Государственный бюджет – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона[9]; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Он является важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.
Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.
К основным показателям государственного бюджета относятся[10]:
1. Доходы;
2. Официальные трансферты;
3. Расходы;
4. Кредитование минус погашение (чистое кредитование);
5. Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит).
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих статей: доходной и расходной.
Доходная статья – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства.
Расходная статья – показывает, куда (на какие цели) направляются государственные деньги.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Доходы подразделяются на текущие и капитальные.К текущим доходам относятся налоговые и неналоговые поступления.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства[11]. Можно выделить следующие виды налоговых доходов:
· Налоги на прибыль (доход), прирост капитала
· Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы
· Налоги на совокупный доход
· Налоги на имущество
· Платежи за пользование природными ресурсами
· Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
· Прочие налоги, пошлины и сборы
К неналоговым доходам относятся:
· доходы от продажи или иного использования государственного или муниципального имущества;
· доходы от платных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
· доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд и др.
Налоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.
Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией, в которой открыт счет по учету доходов бюджета, операции по зачислению денежных средств на счет казначейства.
Участниками процесса формирования доходной части федерального бюджета являются:
· налогоплательщики, обеспечивающие перечисление налогов и платежей;
· коммерческие банки и учреждения Центрального банка РФ, осуществляющие безналичные расчеты между плательщиками и получателями средств;
· органы казначейства, обеспечивающие получение и учет поступивших налогов и платежей;
· органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, регулирующие отношения между плательщиками и получателями по возврату и зачету налогов и платежей из федерального бюджета.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач.
Официальные трансферты – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репарации), полученные от других учреждении государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций.
Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению[12].
Основанием для расходов является закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета – величина планируемая, то расходная часть формируется расчетно и при исполнении полностью зависит от доходов.
Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономики по следующим принципам:,
· территориальный – расходы для субъектов Российской Федерации;
· отраслевой – расходы министерств и ведомств;
· функциональный – расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы. Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:
– обеспечение функционирования законодательных, представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, а также их территориальных органов;
– функционирование федеральной судебной системы;
– осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
– национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
– государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
– государственная поддержка атомной энергетики;
– фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
– исследование и использование космического пространства;
– обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
– реализация решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
– осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
– финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и др.
· Финансирование отдельных видов расходов может проводиться из бюджетов разных уровней. Распределение и закрепление расходов между бюджетами осуществляются по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Это могут быть расходы на:
– государственную поддержку отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и др.;
– обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности, социальной защиты населения, охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов;
– прочие цели, находящиеся в совместном ведении.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по ведомственному признаку.
Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и правительства.
Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета детализирует направления финансирования по целевым статьям и по прямым получателям средств[13].
В общем случае, расходы бюджета подразделяются на две группы:
1. Бюджет текущих расходов
2. Бюджет развития, куда включаются расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников. Сокращение может производиться только по защищенным статьям.
Структура расходов Государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.
Очевидно, что величина государственного бюджета, как и его структура, для каждой страны индивидуальна (табл. 1)[14].
Таблица 1.
Примерная структура бюджетных расходов и доходов
Примерная структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в Государственном бюджете стран с рыночной экономикой | % |
Расходы | |
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. | 40-50 |
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ. | 10-20 |
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам. | 10-20 |
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и др. | 5-10 |
Платежи по государственному долгу | 7-8 |
Доходы | |
Налоги (в т.ч. акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) | 75-85 |
Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли | 5-8 |
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы. | 10-12 |
Правительство любой страны старается сделать так, чтобы расходная статья равнялась доходной.
Функции государственного бюджета
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через мобилизационную, распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства, второй – использование их с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; третья позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются[15].
Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.
Мобилизационная функция состоит в аккумулировании в руках государства ресурсов, необходимых для выполнения его функций в рыночной экономике.
Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений[16].