ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ НТП




Научно-технический прогресс в ведущих капиталистических странах опирается на адекватный ему экономический механизм. Это не какой-то специфический, а все тот же товарно-денежный, рыночный механизм.

Его главный элементконкуренция. Она выдвигает вперед того производителя, продукция которого соответствует текуще­му платеже-способному спросу, и «топит» того, кто этот спрос плохо учитывает. Сегодня конкуренция такова, что на рынок практически не попадает некачественная или несовершенная продукция, не имеющая новых или повышенных потребительских свойств, не дающая необходимой нормы прибыли произ­водителю и полезного эффекта потребителю. В условиях насы­щенности рынка товарами и услугами спрос ориентируется на все более сложные и изысканные продукты труда, в силу чего повышается значение нововведений, и тот производитель, который овладевает этим фактором, получает максимальную прибыль. Важнейшими рычагами успеха становятся такие сла­гаемые, как гибкость, мобильность, восприимчивость к ново­введениям, умение быстро адаптироваться к изменениям ры­ночной конъюнктуры.

Фирмы-новаторы, обладая монополией на новые знания (нововведения и открытия), получают добавочную прибыль, своеобразную научно-техничес-кую ренту. Условия ее получения – ограниченность знаний и научно-техничес-ких ресурсов. Но в отличие от ренты в сельском хозяйстве или в добываю­щей промышленности научно-техническая рента носит вре­менный характер.

Собственность на применяемые в производстве новые зна­ния в виде открытий, изобретений, ноу-хауи т.д. является обязательным условием форми-рования и функционирования рынка новой техники и технологий. Без нее не могут быть присвоены выгоды от использования нововведений. В основе этой собственности обычно лежит коммерческая тайна в виде научно-технического опережения или охрана прав интеллектуальной собственности на изобретения, товарные знаки, про­мышленные образцы, программные продукты и т.д.

Развитие прав интеллектуальной собственности способствует повышению восприимчивости экономики к НТП, и, наоборот, пренебрежение ими чревато отставанием, потерей мотивации к совершенствованию производства.

Как известно, в бывшем СССР была отменена совершенствовавшаяся веками система мотивации НТП, основанная на реальном праве частной собственности на продукты интеллек­туального труда, отвергнут весь накопленный мировой практи­кой арсенал стимулирования НТП (в первую очередь с помо­щью налоговых, финансовых и иных экономических инстру­ментов). Все это было заменено административно-командной системой «внедрения» научно-технических достижений в про­изводство. Главным средством этой системы стали внеэконо­мические методы директивного планирования, а основным содержанием – монополия государства (а не создателя ново­ введения или его преемника) на владение и распоряжение всеми открытиями, изобретениями и иными нововведениями.

Государственная монополия на достижения науки и техни­ки в условиях сверхцентрализованного, планового управления экономикой и обществом превращалась в обезличку интеллек­туальной собственности. Но при этом разрабатывались особые правовые формы ее «охраны» типа авторского свидетельства на изобретения, лишавшие, по существу, каких-либо реальных имущественных прав не только создателей новых продуктов и технических новшеств, но и хозяйствующих субъектов (пред­приятия и исследовательские организации). В результате хо­зяйствующие субъекты утрачивали всякий интерес к использо­ванию результатов НТП.

В рыночном механизме стимулы к НТП зарождаются в процессе взаимодействия спроса и предложения, потребностей и производства, потребителей и производителей. Потребности побуждают производство к освоению новой продукции прежде всего тем, что порождают платежеспособный спрос. Это является фактором, во многом определяющим направления развития производства, характер НТП, массовость нововведе­ний. Ключевой момент – эквивалентные, строго возмездные отношения между производителем и потребителем, когда первый добивается прибыли лишь в том случае, если соответствующую выгоду получает и второй. Разделение будущей прибыли между производителем и потребителем практически закладывается заранее в каждый новый научно-технический проект. Иными словами, разработчикам (ученым, конструкто­рам) и производителям выдается четкий заказ на конкретное нововведение.Это не технократический, а социально-экономи­ческий феномен. Рассмотрим его подробнее.

Сначала себя обнаруживает конкретная потребность на новое изделие, новую технику или определенное новшество. Она витает как бы в воздухе цивилизованного рынка. Далее на стадии фундаментальных исследований появляется идея этого новшества. На стадии прикладных исследований и проектирования идея воплощается в договор (или техническое задание) между потенциальными производителем и потребителем, в котором «оговаривается» распределение будущей выгоды. Затем создается образец новшества, воплощающий в соответствии с заказом кон­кретные потребительские свойства. На следующем этапе осуще­ствляется доводка образца и внедрение его в производство. Если окажется, что рынок его принимает, то важно обеспечить высо­кие темпы внедрения, широкую диффузию нововведения. Здесь большую роль играет система маркетинга – подготовка рынка, обслуживание потребителя, учет его рекламаций.

В условиях, когда спрос намного превышает возможности его удовлетворения, производство находится под воздействием стимулов, побужда-ющих к экстенсивному расширению выпус­ка продукции. Экстенсивный тип развития, как правило, не требует широкого использования научно-технических достижений, разра­ботки принципиально новой техники и технологии, хотя темпы экономического роста могут быть довольно высокими.

Однако по достижении определенной степени насыщения прежних потребностей возможности прогресса на старом пути исчерпываются. Это порождает стимулы к интенсификации, когда на передний план выдвигаются иные формы экономиче­ского и научно-технического развития, прежде всего массовое обновление продукции, внедрение принципиально новой тех­ники и технологических процессов, позволяющих в корне пре­образовать производство. Часто рассматриваемые качественные изменения происходят в период низких общих темпов эконо­мического роста (или даже падения производства) и требуют глубокой перестройки всей сложившейся производственной структуры.

Вторым элементом экономического механизма, присущего НТП, является фирма-производитель, материально и организа­ционно обеспечи-вающая нововведенческий процесс и смену устаревших изделий. Так, в США промышленные корпорации берут на себя свыше 50% всех затрат на НИОКР (в Японии – почти 80%) и реализуют в своих нововведениях почти 70% этих затрат. В ведущих капиталистических странах сложились опре­деленные взаимоотношения между малыми, средними и круп­ными фирмами. Малые и средние фирмы стали весьма много­численны и многообразны: в США, например, ежегодно появ­ляется 600–700 тыс. фирм (и 20–40 тыс. разоряется). Многие из них специализируются не на выпуске обычной продукции, а на прикладных исследованиях, конструкторских разработках и выпуске новейшей продукции. В результате НТП стал объектом специализированного бизнеса, а вся сфера НИОКР практически коммерциализирована.

По оценкам Национального научного фонда (ННФ) США, около половины основных промышленных нововведений в стра­не обеспечивают малые и средние фирмы (с числом занятых до 1 тыс. человек). На каждый доллар, вложенный в НИОКР, они дают в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с численностью занятых от 1 тыс. до 10 тыс. человек, и в 24 раза больше, чем фирмы с числом занятых свыше 10 тыс. человек. Такие важные нововведения, как антибиотики, инсулин, пестициды, автомати­ческие приводы, вертолеты, кондиционеры, кислородные кон­верторы, кинескопы, ксерография, электронные лампы, целло­фан, шариковые ручки, фотокамеры «Полароид», персональные компьютеры, и многие другие были созданы на мелких фирмах.

В то же время крупные и крупнейшие фирмы не остаются в стороне. Многие малые и средние фирмы связаны с ними контрактными соглашениями или даже являются их частью, специально отпочкованной для ведения научного поиска и принятия на себя риска. В системе разделения труда крупные и крупнейшие фирмы берут на себя функцию тиражирования, распространения нововведений, полученных на небольших научно-технических фирмах-новаторах.

Министерство торговли США провело обследование 10 526 предприятий обрабатывающей промышленности на предмет выявления степени использования ими современной техники и технологии. Оказалось, что 70% опрошенных пред­приятий применяют по меньшей мере один из 17 отобранных
видов современной техники или технологии, 23% – 5 и более. При этом крупные предприятия применяют современную технику в большей мере, чем мелкие. Так, 79% крупных предприятий используют 5 и более видов современной техники и технологии, тогда как среди мелких структур таких насчиты­вается лишь 13%. Но доля новейшей продукции, выпускаемой па мелких предприятиях, выше, чем на крупных.

Прогнозы марксистов конца XIX – начала XX в. о неизбежном вытеснении мелкого и среднего бизнеса крупнейшими монополиями не оправдались. Сегодня во всех странах со зрелой рыночной экономикой именно мелкий и средний бизнес является основой предприниматель­ства и несет на себе важнейшую компоненту НТП.

Третий элемент экономического механизма НТП – государство, ибо прежде всего оно берет на себя функции по стимулированию НТП, ассигнуя на НИОКР значительные средства (около третьей части всего бюджета НИОКР в США и Франции, 37% – в Великобритании, 33% – в Германии и 19% – в Японии), проводя соответствующее регулирование и добиваясь повышения конкурентоспособности отечественной продукции и упрочения позиций своей страны в международ­ном научно-техническом сотрудничестве.

В настоящее время можно говорить и о крупномасштабной научно-технической политике, проводимой правительствами ведущих капиталисти-ческих стран. В Японии это выбор при­оритетов, программ достижения научно-технического ли­дерства в конкретных областях; в Западной Европе – целенаправленная поддержка нововведений и наукоемких производств в промышленности, в США – научно-техническая политика правительства, направленная на разработку крупных и эффективных мер по стимулированию отдельных сторон НТП. Речь идет прежде всего о налоговом стимулировании НИОКР, льготах на их проведение промышленными фирмами (практически в бюджет НИОКР добавляется 1-3 млрд.долл. в год) и т.д. Приняты важные законодательные акты о переходе страны на энергосберегающее оборудование, об использовании технологических нововведений, о кооперации фирм в сфере НИОКР и др.

Важную роль играет государство в поддержке и стимулиро­вании деятельности малого бизнеса. Это осуществляется путем передачи прав на использование изобретений, созданных на государственные субсидии, выдачи лицензий на принадлежа­щие государственным ведомствам изобретения, размещения заказов. В последнее время в создании фирм-новаторов актив­но участвуют местные органы власти (в частности, они органи­зуют при университетах отделения по развитию научно-техни­ческих фирм).

Четвертым элементом экономического механизма НТП яв­ляется политический механизм: это гласность, широкое обсуж­дение в прессе актуальных вопросов развития науки и техники. По проблемам НТП, менеджмента, государственного регулиро­вания, развития науки и техники, научной политики в органах массовой печати постоянно бурлят дискуссии, споры, видные ученые ведут свои «колонки» в газетах и журналах, стараясь давать самостоятельные и обоснованные оценки тех или иных экономических и научно-технических процессов. Не менее важную роль играют известные комментаторы телевидения.

Разного рода официальные структуры ведут постоянную ра­боту в области проблем федеральной научной политики, приня­тия конкретных мер по стимулированию НТП. В США это ко­миссии и подкомиссии Сената и Палаты представителей. При­влекает внимание деятельность советника президента по науке, ННФ, Управления по оценке техники и технологии Конгресса. В других странах в системе политического механизма НТП за­действованы научные советы министерств и ведомств, министер­ства науки и техники, система вневедомственной экспертизы.

В Конгрессе США в определении стратегических направ­лений НТП активно участвуют 9 комиссий Сената и Палаты представителей. В комиссиях законодатели совместно с экс­пертами рассматривают все аспекты актуальных научно-тех­нических проблем, устанавливают приоритеты в научно-техни­ческом развитии своей страны. Например, Комиссия по науке, инженерии и общественной политике разработала свод ориен­тиров и критериев, которыми руководствуются все органы федерального правительства при принятии решений о финан­сировании тех или иных программ.

Согласно закону, принятому в 1988 г., все министерства (и в первую очередь те, которые осуществляют крупные затраты на НИОКР) обязаны определять стратегические цели в новей­ших технологиях, разработка которых заслуживает особого вни­мания. В 1993 г. Национальный совет по науке и технологии США, возглавляемый президентом страны, разработал нацио­нальную научно-технологическую стратегию.

В качестве национальных целей НИОКР, которым с 1996 г. обязаны соответствовать все научно-исследовательские проекты и программы, разрабатываемые или финансируемые раз­личными министерствами и ведомствами, названы следующие:

- здоровое и образованное общество;

- экономический рост и создание новых рабочих мест;

- мировое лидерство в науке и технике;

- улучшение качества окружающей среды;

- использование информационных технологий;

- укрепление национальной безопасности.

Глубокие сдвиги в научно-технической политике США, про­исшедшие в последние годы, вызваны рядом факторов, и прежде всего падением конкурентоспособности некоторых американских товаров, необходимостью повысить эффективность госу­дарственных затрат на НИОКР, растущей зависимостью военной технологии от состояния гражданских отраслей, особенно в области электроники. Все это потребовало изменений в бюджет­ной политике. Если ранее она была направлена на финансиро­вание программ НИОКР по ведомственному признаку, то теперь на передний план выдвинулись новые ориентиры: ускоренная разработка нововведений и коммерциализация высоких техноло­гий, способных повысить конкурентоспособность американских товаров, обеспечить динамичность экономики и удовлетворение социальных потребностей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: