.- С. 234.
[5] Финансы, денежная обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2005.- С. 164.
[6] Налоги и налогообложение/ Т.Ф.Юткина. – М.: ИНФРА-М, 2006.- С. 51.
[7] Финансы: Учебное пособие/ 2-е изд., перераб. и доп./С.Ф.Федулова. – М.: КНОРУС, 2005.- С. 51.
[8] Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2010. – гл. 5.
[9] Конституция РФ. ст. 106, п. а). – М.: ИНФРА – М; 2009г.
[10] Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.В. Романовского. М.: Юрайт, 2003.
[11] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.- С. 69.
[12] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2003.- С. 76.
[13]Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского. М.: ЮНИТИ, 2009. – С. 125.
[14] https://ecsocman.edu.ru/db/msg/24022.html (федеральный образовательный портал)
[15] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов / под ред. М.В. Романовского. М.: ЮНИТИ, 2009. – С. 212.
[16] Там же. – С. 234.
[17] https://info.minfin.ru/kons_doh_isp.php
[18] Там же.
[19] https://www.roskazna.ru/
[20] Там же.