Структура и функции государственного бюджета




Государственный бюджет – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона[9]; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации. Он является важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного государства. Именно он обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и перераспределения национального дохода между субъектами федерации, входящими в состав России, а также между экономическими районами.

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

К основным показателям государственного бюджета отно­сятся[10]:

1. Доходы;

2. Официальные трансферты;

3. Расходы;

4. Кредитование минус погашение (чистое кредитование);

5. Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение рас­ходов над доходами (дефицит).

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих статей: доходной и расходной.

Доходная статья – показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства.

Расходная статья – показывает, куда (на какие цели) направляются государственные деньги.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возни­кающие у государства с предприятиями, организациями и граж­данами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Доходы подразделяются на теку­щие и капитальные.К текущим доходам относятся налоговые и неналого­вые поступления.

Экономическая сущность налогов характеризуется денеж­ными отношениями, складывающимися у государства с юридичес­кими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства[11]. Можно выделить следующие виды налоговых доходов:

· Налоги на прибыль (доход), прирост капитала

· Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

· Налоги на совокупный доход

· Налоги на имущество

· Платежи за пользование природными ресурсами

· Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

· Прочие налоги, пошлины и сборы

К неналоговым доходам относятся:

· доходы от продажи или иного использования государственного или муниципального имущества;

· доходы от платных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

· доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд и др.

Налоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией, в которой открыт счет по учету доходов бюджета, операции по зачислению денежных средств на счет казначейства.

Участниками процесса формирования доходной части федерального бюджета являются:

· налогоплательщики, обеспечивающие перечисление налогов и платежей;

· коммерческие банки и учреждения Центрального банка РФ, осуществляющие безналичные расчеты между плательщиками и получателями средств;

· органы казначейства, обеспечивающие получение и учет поступивших налогов и платежей;

· органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, регулирующие отношения между плательщиками и получателями по возврату и зачету налогов и платежей из федерального бюджета.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят от системы и методов хозяйствова­ния, а также от решаемых обществом экономических задач.

Официальные трансферты – это безвоз­мездные, невозвратные, необязательные поступления (имеющие нерегу­лярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, да­рений, репарации), полученные от других учреждении государственного уп­равления (отечественных и зарубежных) или международных организаций.

Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денеж­ных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению[12].

Основанием для расходов является закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета – величина планируемая, то расходная часть формируется расчетно и при исполнении полностью зависит от доходов.

Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономики по следующим принципам:,

· территориальный – расходы для субъектов Российской Федерации;

· отраслевой – расходы министерств и ведомств;

· функциональный – расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы. Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

– обеспечение функционирования законодательных, представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, а также их территориальных органов;

– функционирование федеральной судебной системы;

– осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

– национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

– государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

– государственная поддержка атомной энергетики;

– фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

– исследование и использование космического пространства;

– обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

– реализация решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

– осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

– финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и др.

· Финансирование отдельных видов расходов может проводиться из бюджетов разных уровней. Распределение и закрепление расходов между бюджетами осуществляются по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Это могут быть расходы на:

– государственную поддержку отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и др.;

– обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности, социальной защиты населения, охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов;

– прочие цели, находящиеся в совместном ведении.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

В ведомственной классификации расходы бюджета группируются по ведомственному признаку.

Первым уровнем ведомственной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Этот перечень содержит 168 адресов. Выделены все федеральные министерства и наиболее важные ведомства. Кроме того, в качестве самостоятельных организационных компонентов показаны органы законодательной, судебной власти и исполнительный аппарат Президента и правительства.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень ведомственной классификации и отражает финан­сирование по конкретным направлениям деятельности прямых получа­телей средств из федерального бюджета по определенным разделам и под­разделам функциональной классификации расходов бюджетов Россий­ской Федерации.

Третий уровень ведомственной классификации расходов федерально­го бюджета детализирует направления финансирования по целевым ста­тьям и по прямым получателям средств[13].

В общем случае, расходы бюджета подразделяются на две группы:

1. Бюджет текущих расходов

2. Бюджет развития, куда включаются расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недо­статке доходных источников. Сокращение может производиться только по защищенным статьям.

Структура расходов Государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслевую и региональную структуру экономики, национальную конкурентоспособность на мировых рынках.

Очевидно, что величина государственного бюджета, как и его структура, для каждой страны индивидуальна (табл. 1)[14].

Таблица 1.

Примерная структура бюджетных расходов и доходов

 

Примерная структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в Государственном бюджете стран с рыночной экономикой %
Расходы  
Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели. 40-50
Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ. 10-20
Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам. 10-20
Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и др. 5-10
Платежи по государственному долгу 7-8
Доходы  
Налоги (в т.ч. акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор) 75-85
Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли 5-8
Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы. 10-12

 

Правительство любой страны старается сделать так, чтобы расходная статья равнялась доходной.

Функции государственного бюджета

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через мобилизационную, распределительную (перераспреде­лительную) и контрольную функции. Благодаря первой происхо­дит концентрация денежных средств в руках государства, второй – использование их с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; третья позволяет узнать, насколько своевремен­но и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распре­делении бюджетных средств, эффективно ли они используются[15].

Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризую­тся определительной спецификой.

Мобилизационная функция состоит в аккумулировании в руках государства ресурсов, необходимых для выполнения его функций в рыночной экономике.

Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресур­сов между разными подразделениями общественного производст­ва.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно - через формирование и использование фонда денеж­ных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централи­зуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений[16].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: